Теория управления и его значения для практики менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 16:00, контрольная работа

Описание работы

Знание и осмысление прошлого способствует лучшему пониманию современного состояния науки, а также появлению и формированию новых идей. Развитие науки управления свидетельствует, что нежизненные концепции гибли, а оставались только самые ценные, проверенные практикой и временем.
Управление в условиях рынка получило название менеджмента. Отличительные особенности менеджмента заключаются в том, что он ориентирует фирмы на удовлетворение потребностей рынка, на постоянное повышение эффективности производства (получение опти­мальных результатов с наименьшими затратами), на свободу в принятии решений, на разработку стратегических целей и программ и их постоянную корректировку в зависимости от состояния рынка.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. Эволюция управленческой мысли………………………………………...5
2. Возникновение, формирование и содержание различных школ менеджмента………………………………………………………….…….7
2.1 Школа научного управления ………………………………………….7
2.2 Классическая (административная) школа управлении………….…..9
2.3 Школа психологии и человеческих отношений………………...….11
2.4 Школа науки управления (количественная школа) ………………..12
3. Разнообразие моделей менеджмента……………………………...…….14
3.1 Особенности американской модели…………………………………14
3.2 Характеристика японской модели……………………………...……15
3.3 Западноевропейская модель менеджмента…………………...…….16
4. Развитие менеджмента в России……………………………………..….18
Заключение………………………………………………………………..22
Список литературы…………………………………………………..……23

Файлы: 1 файл

К.Р. МЕНЕДЖМЕНТ (печать).docx

— 43.75 Кб (Скачать файл)

      хозяйствования.

  1. Введение индикативного планирования, пришедшего на смену           директивного  планирования. 
  2. Индикативное планирование предполагает установление планов и показателей, достижение которых является наиболее желательным.

Политика  Эрхарда получила поддержку всех слоев общества, а также ученых и практиков, занимающихся вопросами управления.

Определенный  интерес представляет шведская модель социализма.   Успехи Швеции в 50—60-е  гг. XX в., как и ФРГ, объясняются прежде всего правильным выбором модели общественного развития. Этот выбор был сделан ученым, лауреатом Нобелевской премии Гуннаром Мюрдалем. Шведская модель социализма Мюрдаля учитывает специфические особенности Швеции, которая представляет собой страну с высоким уровнем материального и социального обеспечения населения.

 

4. РАЗВИТИЕ  МЕНЕДЖМЕНТА В РОССИИ

 

Начиная с XVII в., вопросам управления в России уделялось серьезное внимание. Заметный след в истории России и улучшении ее системы управления оставили известный русский экономист А.Л. Ордин-Нащокин, А.П. Волынский (кабинет-министр с 1738 г. по 1740 г.), В.Н. Татищев (главный управляющий горных заводов в Сибирской и Казанской губерниях (с 1730 г. по 1740 г.) и выдающийся русский ученый М.В. Ломоносов. Велики заслуги в реформировании системы управления России П.А. Столыпина. С 1906 г. он совмещал две должности — министра внутренних дел и премьер-министра. Столыпин занимался совершенствованием местного самоуправления. Построение социализма в СССР потребовало создания новой общественной организации управления социалистическим производством.

В первые годы Советской власти получают большую известность труды таких ученых, как А.А. Богданов, А.К. Гастев, О.А. Ерманский, П.М. Керженцев, Н.А. Амосов.             

Известный советский ученый А.К. Гастев занимался вопросами совершенствования теории и практики организации труда. Им сформулирована и обоснована концепция, получившая название «трудовые установки». Внедрением методики трудовых установок в практическую деятельность занимался Центральный институт труда (ЦИТ), созданный осенью 1920 г. при ВЦСПС. Важнейшее место в осуществлении методики трудовых движений отводилось инструктажу.

Недостатком концепции трудовых установок. Гастева является слабая разработка самой методики трудовых установок, выбор слишком узкой базы исследования, ориентация на индивидуальность рабочего.

Важная  роль в развитии научной организации  труда и управления в СССР принадлежит  видному экономисту О.А. Ерманскому, который внес значительный вклад в создание теории социалистической рационализации. Концепция Ерманского была подвергнута резкой критике, но несмотря на критику, вклад Ерманского в развитие теории и практики организации труда значителен. Им обобщен большой практический материал хозяйственного строительства в СССР.

Крупный вклад в развитие теоретических  основ социалистической организации  производственных процессов был  внесен О.И. Непорентом. Все операции он классифицировал по признаку их сочетания в производственном процессе на три вида: последовательное, параллельное и параллельно-последовательное, показал их влияние на длительность производственного цикла.

В 30-е  гг. была проделана большая научная  и практическая работа по созданию науки об организации производства, труда и управления, результатом  которой был выход в свет первого  советского учебника по организации  производства. В эти же годы было положено начало формированию системы  подготовки кадров с высшим и средним  специальным экономическим образованием для предприятий и органов  управления. Кроме того, была введена  новая для того времени специальность  — инженер-экономист отраслевого  профиля, которая вскоре стала ведущей  среди экономических специальностей.

В годы Великой  Отечественной войны система  управления промышленностью, сложившаяся  в предшествующие годы, не претерпела принципиальных изменений. Основным принципом  управления продолжал оставаться хозрасчет  при усилении административно-командных  методов руководства. Научная работа велась по проблемам внутризаводского планирования и диспетчирования.

Начиная с 1957 г. был осуществлен переход  к управлению промышленностью и  строительством по территориальному принципу через Советы народного хозяйства (совнархозы) экономических административных районов. Главным назначением совнархозов  было пресечение ведомственных тенденций  в развитии промышленности.

К этому  же времени относится рождение такой  важной самостоятельной ветви экономики, как экономическая кибернетика, тесно связанной с использованием на практике экономико-математических методов. Создание этой науки в нашей  стране осуществлялось под руково­дством академиков А.И. Берга и В.М. Глушкова. Кибернетика сыграла важную роль в развитии теории управления производством.

Период  времени, начиная с 1965 г. по настоящее  время, характеризуется проведением  в стране трех реформ, направленных на совершенствование системы управления народным хозяйством. К ним относятся:

1.   Реформа системы управления экономикой 1965 г.

2.   Реформа системы управления 1979 г.

3.   Ускорение социально-экономического  развития (1986 г.) и переход к рыночным  отношениям (с 1991 г. и по настоящее  время).

В связи  с произошедшими серьезными изменениями  в политической системе управления, в стране развернулась дискуссия  о механизме перехода к рынку. Специальная комиссии, возглавляемая  академиком А. Г. Аганбегяном, предложила три альтернативных варианта перехода к рыночным отношениям: внесение отдельных элементов рынка в существующую командно-административную систему управления; быстрый переход к рынку без какого-либо государственного регулирования; создание системы управления на основе регулируемой рыночной экономики. Этот вариант совершенствования системы управления соответствовал предложениям правительства.

Другая  комиссия под руководством академика  С. Шаталина подготовила программу, получившую название «500 дней», в которой  был намечен целый комплекс мероприятий, необходимых для перехода к регулируемому  рынку. Эта программа многими  учеными рассматривалась как  «шоковая терапия».

По итогам дискуссии был принят компромиссный  вариант перехода от плановой системы  управления к регулируемому рынку. В его основу была положена программа  «500 дней», основной целью которой  было полное разрушение административно-командной  системы управления. С ноября 1991 г. начался процесс формирования рыночных отношений в России.

Однако, несмотря на принятые меры, не удалось  приостановить развала экономики  России. Социально-экономическая ситуация в стране продолжает ухудшаться. Было принято много ошибочных решений. Одной из причин сложившегося положения  является начатая с 1992 г. политика невмешательства правительства в экономику регионов и импортно-экспортные операции. Неуправляемого рынка нет ни в одной развитой стране мира. Рынок требует управления, руководства, регулирования со стороны государства.

В настоящее  время в России наблюдается разбалансированность всего механизма управления страной. Отечественный менеджер в своей  практической деятельности сталкивается с такими проблемами, которые совсем незнакомы западному менеджеру. Поэтому в создавшихся условиях особое значение приобретает получение  нового знания по искусству управления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В соответствии с целью и задачами курсовой работы можно сделать следующие выводы:

1.Подготовка  современных менеджеров-профессионалов  невозможна без знания истории  развития менеджмента. Менеджмент  развивался на протяжении веков,  прежде чем превратился в самостоятельную  отрасль знания, науку. Значительное  влияние на формирование менеджмента  оказали: школа научного управления, классическая (административная) школа,  школа психологии и человеческих  отношений, школа науки управления (количественная школа), а также  выдающиеся представители этих  школ, такие как Ф. Тейлор, А.  Файоль, Э. Мэйо и др.

  2.Рыночная экономика требует адекватной ей системы управления, которая должна претерпеть радикальные преобразования вместе со всем обществом.

  3.Большое  значение приобретает изучение  передового и прогрессивного  опыта управления зарубежных  стран и использование его  при анализе собственных управленческих  проблем. Поэтому изучение истории  развития теории и практики  зарубежного менеджмента крайне  актуально.

В современных  условиях перестройки экономики  на основе рыночных отношений одним  из приоритетных ее направлений является выработка основных теоретических  и методологических позиций по использованию  менеджмента в практической деятельности российских организаций. Основной особенностью управленческой мысли становится поиск  новых конкретных и реальных путей  совершенствования системы управления, выработка позиции по различным  проблемам управления применительно  к рыночным условиям и на основе творческого осмысления передового зарубежного опыта.

 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.   Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф.

 Основы  менеджмента: Пер. с англ. –  М.: Дело, 2000. – 704 с.

2.   Семенова И.И.

История менеджмента: Учебное пособие для  вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 222 с.

3.   Попов А.В.

Теория  и организация американского  менеджмента. – М.: МГУ, 1991. – С.12.

4.   Кунц Г., О’Доннел С.

Управление: системный и ситуационный анализ управленческих функций. – М.: Прогресс, 1981. Т. 1. – С.92.

 


Информация о работе Теория управления и его значения для практики менеджмента