Теория лидерства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 14:00, реферат

Описание работы

Лидер - это человек, за которым другие члены коллектива признают право брать на себя наиболее ответственные решения, затрагивающие их интересы и определяющие характер группы. Неотъемлемым свойством лидера является наличие хотя бы одного последователя. Роль лидера заключается в умении повести людей за собой, обеспечить существование таких связей между людьми в системе, которые способствовали бы решению конкретных задач в рамках единой цели.

Содержание работы

Введение………………………………………………………..…………...…3
1 Теории лидерства…………………………………………………......…......4
1.1 Теория врожденного величия…………………………......……………...4
1.2 Бихевиоризм и лидерство………………...……………………………….6
1.3 Теория случайностей и ситуационное лидерство………………………..8
1.4 Система теории лидерства……………………..………………………..10
2 Типология лидеров ……………………………………...…………………11
3. Различие между лидерством и менеджментом ………………….......…...13
Заключение………………………………….....…………………………….14
Перечень использованных источников…………………….....….………...15

Файлы: 1 файл

Теория Лидерства.docx

— 34.97 Кб (Скачать файл)

Лидер – организатор. В  данном типе лидерство часто рассматривается  как процесс, посредством которого руководитель вызывает нужные действия членов группы, пользуясь системой поощрений и наказаний. Суть отношений  между лидером и группой можно  описать как заключение трансакции (сделки) с каждым из членов группы. Поэтому такой организаторский  стиль часто называют трансакционным. Генеральный менеджер отеля, организующий работников ресторана на испытание какой-нибудь новой технологии обещанием щедрых премий, - пример такого стиля руководства.

Лидер – реформатор. Здесь  Всякое лидерство направлено на то, чтобы изменить поведение членов группы. Некоторые изменения не столь  значительны и приносят немедленную  пользу. Для того чтобы их вызвать, нужен лидер-организатор. Но коллектив  не может существовать только за счет реализации таких целей. Нужны и  более масштабные, хотя и не сулящие  немедленной выгоды. Для их организации  нужен лидер другого типа. Это  лидер-реформатор, способный вдохновить людей на совершение действий, прежде считавшихся невозможными. Часто это называется подвигом. На подвиг людей можно вдохновить лишь в том случае, если они сами чувствуют свою ответственность за достижение общей цели.

Лидеры – реформаторы  обычно обладают провидческим даром, они  философы, но не столько теоретики, сколько практики. Практики не в  том смысле, что делают практическую работу за людей, которыми руководят, а  практики в хорошем смысле – люди, практически воплощающие свою мечту, лично убеждая своих последователей в достижимости этой мечты. Лидер  –реформатор должен обладать тремя  характеристиками:

  1. харизмой
  2. страстностью натуры
  3. высоким интеллектом

Типичным лидером-реформатором харизматического типа был Мартил Лютер Кинг, лауреат Нобелевской премии мира, посвятивший всю свою жизнь борьбе за гражданские права черного населения Америки. Его мечту о том, каким должно быть устройство человеческого общества будущего, разделяли миллионы американцев.

 

3 РАЗЛИЧИЕ МЕЖДУ ЛИДЕРСТВОМ И МЕНЕДЖМЕНТОМ

 

Современный менеджмент появился на свет около ста лет назад, чтобы помочь людям, чьи имена стали почти легендой, сделать качественный рывок в промышленности. Без менеджмента гигантские корпорации, развивающиеся как единый организм, превращались бы в хаос и просто не могли быть созданы.

Менеджмент —  это процесс, благодаря которому предприятие реализует свои цели, организуя усилия своих работников. Лидерство — это процесс, благодаря которому человек с идеями может оказывать нужное воздействие на поведение других. Хотя менеджеры обладают властью в силу своего положения, компании стремятся назначать менеджерами лидеров, которые бы воздействовали на подчиненных силой личности, опытом и т.д.

Разницу между  менеджментом и лидерством можно показать, (таблица 3.1) сравнивая между собой черты идеального менеджера и идеального лидера:

 

Таблица 3.1 –  Сравнение черт менеджера и лидера

МЕНЕДЖЕР

ЛИДЕР

Администрирует

Творит

Поддерживает

Развивает

Спрашивает «как» и  «когда»

Спрашивает «что» и  «почему»

Делает так, как надо

Делает то, что надо


 

Лидер сфокусирован на стиле и идеях, тогда как  менеджер — на методе и процессе. Лидер — вождь, и он стремится не к аккуратности и порядку, а к движению. Он стремится вести людей, а не управлять ими. Лидерство начинается там, где кончается менеджмент, где система поощрений и наказаний, учета и контроля дает дорогу мужеству убеждений, яркой индивидуальности и новаторству.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Проблемы лидерства являются ключевыми для достижения организационной  эффективности. С одной стороны, лидерство рассматривается как  наличие определенного набора качеств, приписываемых тем, кто успешно  оказывает влияние или воздействует на других, с другой, лидерство - это  процесс преимущественно не силового воздействия в направлении достижения группой или организацией своих  целей.

Лидерство как тип отношений  управления отлично от собственно управления и строится больше на отношении типа “лидер - последователь”, чем “начальник - подчиненный”. Не любой менеджер использует лидерство в своем поведении. Продуктивный менеджер не обязательно  является эффективным лидером, и  наоборот. Успех в управлении не компенсирует плохого лидерства.

Подходы к изучению лидерства  различаются комбинацией трех основных переменных, привлекающих внимание исследователей по сей день: лидерские качества, лидерское поведение и ситуация, в которой действует лидер. Важную роль при этом играют характеристики и поведение последователей. Каждый из подходов предлагает свое решение  проблемы эффективного лидерства.

Ранние традиционные концепции  предлагали определять эффективное  лидерство на основе либо качеств  лидера, либо образцов его поведения. Ситуационность в этих случаях во внимание не принималась. Эти концепции в конечном счете утонули в бесконечном множестве выявленных качеств и образцов поведения, так и не создав завершенной теории.

Современные подходы концентрируют свое внимание на способности лидера создать новое видение решения проблемы и, используя свою харизму, передать ее значение последователям таким образом, чтобы это вдохновило и вызвало у них энтузиазм к осуществлению действий по достижению целей.

 

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Волков И. П. Руководителю о человеческом факторе. Л. 1989.
  2. Кравченко А. И. История менеджмента. М. 2002.
  3. Кричевский Р. Л. Если Вы руководитель… Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. М. 1993.
  4. Прыгин Б.Д. Руководство и лидерство. Л. 1973.
  5. Пугачев В. П. Руководство персоналом организации. М. 2002.
  6. Руководитель, коллектив, личность. Ред. К. Ладензак. М. 1974.
  7. Шорин В. Г., Попов Г. Х., Горячев Г. Д. Стиль работы руководителя. М. 1976.
  8. Яхонтова Е. С. Эффективность управленческого лидерства. М. 2002.
  9. Калашникова Л., Лайфуров С. Стиль и методы управления в современном бизнесе. Служба кадров. №10 2002.
  10. Кретов Б. И. Типология лидерства. Социально-гуманитарные знания. №3 2000.
  11. Леонова А.А. Управление персоналом: искусство или наука? Деньги и кредит. №9 1998.
  12. Смольков В. Г. Сущность и типология социального лидерства. Социально-гуманитарные знания. №6 2001.

Информация о работе Теория лидерства