Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2012 в 22:49, реферат
Целью данной работы является исследование двухфакторной теории потребностей Герцберга как одной из теорий мотивации. Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
1) определить место указанной теории в современных теориях мотивации;
2) ознакомиться с основными положениями теории;
3) определить достоинства и недостатки теории.
Введение 3
1. Характеристика процесса мотивации 4
1.1. Сущность понятия «мотивация» 4
1.2. Стадии процесса мотивации 6
1.3. Современные теории мотивации 8
2. Характеристика теории мотивации Герцберга 10
2.1. Результаты исследований Герцберга 10
2.2. Гигиенические и мотивирующие факторы 11
2.3. Основные положения теории 14
3. Значение теории Герцберга 15
3.1. Практическая направленность теории 15
3.2. Пример применения теории Герцберга на практике 17
3.3. Критические замечания к теории Герцберга 22
Заключение 24
Список литературы 25
Вывод, который он сделал на основе этих исследований, оказался исключительно оригинальным. Ф. Герцберг заключил, что процесс обретения удовлетворённости и процесс нарастания неудовлетворённости с точки зрения обуславливающих их факторов – это два различных процесса. Т.е. факторы, которые вызывали рост неудовлетворённости, при их устранении не обязательно приводили к увеличению удовлетворённости и, наоборот, из того, что какой-либо фактор способствовал росту удовлетворённости, никак не следовало, что при ослаблении влияния этого фактора будет расти неудовлетворённость.
Вот как Ф. Герцберг описывал соотношение между удовлетворённостью и неудовлетворённостью работой: «Результаты нашего исследования, а также результаты, полученные мною в ходе обсуждений с другими специалистами, использовавшими совершенно иные методы, позволяют заключить, что факторы, вызывавшие удовлетворение работой и обеспечивавшие адекватную мотивацию – это иные и существенно отличные факторы, чем те, которые вызывают неудовлетворение работой. Поскольку при анализе причин удовлетворённости или неудовлетворённости работой приходится рассматривать две различные группы факторов, то, следовательно, эти два чувства не являются прямо противоположными друг другу. Обратным чувству удовлетворения от работы является его отсутствие, а не неудовлетворённость. Обратным чувству неудовлетворённости является, в свою очередь, его отсутствие, а не удовлетворение работой» [13, 529].
Процесс «удовлетворённость – отсутствие удовлетворённости» в основном находится под влиянием факторов, связанных с содержанием работы, т.е. с внутренними по отношению к работе. Данные факторы оказывают сильное мотивирующее воздействие на поведение человека, которое может привести к хорошему выполнению работы. Однако, если эти факторы не присутствуют, то их отсутствие не вызывает сильной неудовлетворённости. Обычно такие факторы называют мотивирующими (см. рис.1). Мотивирующие факторы рассматриваются как самостоятельная группа потребностей, которую обобщенно можно назвать группой потребностей в росте. К этой группе относятся такие потребности или факторы, как достижение, признание, ответственность, продвижение, работа сама по себе, возможность роста и т.п. Если данные потребности удовлетворяются, то человек испытывает удовлетворение. А поскольку они могут приводить к удовлетворению, то играют мотивирующую роль.
Процесс «неудовлетворённость – отсутствие неудовлетворённости» определяется влиянием факторов, в основном связанных с окружением, в котором осуществляется работа. Это внешние факторы (условия труда, зарплата и т.п.). Их отсутствие вызывает у работников чувство неудовлетворённости. Наличие факторов этой группы не обязательно вызывает состояние удовлетворённости, т.е. они не играют мотивирующей роли, а связаны с устранением «боли», «страдания». В литературе их обычно называют факторами здоровья (или гигиеническими), как бы подчеркивая этим, что данные факторы создают нормальные здоровые условия труда (см. рис.1).
Согласно теории Ф. Герцберга, наличие факторов здоровья не будет мотивировать работников. Оно только предотвратит возникновение чувства неудовлетворённости работой.
Рис.1. Двухфакторная модель мотивации Герцберга
Двухфакторная модель мотивации Герцберга
Мотивирующие факторы Гигиенические факторы
(факторы удовлетворения)
. . .
Положительные Отрицательные Положительные Отрицательные
проявления проявления проявления проявления
Таким образом, основные положения теории Герцберга следующие:
По мнению Герцберга, 69% причин, определяющих разочарованность персонала в своей работе, относится к группе гигиенических факторов, в то время как 81% условий, влияющих на удовлетворённость работой, непосредственно связаны с мотивирующими факторами.
Что происходит
в организации в зависимости
от степени удовлетворённости
Таблица 1
Удовлетворение гигиенических и мотивирующих факторов в организации
|
Мотивирующие факторы | ||
Не удовлетворяются |
Удовлетворяются | ||
Г и г и е н и ч е с к и е
ф а к т о р ы |
Удовлетво- ряются |
Высокий процент персонала с избегательной мотивацией. Специалисты с достижи-тельной мотивацией реже, но тоже могут попадать в эту организацию, однако ненадолго. Персонал стремится минимизировать свои трудовые усилия (тепло, светло, хорошо платят – зачем ещё и работать?) |
Это гармоничная система мотивации персонала. Созданы все возможные условия для труда, и труд хорошо и справедливо оплачивается |
Не удовлетво-ряются |
Здесь наблюдается высокая
текучесть кадров и большие проблемы
с набором |
Здесь работают в основном
специалисты с достижи-тельной
мотивацией и недостаточным опытом
работы. Такая компания привлекательна
как этап в профессиональном росте,
так как связана с достиже- |
В табл.1 используются следующие понятия (согласно теории В.И. Герчикова относительно мотивационной структуры личности):
1) достижительная
трудовая мотивация –
2) избегательная
трудовая мотивация –
Практическая направленность теории Герцберга состоит в том, что манипуляция факторами труда позволяет влиять на удовлетворённость персонала своим трудом. Для того чтобы эффективно использовать теорию Ф. Герцберга, необходимо составить перечень гигиенических и, особенно, мотивирующих факторов и дать сотрудникам возможность самим определить и указать то, что они предпочитают.
Активизация мотивирующих факторов способна обеспечить максимально возможное участие персонала в делах фирмы: от принятия самостоятельных и ответственных решений на своём рабочем месте до соучастия в инновационных программах компании.
Многие организации попытались
реализовать теоретические
Есть предположение, что такой гигиенический фактор, как деньги, может компенсировать большинство других гигиенических факторов. Например, отдаленность работы от дома вполне компенсируется удовлетворительным для сотрудника заработком, так же как условия труда, график работы и прочее, при условии, что эти вопросы не являются принципиальными для сотрудника. Что касается мотивирующих факторов − это то, что связано с более глубокими человеческими потребностями, и подмена их удовлетворения (при наличии у сотрудника достижительной мотивации) возможна только на непродолжительное время. Тем не менее, многие из мотивирующих факторов тоже непосредственно связаны с деньгами, как материальным выражением оценки профессиональных успехов, степени ответственности и т.д.[2]
Мотивирующие же факторы могут лишь частично и ненадолго компенсировать недостаток гигиенических факторов (см.табл.1).
Примером применения теории Герцберга на практике является проведение голландским туристическим комплексом аудита внутреннего маркетинга [10] на основе изучения выделенных Герцбергом факторов с помощью анализа «важность-исполнение», позволяющего эти факторы количественно оценить (см.табл.2).
Внутренний маркетинг определяют как привлечение, обучение, мотивирование и удержание квалифицированного персонала посредством создания таких рабочих условий, которые удовлетворяли бы нужды персонала [10]. По мнению автора контрольной работы, всё перечисленное относится к сфере деятельности менеджера по персоналу.
Таблица 2
Результаты аудита внутреннего маркетинга туристического комплекса
Номер п/п |
Описание фактора (М–мотивирующий фактор) |
Средний балл по категориям |
Положение на карте | |
Важность |
Исполнение | |||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
Быть лидером в своей группе (М) |
3,60 |
3,78 |
Низкий приоритет |
2 |
Делать стоящую, интерес-ную и качественную работу (М) |
4,54 |
3,69 |
Сосредоточиться |
3 |
Иметь больше свободы на работе |
3,75 |
3,75 |
Низкий приоритет |
4 |
Достигать личных целей, относящихся к работе (М) |
4,06 |
3,57 |
Сосредоточиться |
5 |
Иметь хорошие отношения с |
4,60 |
4,18 |
Успешный результат |
6 |
Иметь возможность для |
4,03 |
3,30 |
Сосредоточиться |
Продолжение табл.2
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
7 |
Получать новые навыки и знания (М) |
4,45 |
3,45 |
Сосредоточиться |
8 |
Иметь хорошие рабочие условия |
4,57 |
3,69 |
Сосредоточиться |
9 |
Получать хорошую зарплату |
4,09 |
3,12 |
Сосредоточиться |
10 |
Быть по достоинству оценённым своим руководителем (М) |
4,42 |
3,54 |
Сосредоточиться |
11 |
Помогать своей фирме достичь целей |
4,48 |
3,51 |
Сосредоточиться |
12 |
Иметь продвижение по службе |
3,12 |
3,05 |
Низкий приоритет |
13 |
Быть частью своей рабочей группы |
4,12 |
3,87 |
Сосредоточиться |
14 |
Иметь стабильную и надежную работу |
4,27 |
3,48 |
Сосредоточиться |
15 |
Быть информированным о |
4,39 |
3,06 |
Сосредоточиться |
16 |
Участвовать в принятии решений(М) |
4,09 |
3,03 |
Сосредоточиться |