Типология и основы управления. Типы команд

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 12:05, контрольная работа

Описание работы

Руководителю команды в своей работе необходимо иметь принципиальные ориентиры, отражающие особенности команд различных видов. нужна типология групповых объединений участников деятельности. Типология групп по принципу постепенного наращивания уровня развития группы от «рыхлой, проблемной группы» до «эффективной действующей сплоченной команды». Каждая ступень в данной лестнице развития должна переводить группу на новый, качественно отличный от предыдущего уровень внутреннего устройства и существенно повышать степень внешней эффективности этой группы.

Файлы: 1 файл

!! КОМАНДООБРАЗОВАНИЕ - Типы команд.docx

— 271.77 Кб (Скачать файл)

Сплоченная на уровне согласованных, культурно-значимых ценностей команда  соответствует следующим критериям:

  • Объединение людей основано на согласованных общих миссии и ценностях;
  • Отлаженность механизма взаимодействия и его коррекции посредством внутри командного согласования.
  • Высший уровень самоорганизации и эффективности работы группы даже в максимально проблемных условиях;
  • Высшая гармония между межличностными и деловыми отношениями;

Благодаря способности к  саморазвитию в изменяющихся условиях сплоченная команда способна решать проблемы любой сложности, на порядок превышая все показатели групп до-командного уровня. Именно поэтому крепкая команда – мечта любого руководителя, желающего обеспечить неслучайность успехов в своих делах. Высокая значимость сильной команды особенно ярко проявляется в деятельности, оформленной в проектную логику (см. сх. 4).

Схема 4. Особенности  «жизни» проектной команды

Акцентировки  членов команды

Непреходящее значение для  управляющего командной деятельностью  лидера имеет понимание трех основных акцентуаций участников команды[6]: социо-центричность, задача-центричность и Я-центричность (см. сх. 5). Данные акцентуации вытекают из трех принципиально различных типов бытия: индивидуальная жизнедеятельность, социальные отношения и деятельность. Придание критериям одного из данных типов сверхзначимости относительно других и порождает феномен его субъективного доминирования. При этом необходимо понимать, что объективная иерархия критериев предполагает главенство деятельностного начала с подчиненными ему социальными отношениями, без которых не может существовать команда живых людей. И лишь в последнюю очередь должны рассматриваться вопросы индивидуальной самореализации. Такова жесткая логика деятельностного мира. С одной оговоркой. Полноту самореализации и удовлетворенности трудом человека в группе должен отслеживать и корректировать лидер-руководитель команды, поскольку высокая мотивация к работе каждого члена группы есть необходимое условия эффективности деятельности команды.

Схема 5. Три акцентировки членов группы

1. Ориентация на  самореализацию в поведении

Я-центричному члену группы свойственны следующие черты:

  • Ведущая ценность: удовлетворение индивидуальных потребностей и полнота самореализации.
  • Стремление к доминированию и сильная потребность в признании.
  • В крайних своих проявлениях – ярко выраженный эгоцентризм.
  • Завышенная самооценка.
  • Склонность к индивидуализму.
  • В основе поведения – потребностная динамика.

Для  работников с такой направленностью нужно создавать «деятельностное русло» для их самореализации и контролировать соответствие их действий требованиям задачи. Необходимо корректировать чрезмерный индивидуализм таких сотрудников, помогая им адекватнее вписываться в межличностные отношения. Положительной стороной данного типажа, при его заинтересованности в решении задачи, является его высокая активность, энергетичность, в силу чего он может выступать своего рода «мотором» групповой работы.

2. Ориентация на  отношения в коллективе

Социо-центричный сотрудник:

  • Ведущая ценность: сохранение и развитие гармоничных межличностных отношений в группе;
  • Эмоционально переживает психологическое напряжение в коллективе;
  • Готов прикладывать усилия по устранению конфликтов и восстановлению психологического климата в группе;
  • Придает вторичное значение решению задач.
  • В основе поведения – вписанность сооциодинамические отношения.

Работников данного типа необходимо корректировать в сторону  соблюдения жесткой задачной логики, даже если это повлечет за собой  некоторые временные напряжения в коллективе.

3.  Ориентация на задачу

Задачно-центричный сотрудник:

  • Ведущая ценность: решение задач, стоящих перед группой;
  • Главное в групповой работе – производительность;
  • Межличностные отношения – на втором плане;
  • Готов жертвовать своими интересами ради дела.
  • В основе поведения – вписанность в деятельностные рамки.

Сотрудник с задачной ориентацией  наиболее приемлем по критериям деятельности, хотя лидеру необходимо корректировать чрезмерно жесткое, сугубо функциональное отношение такого работника к  другим членам группы.


Информация о работе Типология и основы управления. Типы команд