Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2014 в 00:09, реферат
Существует несколько теорий лидерства, фокусирующих внимание одновременно на личных свойствах лидера и на ситуации, в которой он действует. Наиболее известная — это ситуационная теория лидерства (contingency theory of leadership) Фреда Фидлера (Fiedler). Ситуационная теория лидерства утверждает, что эффективность лидера зависит как от того, насколько данный лидер ориентирован на задачу или на отношения, так и от того, в какой степени лидер контролирует группу и реализует свое влияние на нее. Предположение Фидлера состоит в том, что лидеров можно разделить на два больших типа. Представители первого ориентированы главным образом на задачу, второго — на взаимоотношения. Лидер, ориентированный на задачу (task-oriented leader), больше обеспокоен тем, чтобы работа была сделана как следует.
- организация управления:
разумная организация
- тесная связь между
бюрократией с одной стороны,
лидерством и правительством
с другой. Государственные служащие
должны быть такими, чтобы на
них можно было положиться. Но
все зависит от того, какие
требования предъявляются
- бюрократия должна быть связана с населением, таким образом трудности в реализации задач сводятся к минимуму.
Следует добавить, что лидеры должны иметь четкое представление о том, что заключается в руководстве, чтобы оказывать на остальных направляющее воздействие.
Еще важный момент, который можно отметить, состоит в том, что руководство должно шире рассматривать работу организации и не забывать, в какой среде функционирует организация. Лидеры всех уровней должны быть осведомлены об общих условиях, в которых протекает их работа.
Многие трудности в государственных учреждениях обусловлены формальной неразберихой, иерархической структурой, в которой развиваются эти взаимоотношения. Эти организации имеют тенденцию управляться приказами и комитетами, которые сами прибегают к директивному стилю руководства. Поэтому, чтобы определить наиболее подходящее руководство, необходимо знать структуру организации. Бесполезно выступать за более демократический стиль руководства, если структура не допускает соучастия и неформального руководства.
Говоря о руководстве, можно привести точку зрения американских исследователей Джонсона, Каста и Розенцвейга, которые определяют его как “основную силу в организациях, которая координирует деятельность подсистем и определяет их взаимосвязь с окружающей средой”14 Определяя задачи руководителя, они утверждают, что руководитель должен превратить неорганизованные материальные ресурсы в полезное и эффективное предприятие. Руководством они называют процесс, посредством которого разрозненные ресурсы объединяются в единую систему для достижения поставленной цели. Управляя трудовыми и материальными ресурсами, для достижения целей системы руководитель обеспечивает производство продукции, координирует и интегрирует деятельность других сотрудников.
Функции руководства эти авторы определяют следующим образом :
1. Планирование - включает
в себя выбор целей
2. Организация - направлена
на объединение людей и
3. Управление - обеспечивает
работу различных подсистем в
соответствии с планом. Заключается
в контроле деятельности
4. Связь - передача информации
между центрами различных
Выполнение каждой функции зависит от выполнения трех остальных. Таким образом, основная задача руководства заключается в интеграции всех четырех функций для обеспечения эффективного достижения общих целей системы.
Существует и несколько иная точка зрения, сводящаяся к тому, что функции руководства следует рассматривать через управленческие процессы - планирование, организацию, руководство людьми, мотивацию, контроль и, соответственно, выделяются следующие функции руководителя:
- администраторская ( прежде всего этап контроля);
- стратегическая ( планирование и прогноз возможных событий в сфере деятельности конкретного руководителя и социальной организации в целом);
- экспертно - консультативная;
- представительская;
- воспитательная;
- коммуникативно - регулирующая;
- инновационная;
- дисциплинарная.
Важную роль в процессе руководства играют планирование и прогнозирование. Планирование - это деятельность руководителя, направленная на предопределение планов на последний период времени, пробуждение к выполнению различных видов деятельности и определение необходимых для этого средств, в результате чего должны быть поставлены определенные цели. Прогнозирование - это деятельность руководителя, направленная на то, чтобы оценить, предвосхитить события и достичь желаемого результата.
Большую роль в планировании и прогнозировании играет политика организации. Политика организации - это деятельность руководителя по эффективному использованию инструкций и предписаний, направленная на экономию времени. Политика организации должна быть сформулирована так, чтобы сократить время в принятии управленческих решений. Умение принимать решения и способность творчески решать проблемы - важнейшие профессиональные качества руководителя, от которого зависит эффективность любой управленческой деятельности.
В управленческом руководстве каждому руководителю, лидеру необходимы также знания и умение коммуникативно - регулирующего общения. Каждый руководитель обязан создавать коммуникации в своем коллективе, чтобы с наименьшими затратами добиться желаемого результата.
Если говорить о коммуникации в управленческих системах, то нужно иметь в виду ее участников - людей, и, с учетом человеческого фактора, коммуникацию необходимо рассматривать особым образом, так как во всех аспектах деятельности, где затрагивается человеческий фактор, начиная с найма на работу и заканчивая уходом на пенсию, потребность в эффективной коммуникации является решающей.
Говоря о коммуникации, нельзя не затронуть проблему мотивации как руководителя, так и подчиненных. Руководитель заинтересован в высокой мотивации своих сотрудников, но не в меньшей степени объектом собственных забот должен являться он сам. Чем выше заинтересованность работника, тем лучше качество его работы.
Выделяют следующие принципы мотивации:
-участия;
- коммуникации;
- признания;
- делегирования;
- взаимности;
- вертикальной нагрузки.
В конечном итоге деятельность руководителя через вдохновение, поощрение заставляет подчиненных выполнять необходимую работу.
Одной из важнейших управленческих задач, а также важным этапом управленческого процесса является контроль. Контроль - это деятельность руководителя по изменению, регулированию и оценке полученных результатов.
Г.Кунц и О Доннел определяют контроль как сравнение полученных результатов с нормативами15
Существуют следующие требования к контролю:
- постоянность;
- оперативность;
- объективность;
- открытость;
- экономичность.
Важным способом контроля является беседа руководителя с подчиненными. Каждый сотрудник желает установить контакт с начальником. Наличие контроля подчеркивает очевидную значимость контролируемой деятельности.
Контроль тесно связан с другими этапами управленческого процесса и своими результатами способен побуждать руководителя вносить в него необходимые коррективы.
При этом контроль обеспечивает функционирование в организации бесперебойной обратной связи ( метод делегирования полномочий) - одного из важнейших условий эффективного руководства.
Руководитель, не умеющий и не желающий пользоваться методом делегирования не может быть эффективным. Пока он не научится делать работу руками других, над ним постоянно будет висеть угроза развала работы.
Применение делегирования полномочий требует от руководителя определенной готовности:
- передавать право принятия решения другим;
- учитывать мнение других;
- мириться с ошибками других;
- доверять подчиненным;
- найти и использовать средства контроля за действиями подчиненных.
Делегирование ( в пределах контроля) это не способ уйти от ответственности, это форма разделения управленческого труда, позволяющая повысить его эффективность. Делегирование облегчает работу руководителя, но не снимает с него обязанности принимать окончательное решение, той обязанности, которая и делает его руководителем.
В заключение можно отметить, что одним из важных инструментов в руках руководителя является информация, находящаяся в его распоряжении. Используя, передавая информацию и получая ее, руководитель организует, руководит и мотивирует починенных. Многое зависит от его способности передавать информацию наиболее эффективным способом.
Из вышеизложенного можно сделать вывод, что управленческое руководство и лидерство есть сложные и многогранные явления, состоящие из различных элементов. Основными их составляющими являются природа, коммуникации, организация деятельности, от которых в большой степени зависит эффективная работа организации.
Чтобы достаточно точно оценивать ситуацию, руководитель должен хорошо представлять способности подчиненных и свои собственные задачи, полномочия и качество информации.
Главной задачей руководителя любого уровня является достижение целей организации путем умножения своих интеллектуальных и физических сил на коллективные усилия его подчиненных.
Руководитель, желающий получать все, что можно от подчиненных, как можно более эффективно работать, должен умело пользоваться и владеть лидерством в зависимости от требований и целей организации.
Заключение
На основании вышеизложенного материала можно сделать следующие выводы:
1. До настоящего времени
не существует универсального
определения лидерства, различные
авторы дают каждый свое
2. Среди различных аспектов
лидерства выделяется
3. Руководство - основная
сила в организациях, координирующая
деятельность подсистем и
Лидерство и руководство присутствуют везде, где есть власть и организация;
Эффективное руководство всегда должно совмещаться с лидерством;
При анализе и сравнении феноменов лидерства и руководства хорошо видны различия и общее между ними. Наиболее полно различия между этими понятиями отражены Б.Д.Парыгиным в его книге “Основы социально - психологических теорий”.
В связи с многообразием феноменов лидерства и руководства их нельзя вместить в рамки курсовой работы. Помимо приведенных в работе теорий, существует множество аспектов данной проблемы.
В заключение можно сказать, что любому управленцу для успешного осуществления своих функций нужно уметь вести за собой подчиненных, проявляя себя как лидера в организации.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Блондель Ж.. Политическое лидерство. - М., 1992
2. Вебер М.. Харизматическое господство/ Социологические исследования, 1988, № 5
3. Веснин В.Р. Менеджмент для всех. - М.,1994
4. Джонсон Р., Каст Ф., Розенцвейг Д. Системы и руководство. - М., 1971
5.Имидж лидера : психологическое пособие для политиков. - М., 1994
6. Кричевский Р.Л. Если вы - руководитель. - М., 1993
7. Кунц Г., О Доннел С.. Управление : системный и ситуационный анализ управленческих функций. Т.2. - М., 1982
8. Лоутон А., Роуз Э. Организация и управление в государственных учреждениях. - М., 1993
9. Огарков А.А. Теория организации, Волгоград, 1998
10. Парыгин Б.Д. Основы социально - психологических теорий. - М, 1971
11. Политология. Энциклопедический словарь. - М., 1994
12. Херманн М.Г. Составные части лидерства. - М., 1992
13. Штукина Т.А. К новому измерению политического лидерства. - Кентавр, 1994
1 Политология. Энциклопедический словарь. - М., 1994
2 М.Вебер. Харизматическое господство/Социологические исследования, 1988, № 5
3 Ж.Блондель. Политическое лидерство. - М., 1992
4 Имидж лидера : психологическое пособие для политиков. - М., 1994
5 Херманн М.Г. Составные части лидерства. - М., 1992
6 Веснин В.Р. Менеджмент для всех. - М., 1994
7 Кричевский Р.Л. Если вы - руководитель. - М., 1993
8 Парыгин Б.Д. Основы социально - психологических теорий. - М., 1971
9 Штукина Т.А. К новому измерению феномена политического лидерства. - Кентавр 1994, № 6
10Ж.Блондель. Политическое лидерство.- М., 1992
11 Имидж лидера: психологическое пособие для политиков. - М.,1994
12 Парыгин Б.Д. Основы социально психологических теорий. - М., 1971
13 Лоутон А.,Роуз Э. Организация и управление в государственных учреждениях. - М., 1993
14 Джонсон Р.,Каст Ф., Розенцвейг Д. Системы и руководство. - М., 1971
15 Кунц Г., О Доннел С., Управление: системный и ситуационный анализ управленческих функций. Т.2. - М.,1982