Типология и основы управления. Типы команд

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 12:05, контрольная работа

Описание работы

Руководителю команды в своей работе необходимо иметь принципиальные ориентиры, отражающие особенности команд различных видов. нужна типология групповых объединений участников деятельности. Типология групп по принципу постепенного наращивания уровня развития группы от «рыхлой, проблемной группы» до «эффективной действующей сплоченной команды». Каждая ступень в данной лестнице развития должна переводить группу на новый, качественно отличный от предыдущего уровень внутреннего устройства и существенно повышать степень внешней эффективности этой группы.

Файлы: 1 файл

!! КОМАНДООБРАЗОВАНИЕ - Типы команд.docx

— 271.77 Кб (Скачать файл)

КОМАНДООБРАЗОВАНИЕ: Типология и основы управления

Типы команд

Понимание команды в деятельностных рамках: 

Команда – объединение людей, включенных в совместную деятельность, сплочение которых предопределено согласованностью способов взаимодействия, адекватных целям, ценностям и идеалам деятельности.

Руководителю команды в своей работе необходимо иметь принципиальные ориентиры, отражающие особенности команд различных видов. нужна типология групповых объединений участников деятельности.

Типология групп по принципу постепенного наращивания уровня развития группы от «рыхлой, проблемной группы» до «эффективной действующей сплоченной команды». Каждая ступень в данной лестнице развития должна переводить группу на новый, качественно отличный от предыдущего уровень внутреннего устройства и существенно повышать степень внешней эффективности этой группы.

Общая направленность повышения уровня дееспособности команды задается линией: «удовлетворение  личных желаний» - «совместное решение  задач» - «совместное решение проблем» (сх. 1).

Схема 1. До-командный и командные уровни

 

Различают такие типы команд, качественно отличающихся друг от друга (см. сх. 2):

  • «ТУСОВКА» (Естественное образование: «потребностьÞинтерес»)
  • «КРУЖОК» (Естественно-искусственное образование: «интересÞдело»)
  • «ОТРЯД» (Искусственное с игнорированием естественного: «дело». Переход «естественного» в свою противоположность – «первое отрицание»)
  • «КООПЕРАЦИЯ» (Искусственное с учетом естественного: «делоÞинтерес»)
  • «КОМАНДА» (Искусственное как естественное: тождество дела и интереса, т.е. «делоºинтерес». Возврат «естественного» внутри «искусственного» – «второе отрицание») 

Схема 2. Типы команд по уровням развития

Тусовка

Взаимодействие людей  основано на общности потребностей, мотивов, интересов и т.п. Динамика потребностных состояний, присущая каждому человеку, делает такое объединение людей временным, нестабильным: люди взаимодействуют до тех пор, пока интересы совпадают и расходятся при расхождении интересов. Если деятельность постоянна и нет возможности просто «уйти», то в рамках данного типа объединения возникают и меняются микро-группообразования по симпатиям.

Хотя, таким образом, «тусовка» возможна и в жестко нормированной деятельности, далее мы рассмотрим более чистый вариант «тусовки», связанный с «размытостью» деятельностных норм, что свойственно стадии становления новой деятельности.

Основные черты:

  • неопределенность целей совместной работы;
  • отсутствие явного лидера;
  • отсутствие согласованных норм и способов взаимодействия;
  • тип отношений: неформальный.
  • преобладание в отношениях принципа «симпатии-антипатии»;
  • «текучесть» членов «тусовки»;
  • неустойчивость, случайность отношений;
  • наличие неопределенной общей потребности;
  • нежесткие границы между «внешним» и «внутренним»;
  • высокая вероятность распада «тусовки»;
  • высокая степень негарантированности достижения совместного результата.

«Тусовка» - наиболее низкий уровень существования группы. Взаимодействие в «тусовке» основано на общности индивидуальных потребностей и интересов. Здесь отсутствуют согласованные между участниками общие цели и способы взаимодействия, следствием чего является высокая нестабильность состава группы, т.к. динамика потребностных состояний не ограничивается утвержденными в группе нормами. В «тусовке» процветает индивидуализм участников, отсутствует устремленность в достижении какой-либо общей цели. Группа в состоянии «тусовка» не способна решать даже самые простые задачи. Единой группы пока не существует. Образуется множества микрогрупп (два и более человека) по симпатиям (случайным предпочтениям). Зоной ближайшего развития «тусовки» является внесение большей определенности и согласованности по целям и задачам группы, а также в распределении функций среди ее членов. «Тусовка» характеризуется отсутствием любых объединенностей между участниками. «Тусовка» не способна решать задачи и, тем более, проблемы.

Кружок

Взаимодействие людей  основано на общности интересов, соотнесенных с деятельностными целями и нормами. Однако в данном объединении людей деятельностные нормы не устойчивы и не имеют жесткого требовательного начала. Большинство норм лишь принимаются во внимание (учитываются), но не в ущерб имеющимся интересам. Поскольку общие интересы являются ведущими, нормы легко пересматриваются и переопределяются, что создает повышенную нормативную динамику. Последняя обслуживается большим объемом согласовательных процедур.

Основные  черты:

  • наличие харизматического, неформального лидера;
  • наличие общей цели;
  • наличие частных потребностей у членов «кружка», которые «отражаются» в общей цели;
  • высокая степень заинтересованности членов «кружка» в совместном действии по достижению общей цели, при отсутствии четких норм процесса достижения;
  • основной тип отношений: неформальный;
  • большой объем согласовательных процедур;
  • наличие согласованных норм и способов взаимодействия не принципиального типа, которые постоянно подвергаются пересмотру (нормативная нестабильность);
  • преобладание в отношениях принципа «симпатии-антипатии»;
  • относительная устойчивость состава членов «кружка»;
  • наличие устойчивых отношений между членами «кружка», которые, однако, не лишены потенциала изменяемости  
  • преобладание эмоционально-благоприятных моментов над «рабочими» («хорошие отношения важнее дела!»);
  • наличие совместной рефлексии и потенциала самоорганизации;
  • наличие вероятности достижения совместного результата.

Управление «тусовкой» и «кружком». Главная задача в процессе управления «тусовкой» и «кружком» состоит формализация работы группы.

  • Для это требуется осуществить следующие действия:
  • Внести определенность по цели и способу деятельности группы. Обеспечить понимание и принятие цели и способов работы в рамках внедрения изменений.
  • Четко распределить задачи и ответственность членов группы, повысить групповую дисциплину.
  • Ввести жесткие сроки выполнения задачи и обеспечить контроль (и коррекцию) хода работы по промежуточным "точкам".
  • Обеспечить конструктивное взаимодействие между микрогруппами
  • Найти общий язык с неформальными лидерами

Наиболее эффективным  стилем управления на этой стадии развития группы является директивно-снисходительный стиль, оставляющий свободу в конкретизации членами команды своей нормы. Очень важно организовать эффективную систему контроля, но только по узловым (контрольным) точкам.

Отряд

Основная особенность  команды данного типа – жесткая  и беспрекословная дисциплина. Интересы дела ставятся превыше личных отношений, поэтому между людьми преобладают  межфункциональные связи. «Армейская» дисциплина выступает препятствием для творческого подхода и порождает «душевный дискомфорт» у людей, не склонных к чисто формальным отношениям. Отсутствие межличностной сплоченности между членами группы особенно деструктивно в проблемных ситуациях, не имеющих стереотипного решения.

Основные  черты:

  • наличие сильного формального лидера, склонного к авторитарному стилю управления;
  • сильные позиции лидера (обладает всей полнотой принятия решения);
  • жесткая дисциплина: беспрекословное подчинение лидеру всех членов (основание для подчинения – страх лишиться места в группе и материальных благ)
  • осуществление контроля лидером
  • наличие общей цели;
  • наличие четких норм процесса достижения цели совместной деятельности, спускаемых сверху и лишь частично согласованных;
  • тип отношений: формальный (наличие жесткой иерархии отношений и определенность норм для каждого члена «отряда»);
  • наличие частных потребностей, которые могут быть удовлетворены при достижении общей цели;
  • высокая степень заинтересованности членов «отряда» в материальных благах, которые они могут получить при достижении общей цели
  • малый объем согласовательных процедур;
  • преобладание деловых (межфункциональных) отношений над межличностными (дело-центричность);
  • устойчивость состава членов «отряда»;
  • преобладание «рабочих» моментов с вытеснением эмоционально-благоприятных («дело - прежде всего!»);
  • наличие потенциала самоорганизации;
  • наличие вероятности достижения совместного результата;
  • жесткие границы между «внешним» миром и «внутренним»;
  • социально-центричность (групповые (общие) ценности ставятся выше индивидуальных).

Управление «отрядом». Зона ближайшего развития отряда состоит в налаживании неформальных отношений при сохранении порядка. Главная задача в управлении «отрядом» - повышение индивидуальной заинтересованности в результатах работы всех членов команды. Культивирование взаимовыручки помимо функционала каждого. Способствование установлению доверительных отношений. Проведение регулярных обсуждений по способу взаимодействия с целью его коррекции.

Основные  действия лидера «отряда»:

  • Повысить мотивацию к совместному труду (оказать помощь членам группы в снятии формальности понимания задач и норм взаимодействия)
  • Повысить роль внутригрупповых согласований.
  • Создать условия для неформального межличностного общения членов группы по вопросам совместной деятельности.
  • Оказать помощь в развитии умений и навыков членов группы для решения задач по своей функции и задач коллективного взаимодействия
  • Предпочтительный стиль управления – регулирующий, который предполагает не только четкую постановку задач, но эмоциональную поддержку членов группы.

Кооперация

Объединение людей основано на неформальной заинтересованности каждого  в интересах дела. Индивидуально-личностные интересы реализуются в такой  команде за счет устойчивых микрогрупповых объединений, между которыми могут возникать противостояния. В целом, все участники команды данного типа достаточно адекватно самоопределены к труду и способны осуществлять согласования между собой без участия лидера на основе утвержденных общих целях.

Основные  черты:

  • наличие лидера, признанного коллективом;
  • наличие общей цели и четких норм процесса достижения цели совместной деятельности, понятых и принятых членами «кооперации»;
  • высокий уровень самоопределенности к работе членов «кооперации» и индивидуальной ответственности;
  • высокий уровень профессионализма членов «кооперации»;
  • четкая определенность функционала каждого члена «кооперации» и наличие свободы в рамках «функции»;
  • тип отношений: деловой, но с учетом особенностей членов «кооперации»;
  • наличие согласованных критериев рефлексивного анализа совместной деятельности;
  • высокая устойчивость состава «кооперации»;
  • наличие микрогрупп и отлаженность взаимодействия между микрогруппами;
  • отлаженность механизма согласования;
  • высокий уровень рефлексивной самоорганизации коллектива;
  • эффективность в решении задач, но трудности при столкновении с проблемами в совместной деятельности;
  • наличие самоконтроля и самокоррекции у членов «кооперации»;

Управление кооперацией. Главная задача в управлении «кооперацией»  - обеспечение согласования макро-целей, ценностей, идеалов и миссии совместной деятельности. Лидеру необходимо обеспечить окончательную гармонизацию функциоанльно-межличностных отношений за счет опоры на согласованные ценности совместного существования.

Для этого  от лидера требуются действия по решению  следующих задач:

  • Повысить уровень командной самоорганизации в решении сложных проблем;
  • Создать условия для неформального обсуждения ценностей и идеалов совместной деятельности;
  • Создать условия для гармонизации межфункциональных и межличностных отношений на базе системы ценностей;
  • Создать условия для повышения командного духа у членов группы до уровня соответствия согласованным командным ценностям.

Рекомендуемый стиль управления – координирующий, стимулирующий  инициативность и взаимовыручку  членов команды.

Итак, для построения правильной команды необходимо восстановить «живую, творческую жизнь» в рамках общих  нормативных командных требований (см. сх. 3).

Схема 3. Оптимальное  соотношение нормативного соответствия и стихийной активности в команде

 

 

 

 

Сплоченная команда

Объединение людей основано на реализации общих целей, задач, ценностей  и идеалов. Команде присущ высший уровень рефлексивной самоорганизации  не только в задачных, но и в проблемных ситуациях. Данному типу команды  свойственна гармония межличностных  и деловых отношений.

Основные  черты:

  • наличие лидера, признанного коллективом;
  • наличие общей цели, норм процесса достижения цели совместной деятельности, понятых и принятых членами «команды»;
  • отлаженность механизма согласования и критериальной рефлексии совместной деятельности;
  • высокий уровень рефлексивной самоорганизации коллектива;
  • максимальный уровень самоопределенности к работе членов «кооперации» и индивидуальной ответственности;
  • высший уровень профессионализма членов «команды» (в том числе, способность конкретизировать получаемые абстрактные нормы в технологическом ключе);
  • высокий уровень командного Духа;
  • четкая определенность функционала каждого члена «команды» и наличие свободы в рамках «функции»;
  • тип отношений: полная гармония деловых и межличностных отношений
  • наличие согласованных критериев рефлексивного анализа совместной деятельности;
  • наличие согласованных ценностей и идеалов и их реализация в совместной деятельности;
  • максимальная устойчивость состава «команды»;
  • наличие ценности профессионального саморазвития у членов «кооперации»;
  • готовность к любым проблемам в совместной деятельности;

Информация о работе Типология и основы управления. Типы команд