Теории лидерства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2014 в 00:09, реферат

Описание работы

Существует несколько теорий лидерства, фокусирующих внимание одновременно на личных свойствах лидера и на ситуации, в которой он действует. Наиболее известная — это ситуационная теория лидерства (contingency theory of leadership) Фреда Фидлера (Fiedler). Ситуационная теория лидерства утверждает, что эффективность лидера зависит как от того, насколько данный лидер ориентирован на задачу или на отношения, так и от того, в какой степени лидер контролирует группу и реализует свое влияние на нее. Предположение Фидлера состоит в том, что лидеров можно разделить на два больших типа. Представители первого ориентированы главным образом на задачу, второго — на взаимоотношения. Лидер, ориентированный на задачу (task-oriented leader), больше обеспокоен тем, чтобы работа была сделана как следует.

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 62.30 Кб (Скачать файл)

Наиболее известными политологами, занимавшимися проблемой политического лидерства являются Дж.Пейдж, Дж. Мак Грегор Бернс, Ж.Блондель, Р.Такер.

Интеллектуальным прорывом в исследовании феномена политического лидерства явилось опубликование в 1978 году книги Дж. Мак Грегора Бернса “Лидерство”. Она была направлена на то, чтобы проложить новую дорогу для исследований в области, в которой к этому времени кое-что уже было запутано множеством дефиниций, понятий здравого смысла и биографическими очерками при нехватке, в то же время, общей теории лидерства.9

Что же такое политическое лидерство ? Нет общепринятого определения этого понятия, точно так же как не существует характеристики, которая применялась бы к лидерству вообще.

Ж.Блондель в книге “Политическое лидерство. Путь ко всеобъемлющему анализу.” определяет лидерство как “власть”, которая осуществляется “сверху вниз”.

Отличие власти лидера от других форм власти Блондель видит не столько в природе отношений между лидером и остальной нацией, сколько в том, что лидер обладающий властью и отдающий приказы, осуществляет эту власть над определенной группой своих подчиненных. Отношения власти, осуществляемые в контексте лидерства отличаются особым неравенством, так как лидеры способны заставить всех членов своей группы ( всех граждан) делать то, что в другом случае они не делали бы.

Дж.Пейдж считает, что политическое лидерство - это поведение людей, находящихся в позиции власти их соперников, их взаимодействие с остальными членами общества, как это существовало в прошлом, существует в настоящем и, возможно, будет существовать в будущем во всем мире10

Политическое лидерство означает не только поведение людей, находящихся на вершине власти, но и тех, кто находится на среднем и более низком уровне. По мнению Дж.Пейджа, под политическим лидерством имеется в виду не только лидерство отдельных личностей, но и “коллективное лидерство”, и взаимодействие лидера со своими последователями как единое образование.

По словам Р.Такера, “лидерство есть указание направления, которое в конечном счете нацелено на действие”. Но оно будет эффективным и реальным только в случае, если “указание” имеет смысл применительно к данной ситуации.

Механизм же политического лидерства представляет собой систему регуляторов деятельности политика, обеспечивающую не только легальность его действий, но и соответствие их принятой в обществе системе духовных ценностей.

Говоря о политическом лидерстве как об особом и значительном типе власти, нужно сказать, что особенность эта состоит в том, что эта власть осуществляется по широкому кругу вопросов и проблем. Политические лидеры осуществляют свою власть над сферой, включающей в себя международные дела, оборону, экономическое и социальное благосостояние граждан.

Для понимания комплексного феномена политического лидерства необходим учет различных типов переменных, которые в совокупности определяют природу лидерства в каждый конкретный момент времени:

- личность лидера, его  происхождение, процесс социализации  и способы его выдвижения;

- характеристики последователей;

- отношения между лидером  и последователями;

- контекст, в котором имеет  место лидерство;

-результат взаимодействия  между лидером и его последователями  в определенных ситуациях. 11

При таком рассмотрении процесса политического лидерства на первый план выступают отношения лидера с последователями. Поэтому не случайно некоторые авторы считают отношения “лидер - последователи” доминирующим фактором, определяющим лидерство.

В структуре политического лидерства обычно выделяют три главных компонента :

1. Индивидуальные черты  лидера.

2. Ресурсы, или инструменты, которыми он располагает.

3. Ситуация, в которой  он действует и которая оказывает  на него влияние.

Все эти компоненты прямо влияют на эффективность лидерства. Но если властные позиции и роли, являющиеся объективной основой политического лидерства, относительно стабильны, с трудом и достаточно редко подвергаются радикальным изменениям, то личностный, персональный компонент лидерства более текуч и подвижен.

Природа политического лидерства достаточно сложна и не поддается однозначной интерпретации. Прояснить его субъективные механизмы помогают психологические теории и, в частности, психоаналитическое объяснение лидерства. Как считал основоположник психоанализа З.Фрейд, в основе лидерства лежит подавленное либидо - преимущественно бессознательное влечение сексуального характера. Оно проявляется в стремлении к творчеству, в том числе и к лидерству.

У многих людей обладание руководящими позициями выполняет субъективно - компенсаторские функции, позволяет подавлять либо преодолевать различного рода комплексы, чувство неполноценности. Определенные психологические потребности также подчинение лидеру. Субъективное принятие лидерства закладывается еще в детстве, когда ребенок нуждается в покровительстве и авторитете родителей.

Политическое лидерство существует на трех социальных уровнях, где выполняет различные функции :

1. На уровне малой группы, объединенной политическими интересами. Оно представляет собой механизм  интеграции групповой деятельности, в которой лидер направляет  и организовывает действия группы, предъявляющей к личности лидера  определенные требования. Лидерство  этого уровня присуще всем  обществам.

2. Лидерство на уровне  политических движений в контексте  притязаний на власть конкретных  социальных слоев, связанных общностью  политических интересов, основанной  на одинаковом социальном статусе, а не узкогрупповыми интересами. В этом случае лидерство выполняет  не только интегративную, но и  прагматическую функцию. Первые  два уровня характеризуют власть  в любом обществе, независимо  от формы государственного устройства  и являются по существу проявлением  феномена лидерства в политике  как одной из сфер общественной  жизни. Лидером второго уровня  может быть как потенциальный  диктатор, так и будущий реформатор  демократической ориентации.

3. Лидерство политическое  как способ организации власти  в условиях существования гражданского  общества, разделения властей, а  также дифференциации социальных  слоев на основе экономического  положения и соответствующего  самосознания.

Политическое лидерство служит институтом, который включает большую часть населения в решение социальных проблем в масштабе общества в целом. Политическое лидерство, как механизм интеграции общества создается создается не только посредством правовой регламентации деятельности политики, но и морально - психологическими регулятивами. Судьба политики зависит от поступка, за который он не обязательно несет ответственность, но он может стоить ему карьеры.

В качестве специфического социального института политическое лидерство обнаруживает себя по мере реализации следующих функций:

1. Интегративной ( интеграции  интересов слоев населения в  конкретной политической программе,, в идеале предусматривающей удовлетворение интересов каждой группы населения).

2. Координационной ( корреляция деятельности трех властных институтов ( парламента, суда, администрации) с принятой в обществе системой регулятивов, с общественным мнением).

3.Прагматичной (превращение  целей и задач, стоящих перед  обществом и формирующихся в  идеологии, в конкретные программы  действия.

С точки зрения содержания принято выделять следующие функции:

1. Интеграция общества, объединение  масс. Лидер призван воплощать  в себе и представлять во  взаимоотношениях с другими государствами  национальное единство, подавать  пример служения народу, отечеству.

2. Нахождение и принятие  оптимальных политических решений.

3. Социальный арбитраж  и патронаж, поддержание порядка  и законности с помощью контроля, поощрения и наказания.

4. Коммуникация власти  и масс, упрочение эмоциональной  связи и тем самым предотвращение  отчуждения граждан от власти.

5. Инициирование обновления, генерированние оптимизма и социальной энергии, мобилизация масс на реализацию политических целей. Лидер призван охранять народные традиции, обеспечивать прогресс общества.

Политическое лидерство как сложное социальное явление неоднородно по типологии. Типы политического лидерства строятся по следующим признакам :

1. Четкость политической  цели, провозглашаемая в программных  заявлениях лидера, ясность для  населения проводимых мер по  ее реализации.

2. Наличие собственных  подходов к решению политических  проблем, самобытность лидера.

3. Особенности взаимоотношений  лидера и его соратников, методы  руководства, используемые лидером.

Предлагается следующая типология политических лидеров:

1. Автократический тип, предполагающий  неограниченную личную власть, жесткое  давление на общественные структуры, насилие как атрибут авторитарного  стиля. В тоталитарной общественой системе к такому типу можно отнести лидеров известных тоталитарных режимов ( сталинизм, фашизм).

2. Либеральный стиль, предполагающий  гибкое политическое реагирование  на происходящие в обществе  процессы: реформирование сверху  с опережением событий, политическое  прогнозирование. Нередко этот стиль  политического лидера приводит  к отчуждению масс от реального политического творчества, к видимости демократических реформ и политических свобод.

3. Демократический стиль  не был характерен для российской  политической истории как политическая  традиция. Данный стиль в чистом  виде не представлен ни в  одной стране. Демократический стиль  основан на всемерном привлечении  широких слоев населения к  управленческой политической деятельности  в элементарных повседневных  формах, к высшему типу политической  деятельности - политическому творчеству. Данный стиль создает предпосылки  для становления самоорганизации  и саморегулирования общества  и его структур.

Итак, в краткой форме было рассмотрено политическое лидерство, на основании вышеизложенного в заключение можно сделать следующий вывод:

- В современной науке  существует множество определений  политического лидерства, политическое  лидерство представляет собой  особый тип лидерства, более заметный  и значимый, чем другие формы  лидерства. Круг задач и функций, выполняемых политическими лидерами  достаточно широк. Главной же  особенностью политического лидерства  является его масштабность и  значимость для общества.

 

3. Руководство и лидерство

Специфика понятий лидерства в социальной психологии хорошо видна при анализе и сравнении двух феноменов - лидерства и руководства. Под лидерством ученые, исследовавшие этот вопрос обычно имели в виду характеристику психологических отношений, возникающих в группе “по-вертикали”, то есть с точки зрения доминирования и подчинения.

Понятие же руководства относится к организации деятельности группы к процессу управления ею. Наиболее полно различия между этими понятиями отражены в работе Б.Д.Парыгина:12

1. Лидер в основном  призван осуществлять регуляцию  межличностных отношений в группе, в то время как руководитель  осуществляет организацию официальных  отношений группы как социальной  организации..

2. Лидерство можно констатировать  в условиях микросреды ( ею и является малая группа). Руководство - это элемент макросреды, т.е. оно связано системой общественных отношений.

3. Лидерство возникает  стихийно, руководитель всякой реальной  социальной группы либо назначается, либо избирается. Но так или иначе, этот процесс не является стихийным, а, напротив, целенаправленно осуществляемым под контролем различных элементов социальной структуры.

4. Явление лидерства менее  стабильно, выдвижение лидера в  большой степени зависит от  настроения в группе, в то время  как руководитель - явление более  стабильное.

5. Руководство подчиненными, в отличие от лидерства, обладает  гораздо более определенной системой  различных санкций, которых нет  в руках лидера.

6. Процесс принятия решений  руководителем более сложен и  опосредован множеством различных  обстоятельств, в то время как  лидер принимает более непосредственные  решения, касающиеся групповой деятельности.

7. Сфера деятельности  лидера - в основном малая группа, где он является лидером, сфера  деятельности руководителя шире, так как он представляет малую  группу в более широкой социальной  системе.

В этом различия руководства и лидерства, но есть и общее:

1. Руководство и лидерство - средства координации отношений  членов социальной группы.

2. Оба феномена реализуют  процессы социального влияния  в коллективе.

3. Руководству, как и лидерству  присуща определенная субординация  отношений. В первом случае отношения  четко определены и закреплены  должностными инструкциями, а во  втором - отношения никак не очерчены.

Нередко лидерство способно переходить в руководство, а руководство часто становится лидерством.

Лоутон А. и Роуз Э. считают, что лидеры - это те, кто превращает сослуживцев в людей, сотрудничающих с ним по убеждению.13

В государственных учреждениях обычно считается, что намечать цели и брать на себя ответственность - дело политиков, а не государственных служащих. Лидерство на государственной службе - логическая несообразность в условиях демократии (Лоутон, Роуз). Трудность с децентрализацией ответственности и подотчетностью в государственных учреждениях заключается в том, что по традиции отчета требуют от политика, а не от чиновника. Так что если в этой структуре и осуществляется лидерство, то оно совпадает с ролью и целями политика.

Внутри государственной службы выделяются четыре фактора, влияющие на лидерство :

- компетентность : административный персонал должен быть восприимчив к проблемам, решения которых ждут от него лидеры;

Информация о работе Теории лидерства