Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 22:55, реферат
Организация работы и людей во многом влияет на поведение работников. Структурные и поведенческие взаимосвязи, в свою очередь, помогают установить цели организации, влияют на отношения и поведение работников. Структурный подход применяется в организациях для обеспечения основных элементов деятельности и взаимосвязей между ними. Он предполагает использование разделения труда, охвата контролем, децентрализации. Структура организации - это фиксированные взаимосвязи, которые существуют между подразделениями и работниками организации. Это установленная схема взаимодействия и координации технологических элементов и персонала. Схема любой организации показывает состав отделов, секторов и других линейных и функциональных единиц, но она не учитывает такой фактор, как человеческое поведение, который влияет на порядок взаимодействия и его координацию.
ВВЕДЕНИЕ 3
Виды организационных структур
и их характеристика 4
Принципы организационных структур 9
Проблемы организационных структур 10
Гибкость 12
Роль менеджера 13
Организационные формы 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 18
Министерство образования и науки Российской Федерации
ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова»
РЕФЕРАТ
По дисциплине: «Основы менеджмента»
На тему:
«Типы организационных структур»
Выполнил: студент группы
П-М-21
Проверил:
Поспелиха 2013г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
и их характеристика
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Организации создают структуры для того, чтобы обеспечивать координацию и контроль деятельности своих подразделений и работников. Структуры организаций отличаются друг от друга сложностью (т. е. степенью разделения деятельности на различные функции), соотношением централизации и децентрализации (т. е. уровнями, на которых принимаются управленческие решения), формализацией (т. е. степенью использования заранее установленных правил и процедур),
Организация работы и людей во многом влияет на поведение работников. Структурные и поведенческие взаимосвязи, в свою очередь, помогают установить цели организации, влияют на отношения и поведение работников. Структурный подход применяется в организациях для обеспечения основных элементов деятельности и взаимосвязей между ними. Он предполагает использование разделения труда, охвата контролем, децентрализации. Структура организации - это фиксированные взаимосвязи, которые существуют между подразделениями и работниками организации. Это установленная схема взаимодействия и координации технологических элементов и персонала. Схема любой организации показывает состав отделов, секторов и других линейных и функциональных единиц, но она не учитывает такой фактор, как человеческое поведение, который влияет на порядок взаимодействия и его координацию.
ВИДЫ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР
И
ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА
Важнейшая проблема организации - выбор рациональной организационной структуры (системы) управления. Структура управления - это состав подразделений аппарата управления, формы их специализации и взаимосвязи, определяющие отношения их соподчиненности, как по вертикали, так и по горизонтали. Основные элементы организационной структуры - подразделение (звено) управления, ступень управления и, наконец, связь между органами и работниками управления, наделенными определенными функциями. В современных российских условиях реализуются два типа организационных структур:
Применение такой типизации организационных структур помогает определить, какие из них и в какой мере обеспечивают социальный, экономический, политический и технический прогресс.
Экстенсивный тип организационных структур менеджмента является довольно распространенным и несет на себе печать регресса. В нем присутствуют черты, которые можно квалифицировать одновременно и как инерционность, и как устойчивость действующей системы, позволяющую удержать действующие структуры власти и менеджмента от развала, а самой управляющей системе существовать довольно длительно. Для функционирования экстенсивной организационной структуры менеджмента характерны следующие проявления в управленческой деятельности:
Рыночной называется такая структура, когда на первый план выходят конкретные целевые группы потребителей результатов труда организации. Приходится выстраивать и развивать долгосрочные партнерские отношения как с потребителями, так и с другими участниками рыночных отношений - поставщиками, посредниками и более того конкурентами, с окружающим социумом. Организационные структуры различаются в зависимости от того, какой вариант разделения труда, полномочий, ответственности и контроля при это используется.
Линейная структура построена только из взаимоподчиненных органов в виде иерархической лестницы. Каждый работник подчинен и подотчетен только одному руководителю и связан с вышестоящей системой только через него. Разделение системы менеджмента на составные части происходит по производственному признаку с учетом степени концентрации производства, технологических особенностей, широты номенклатуры продукции и т.д. Линейная структура: формально определенная, использует четкую систему взаимных связей, выражена ответственностью, гарантирует быстроту реакции на прямой приказ. Она наименее гибкая и наименее рыночная. Если линейная структура сочетает иерархический принцип с расширением числа звеньев "снизу вверх", то она называется пирамидальной. Пирамидальная структура признает только формальные отношения и является традиционной бюрократической структурой. Она наиболее устойчива и статична.
Если базовая структура ориентирована на принцип разделения труда и ответственности, в частности, по географическим или отраслевым зонам влияния и работы сотрудников, отдельных групп - структура, применяемая диверсифицированными фирмами с широким ассортиментом, разнообразием специфичных условий сбыта и использования товаров. Она целесообразна, если особые черты заложены в товарах, их специфике. Товарная (продуктовая) структура быстро реагирует на потребности рынка, но требует больших кадровых расходов в связи с дублированием функций.
Если организация желает учесть особые стили поведения клиентов, относящихся к различным сегментам рынка (географическим регионам, отраслям и т.п.), то целесообразно применить выстроенную рыночную структуру, где подразделения отвечают не за отдельные товары, а за сегменты рынка – это называется дивизиональной структурой. В центре внимания организации с такой структурой, каждого ее дивизиона - покупатели из конкретного сегмента рынка, их проблемы и потребности.
В большинстве случаев на практике используются так называемые комбинированные организационные структуры, использующие одновременно два или более того больше признаков разделения труда: по функциям и товарам, по функциям и рынкам, функциям и регионам или по товарам и регионам. Это означает переход от относительно "плоских" к более "высоким" к более сложным структурам.
Штабная структура включает специальные подразделения при линейных руководителях, не обладающие правом принятия решения и руководства, а лишь помогающие линейному менеджеру в выполнении отдельных функций силами штата специалистов по отдельным функциям. К штабным подразделениям относятся отделы координации и анализа, органы инспекции, группы сетевого планирования, сектор социологических исследований, юридическая служба и др. Руководители штабных подразделений получают права функционального руководства: планово-экономический отдел, отдел труда и заработной платы, бухгалтерия, отдел качества. Но штаб выполняет особую функцию - функцию разработки стратегии. С помощью штабной структуры осуществляется более глубокая подготовка решений и планов, связанных со специализацией отдельных категории персонала; линейные менеджеры освобождаются от необходимости глубокого анализа проблем, выходящих за пределы их компетенции; становится возможным периодически привлекать для этой работы внешних специалистов более высокого класса - консультантов и экспертов. Штабная структура может приводить к излишней децентрализации на верхних этажах менеджмента.
Все перечисленные выше типы организационных структур страдают недостаточной гибкостью. Каждая из них предполагает четко установленные связи подчиненности и прохождения информации, причем действуют в организациях с относительно стабильными условиями деятельности и эволюционным путем развития.
Матричная организационная структура предполагает привлечение специалистов из различных служб организации для работы над определенными проектами, с сохранением за ними их места в составе линейной или функциональной структуры. Руководитель проекта может взять специалистов из различных служб для работы над разработкой и организацией сбыта новой продукции. Ее основные преимущества:
1. лучшая ориентация на проектные цели и спрос;
2. совмещение преимуществ функциональной структуры и проблемной ориентации управления;
3. вероятность создания оперативных групп специалистов-экспертов, сокращение времени реакции на нужды клиентов;
4. гибкое использование кадров профессионалов;
5. вероятность применения современных методов планирования и управления;
6. сокращение затрат, подъем эффекта работы.
Но и матричная структура имеет свои недостатки: отсутствие постоянных связей, устойчивости групп, навыков коллективной работы; трудность установления и кратковременность ответственности; ослабление управляемости, постоянная вероятность нарушения принятых правил и стандартов; необходимость постоянного контроля; учащение конфликтов между менеджерами функциональных подразделений и руководителями проектов, каждый из которых стремится "перетащить на себя одеяло" (финансы, ресурсы времени, кадры).
ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР
Принципы построения организационных структур, используемые современными рыночно-ориентированными фирмами, таковы:
1. баланс ответственности и прав;
2. единство, четкость постановки,
доступность и понятность
3. простота структуры, в том числе малость звеньев и четкость построения и управления;
4. эффективная система
связей с другими
5. координация ответственности на высшем уровне менеджмента компанией;
6. гибкость, приспособляемость структуры в соответствии с динамикой рынка и стратегией фирмы.
ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ
СТРУКТУР
Чем сложнее и разветвленнее организационная структура, тем большую роль в управлении фирмой начинают играть следующие факторы:
Главный менеджер отвечает за деятельность всей фирмы. Однако реально справиться с таким объемом работы ему не под силу, поэтому он передает значительную часть своих функций и прав менеджерам специализированных отделов и контролирует их работу. Те в свою очередь перепоручают решение частных задач группам подчиненных или конкретным работникам, которые отвечают перед ними за выполнение этих задач.
Чем больше
количество людей, между
Круг ответственности каждого работника в фирме должен быть четко определен. Руководитель каждого уровня должен быть уверен, что любой из его подчиненных способен справиться с той работой, которая ему поручена. В свою очередь, компетентность менеджера проявляется в том, насколько он умеет организовать выполнение работы своего отдела в целом.
Чем больше
функций и подчиненных