Теория управления и его значения для практики менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 16:00, контрольная работа

Описание работы

Знание и осмысление прошлого способствует лучшему пониманию современного состояния науки, а также появлению и формированию новых идей. Развитие науки управления свидетельствует, что нежизненные концепции гибли, а оставались только самые ценные, проверенные практикой и временем.
Управление в условиях рынка получило название менеджмента. Отличительные особенности менеджмента заключаются в том, что он ориентирует фирмы на удовлетворение потребностей рынка, на постоянное повышение эффективности производства (получение опти­мальных результатов с наименьшими затратами), на свободу в принятии решений, на разработку стратегических целей и программ и их постоянную корректировку в зависимости от состояния рынка.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. Эволюция управленческой мысли………………………………………...5
2. Возникновение, формирование и содержание различных школ менеджмента………………………………………………………….…….7
2.1 Школа научного управления ………………………………………….7
2.2 Классическая (административная) школа управлении………….…..9
2.3 Школа психологии и человеческих отношений………………...….11
2.4 Школа науки управления (количественная школа) ………………..12
3. Разнообразие моделей менеджмента……………………………...…….14
3.1 Особенности американской модели…………………………………14
3.2 Характеристика японской модели……………………………...……15
3.3 Западноевропейская модель менеджмента…………………...…….16
4. Развитие менеджмента в России……………………………………..….18
Заключение………………………………………………………………..22
Список литературы…………………………………………………..……23

Файлы: 1 файл

К.Р. МЕНЕДЖМЕНТ (печать).docx

— 43.75 Кб (Скачать файл)

Заслуга Файоля заключается в том, что он разделил все функции управления на общие, относящиеся к любой сфере деятельности, и специфические, относящиеся непосредственно к управлению промышленным  предприятием.

Последователями Файоля, развившими и углубившими основные положения его доктрины, являются Линдал Урвик, Л. Гьюлик, М. Вебер, Д. Муни, Алфред П. Слоун, Г.Черч.

На основе разработок Файоля и его последователей сформировалась классическая модель организации, базирующейся на четырех главных принципах:

·     четкое функциональное разделение труда;

·     передача команд и распоряжений сверху вниз;

·     единство распорядительства («никто не работает более чем на одного босса»);

·     соблюдение «диапазона контроля» (осуществление  руководства ограниченным числом подчиненных).

Все вышеуказанные  принципы построения организации справедливы  и для настоящего времени, несмотря на то, что достижения НТП наложили на них определенный отпечаток. Так, широкое использование в практической деятельности электронно-вычислительной тех­ники упростило связи между  органами (звеньями) управления в организации  за счет ускорения обработки информации.

В целом  же для классической школы менеджмента  характерно игнорирование человека и его потребностей. За это представители  школы подвергаются справедливой критике  со стороны теоретиков и практиков  менеджмента.

 

2.3.     ШКОЛА ПСИХОЛОГИИ И ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ  ОТНОШЕНИЙ

 

Одним из недостатков школы научного управления и классической школы было то, что  они до конца не осознавали роли и значения человеческого фактора, который в конечном счете является основным элементом эффективности организации. Поэтому школу психологии и человеческих отношений, которая устранила недостатки классической школы, часто называют неоклассической школой.

Первая  попытка применить психологический  анализ к практическим задачам производства была предпринята  профессором Гарвардского университета США  Г. Мюнстербергом.

В 20—30-е  годы нашего столетия зародилась школа  человеческих отношений, в центре внимания которой находится человек. Возникновение  доктрины «человеческих отношений» обычно связывают с именами американский ученых Э. Мэйо и Ф.Ротлисбергера, которые известны своими исследованиями в области социологии производственных отношений.

Одним из главных отличий школы психологии и человеческих отношений является внесение в нее бихевиоризма, т. е. теории человеческого поведения.

Одним из основателей школы психологии и  человеческих отношений является профессор  Школы бизнеса Гарвардского университета Элтон Мэйо.

Представители школы «человеческих отношений» рекомендовали уделять серьезное  внимание изменению неформальной структуры  при перестройке формальной структуры  организации. Формальный менеджер должен стремиться к тому, чтобы стать  и неформальным лидером, завоевав «привязанности людей». Это — не простая задача, а «социальное искусство».

К недостаткам  школы психологии и человеческих отношений можно отнести игнорирование  вопросов самоуправления и самоорганизации  рабочих в производстве, учеными  был явно завышен уровень воздействия  на рабочих с помощью социально-психологических  методов.

Однако, несмотря на критику, которой подвергалась школа психологии и человеческих отношений, основные ее положения нашли  впоследствии отражение в новых, более сложных и современных  концепциях менеджмента.

Большое место в исследованиях ученых, примыкающих к школе психологии и человеческих отношений, занимают проблемы мотивации людей в организации. К числу исследователей, уделивших  этим проблемам значительное внимание, следует отнести: А. Маслоу, Ф. Герцбергера, Д. Макклеланда, К. Альдерфера.

Наиболее  последовательно концепция мотивации  развита видным представителем школы  психологии и человеческих отношений, профессором школы менеджмента  Мичиганского университета Дугласом Макгрегором. Макгрегор внес значительный вклад в развитие со­держания теории человеческих ресурсов, сосредоточив свое внимание на вопросах лидерства, стиля руководства, поведения людей в организациях.

 

2.4.     ШКОЛА НАУКИ УПРАВЛЕНИЯ (КОЛИЧЕСКТВЕННАЯ

             ШКОЛА)

 

Становление школы науки управления связано  с развитием математики, статистики, инженерных наук и других смежных с ними областей знаний. Наиболее известными представителями этой школы являются Р. Акофф, Л. Берталанфи, С. Бир, А. Гольдбергер, Д. Фосрестер, Р. Люс, Л. Клейн, Н. Джорджеску-Реган.

Школа науки  управления сформировалась в начале 50-х гг. и успешно функционирует и в настоящее время. В школе науки управления различают два главных направления:          

1. Рассмотрение производства как «социальной системы» с использованием системного, процессного и ситуационного подходов.

2.      Исследование проблем управления  на основе системного анализа  и использования кибернетического  подхода, включая применение математических  методов и ЭВМ.

Системный подход предполагает, что каждый из элементов, составляющих систему (рассматриваемую  организацию), имеет свои определенные цели.

Процессный  подход основывается на положении о  том, что все функции управления зависят друг от друга.

Ситуационный  подход непосредственно связан с  системным и процессным подходами  и расширяет их применение на практике. Сущность его заключается в определении понятия ситуации, под которой подразумевается конкретный набор обстоятельств, переменных, оказывающих влияние на организацию в определенное время.

Заслуга школы науки управления заключается  в том, что она сумела определить основные внутренние и внешние переменные (факторы), влияющие на организацию.

Второе  направление школы науки управления связано с развитием точных наук и, прежде всего, математики. В современных  условиях многие ученые называют это  направление новой школой.

Начало  применения математических методов  в экономических исследованиях  в XIX в. связывают с именем французского экономиста А. Каунота (1801—1877).

Возможность использования математики для решения  экономических проблем вызвала  большой интерес в России.

Особое  место принадлежит Д.Е. Слуцкому, известному своими работами по теории вероятности и математической статистике. В 1915 г. он опубликовал статью «К теории сбалансированности бюджета потребителя», которая оказала большое влияние  на развитие экономико-математической теории. Через 20 лет эта статья получила мировое признание.

Первая  в стране Лаборатория экономико-математических методов была создана в 1958 г. в  Академии наук B.C. Немчиновым.

Отличительной особенностью науки управления является использование моделей. Модели приобретают  особенно важное значение, когда необходимо принимать решения в сложных ситуациях, требующих оценки нескольких альтернатив.

Таким образом, 50-е гг. XX в. характеризуются формированием нового этапа в развитии управленческой мысли. На основе синтеза идей, выдвинутых в предшествующие периоды, исследователи пришли к пониманию необходимости комплексного подхода к управлению. Кроме того, была сформулирована идея о том, что управление — это не только наука, но и искусство.

 

3. РАЗНООБРАЗИЕ  МОДЕЛЕЙ МЕНЕДЖМЕНТА

3.1. ОСОБЕННОСТИ  АМЕРИКАНСКОЙ МОДЕЛИ  

 

Изучение  американской модели менеджмента представляет известный интерес.  Именно в США  впервые сформировалась наука и  практика менеджмента.

Американский  менеджмент впитал в себя основы классической школы, основателем которой является Анри Файоль. Американцы Лютер Гьюлик и Линдал Урвик сделали много для популяризации основных положений классической школы. Классическая школа оказала значительное влияние на формирование всех других направлений в американской теории управления.

Традиционный  подход имеет в виду распределение  экономических ресурсов общества посредством  сложившихся традиций, от одного поколения  к другому. Командный подход подразумевает  распределение ресурсов через приказы. Рыночный подход предусматривает распределение  ресурсов с помощью рынка, без  какого-либо вмешательства общества. Этот подход является наиболее эффективным.

Современная американская модель менеджмента ориентирована  на такую организационно-правовую форму  частного предпринимательства, как  корпорация (акционерное общество), возникшую еще в начале XIXв.

Важнейшей составной частью плановой работы корпорации является стратегическое планирование, возникшее в условиях насыщения  рынка и замедления роста ряда корпораций. Стратегическое планирование создает базу для принятия эффективных  управленческих решений.

Для снижения сопротивления рабочих организационным  изменениям, происходящим в корпорациях, разрабатываются программы повышения  «качества трудовой жизни», с помощью  которых работники корпорации привлекаются к разработке стратегии ее развития, обсуждению вопросов рационализации производства, решению разнообразных внешних и внутренних проблем.

Американские  ученые продолжают ставить и разрабатывать  реальные проблемы менеджмента. Американская практика подбора руководящих работников делает главный акцент на хорошие  организаторские способности, а  не на знания специалиста.

 

3.2. ХАРАКТЕРИСТИКА  ЯПОНСКОЙ МОДЕЛИ 

 

За последние  два десятилетия Япония заняла лидирующее положение на мировом рынке. На ее долю приходится 44,5% общей стоимости  акций всех стран мира. И это  притом, что население Японии составляет всего 2% от населения земного шара.                     

Одной из главных причин стремительного успеха Японии является применяемая ею модель менеджмента, ориентированная на человеческий фактор. При этом японцы рассматривают  не одного человека (личность), как американцы, а группу людей.

Японцы  выше других ставят социальные потребности (принадлежность к социальной группе, место работника в группе, внимание и уважение окружающих). Поэтому  и вознаграждение за труд (стимулы) они воспринимают через призму социальных потребностей.

В отличие  от работников других стран, японцы не стремятся к безусловному выполнению правил, инструкций и обещаний. С  их точки зрения, поведение менеджера  и принятие им решений всецело  зависит от ситуации. Главное в  управленческом процессе — это изучение нюансов обстановки, которые позволяют  менеджеру принять правильное решение.

До развития в Японии капиталистического способа  производства ей было присуще уравнительное  вознаграждение за труд.  Становление  машинного производства потребовало  разработки системы мотивации труда  с учетом сложившегося стремления работников к уравниловке и личного вклада каждого из них. Выход был найден в разработке системы оплаты труда работников по выслуге лет.

Сильнейшим  средством мотивации в Японии является «корпоративный дух» фирмы. В основе его лежит психология группы, ставящей интересы группы выше личных интересов отдельных работников.

В последнее  время американские корпорации начали внедрять у себя нововведения, приведшие  японские фирмы к значительному  успеху.

Однако  не все методы управления, используемые в Японии, приживаются на американской земле. Нельзя переносить одну модель менеджмента в экономику другой страны без учета ее специфических  условий и, прежде всего, психологических  и социально-культурных факторов.

 

3.3 ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ  МОДЕЛЬ МЕНЕДЖМЕНТА  

 

Заметное  влияние на формирование менеджмента  оказали английские исследователи.  Так, англичане Р. Фэлк  и Л. Урвик занимались разработкой принципов управления.

Проблемами  научного управления производством  в Германии занимался Вальтер Ратенау. Огромный вклад в исследование принципов организации внес известный немецкий социолог Макс Вебер, разработавший «идеальный тип» административной организации, названный им термином «бюрократия». Западногерманские теоретики школы «человеческих отношений» выступали за более жесткий подход к управлению персоналом, чем их коллеги в США и Японии.

В Англии, Голландии, Норвегии, Швеции и других странах Запада широко прорабатывались  также вопросы привлечения работников к «участию в управлении».

Большое влияние на развитие всей Европы в  послевоенные годы оказал немецкий ученый, политик, министр экономики и  канцлер Людвиг Эрхард. Под руководством Эрхарда Западная Германия добилась экономического чуда. Концепция «социального рыночного хозяйства» (по Эрхарду) включает в себя два основных положения:

  1. Усиление государственного регулирования во всех сферах      

Информация о работе Теория управления и его значения для практики менеджмента