Внутриличностные
конфликты, связанные с работой
в организации, могут принимать
различные формы. Одна из наиболее распространенных форм -- это ролевой конфликт, когда различные роли человека
предъявляют к нему противоречивые требования.
Например, будучи
хорошим семьянином (роль отца, матери,
мужа, жены), человек должен вечера проводить
дома, а положение руководителя может
обязать его задержаться на
работе. Или начальник цеха дал мастеру
указание выпустить определенное количество
деталей, а технический руководитель в
то же самое время - произвести технический осмотр
оборудования.
Причиной
первого конфликта является рассогласование личных потребностей
и требований производства, а второго - нарушение принципа единоначалия.
Внутренние
конфликты могут возникать на
производстве вследствие перегруженности
работой или, напротив, отсутствия работы
при необходимости находиться на
рабочем месте.
Межличностный
конфликт. Это самый распространенный
тип конфликта. В организациях он проявляется
по-разному. Многие руководители считают,
что единственной его причиной является
несходство характеров.
Действительно,
встречаются люди, которым из-за
различий в характерах, взглядах,
манере поведения очень непросто ладить
друг с другом. Однако более глубокий анализ
показывает, что в основе таких конфликтов,
как правило, лежат объективные причины.
Чаще всего - это борьба за ограниченные
ресурсы: материальные средства, производственные
площади, время использования оборудования,
рабочую силу. Каждый считает, что в ресурсах
нуждается именно он, а не другой.
Конфликты возникают
между руководителем и подчиненным,
например, когда подчиненный убежден,
что руководитель предъявляет к нему
непомерные требования, а руководитель
считает, что подчиненный не желает работать
в полную силу.
Конфликт
между личностью и группой. Неформальные группы устанавливают
свои нормы поведения, общения. Каждый
член такой группы должен их соблюдать.
Отступление от принятых норм группа рассматривает
как негативное явление, возникает конфликт
между личностью и группой.
Другой распространенный
конфликт этого типа - конфликт между группой и
руководителем. Наиболее тяжело такие
конфликты протекают при авторитарном
стиле руководства.
Межгрупповой
конфликт. Организация состоит из множества
формальных и неформальных групп, между
которыми могут возникать конфликты (между
руководством и исполнителями, работниками
различных подразделений, неформальными
группами внутри подразделений, администрацией
и профсоюзом).
К сожалению,
частым примером межгруппового конфликта
служат разногласия между высшим
и более низким уровнями управления
(между линейным и штабным персоналом).
Это яркий пример дисфункционального конфликта.
Межгрупповые
конфликты сопровождаются:
- проявлениями
"деиндивидуализации", когда члены группы не воспринимают
других людей как индивидуумов, как самобытных
личностей, а воспринимают их как членов
другой группы, которой приписывается
негативное поведение. Деиндивидуализация облегчает
проявление агрессивности к другим группам;
-проявлениями
социального, межгруппового сравнения, в ходе которого более высоко
и положительно оценивают свою группу,
повышают свой престиж и одновременно
принижают, обесценивают чужую группу,
дают ей отрицательную оценку ("они
злодеи, они глупые, они отсталые").
Социальное
сравнение может инициировать конфликты,
а также поддерживать, "оправдывать себя" в конфликте, ведь чтобы победить,
надо оценивать себя как "положительную группу,
которая правильно поступает" и отрицательно оценивать
чужую группу.
Часто лидеры
групп стремятся частично или
полностью изолироваться от информации
с чужой стороны о чужой
группе ("железный занавес"); тогда
легче сохранять конфликт между
своей и чужой группой.
Для сглаживания
конфликта полезен обмен реальной
информацией друг о друге.
- проявлениями
групповой атрибуции, когда считается, что именно "чужая группа ответственна
за негативные события".
- Объяснение
причин событий резко различается
для своей и чужой группы:
положительному
поведению своей группы и негативному
поведению чужой группы приписываются
внутренние причины ("мы поступаем
правильно, потому что мы хорошие", "они поступают плохо, потому
что они плохие");
негативное
поведение своей группы и положительное поведение
чужой группы объясняются внешними причинами,
внешними обстоятельствами. Так, нападения
своей группы (негативное, агрессивное
поведение) объясняют внешними причинами
("нас вынудили обстоятельства"),
а нападения противников объясняют внутренними
причинами ("они плохие люди");
конструктивные
положительные действия чужой группы
оценивают, как внешне обусловленные
("у них не было другого выхода,
обстоятельства вынудили их пойти на "мировую") или порой
воспринимаются как подвох, "военная хитрость" ("что-то здесь не так, нельзя
доверять их "миролюбивым" предложениям"). Даже раскол
внутри своей группы склонны объяснять
действиями "чужой группы", которые"вредят
нам, строят заговоры против нас".
Важно запомнить
одно: как в деловой, так и в повседневной жизни, лучше
обходить "острые углы" и уметь вовремя находить
компромисс, а не доводить дело до конфликтов.
Заключение.
В заключении хочется отметить,
что рассмотрев литературу по конфликтологии,
можно сделать следующие выводы:
В научной литературе
существуют различные определения
понятия "конфликт", но все они
подчеркивают наличие противоречия,
которое принимает форму разногласий,
если речь идет о взаимодействии людей.
Единого общего определения понятия
"конфликт" нет.
Конфликт это - столкновение противоположно
направленных целей, интересов, позиций,
мнений или взглядов оппонентов или субъектов
взаимодействия.
Возникновение
и развитие конфликтов обусловлено
действием объективных, организационно-управленческих,
социально-психологических и личностных факторов.
В основе многих
конфликтов лежит информация, приемлемая
для одной стороны и неприемлемая
для другой. Это могут быть неполные
и неточные факты, слухи, что дезинформирует
партнеров по общению; подозрения в
умышленном сокрытии информации или ее обнародовании;
сомнения в надежности и ценности источников
информации; спорные вопросы законодательства,
доктрин, правил порядка действий и т.
д.
Кроме этого, у
каждого из участников конфликта
формируется своя информационная модель
конфликтной ситуации. Особенности этих
моделей определяются спецификой ценностей,
мотивов, целей. Они, в свою очередь, зависят
от мировоззрения человека, его образованности,
профессионализма, культуры, жизненного
опыта.
Таким образом,
для того чтобы понять сущность конфликта, а затем и эффективно
разрешить его, необходимо в первую очередь
установить причины конфликта. Причины
конфликтов можно объединить в пять групп
в соответствии с обусловливающими их
факторами: информацией, структурой, ценностями,
отношениями, поведением.
Выделяют четыре
основных типа конфликтов:
- внутриличностные,
- межличностные,
- конфликт между
личностью и группой,
- внутригрупповые (групповой
и межгрупповой) конфликты.
Для разрешения
конфликтов, нужно придерживаться следующих
правил общения:
1) не употребляйте
конфликтогены;
2) не отвечайте
конфликтогеном на конфликтоген;
3) проявляйте
эмпатию к собеседнику;
4) делайте как
можно больше благожелательных
посылов.
Для работников
государственных учреждений особенно
важно научиться предотвращать
и предупреждать конфликтные
ситуации при таможенном оформлении и
таможенном контроле, быть адаптированными
к данным ситуациям, уметь легко и быстро
найти выход из конфликта.
Список использованной
литературы.
- Андреев В.И. Конфликтология. - М., 1995.
Бабосов Е.М. Конфликтология. – Киев, 1997.
- Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии.-3-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Питер, 2009
- Конфликты и методы их преодоления (социально-психологический тренинг) Учебно-методическое пособие, АПО, Минск, 2004
- psyznaiyka.net
- Материалы сайта http:// www.conflictology.com