Теоретические основы принятия решений в процессе управления предприятием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 17:53, курсовая работа

Описание работы

Развитие современной науки об управлении, активное использование компьютерной техники, возрастающие объем и сложность информации делают процесс выработки и принятия управленческого решения тем «узким местом», которое наиболее чувствительно к малейшим изменениям в выборе эффективного пути реализации той или иной управленческой идеи.
Поэтому цель настоящей работы – рассмотреть сущность управленческого решения, его виды и модели процесса принятия решений.

Файлы: 1 файл

Курсач.doc

— 183.00 Кб (Скачать файл)

- иные виды деятельности, не запрещенные действующим законодательством.

ООО «Плес» для достижения уставных целей разрабатывает и реализует программы отдыха для физических и юридических лиц (в летнее и зимнее время), и аренду гостиничных номеров, обеспечивает организацию детского отдыха. Предметом деятельности исследуемого предприятия являются любые виды деятельности, не противоречащие целям деятельности общества и не запрещенные действующим законодательством РФ, в т.ч. осуществлении деятельности: в сфере оказания туристических услуг.

В больших предприятиях организационная структура представляет собой сложный механизм, в котором  задействовано множество людей  и подчиняется этот механизм определённой иерархии. Но во главе любой иерархии стоит директор. Так как ООО «Плес» сравнительно небольшое предприятие, то организационная структура её относительно проста. Директору непосредственно подчиняется главный администратор. Кроме того, на предприятии есть служба приёма и размещения, куда входят 3 администратора и 2 уборщицы. Есть на предприятии и бухгалтерская служба, возглавляемая главным бухгалтером. Структура предприятия ООО «Плес» представлена на рисунке 3.

Таким образом организационная  структура – это скелет предприятия. Тогда как «душой» предприятия  является организационная культура, которая устанавливает действия членов организации. В ООО «Плес» работает всего лишь 35 человек, но здесь есть свои ценности, принятые верования и нормы поведения. Есть хорошая традиция празднования совместно дней рождений и других праздников. Уже устоялись определённые формы приветствия между работниками и, конечно, с гостями. Часто на предприятии организуются совместные экскурсии, прогулки, пикники, что способствует сплочённости в коллективе, установлению контактов и улучшению взаимоотношений между работниками. Поэтому в гостинице всегда ощущается благоприятный психологический климат, и тёплая, гостеприимная обстановка, что, конечно же, дополнительно привлекает клиентов.

 

   

ДИРЕКТОР

 
                       
 

Главный администратор

   

Гл. бухгалтер

                       

Зав. производством 1 ч.

Управляющий по АХЧ 1 ч.

 

Кассир 1 ч.

Бухгалтер мат. Стола 1 ч.

Бухгалтер по зарплате 1 ч.

                 

Повара 4 ч.

Бармены 3 ч.

Официанты 3 ч.

Кладовщик 1 ч.

Водители 2 ч.

Уборщицы 2 ч.

Дворник 1ч.

Администраторы 3 ч.

 

 

Рисунок 3 - Структура  предприятия ООО «Плес»

 

ООО «Плес» имеет два профиля услуг: аренда номеров и организация досуга и развлечений. ООО «Плес» - это гостиничный комплекс 2-го разряда. Как и в любой гостинице данного разряда, на предприятии есть водопровод, канализация, отопление, телефонная мобильная связь, душ и ванные общего пользования, ресторан. Номерной фонд (10 номеров) гостиницы представлен 4 номерами первой и 3 второй категорий и пока 3 недавно оборудованных номера высшей категории. К первой категории относятся номера, состоящие из одной комнаты на одного-трёх человек, с полным санитарным узлом, телевизором, обставленные гарнитуром или набором однотипной высококачественной мебели, с гравюрами на стенах, ковровыми покрытиями на полу. Номера второй категории состоят из одной комнаты на одного-трёх человек, надлежащим образом меблированные. Санитарные узлы неполные или только умывальники, телевизоры..

Предприятие ООО «Плес» было создано с целью организации на ее базе приема и обслуживания населения г. Йошкар-Ола и с высоким и средним уровнем дохода. Данное направление деятельности является приоритетным и определяет стратегию предприятия в целом. Другими направлениями деятельности являются: оказание дополнительных гостиничных услуг, туристические, экскурсионные, культурно-зрелищные, спортивно-игровые, медицинские и бизнес-услуги.

Загрузка предприятия  в летние месяцы составляет порядка 90-95%. Как показывает анализ, номера «высшей категории» имеют загрузку с октября по май выше средней, а с июня по сентябрь на 10-20% ниже средней. Всех потребителей услуг ООО «Плес» можно условно разделить на две группы: физические лица; юридические лица. Для индивидуальных отдыхающих действуют тарифы т.н. «стойки портье», т.е. максимально возможные. Для отдыхающих по предварительной договоренности, прибывающих организованными группами действует скидка (около 23-30%), цены согласовываются в каждом договоре.

 

2.2 Схема принятия управленческих  решений на предприятии

 

Дадим краткую характеристику функциональных обязанностей сотрудников ООО «Плес».

Директор – он стоит  во главе фирмы, хотя в большей  степени он занимается вопросами  администрирования, также формирует общую политику ООО «Плес», решает вопросы с внешними контрагентами предприятия, а именно – администрацией района и города, представителями правоохранительных структур и пожарной инспекции. Также он занимается разрешением задач, которые не смогли разрешить на нижестоящих уровнях.

Главный администратор – этот человек в масштабе предприятия выполняет большое количество функций, которые мне, как будущему менеджеру организации были очень интересны. Так как в его ведении находятся вопросы непосредственного процесса управления товародвижением, составлением первичной документации, работа с персоналом (менеджерами), организация и проведение встреч и презентаций. А так же, составление коммерческих предложений, выработка приоритетных направлений, управление деньгами, потраченными на рекламные компании, деловая переписка и пр. Главный администратор определяет порядок исчисления зарплаты остальных работников.

Бухгалтерия – штат бухгалтерии  не велик, условно его можно поделить на три основные составляющие:

- главный бухгалтер  (вопросы отчетности, представление  интересов фирмы в налоговых  инспекциях и различных фондах, контроль за изменением законодательств в области бухгалтерского контроля и аудита);

- бухгалтер 1 (составление текущих отчетов, контроль движения тары, подсчет зарплаты сотрудников, связь с главным бухгалтером по текущим вопросам);

- бухгалтер 2 (работа  непосредственно с производственными участками - составление калькуляций на изготовляемые блюда и расчет стоимости номеров и путевок);

Администраторы – это самое мобильное звено предприятия, на них ложиться вся нагрузка управления текущим процессом (обеспечение отдыха приезжающим). В их обязанности входит поиск новых клиентов, поддержание старых, контроль дебиторской задолженности по своим клиентам. Поддержание порядка в гостиничном комплексе и организация ремонтных работ, контроль за состоянием инвентаря и оборудования.

Управляющий – в его ведении находится вся материально-техническая база предприятия, также в его обязанности входит организация оказания автотранспортных услуг клиентам ООО «Плес» и обеспечение безопасности.

В понятие «технология  принятия решения» входят следующие элементы (рис. 4):

1) для чего делать (реализация  идеи, решение проблемы);

2) что именно (количество  и качество объекта);

3) с какими затратами  (ресурсы);

4) как (по какой технологии);

5) кому (исполнители);

6) сроки (точное время  реализации решения);

7) для кого (потребитель конечного результата решения);

8) кому (место, рынок  на котором будет реализовано  решение);

9) что это даст (экономический,  социальный, экологический, технический  эффект)?

Как уже было сказано  ранее компания ООО «Плес» работает на рынке оказания гостиничных услуг и организации общественного питания.

Предположим, что ООО  «Плес» собирается ввести новый вид услуг, назовем условно назовем его «Медицина». Необходимо разработать технологию в условиях которой нужно принять решение о том как организовать оказание этой услуги и ее реализацию. Для разработки технологии мы используем алгоритм разработки технологии приведенный на рис. 4.

 




 





 



 



 

Рисунок 4 – Алгоритм технологии принятии решения на ООО  «Плес»

 

 

Программно-целевая технология реализации управленческих решений предусматривает разработку руководителем только конечной цели управления и сопутствующих ей задач, а также срока выполнения без указания механизма ее достижения. Для этой технологии свойственны следующие характеристики:

- управленческое решение  разрабатывается для персонала  предприятия численностью не  более 10 человек, чтоб возможные  неудачи не приносили больших  убытков;

- время выполнения  задания не должно превышать  одного месяца со дня его  выдачи, также во избежание убытков;

- наличие высокого  уровня профессионализма персонала  или большого доверия к нему  со стороны руководителя;

- производство новых  товаров, услуг, информации или  знаний;

- наличие устойчивых  неформальных отношений в коллективе, для ускорения получения помощи в процессе выполнения задания.

И так, руководство ООО «Плес» приняло решение о введении нового вида услуг – медицинских – организация массажного кабинета.

Задачи:

- поиск работника (с  медицинским образованием и опытом  работы);

- обеспечение помещением и оборудованием;

- создание положительного  мнения о новой услуге, включение  ее в комплекс услуг ООО «Плес», реклама, предложение в комплексе с услугами сауны.

Используя инициативно  – целевую технологию, руководство  компании доводит эту цель до менеджеров, соответственно не сообщая каким образом поставленная цель-задача должна быть выполнена. В такой ситуации действия менеджера сводятся к разработке собственного процесса решения поставленных задач.

Моделируем ситуацию. Нам нужно начать работать с постоянными клиентами. Для этого главный администратор самостоятельно разрабатывает план действий и реализует его. Предположим, что у нас есть два способа:

1. Вступить в непосредственные переговоры с руководством медицинских учреждений, что зачастую довольно проблематично. И в ходе переговоров выбрать вариант сотрудничества, который устроил бы обе стороны (приглашение специалистов на неполный рабочий день, ½ ставки).

2. Имея контакты с дружественными – партнерскими компаниями, напрямую договориться со специалистом (есть риск недостаточного профессионализма)

Мы выбрали первый вариант и готовы вступить в переговоры с руководством физкультурного диспансера г. Йошкар-Олы. Для этого мы составляем предварительное коммерческое предложение, подготавливаем описание услуги с указанием свойств и уникальных особенностей.

Если процесс переговоров  прошел успешно, то мы, выполнив цель начинаем заниматься вопросом контроля выполнения обязательств сторон. Используя опрос мнения посетителей диспансера для выбора непосредственного исполнителя, отдаем вопрос на организацию работы и соблюдение санитарно-гигиенических норм в ведение диспансера. Для улучшения качества продаж проводим рекламные компании и предоставляем скидки в течение первого месяца работы массажного кабинета.

Таким образом, используя инициативно–целевую технологию руководство ООО «Плес» отдает решение задачи на откуп менеджеров. За счет своих профессиональных навыков менеджер самостоятельно моделирует ситуацию и ищет способы решения.

Ответственным за реализацию принятого решения в данной компании является главный администратор, он определяет:

- сроки и параметры  выполнения решения, при использовании  инициативно целевой технологии  это время ограничено месяцем;

- ресурсы по средствам  которых будет реализован проект;

- результат решения должен полностью соответствовать тем целям, которые были поставлены начальством.

Таким образом, вы видим, что в ООО «Плес» при наличии сегодняшних мощностей и средств, компания верно выбрала программно-целевую технологию реализации управленческих решений. Хотелось бы еще раз подчеркнуть, что основной труд по развитию бизнеса лежит не только на руководстве, но и на менеджерах участвующих непосредственно в процессах связанных с решением и постановкой задач.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Разработка управленческих решений является важным процессом, связывающим основные функции управления: планирование, организацию, мотивацию, контроль. Именно решения, принимаемые руководителями любой организации, определяют не только эффективность ее деятельности, но и возможность устойчивого развития, выживаемость в быстро изменяющемся мире. Принятие эффективных решений - одно из наиболее важных условий эффективного существования и развития организации.

Принятие решений затрагивает  практически все области человеческой деятельности и есть неотъемлемая часть процесса управления. В рамках теории принятия решений развивались методы получения и анализа не только количественной, но и качественной информации, существенно расширившие возможности общей теории управления. Для принятия эффективного управленческого решения опыта и знаний одного человека оказывается, как правило, недостаточно, современному руководителю необходимо владеть современными технологиями принятия управленческих решения. Современная наука в области принятия управленческих решений поднялась на качественно новый уровень, на ее основе разработаны эффективные управленческие технологии, позволяющие решать сложные управленческие задачи, характерные для современных организаций. Значительную роль сыграло резкое увеличение объема информации, которую приходится учитывать при разработке управленческого решения сегодня, появление современной вычислительной техники с ее воистину удивительными возможностями по оперированию и обработке больших массивов как количественной, так и качественной информации. Созданы современные компьютерные системы поддержки принятия решений, экспертные системы, автоматизированные системы экспертного оценивания, предназначенные для использования в процессе принятия решений и позволяющие принимать эффективные управленческие решения в сложных ситуациях, осуществлять в рамках подготовки к принятию решений значительные объемы экономических, математических, логических расчетов.

Информация о работе Теоретические основы принятия решений в процессе управления предприятием