Теории лидерства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2015 в 11:23, реферат

Описание работы

В обществе существует объективная потребность в лидерстве, и она не может не реализовываться. Лидерство — один из механизмов объединения групповой деятельности.
Основная задача лидера — вызывать активность, устранять пассивность, вовлекать всех членов группы в управление ею.
«Лидерство – это загадочное, ускользающее качество. Существование его легко признать, трудно описать, еще труднее использовать на практике и уже невозможно создать это качество в других»,- писал известный американский специалист в области менеджмента Д. Кэмбелл.

Файлы: 1 файл

теории лидерства 2.docx

— 44.71 Кб (Скачать файл)

 Лидерство различается  по силе влияния на членов  группы (организации). Одного лидера  люди слушают беспрекословно, советам  же или указаниям другого следуют  лишь до тех пор, пока они  не вступают в противоречие  с их собственными интересами  и установками. В зависимости  от направленности влияния на  реализацию целей организации  лидерство делится на конструктивное (функциональное), т.е. способствующее  осуществление целей организации, деструктивное (дисфункциональное), т.е. формирующееся на базе стремлений, наносящих ущерб организации, и нейтральное, т.е. не влияющее непосредственно на эффективность производственной деятельности. Конструктивное лидерство - один из важнейших компонентов эффективного руководства. Оптимальным для руководителя является сочетание в себе качеств формального и неформального лидера. Однако совмещение в одном лице этих социальных ролей, особенно роли руководителя и эмоционального лидера, трудно достижимо. Для эффективности управления персоналом обычно достаточно, чтобы руководитель одновременно являлся и деловым лидером. Конечно, уровень позиции, занимаемой руководителем в системе эмоциональных отношений, также влияет на эффективность руководства. Он не должен быть чрезмерно низким, переходящим в антипатию. В последнем случае эмоциональная неприязнь может существенно подрывать деловой и должностной авторитет руководителя и снижать эффективность его деятельности. В целом полноценное лидерство позволяет управлять людьми без их сопротивления и недовольства, формального контроля, страха и наказаний. По мнению многих ученых, лидерами "рождаются", однако в еще большей степени ими становятся с помощью обучения, упорной индивидуальной работы, практического опыта и приобретаемых в нем навыков. Опираясь на все это, в принципе практически каждый компетентный руководитель может стать деловым, а во многом и эмоциональным (правда, это требуется далеко не всегда) лидером.

 

Заключение

Лидерство - это постоянное, приоритетное и легитимное влияние одного или нескольких лиц, занимающих властные, доминантные позиции на все общество или группу.

Феномен лидерства встречается на любом уровне социальной организации общества. Оно существует везде, где есть коллективная деятельность и организация. Подходы к изучению лидерства различаются комбинацией трех основных переменных, привлекающих внимание исследователей по сей день: лидерские качества, лидерское поведение и ситуация, в которой действует лидер. Важную роль при этом играют характеристики и поведение последователей. Каждый из подходов предлагает свое решение проблемы эффективного лидерства.

Лидерство как тип отношений управления отлично от собственно управления и строится больше на отношении типа «лидер - последователь», чем «начальник - подчиненный». Не любой менеджер использует лидерство в своем поведении. Продуктивный менеджер не обязательно является эффективным лидером, и наоборот. Успех в управлении не компенсирует плохого лидерства.

Эффективность управления непосредственно связана с оптимальным использованием ресурсов организации при решении насущных проблем и ее способностью достойно встретить требования ближайшего будущего (в расчете на новые достижения). В стабильной ситуации эффективность функционирования организации может быть обеспечена менеджментом без учета отношений лидерства.

Но в нестабильных условиях, требующей от организации постоянной готовности к изменениям в соответствии с новыми обстоятельствами и запросами, эффективность организационной деятельности зависит от потенциала лидерства.

 

 

Список литературы

  1. Прыгин Б.Д., Руководство и лидерство. – Л., 1973. – С. 43 - 56
  2. Максвелл Д., 21 неопровержимый закон лидерства. - М., 2001. – С.64 – 86.
  3. Пугачёв В.П., Руководство персоналом организации. – М., 2002. – С.36-45
  4. Яхонтова Е.С., Эффективность управленческого лидерства. – М., 2002.–С.64-72
  5. Кретов Б.И., Типология лидерства. Социально-гуманитарные знания. – 2000. - №3. – С. 25 – 32.
  6. Андреева О.И. Феномен лидерства. – К.: Освита. – 2004. – 312 с.
  7. Бойчук А.А. Лидер или руководитель? – К.: Высшая школа. – 2003. – 282 с.
  8. Кретов Б. И. Типология лидерства. Социально-гуманитарные знания. №3 2000
  9. Смольков В. Г. Сущность и типология социального лидерства. Социально-гуманитарные знания. №6 2001.

 

 

 


Информация о работе Теории лидерства