Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 13:03, реферат
Политическое лидерство принадлежит к числу самых заметных и в то же время наиболее трудных для изучения социально-политических явлений. Первое понятно: политические лидеры находятся в фокусе важнейших исторических событий. Загляните в старинную хронику или в сегодняшнюю газету, и, при всех различиях эпох, культур и жанров, вы можете быть уверены: там обязательно пойдёт речь о политических лидерах.
Среди специалистов нет согласия даже по вопросу исходного определения политического лидерства. Одни исследователи понимают лидерство как влияние, с оговоркой относительно степени, величины или характера этого влияния.
Введение__________________________________________________________3
Политический лидер и политическое лидерство _________________________4
Типология лидерства________________________________________________6
Функции лидерства_________________________________________________11
Заключение _______________________________________________________14
Список использованной литературы __________________________________16
В современной политологии нередко называются четыре собирательных образа лидера: знаменосца (или великого человека), служителя, торговца и пожарного. Лидера – знаменосца отличает собственное видение действительности, привлекательный идеал, «мечта», способная увлечь массы. Яркими представителями такого типа лидерства были Ленин, Мартин Лютер Кинг, Хомейни. Лидер-служитель всегда стремится выступать в роли выразителя интересов своих приверженцев и избирателей в целом, ориентируется на их мнение и действует от их имени. Для лидера-торговца характерна способность привлекательно преподнести свои идеи и планы, убедить граждан в их преимуществе, заставить «купить» эти идеи, а так же привлечь массы к их осуществлению. И, наконец, лидер-пожарный ориентируется на самые актуальные, жгучие общественные проблемы, насущные требования момента. Его действия определяются конкретной ситуацией. В реальной жизни эти четыре идеальных образа лидерства обычно не встречаются в чистом виде, а сочетаются у политических деятелей в различных пропорциях.
По характеру деятельности типы лидерства выделяются как:
По содержанию типы лидерства выделяются как:
По видам деятельности различают формальное и неформальное лидерство.
Формальный лидер связан с установленными правилами назначения руководителя и подразумевает функциональные отношения.
Неформальный лидер возникает на основе личных отношений участников. Эти виды лидерства либо дополняют друг друга и сочетаются в лице авторитетного руководителя, либо вступают в конфликт и тогда эффективность организации падает.
Имеются и другие классификации лидерства. Так, политические деятели делятся на правящих и оппозиционных; кризисных и рутинных; пролетарских, буржуазных и др.
Функции лидерства
Разнообразие типов лидеров во многом объясняется широким кругом решаемых ими задач. При характеристике основных этапов, стадий деятельности лидеров можно выделить их три общих функции:
1. Политический диагноз,
предполагающий анализ и
2. Определение направления и программы деятельности, служащей решению общественной проблемы;
3. Мобилизация исполнителей (должностных лиц, бюрократии и масс) на реализацию целей.
Функции, выполняемые политическими лидерами, во многом предопределяются теми целями, которые они ставят, и той ситуацией, средой (экономической и политической), в которой им приходится действовать. Ситуация, как правило, бывает кризисная, а цель – программа действий и ее воплощение в жизнь. Исходя из сказанного, можно обозначить три следующий функции, выполняемые политическими лидерами в целях решения задач обеспечения выхода страны из тупика. Что же касается более конкретной, содержательной характеристики функций лидера, то к ним можно отнести следующие:
1. Интеграция общества, объединение масс. Лидер призван воплощать в себе и представлять во взаимоотношениях с другими государствами национальное единство, объединять граждан вокруг общих целей и ценностей, подавать пример служения народу, отечеству.
2. Нахождение и принятие
оптимальных политических
3. Социальный арбитраж и патронаж, защита граждан от беззакония, самоуправства бюрократии, различного рода нижестоящих руководителей, поддержание порядка и законности с помощью контроля, поощрения и наказания. Хотя социальный патронаж на деле реализуется далеко не всегда, вера в «хорошего царя», «отца народов», «народного президента» и т.п. до сих пор широко распространена не только в массовом сознании народов с преимущественно патриархальной политической культурой, но и в странах с вековыми демократическими традициями.
4. Коммуникация власти и масс, упрочение каналов политической и, особенно, эмоциональной связи и тем самым предотвращение отчуждения граждан от власти. В условиях сложной, многоступенчатой иерархии государственных органов и их бюрократизации личностное восприятие власти особенно значимо для преодоления недоверия к ней, формирования у населения гражданского сознания, патриотизма. С помощью телевидения и других СМИ, в ходе встреч с избирателями и других мероприятий политические лидеры имеют достаточно широкие возможности непосредственного общения с народом.
5. Инициирование обновления,
генерирование оптимизма и
6. Легитимация строя. Эта функция присуща главным образом лидерам в тоталитарных и авторитарных государствах. Когда политический режим не может найти своего оправдания в исторических традициях, национализме и демократических процедурах, он вынужден искать его в особых качествах харизматических лидеров, которые наделяются необыкновенными, пророческими способностями и в большей или меньшей мере обожествляются Так было в нашей стране, когда большевистская власть, безжалостно разрушая многовековые традиции, узаконивала свои действия гипертрофированным авторитетом Маркса, Ленина и Сталина, наделяя их чертами земных божеств и усиленно насаждая культ их личностей.
Задача поддержания консенсуса в обществе – это ключевая функция политического лидера.
Крайняя, максимально завышенная оценка функций и роли политического лидера в истории — культ личности. Он представляет собой чрезмерное возвеличивание и даже обожествление человека. Наиболее часто он встречается в тоталитарных и авторитарных государствах, хотя его элементы порою складываются и в странах демократических, например, во Франции во времена президентства Шарля де Голля.
Культ политических руководителей — неотъемлемый элемент сакрализации власти. По своей сути он является воскрешением языческого идолопоклонства и, в частности, таких его атрибутов, как памятники, мавзолеи, мемориальные комплексы, сложные религиозно-политические ритуалы и т.п.
Заключение
Лидерство есть везде, где
есть власть и организация. Интерес
к лидерству и попытки
Итак, политическое лидерство представляет собой постоянное приоритетное и легитимное влияние одного или нескольких лиц, занимающих властные позиции, на все общество, организацию или группу. В структуре лидерства обычно выделяют три главных компонента: индивидуальные черты лидера; ресурсы или инструменты, которыми он располагает; ситуацию, в которой он действует и которая оказывает на него влияние. Все эти компоненты прямо влияют на эффективность лидерства.
Значительный вклад в исследование политического лидерства внес Макиавелли. В его трактовке политический лидер — это государь, сплачивающий и представляющий все общество и использующий любые средства для поддержания общественного порядка и сохранения своего господства. Разработанные Макиавелли практические советы для правителей, предполагающие искусное сочетание хитрости и силы, высоко ценили Кромвель, Наполеон и многие другие выдающиеся политики.
Социальная значимость, функции и весь социальный облик лидеров прямо зависят, прежде всего, от характера политического строя. Очевидно, что они будут коренным образом расходиться, например, в теократическом государстве, тоталитарном и демократическом обществах. Демократия, понимаемая в своем прямом, этимологическом значении как власть народа, большинства, вообще плохо совместима с политическим лидерством, предполагающим руководство одного лица.
В современных государствах примирение принципов лидерства и народовластия осуществляется на пути представительной демократии, оставляющей избранникам народа свободу действий в пределах, очерченных законом. Здесь отчетливо проявляются две главные тенденции, во многом изменяющие традиционные, преимущественно харизматические представления о лидерстве. Эти тенденции — институциализация и профессионализация лидерства.
Наверно никто не будет отрицать, что лидеры возникают, потому что в них нуждаются. Так уж у нас заведено, мы или ведем за собой или следуем за кем-то. Лидеры нам необходимы для того, чтоб подражать ему, чтоб полагаться на него, чтоб сделать его ответственным за все и всех, да просто, чтоб обвинить, если что-то не так. Так и политические лидеры: мы им доверяем, мы на них надеемся, мы их выбираем, и в итоге обвиняем за все недостатки в государстве. В этом и заключается обратная сторона лидерства. Хотя в каждом из нас и живет лидер, не каждый способен стать политическим лидером, вести за собой людей и убеждать целые города в правильности выбранного направления. Очень много качеств, которым должен обладать политический лидер, это и образованность, целеустремлённость, инициативность, создание доверия, смелость и даже жесткость, умение говорить и убеждать, умение слышать и слушать. Это очень сложная и ответственная работа – быть лидером.
Список использованной литературы
1 Мельник В.А. Политология: учебник – Мн.: Выш. шк.,с. 350
2 Данные из редакции Центра НЛП в Образовании под руководством А.А. Плигина