Традиционные концепции лидерства. Теория «Х» и теория «Y» Д. МакГрегора»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2014 в 13:15, контрольная работа

Описание работы

Управление - это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную целенаправленную и производительную группу. Управление как таковое является стимулирующим элементом социальных изменений, и примером значительных социальных перемен. В наше динамичное время управление организацией представляет собой сложную работу, которую нельзя выполнять успешно, руководствуясь простыми сухими заученными формулами. Руководитель должен сочетать понимание общих истин и значимости многочисленных вариаций, благодаря которым ситуации отличаются одна от другой.

Содержание работы

Введение 3
Определение понятия лидерства 4
Содержание понятия лидерства в управлении организацией 5
Традиционные концепции лидерства 7
Концепции лидерства 7
Теория лидерских качеств 8
Концепции лидерского поведения 11
Исследования Дугласа МакГрегора 11
Заключение 13
Список использованной литературы 15

Файлы: 1 файл

Традиционные концепции лидерства.docx

— 36.63 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ООБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

 

Кафедра общего и стратегического  менеджмента

Бакалавр направления  «Менеджмент»

 

 

Контрольная работа по дисциплине «Лидерство и профессиональное развитие»

Тема: «Традиционные  концепции лидерства. Теория «Х»  и теория «Y» Д. МакГрегора».

 

 

Выполнил студент:

4 курса, группа 14401.70

Проверил: доц.

 

Зав. кафедрой

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самара 2014

Содержание

 

Введение 3

Определение понятия лидерства 4

Содержание  понятия лидерства в управлении организацией 5

Традиционные  концепции лидерства 7

Концепции лидерства 7

Теория лидерских  качеств 8

Концепции лидерского поведения 11

Исследования  Дугласа МакГрегора 11

Заключение 13

Список использованной литературы 15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Основой любой организации и ее главным богатством являются люди. Было время, когда считалось, что машина, автомат или робот вытеснят человека. Однако, роль и значение человека в организации не только не упали, но и увеличились. Человек стал самым ценным «ресурсом». Это - исходная позиция в менеджменте. Менеджер-лидер является ключевой фигурой в управлении организацией, а лидерство - венцом управленческой деятельности.

Управление - это особый вид  деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную целенаправленную и производительную группу. Управление как таковое является стимулирующим  элементом социальных изменений, и  примером значительных социальных перемен. В наше динамичное время управление организацией представляет собой сложную  работу, которую нельзя выполнять  успешно, руководствуясь простыми сухими заученными формулами. Руководитель должен сочетать понимание общих истин  и значимости многочисленных вариаций, благодаря которым  ситуации отличаются одна от другой.

Управленческая работа  - это, в основном, работа интеллектуальная. Она напоминает попытку сложить  сложный мозаичный узор из отдельных  кусочков. Руководителям приходится перебирать многочисленные комбинации потенциальных действий для того, чтобы найти правильное действие для данной организации в данное время и в данном месте. Чтобы  организация могла четко работать руководитель должен сделать серию  правильных выборов из нескольких альтернативных возможностей. Выбор одной из альтернатив - это решение. Следовательно, принятие решения - это выбор того, как и  что планировать, организовывать, мотивировать и контролировать. Именно это составляет основное содержание деятельности руководителя.

Укрепилось и стало  весьма распространенным мнение, что  власть и руководящая должность  являются наиболее действенными инструментами  эффективного управления. Однако, для  того, чтобы сложная организация  эффективно выполнила свои задачи, необходимо обеспечить выполнение всех функций управления. Руководство, лидерство  является тем видом деятельности, который пронизывает всю систему  управления. Невозможно эффективно выполнять  функции планирования, организации, мотивации и контроля, если нет  эффективного руководства. Лидерство - это способность оказывать влияние на отдельные личности и группы, направляя их усилия на достижение целей организации. Имеется множество средств, с помощью которых можно оказывать влияние на других людей и вести их за собой.

Отмечу, что эффективное  лидерство и эффективное управление - не одно и то же. И здесь возникает  важный вопрос: как должен вести  себя управляющий, который является лидером? Какие средства влияния  и стили поведения показали себя наиболее эффективными для направления усилий людей на достижение целей организации? Теория лидерства пытается выявить и предсказать, какие характеристики лидерства оказываются наиболее эффективными и почему.

 

1.1. Определение понятия лидерства

Организации, добивающиеся успеха, отличаются от противоположных  им главным образом тем, что имеют  более динамичное и эффективное  руководство. Синонимами слов руководство  и руководитель являются слова лидерство  и лидер.

Природа лидерства может  быть лучше понята, если его сравнить с собственно управлением. Быть менеджером и быть лидером в организации - это не одно и то же. Менеджер в  своем влиянии на работу подчиненных  и построении отношений с ними прежде всего использует и полагается на должностную основу власти. Лидерство как специфический тип отношений управления основывается больше на процессе социального воздействия, а точнее взаимодействия в организации. Этот процесс является гораздо более сложным, требующим высокого уровня взаимозависимости его участников. В отличие от собственно управления лидерство предполагает наличие в организации последователей, а не подчиненных. Соответственно отношения «начальник - подчиненный», свойственные традиционному взгляду на управление, заменяются отношениями «лидер - последователь».

Быть менеджером еще не означает автоматически считаться  лидером в организации, так как  лидерству в значительной мере свойственна  неформальная основа. Можно занимать первую должность в организации, но не быть в ней лидером.

Процесс влияния через  способности и умения или другие ресурсы, необходимые людям, получил  название неформального лидерства. Неформальный характер лидерской позиции  в большой степени использованием личностной основы власти и источников, ее питающих. Идеальным для лидерства считается использование эффективного сочетания обеих основ власти.

Сила и принуждение  при лидерстве часто заменяются побуждением и воодушевлением. В  результате лидерского подхода воздействие  основывается на принятии людьми требований лидера без явного или прямого  проявления власти. Способность лидера влиять на людей дает ему возможность  использовать власть и авторитет, получаемые от его последователей.

Лидерство - это тип управленческого  взаимодействия (в данном случае между  лидером и последователями), основанный на наиболее эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей. Из этого следует, что лидерство  является функцией лидера, последователей и ситуационных перемен.

1.2. Содержание понятия лидерства в управлении организацией

Основой лидерства является специфический тип отношений  управления - «лидер - последователи». Ранняя стадия лидерских отношений  управления характеризуется тем, что  кто-то один занимает в сообществе центральную  позицию, а все остальные располагаются  как бы на периферии. Управление осуществляется через централизованную власть, которая  преобладает над всем сообществом.

При данном типе руководства  последователь тратит свои силы во благо организации, возглавляемой  лидером, не имея фактически никаких  личных прав. Этот вариант лидерских  отношений получил название отношений  «мастер - раб». Власть лидера в этом случае абсолютна и может распространяться на решения о жизни и смерти членов сообщества. Обычно изменение  выбранного лидером курса действий уже не во власти последователей. Данный тип лидерских отношений существует в бизнесе и является там наиболее распространенным.

Эффективность организации, основанной на этом раннем типе лидерских  отношений, проявляется в ее способности  быстро, в короткие сроки выполнять  достаточно трудные задачи в наименее благоприятных условиях. Это достигается  путем сплочения всех вокруг одного лидера. Однако это одновременно является и слабостью данного типа отношений. Во-первых, проведение каких-либо организационных  изменений зависит от наличия у лидера соответствующих желаний. Во-вторых, достигнув цели, лидер часто пытается удерживать свою власть искусственным усложнением ситуации, что не всегда бывает в интересах остальных членов организации. В-третьих, уход или устранение лидера расстраивает организационную ситуацию на неопределенное время, что приводит к соответствующему снижению эффективности.

Неудачи постигают лидеров  по различным причинам, но успех  к лидерам приходит во многом при  наличии у них достаточно одинаковых способностей и умений. Лидер становится привлекательным для последователей благодаря умению видеть то, что в конечном счете будет достигнуто в результате его и последователей усилий. Однако это не любая цель или любое состояние организации в будущем. В большей степени это то, что последователи хотят (неэффективное лидерство) или могут (эффективное лидерство) иметь. Кроме того, видение становится привлекательным, если оно больше или лучше, чем существующая реальность.

В передаче последователям видения в такой форме, чтобы  оно вселяло в них энтузиазм  и обязательства, лидеру может помочь использование эффективной коммуникации. Людей может побудить к действиям  факт их непосредственного осознанного  участия (через собственность и  процесс) в решениях и их творческой реализации, что предполагает наделение  их соответствующими правами и полномочиями. Это означает, что лидер должен обладать способностью и умением  делить свою власть с последователями, делать их частью общего дела, а не слепыми исполнителями.

В современных условиях эффективное  лидерство - это не железная или твердая  рука, а высокая чувствительность к потребностям последователей, которая  проявляется в развитии работников, во включении их в групповую работу, в оказании им помощи в достижении личных целей. Отмечу также, что эффективное  лидерство предполагает всесторонний самоанализ. Настоящие лидеры постоянно  задают себе вопросы типа: В чем  мои сильные стороны? Чего мне  как лидеру не хватает? Над чем  я еще должен работать?

Власть и влияние являются главными в работе лидера. Право  на власть приобретается лидером  в ходе его карьеры и исходит  из его позиции в организации. Рассмотрим то, как используется власть в рамках эффективного лидерства.

 

Экспертная власть может  помочь лидеру вести последователей за собой, если они поверили в то, что лидер имеет больше специальных  знаний в определенной области, чем  они. Однако в целом экспертная власть имеет узкое применение.

Другая ситуация наблюдается  в случае, когда лидер пользуется властью примера, так как она  является во многих случаях причиной признания и обожания лидера последователями. Данный источник власти исходит непосредственно  от последователей, и для этого  лидеру необходимо «найти» своих  обожателей, а не наоборот.

Принятие решения как  источник власти важно для лидера на этапе его «последнего слова». Эффективное лидерство предполагает активное участие последователей на всех остальных этапах принятия решения  и высокий уровень «решительности»  у самого лидера.

Вознаграждение и принуждение  как источник власти в рамках эффективного лидерства больше ассоциируется  в возможностью быть или не быть в одной «упряжке» с эффективным лидером, нежели чем с месячной премией или выговором.

Власть над ресурсами  используется эффективным лидером  для сбалансирования недостатков  и улучшения состояния дел.

Все большее значение для  достижения эффективного лидерства  играет власть связей, реализуемая, путем  создания так называемых сетевых  структур, способствующих поддержанию  эффективного лидерства на должном  уровне без количественного роста  организации. Лидер должен стремиться к эффективному сочетанию всех возможных  и имеющихся у него основ и  источников власти, так как это  является одним из главных условий  эффективного лидерства.

2. Традиционные концепции лидерства

2.1 Концепции лидерства

Изучением лидерских качеств  в мире занимаются довольно давно, в  результате этого выделились три  подхода к изучению лидерства: традиционные концепции лидерства, ситуационные концепции лидерства и новые  теории лидерства.

Исторически более ранними  являются традиционные концепции.

Они основываются на концепции  лидерских качеств и концепции  лидерского поведения. Сходство данных концепций и возможность их объединить в одно направление состоят в  том, что они основаны на рассмотрении лидера как человека, наделенного  уникальными качествами, присущими  ему либо от рождения, либо воспитанными специально, т. е. каждая теория пытается выявить общие аспекты поведения  лидера.

Концепция лидерских качеств  рассматривает лидеров как особых людей с врожденным набором определенных черт характера, которые присущи  только им. Главная идея данной теории: лидерами не становятся - ими рождаются. Наиболее известными приверженцами  и исследователями концепции  лидерских качеств являются Ральф  Стогдилл, Уорен Бенине и Эдвин Гизелли. Но в результате их работы не было выявлено поведенческих черт, присущих исключительно лидерам. Однако данная теория послужила предпосылкой к появлению и развитию других концепций лидерства, в частности концепции лидерского поведения.

Концепция лидерского поведения  предполагает возможность подготовки лидеров по специальным программам с помощью воспитания в них  соответствующих качеств. Данная концепция  послужила основой для разработки программ подготовки лидеров. Но, несмотря на многочисленные и глубокие исследования, взаимосвязи между чертами характера  лидера, с одной стороны, и эффективностью производства и удовлетворенностью от выполненной работы, с другой, выявлено не было. Универсального типа лидера не существует, что послужило  предпосылкой к разработке других подходов к теории лидерства.

На основе традиционного  подхода появилась ситуационная концепция лидерства, предложенная Френком Фидлером.Он предполагал, что лидер обнаруживает свои уникальные качества при определенных сложившихся условиях, причем при разнообразных обстоятельствах он проявляет их по-разному. В ситуационных концепциях лидерства особое внимание уделяют воздействию внешних факторов, оказывающих значительное влияние на способность человека вести за собой коллектив.

Общим для традиционных и  ситуационных концепций лидерства  является предположение, что результат  от управленческой деятельности взаимосвязан с лидерскими качествами руководителя, а, следовательно, и то и другое можно  изменить. В результате были созданы  новые концепции лидерства. Наиболее известными из этих концепций являются: концепция атрибутивного лидерства (аналитик), харизматического лидерства и преобразующего лидерства (реформатор).

Информация о работе Традиционные концепции лидерства. Теория «Х» и теория «Y» Д. МакГрегора»