Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 16:00, контрольная работа
Знание и осмысление прошлого способствует лучшему пониманию современного состояния науки, а также появлению и формированию новых идей. Развитие науки управления свидетельствует, что нежизненные концепции гибли, а оставались только самые ценные, проверенные практикой и временем.
Управление в условиях рынка получило название менеджмента. Отличительные особенности менеджмента заключаются в том, что он ориентирует фирмы на удовлетворение потребностей рынка, на постоянное повышение эффективности производства (получение оптимальных результатов с наименьшими затратами), на свободу в принятии решений, на разработку стратегических целей и программ и их постоянную корректировку в зависимости от состояния рынка.
ВВЕДЕНИЕ
1. Эволюция управленческой мысли………………………………………...5
2. Возникновение, формирование и содержание различных школ менеджмента………………………………………………………….…….7
2.1 Школа научного управления ………………………………………….7
2.2 Классическая (административная) школа управлении………….…..9
2.3 Школа психологии и человеческих отношений………………...….11
2.4 Школа науки управления (количественная школа) ………………..12
3. Разнообразие моделей менеджмента……………………………...…….14
3.1 Особенности американской модели…………………………………14
3.2 Характеристика японской модели……………………………...……15
3.3 Западноевропейская модель менеджмента…………………...…….16
4. Развитие менеджмента в России……………………………………..….18
Заключение………………………………………………………………..22
Список литературы…………………………………………………..……23
хозяйствования.
Политика Эрхарда получила поддержку всех слоев общества, а также ученых и практиков, занимающихся вопросами управления.
Определенный интерес представляет шведская модель социализма. Успехи Швеции в 50—60-е гг. XX в., как и ФРГ, объясняются прежде всего правильным выбором модели общественного развития. Этот выбор был сделан ученым, лауреатом Нобелевской премии Гуннаром Мюрдалем. Шведская модель социализма Мюрдаля учитывает специфические особенности Швеции, которая представляет собой страну с высоким уровнем материального и социального обеспечения населения.
4. РАЗВИТИЕ МЕНЕДЖМЕНТА В РОССИИ
Начиная с XVII в., вопросам управления в России уделялось серьезное внимание. Заметный след в истории России и улучшении ее системы управления оставили известный русский экономист А.Л. Ордин-Нащокин, А.П. Волынский (кабинет-министр с 1738 г. по 1740 г.), В.Н. Татищев (главный управляющий горных заводов в Сибирской и Казанской губерниях (с 1730 г. по 1740 г.) и выдающийся русский ученый М.В. Ломоносов. Велики заслуги в реформировании системы управления России П.А. Столыпина. С 1906 г. он совмещал две должности — министра внутренних дел и премьер-министра. Столыпин занимался совершенствованием местного самоуправления. Построение социализма в СССР потребовало создания новой общественной организации управления социалистическим производством.
В первые годы Советской власти получают большую известность труды таких ученых, как А.А. Богданов, А.К. Гастев, О.А. Ерманский, П.М. Керженцев, Н.А. Амосов.
Известный советский ученый А.К. Гастев занимался вопросами совершенствования теории и практики организации труда. Им сформулирована и обоснована концепция, получившая название «трудовые установки». Внедрением методики трудовых установок в практическую деятельность занимался Центральный институт труда (ЦИТ), созданный осенью 1920 г. при ВЦСПС. Важнейшее место в осуществлении методики трудовых движений отводилось инструктажу.
Недостатком концепции трудовых установок. Гастева является слабая разработка самой методики трудовых установок, выбор слишком узкой базы исследования, ориентация на индивидуальность рабочего.
Важная роль в развитии научной организации труда и управления в СССР принадлежит видному экономисту О.А. Ерманскому, который внес значительный вклад в создание теории социалистической рационализации. Концепция Ерманского была подвергнута резкой критике, но несмотря на критику, вклад Ерманского в развитие теории и практики организации труда значителен. Им обобщен большой практический материал хозяйственного строительства в СССР.
Крупный вклад в развитие теоретических основ социалистической организации производственных процессов был внесен О.И. Непорентом. Все операции он классифицировал по признаку их сочетания в производственном процессе на три вида: последовательное, параллельное и параллельно-последовательное, показал их влияние на длительность производственного цикла.
В 30-е
гг. была проделана большая научная
и практическая работа по созданию
науки об организации производства,
труда и управления, результатом
которой был выход в свет первого
советского учебника по организации
производства. В эти же годы было
положено начало формированию системы
подготовки кадров с высшим и средним
специальным экономическим
В годы Великой Отечественной войны система управления промышленностью, сложившаяся в предшествующие годы, не претерпела принципиальных изменений. Основным принципом управления продолжал оставаться хозрасчет при усилении административно-командных методов руководства. Научная работа велась по проблемам внутризаводского планирования и диспетчирования.
Начиная
с 1957 г. был осуществлен переход
к управлению промышленностью и
строительством по территориальному принципу
через Советы народного хозяйства
(совнархозы) экономических административных
районов. Главным назначением
К этому
же времени относится рождение такой
важной самостоятельной ветви
Период
времени, начиная с 1965 г. по настоящее
время, характеризуется проведением
в стране трех реформ, направленных
на совершенствование системы
1.
Реформа системы управления
2. Реформа системы управления 1979 г.
3.
Ускорение социально-
В связи с произошедшими серьезными изменениями в политической системе управления, в стране развернулась дискуссия о механизме перехода к рынку. Специальная комиссии, возглавляемая академиком А. Г. Аганбегяном, предложила три альтернативных варианта перехода к рыночным отношениям: внесение отдельных элементов рынка в существующую командно-административную систему управления; быстрый переход к рынку без какого-либо государственного регулирования; создание системы управления на основе регулируемой рыночной экономики. Этот вариант совершенствования системы управления соответствовал предложениям правительства.
Другая комиссия под руководством академика С. Шаталина подготовила программу, получившую название «500 дней», в которой был намечен целый комплекс мероприятий, необходимых для перехода к регулируемому рынку. Эта программа многими учеными рассматривалась как «шоковая терапия».
По итогам дискуссии был принят компромиссный вариант перехода от плановой системы управления к регулируемому рынку. В его основу была положена программа «500 дней», основной целью которой было полное разрушение административно-командной системы управления. С ноября 1991 г. начался процесс формирования рыночных отношений в России.
Однако,
несмотря на принятые меры, не удалось
приостановить развала
В настоящее
время в России наблюдается
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В соответствии
с целью и задачами курсовой работы
можно сделать следующие
1.Подготовка
современных менеджеров-
2.Рыночная экономика требует адекватной ей системы управления, которая должна претерпеть радикальные преобразования вместе со всем обществом.
3.Большое
значение приобретает изучение
передового и прогрессивного
опыта управления зарубежных
стран и использование его
при анализе собственных
В современных
условиях перестройки экономики
на основе рыночных отношений одним
из приоритетных ее направлений является
выработка основных теоретических
и методологических позиций по использованию
менеджмента в практической деятельности
российских организаций. Основной особенностью
управленческой мысли становится поиск
новых конкретных и реальных путей
совершенствования системы
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф.
Основы менеджмента: Пер. с англ. – М.: Дело, 2000. – 704 с.
2. Семенова И.И.
История менеджмента: Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 222 с.
3. Попов А.В.
Теория и организация американского менеджмента. – М.: МГУ, 1991. – С.12.
4. Кунц Г., О’Доннел С.
Управление: системный и ситуационный анализ управленческих функций. – М.: Прогресс, 1981. Т. 1. – С.92.
Информация о работе Теория управления и его значения для практики менеджмента