Термин "менеджмент"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 22:26, реферат

Описание работы

Термины "менеджмент", "менеджер" прочно вошли в наш словарный обиход, заменив прежние "управление", "управленческая деятельность", "руководитель", "директор". Термин "менеджмент" по сути является аналогом термина "управление", его синонимом, однако не в полной мере. Термин "управление" намного шире, поскольку применяется к разным видам человеческой деятельности (например, управление автомобилем); к разным сферам деятельности (управление в неживой природе, в биологических системах, управление государством); к органам управления (подразделениям в государственных и общественных организациях, а также на предприятиях и в объединениях).

Содержание работы

Сущность менеджмента
Цели и задачи менеджмента
Менеджер и его функции
Планирование
Мотивация труда

Файлы: 1 файл

МЕНЕДЖМЕНТ.docx

— 69.36 Кб (Скачать файл)

К менеджеру любого уровня предъявляются высокие требования, в частности, следующие:

• наличие общих знаний в области управления предприятием;

• компетентность в вопросах технологии производства в той отрасли, к которой относится фирма  по виду и характеру деятельности;

• владение навыками не только администрирования, но и предпринимательства, умение владеть ситуацией на рынках, проявлять инициативу и активно  перераспределять ресурсы фирмы  в наиболее выгодных сферах применения;

• принятие обоснованных и  компетентных решений на основе согласования с нижестоящими руководителями и  работниками и распределение  участия каждого в их исполнении;

• наличие практического  опыта и знаний в области анализа  экономической ситуации на основных рынках или их сегментах, на которых  уже работает или намеревается работать;

• умение анализировать  деятельность и действия фирм-конкурентов;

• умение предвидеть тенденции  развития хозяйственной конъюнктуры, особенности спроса, мер государственного регулирования экономики в своей  стране и в других странах, на рынках которых фирма стремится усилить  либо удержать свои позиции.

И все же важнейшим требованием  к менеджеру любого уровня является умение управлять людьми. Сюда относятся:

• знание в совершенстве своих прямых подчиненных, их способностей и возможностей выполнения конкретной поручаемой им работы;

• знание условий, связывающих  предприятие и работников; защита интересов тех и других на справедливой основе;

• устранение неспособных с целью удержания единства и правильности функционирования фирмы.

Руководитель, как пишет  А. Файоль, должен устранить или предложить устранение всякого функционера, ставшего по какой-либо причине не способным выполнять возложенные на него задачи. Это требование долга всегда сложное, часто тягостное. Эта обязанность взывает к высшим нравственным качествам начальника и, в частности, к известному гражданскому мужеству, которое подчас труднее проявить, чем военную храбрость.

Рыночная экономика вызывает потребность в управляющих, которые  относятся к делу творчески, хорошо информированы, умеют наилучшим  образом использовать ' ресурсы и  обеспечивать эффективность функционирования фирмы.

Каждый менеджер и прежде всего руководитель высшего звена  управления должны понимать, что их фирма осуществляет свою деятельность в рыночных условиях и целиком  зависит от рынка.

Фирма, существующая благодаря  работе своих сотрудников, должна проявлять  заботу об удовлетворении жизненных  потребностей не только клиентов-потребителей, но и своих собственных работников.

Важно отметить, что услуги американских менеджеров предлагаются фирмам и организациям, заинтересованным в профессиональном и квалифицированном  администрировании, на контрактной  основе.

4.Планирование

 

Планирование — процесс обоснования решения и распределения ресурсов (материальных, финансовых, людских, информационных, временных). Планирование зависит от целей и стратегии развития организации. Выделяют следующие виды стратегии планирования:

• стратегия роста во времени (например, объемов продаж, объемов производства, производительности, качества, финансовых показателей и т.д., от достигнутого плюс прирост в %).

• стратегия ограниченного роста во времени (от достигнутого плюс прирост на инфляцию).

• стратегия снижения во времени (себестоимости продукции, финансовых показателей и т.д.).

• стратегия сокращения (функций или подразделений организации, аппарата, численности персонала, рынков сбыта и т.д.).

• комбинированная стратегия.

По времени различают:

• краткосрочное (оперативное) планирование (на срок до одного года);

• долгосрочное планирование (на срок более года).

После определения целей и стратегии  развития приступают к планированию необходимых для выполнения задачи ресурсов. С точки зрения привлекаемых ресурсов можно провести следующую классификацию планирования:

• материально-техническое планирование (планирование необходимых для выполнения задачи станков, оборудования, запасов, рабочих площадей, мощностей, транспорта, коммуникаций, снабжения, сбыта и т.д.);

• финансовое планирование (планирование будущей прибыльности и рентабельности работы, заработной платы, оборачиваемости средств, кредитов и др.);

• планирование численности персонала;

• временное планирование (построение сетевых графиков, графиков Ганта и т.д.);

• планирование информационной архитектуры организации и ее информационных ресурсов.

При планировании будущих объемов  выпуска продукции необходимо иметь информацию о:

• жизненных циклах товаров (если предприятие производит и само продает на рынке);

• возможностях производства;

• возможностях рынков сбыта.

Производственный план влияет на издержки. В нем, как правило, указываются:

• объемы выпуска продукции во времени;

• количество работающих и расходы на заработную плату;

• издержки на хранение продукции;

• издержки по задолженным заказам;

• издержки по внеурочным работам  или простоям;

• издержки на передачу продукции;

• издержки по найму и увольнению работников и др.

В производственном планировании выделяют три стратегии:

• планирование переменных во времени  объемов производства при переменной численности работающих;

• планирование переменных во времени  объемов производства при постоянной численности работающих;

• планирование постоянных во времени  объемов производства при постоянной численности работающих;

Планирование материальных потребностей для производства осуществляется:

• с учетом будущих объемов производства (запас материальных ресурсов при этом минимален);

• без учета будущих объемов  производства (с ориентацией на имеющиеся  большие запасы материальных ресурсов).

В некоторых компаниях обеспечение  производства материальными ресурсами  не предполагает создания запасов, а  осуществляется по принципу «точно вовремя», когда комплектующие, сырье, материалы, энергоносители поступают ровно к тому времени, когда это необходимо, что позволяет минимизировать издержки хранения и снизить себестоимость продукции.

Бизнес-план — это специальный инструмент менеджмента, широко используемый в современной рыночной экономике для инновационной деятельности. Он позволяет дать целостную оценку перспектив и потенциала бизнеса во времени, всесторонне проанализировать намерения и возможности, дать гарантии. Бизнес-план — основа предпринимательства. Для получения дополнительных кредитов или инвестиций необходимо иметь четко обоснованный бизнес-план, в котором будут доказательства того, что новое дело будет прибыльно и рентабельно.

Инвестиционные планы (планы  долгосрочных вложений средств) разрабатываются государственными структурами, частными организациями и частными инвесторами, заинтересованными в привлечении дополнительных финансовых средств.

Различают следующие виды инвестиций (вложений средств):

• государственные (осуществляются государственными структурами);

• иностранные (осуществляются зарубежными организациями и лицами);

• частные (осуществляются частными организациями и лицами из своих и привлеченных финансовых средств);

• производственные (направляются на новое строительство, реконструкцию, техническое перевооружение предприятий);

• интеллектуальные (вкладываемые в создание интеллектуальных, духовных продуктов: создание музея, телевизионного проекта, шоу, кинофильма и т.д.).

Качество плана зависит:

• от выбранной методологии и  методик планирования;

• от выбора показателей планирования;

• от взаимодействия и единства органов  планирования;

• от максимального учета факторов объективной и субъективной природы (темпы экономического роста страны, инфляция, уровень безработицы, этнокультурные особенности и уровень жизни населения, средний возраст и пол персонала и т.д.).

5.Мотивация труда

 

Мотивация — это процесс побуждения к труду. Известно множество различных направлений в теориях мотивации, и в частности:

1. Исторически ранние  взгляды на мотивацию к труду, например политика «кнута и пряника». Их приверженцы придерживаются мнения о том, что человек по своей природе ленив, хитер, эгоистичен, хочет поменьше дать и побольше взять; следовательно, необходимо постоянно принуждать его к труду и систематически поощрять за достижение высоких результатов.

2. Содержательные теории  мотивации (в качестве побудительных мотивов к труду рассматриваются внутреннее содержание человека, его потребности).

3. Процессуальные теории  мотивации (мотивация возникает в процессе труда).

Рассмотрим подробнее каждую из теорий. К содержательным теориям мотивации относятся:

• теория А. Маслоу;

• теория К. Альдерфера;

• теория Д. Мак-Клелланда;

• теория Ф. Герцберга.

А Маслоу (1908-1970) предлагает следующую иерархию побуждающих человека к труду потребностей:

• физиологические потребности (голод, жажда);

• потребности в безопасности, стабильности и уверенности в будущем;

• потребности в любви, сопричастности, общении;

• потребности в признании и самоутверждении;

• потребности в самоактуализации.

А. Маслоу предположил, что потребности в данной иерархии возникают постепенно, начиная с физиологических и т.д. Удовлетворяя первичные потребности, человек постепенно становится мотивированным более высшими. Люди не просто удовлетворяют одну потребность за другой, а движутся вверх, изменяя значимость для себя тех или иных потребностей.

Самоактуализация — это высшая степень мотивированности человека; его желание и волевые действия стать тем, кем он может стать. Самоактуализироваться — значит, стать тем человеком, которым индивид может стать, достичь максимальной степени реализации имеющегося потенциала. Проблема заключается в том, что:

• человек часто не знает о  своих способностях, предназначении или таланте;

• человек знает о своих способностях, но не хочет развивать их в процессе труда (слаба воля);

• человек знает о своих способностях, но не может развивать их в процессе труда по ряду причин (материальных, физических и др.).

По А. Маслоу, высшего уровня мотивированности достигают всего лишь около 1 % всех людей.

В соответствии с теорией К. Альдерфера потребности человека могут быть объединены в три отдельные группы:

• потребности существования (в безопасности, физиологические потребности);

• потребности связи (в принадлежности к какой-то группе и причастности к какому-то делу, стремление быть членом семьи, иметь друзей, коллег и т.д.);

• потребности роста (потребности в признании, самоутверждении и самосовершенствовании).

Эти потребности также располагаются  иерархично, но движение может идти в двух направлениях (в отличие  от иерархии А. Маслоу):

• вверх, если предыдущая потребность  удовлетворена;

• вниз, если не удовлетворяется потребность  более высокого уровня.

В своей теории приобретенных, потребностей Д. Мак-Клелланд исходил из того, что потребности приобретаются под влиянием жизненных обстоятельств, опыта и обучения и включают в себя:

• потребности достижений (стремление самостоятельно ставить цели и более эффективно, чем ранее, достигать их);

• потребности соучастия (стремление к дружеским отношениям с окружающими, общению, работе с людьми);

• потребности властвовать (первая группа индивидов желает властвовать ради властвования, вторая — ради достижения целей).

Данная система потребностей не имеет строгой иерархии (как в  предыдущих теориях), ее элементы оказывают взаимные воздействия. Опытный менеджер, с одной стороны, должен способствовать удовлетворению доминирующих потребностей работников, а с другой — способствовать развитию тех из них, которые в наибольшей степени необходимы для процесса труда. Например, потребность властвования ради достижения цели с развитыми потребностями соучастия или достижения позволяют добиться повышения результатов труда. В теории двух групп факторов Ф. Герцберг выделяет следующие:

• внешние или гигиенические (или факторы здоровья) — заработная плата, условия труда, статус, режим работы, межличностные взаимоотношения, степень контроля за работой;

• мотивирующие — возможности роста, признание, продвижение по службе, работа сама по себе.

Ф. Герцберг приходит к выводу о том, что факторы, вызывающие рост неудовлетворенности человека, при их устранении необязательно приводят к увеличению удовлетворенности, и наоборот. Переход от удовлетворенности к отсутствию удовлетворенности осуществляется под влиянием мотивирующих факторов, а переход от неудовлетворенности к отсутствию неудовлетворенности, под влиянием внешних факторов. Поэтому первостепенное внимание должно уделяться неудовлетворенности человека, а только потом с помощью мотивирующих факторов необходимо обеспечивать удовлетворенность, обращение же менеджера только к внешним факторам неэффективно.

К процессуальным теориям мотивации относятся теория ожидания Врума, теория справедливости (равенства) С. Адамса, модель

Портера—Лоулера, теория постановки целей Э. Локка, концепция

партисипативного управления.

В соответствии с теорией ожидания Врума:

Мотивация = Ожидаемые результаты работы х

х Ожидаемое вознаграждение за работу х

 х Значимость результата работы (валентность):

• валентность положительна, если результаты высоко ценятся работником;

• валентность отрицательна, если результаты отрицаются работником;

Информация о работе Термин "менеджмент"