Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 11:54, реферат
С повышением роли человеческого фактора появились психологические методы мотивации. В основе этих методов лежит утверждение, что основным модифицирующим фактором являются не только материальные стимулы, но и нематериальные мотивы, такие, как самоуважение, признание со стороны окружающих членов коллектива, моральное удовлетворение работой и гордость своей фирмой. Такие методы мотивации базируются на изучении потребностей человека, т.е. осознанного ощущения недостатка в чем-либо. Ощущение недостатка в чем-либо имеет вполне определенную цель, которая и служит средством удовлетворения потребностей.
1. Введение ………………………………………………………………………….3
2. Понятие мотивации…………………………………………………….............5
3. Теория мотивации Маслоу А.Х «Иерархическая модель потребностей»……………………………………………………………………8
3.1 Использование теории Маслоу в управлении…………………...11
3.2 Недостатки теории Маслоу………………………………………..12
4. Заключение……………………………………………………………………..13
5. Список литературы……………………………………………………………14
Теория Маслоу внесла исключительно важный вклад в понимание того, что лежит в основе стремления людей к работе. Руководители различных рангов стали понимать, что мотивация людей определяется широким спектром их потребностей. Для того чтобы мотивировать конкретного человека, руководитель должен дать ему возможность удовлетворить его важнейшие потребности посредством такого образа действий, который способствует достижению целей всей организации. Еще не так давно руководители могли мотивировать подчиненных почти исключительно только экономическими стимулами, поскольку поведение людей определялось, в основном, их потребностями низших уровней. Сегодня ситуация изменилась. Благодаря более высоким заработкам и социальным благам, завоеванным в результате борьбы профсоюзов и государственных мер регулирования даже люди, находящиеся на низших ступенях иерархической лестницы организации, стоят на относительно высоких ступенях иерархии Маслоу.
Исходя из этого, можно сделать вывод, что если вы руководитель, то вам нужно тщательно наблюдать за своими подчиненными, чтобы решить, какие активные потребности движут ими. Поскольку со временем эти потребности меняются, то нельзя рассчитывать, что мотивация, которая сработала один раз, будет эффективно работать все время.
Хотя, казалось бы, теория человеческих
потребностей Маслоу дала руководителям
весьма полезное описание процесса мотивации,
последующие экспериментальные
исследования подтвердили ее далеко
не полностью. Конечно, в принципе, людей
можно отнести к той или
иной достаточно широкой категории,
характеризующейся какой-либо потребностью
высшего или низшего уровня, но
четкой пятиступенчатой иерархической
структуры потребностей по Маслоу,
по-видимому, просто не существует. Не
получила полного подтверждения
и концепция наиважнейших потребностей.
Удовлетворение какой-либо одной потребности
не приводит к автоматическому
Основная критика теории
Маслоу сводилась к тому, что ей
не удалось учесть индивидуальные отличия
людей. Эдвард Лоулер напротив ввел иерархическую
структуру индивидуальных потребностей
– предпочтений, которую человек
формирует на основании своего прошлого
опыта. Так, исходя из своего прошлого
опыта, один человек может быть более
всего заинтересован в
Практическая функция мотивации состоит в подборе различных способов и методов эффективного воздействия на персонал в целях его ориентации на результативную деятельность с учетом мотивационных установок работников и их профессионального и личностного потенциала. Однако, эффективность той или иной мотивационной системы в практической деятельности во многом зависит от органов управления, хотя за последние годы сделаны определенные шаги к повышению роли самих предприятий к разработке собственных систем мотивации, которые на конкретном отрезке времени позволяют претворять в жизнь стоящие перед предприятиями цели и задачи в условиях рыночных отношений.
И всё же стоит отметить, что существует огромное количество различных методов мотивации персонала, но невозможно выбрать один единственный метод, который будет эффективен во все времена и при любых обстоятельствах. Любой метод, применяемый руководителем, основан на выбранной фирмой стратегии управления человеческими ресурсами. Это означает, что выбор конкретного метода мотивации должна, в первую очередь, определять общая стратегия управления персоналом, которой следовала или желает следовать фирма.
Исследовав небольшую часть менеджмента – мотивации персонала, было установлено, что мотивация существенно повышает производительность труда, что влечёт увеличение прибыли.
К сожалению, стоит признать, что до перехода России к рыночным отношениям, так и в настоящее время, проблема мотивации остается самой актуальной и, к сожалению, самой неразрешенной в практическом плане проблемой.
Информация о работе Теория мотивации Маслоу А.Х «Иерархическая модель потребностей»