Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 20:07, доклад
Фредерик Херцберг (род. в 1921 г.) – один из ведущих специалистов в области индустриальной социологии и психологии.
На базе данных интервью, взятых на разных рабочих местах, в различных профессиональных группах и в различных странах он разработал «мотивационно-гигиеническую теорию», или теорию «обогащения работы» в книге «Мотивационная мораль» (1968 г.).
Интервьюируемых просили обрисовать ситуации, в которых они ощущали полное удовлетворение либо, напротив, неудовлетворение от работы. Ответы были классифицированы по группам.
Изучая собранный материал, Ф. Херцберг пришел к выводу, что удовлетворенность и неудовлетворенность работой вызываются различными факторами.
Фредерик Херцберг (род. в 1921 г.) – один из ведущих специалистов в области индустриальной социологии и психологии.
На базе данных интервью, взятых на разных рабочих местах, в различных профессиональных группах и в различных странах он разработал «мотивационно-гигиеническую теорию», или теорию «обогащения работы» в книге «Мотивационная мораль» (1968 г.).
Интервьюируемых просили обрисовать ситуации, в которых они ощущали полное удовлетворение либо, напротив, неудовлетворение от работы. Ответы были классифицированы по группам.
Изучая собранный материал, Ф. Херцберг пришел к выводу, что удовлетворенность и неудовлетворенность работой вызываются различными факторами.
Первая группа – так называемые гигиенические факторы. Это – заработная плата, санитарно-гигиеническое состояние помещения, отношения с товарищами, физическое состояние во время процесса труда, обеспеченность работой, политика фирмы и администрации, межличностные отношения начальников с подчиненными, степень непосредственного контроля за работой, влияние работы на личную жизнь.
Эти факторы, которые Херцберг красочно назвал ПЕПЗ – «пни его под зад» (в физическом и психологическом смыслах), чаще всего вызывают недовольство работников. Они очень важны, но не являются стимулами, а в лучшем случае лишь обеспечивают нормальный ход работы.
Настоящими стимулами являются факторы второй группы - мотивация, к которым относятся сама работа, осознание своих достижений, признание их окружающими, чувство ответственности, понимание собственного вклада в результаты деятельности, самореализация в труде, успех, продвижение по службе, творческий рост.
Это факторы, обогащающие, облагораживающие работу. Ради такой благородной работы люди готовы стерпеть тяжелые внешние условия.
Гигиенические факторы связаны с окружающей средой, в которой осуществляется работа, а мотивация связана с самим характером и сущностью работы.
В отличие от «гигиенических» факторов моральные стимулы действуют длительно и более надежно.
По мнению Ф. Херцберга, причины, вызывающие удовлетворенность работой, не являются противоположностью в одном и том же измерении. Каждый из них находится как бы в своей шкале измерений, где один действует в спектре от минуса до нуля, а второй - от нуля до плюса. Если причины контекста создают плохую ситуацию, то работники испытывают неудовлетворенность, но и в лучшем случае эти причины не приводят к большой удовлетворенности работой, а дают быстрее нейтральное отношение.
Другими словами: при отсутствии или недостаточной степени гигиенических факторов у человека наступает неудовлетворение собственной работой. Но если они достаточны, то сами по себе не вызывают удовлетворения работой и не способны мотивировать человека на что-либо.
Херцберг описывал соотношение между удовлетворенностью и неудовлетворенностью деятельности следующим образом: "Результаты нашего исследования позволяют заключить, что факторы, вызывавшие удовлетворение работой и обеспечивавшие адекватную мотивацию, - это иные и существенно отличные факторы, чем те, которые вызывают неудовлетворение работой. Поскольку при анализе причин удовлетворенности или неудовлетворенности работой приходится рассматривать две различные группы факторов, то эти два чувства не являются прямо противоположными друг другу. Обратным чувству удовлетворения от работы является его отсутствие, а не неудовлетворенность. Обратным чувству неудовлетворенности является в свою очередь его отсутствие, а не удовлетворение работой".
Херцберг считал, что работник начинает обращать свое внимание на гигиенические факторы только тогда, когда найдет их реализацию неадекватной или несправедливой.
По теорий Херцберга, гигиенические факторы не мотивируют работников, а только сокращают возможность возникновения чувства неудовлетворенности работой. Для того чтобы добиться мотивации, руководитель обязан обеспечить наличие мотивирующих факторов.
Херцберг утверждает, что необходимо прийти к пониманию того, что труд является радостью, а не наказанием. Работник, заинтересованный своим трудом, не так требователен к заработной плате и другим внешним факторам, и эффективность его деятельности значительно выше.
По его мнению, трудовые процессы должны быть перестроены. Сами рабочие должны управлять ходом своего труда. Херцберг советует обогащать операции, выполняемые одним человеком, т.е. делать их разнообразнее, подбирать работу по способностям, смягчать характер контроля, устранять некоторые виды наказаний, давать рабочим трудные задания, требующие творчества, признавать их успехи.
Фактически рабочий сам должен стать управляющим. Его интерес к управлению своей работой усиливает чувство идентификации с компанией. Некоторые крупные корпорации, ознакомившись с взглядами Херцберга, провозгласили кампанию под девизом: «Все дело в самой работе».
Херцберг считает, что теория «обогащения работы» представляет собой модель демократии в производственных условиях. В ней отчетливо прослеживаются веяния гуманистической психологии, обращение к ценности каждой личности, стремление к раскрытию ее творческого потенциала.