Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2014 в 21:17, реферат
Каждый день в нашей жизни мы принимаем решения — большие и малые, связанные с бизнесом, с личными и общественными делами.
Развитие науки, усложнение экономических и социальных связей и отношений привели к разработке специальной области научного знания — теории принятия решений, основанной прежде всего на теории вероятностей и математической статистике. Формирование ее основ относится к концу XVII в. — началу XVIII в. Задолго до этого времени люди стали задумываться о характере вероятностных процессов и пытаться изучать их. Мощный толчок практическому использованию подсчета шансов дало открытие Колумбом Америки. Оживились внешнеторговые морские перевозки, а значит и страховое дело, расширились банковские операции, стала развиваться кредитная система. Все это требовало оценки рисков, и подсчет шансов из мира азартных игр перешел в мир экономики.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….….3
1. Происхождение и центральный объект науки управления ….………...........4
2. Основные элементы и этапы принятия решения ……………………………5
3. Этапы разработки модели принятия решений ……...…….…………......…..8
4. Виды классификаций задач принятия решений…………………………….12
5. Модели и методы принятия решений………………………………………..13
6. Требования, предъявляемые к управленческим решениям………………..16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………...…………………………...….……..17
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………..18
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
НЕФТИ И ГАЗА ИМ. И.М. ГУБКИНА
Кафедра труда и управления персоналом
Реферат по дисциплине
«Менеджмент»
на тему:
«Теория и методы принятия решений»
Выполнил: студент гр. ВЭ-11-5
Леонов Д.Н.
Проверил: проф. Еремина И.А.
Москва, 2012
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………...…………………
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………
Каждый день в нашей жизни мы принимаем решения — большие и малые, связанные с бизнесом, с личными и общественными делами.
Развитие науки, усложнение экономических и социальных связей и отношений привели к разработке специальной области научного знания — теории принятия решений, основанной прежде всего на теории вероятностей и математической статистике. Формирование ее основ относится к концу XVII в. — началу XVIII в. Задолго до этого времени люди стали задумываться о характере вероятностных процессов и пытаться изучать их. Мощный толчок практическому использованию подсчета шансов дало открытие Колумбом Америки. Оживились внешнеторговые морские перевозки, а значит и страховое дело, расширились банковские операции, стала развиваться кредитная система. Все это требовало оценки рисков, и подсчет шансов из мира азартных игр перешел в мир экономики.
Теория принятия решений — область исследования, вовлекающая понятия и методы математики, статистики, экономики, менеджмента и психологии; изучает закономерности выбора людьми путей решения разного рода задач, а также исследует способы поиска наиболее выгодных из возможных решений.
Различают нормативную теорию, которая описывает рациональный процесс принятия решения и дескриптивную теорию, описывающую практику принятия решений.
1. Происхождение и центральный объект науки управления
Наука управления зародилась в Англии, во время второй мировой войны, когда группа ученых получила задние на решение сложной военной проблем, таких как оптимальное размещение сооружений гражданской обороны и огневых позиций, оптимизация глубины подрыва противоподлодочных бомб и конвоя транспортных караванов. В 50-60-е гг. методология была обновлена, преобразована в целый ряд специфических методов и стала все более широко применяться для решения проблем в промышленности и принятия решений в разных ситуациях. Сегодня модели и методы науки управления используются для решения таких задач, как регулирование транспортных потоков в городах и оптимизация графика движения в аэропортах, составление графиков работы классов и аудиторий в университетах, управление запасами в супермаркетах и универмагах, разработка новых видов продукции, распределение расходов на рекламу различных видов продукции, планирование материального обеспечения и т.д.
Центральный пункт науки управления состоит в том, чтобы обеспечить руководителей организации научной базой для разрешения проблем, связанных с взаимодействием компонентов организации в интересах последней как целого. На данный момент существует множество точек зрения на методы науки управления, поэтому у разных авторов можно встретить такие понятия: «наука управления», «наука о принятии решений», «системный анализ», «наука о системах», «исследование операций». Но, тем не менее, не зависимо от предпочитаемой терминологии, можно выделить отличительные особенности науки управления как подхода:
Применяя научный метод для разрешения проблем управления, необходимо принимать во внимание то, что организация – это открытая система, состоящая из взаимосвязанных частей. Поэтому второй особенностью научного подхода к управлению является системная ориентация. Третья особенность науки управления – использование моделей. Моделирование часто необходимо в силу сложности проблем управления и трудности проведения экспериментов в реальной жизни.
2. Основные элементы и этапы принятия решения
Процесс принятия решений представляет собой достаточно сложный процесс, содержащий ряд этапов, при описании которых используются определенные элементы (понятия, конструкции). В качестве основных элементов принятия решений можно различать следующие:
1. Исследователь (субъект принятия решения) - один или несколько специалистов, проводящих анализ обстановки и выработку решения по управлению системой. Среди исследователей выделяют: лицо, принимающее решение (ЛПР) - специалист (командир), определяющий, что следует понимать под рациональным, желаемым в данной ситуации решением, выбирающий и утверждающий окончательное решение, а также несущий ответственность за данный выбор; лицо, формирующее решение (ЛФР) - специалист по способам формализации ситуации принятия решения и алгоритмам выбора рациональных решений. Довольно часто среди субъектов принятия решения не выделяют лицо, формирующее решение, и рассматривают только один элемент - лицо, принимающее решение.
2. Система (объект принятия
решения). В качестве системы может
выступать реально
3. Цели. Целевой подход
занимает в теории принятия
решений центральное место. В
задачах управления военно-
а). Цели проводимого системно-кибернетического исследования. Здесь в качестве такой цели рассматривается управление системой, проводимое на основе выбора (принятия) решений;
б). Цели системы. В задачах принятия перспективных решений по управлению (созданию) военно-технической системой должны быть выявлены основные цели, которые могут быть достигнуты при ее функционировании. Обычно целевой анализ начинается с уяснения (формулирования) так называемой глобальной цели. Глобальная цель конкретизируется путем указания подчиненных ей главных целей. В сложных задачах, решение которых зависит от многих взаимосвязанных факторов, целесообразным является дальнейшее развертывание главных целей в многоуровневое дерево целей и задач.
При принятии оперативных решений цель системы, как правило, очевидна и достаточно четко сформулирована.
4. Ресурсы (ограничения). Функционирование
военно-технической системы
5. Альтернативы (альтернативные курсы действий) Различают следующие виды альтернатив:
Для оценки степени достижения целей, поставленных перед системой, необходимо уметь конструировать и анализировать альтернативные варианты поведения системы в различных условиях обстановки. В общем случае число таких вариантов бесконечно. Заметим, что в традиционных задачах исследования операций допустимое множество альтернатив обычно задается в явной или неявной форме. В современной теории принятия решений конструирование, генерация альтернатив и выявление множества допустимых альтернатив являются важной составной частью исследования.
В процессе принятия решения должны быть выявлены(сконструированы) допустимые с учетом введенных ограничений альтернативы (варианты решений) и выделена из них наилучшая с известной точки зрения.
В ситуациях, связанных с принятием перспективных решений, разработка каждой альтернативы поведения системы является достаточно трудоемкой операцией. Поэтому довольно часто разрабатываются наиболее вероятные варианты, число которых конечно, при этом каждой такой альтернативе обычно сопоставляется определенная последовательность действий, называемая курсом действий. При анализе альтернативных решений оцениваются последствия их выбора, а именно курсы действий.
6. Критерии (предпочтения, показатели). Критерий - это правило, по которому осуществляется выбор или сравнение альтернатив (решений). В качестве критерия выбора выдвигается либо условие принадлежности альтернативы к множеству, обладающему определенными свойствами, либо достижение при этой альтернативе экстремума некоторого показателя. При сравнении альтернатив в качестве критериев могут выступать отношения предпочтения, которые довольно часто задаются с использованием функций (целевых функций).
Основными задачами принятия решений, связанными с критериями, являются
7. Модели. Исследование альтернатив
и соответствующих им курсов
действий производится на
Принятие решений осуществляется в несколько этапов. Это обусловлено тем, что в силу сложности решаемых проблем обычно не удается сразу учесть на каждом из этапов все необходимые факторы, и они могут быть выявлены только после окончания цикла исследований, что, в свою очередь, вызывает необходимость перехода к новому циклу (новой итерации). В действительности дело обстоит сложнее, т.к. существует необходимость внесения корректив в те или иные этапы по результатам выполнения других этапов, не дожидаясь окончания цикла исследования.
3. Этапы разработки модели принятия решений
1. Разработка концептуальной модели.
Модель, отражающая с необходимой полнотой прототип в том или ином содержательном аспекте и записанная на естественном языке с использованием положений логики, называется концептуальной моделью.
При разработке концептуальной модели довольно часто используются теоретико-множественные конструкции, которые позволяют в компактном виде представить основные особенности принятия решения. Часто используется аппарат теории графов.
2. Разделение характеристик, описывающих ситуацию принятия решения.
В ходе выполнения данного этапа выделяются:
Таким образом, производится разделение (декомпозиция) на собственно систему S и среду Q, тогда R = S ◦ Q, где
S = (Х1,.....,Хn, Ω, Sg), где Sg ⊆ Х1 × Х2 × ··· × Хn × Ω,
Q = (Ω, Хn+1,...,Хm, Qg), где Qg ⊆ Ω × Хn+1 × Хn+2 × ··· × Хm.
Влияние среды Q на систему S описывается посредством переменных из Ω. Прежде всего, здесь формализуется понятие "решение" в виде некоторой математической конструкции. Как правило, различают три основных формы представления решения:
1) решение задано в явном виде и представляет собой набор характеристик, непосредственно связанных со смыслом решаемой задачи;
2) решение описывается вектором - упорядоченным набором переменных, которые описывают суть решения в терминах исходной постановки задачи;