Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 15:57, реферат
Описание работы
Успех организации в значительной мере определяется эффективностью руководства и активностью руководителей. Близкими по значению словами к ним являются слова лидерство и лидер. Интерес к природе лидерства люди проявляли с древнейших времен, но систематическое и целенаправленное изучение лидерства началось только со времени Тейлора. Несмотря на разнообразные исследования, не существует единого мнения на то, что такое лидерство и как оно должно изучаться.
Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ 3 1. Определение понятия лидерства. 4 2. Подходы к изучению лидерства 7 3. Традиционные концепции лидерства 9 3.1 Теория лидерских качеств 9 3.2 Концепции лидерского поведения 11 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 18
Успех организации в значительной
мере определяется эффективностью руководства
и активностью руководителей. Близкими
по значению словами к ним являются слова
лидерство и лидер.
Интерес к природе лидерства
люди проявляли с древнейших времен, но
систематическое и целенаправленное изучение
лидерства началось только со времени
Тейлора. Несмотря на разнообразные исследования,
не существует единого мнения на то, что
такое лидерство и как оно должно изучаться.
Лидерство - это тип управленческого
воздействия (в данном случае между лидером
и последователями), основанный на наиболее
эффективном для данной ситуации сочетании
различных источников власти и направленный
на побуждение людей к достижению общих
целей. Из этого и других определений лидерства
следует, что лидерство является функцией
лидера, последователей и ситуационных
переменных. Лидерство, как и власть, -
это, прежде всего, потенциал, имеющийся
у человека.
Целью данной работы является
проанализировать традиционную концепцию
лидерства. Для достижения поставленной
цели были поставлены следующие задачи:
дать определение понятию «лидерства»;
рассмотреть подходы, которые применяются для изучения лидерства;
рассмотреть теории лидерских качеств;
выделить основные концепции
лидерского поведения.
1. Определение понятия лидерства.
Вопрос лидерства вызывали
интерес людей с давних времен. Однако
систематическое, целенаправленное и
широкое изучение лидерства началось
только с Ф. Тейлора. Было проведено много
исследований, но еще нет полного согласия
по поводу того, что такое лидерство и
как его следует изучать.
В ходе изучения
проблемы лидерства ученые предложили
много определений этого понятия.
Согласно Дж. Терри лидерство - это
воздействие на группы людей, способствует
достижению общей цели.
Р. Танненбаум, И. Вешлер
и Ф. Массарик определяли лидерство как
межличностное взаимодействие, что проявляется
в какой-то ситуации с помощью коммуникационного
процесса и направленное на достижение
целей организации.
Г. Кунц и С. О'Доннелл, Дж.
Терри считают, что лидерство связано
с воздействием на людей, которые стремятся
достичь общей цели1.
Существуют и другие
определения, по сути правильные
и дополняют друг друга:
Лидерство - процесс
направления и влияния действиями членов
группы связанными с задачей, оно включает
людей, неодинаков распределение власти
среди членов группы, влияние на подчиненных
различными методами2.
Лидерство - это один из механизмов интеграции
групповой деятельности, когда индивид
или часть группы объединяет и направляет
действия всей группы на достижение целей
предприятия3.
Лидерство - это
способность влиять на поведение других
людей, стихийно и неофициально выдвигают
из своей среды на роль лидера личность,
в равной (или почти равной) им за служебным
статусом, признавая а ней такое право
основывается на неформальных психологически-эмоциональных
отношений4.
Лидерство - это
тип управленческого взаимодействия,
которая основана на сочетании различных
источников власти в зависимости от конкретной
ситуации и направленный на побуждение
людей для достижения общих целей5.
Исходя из всех вышеназванных
определений, можно сформулировать обобщенное,
согласно которому, лидерство - это
тип управленческого взаимодействия,
основанный на наиболее эффективном для
данной ситуации сосуществовании различных
источников власти и направленный на достижение
целей организации
Лидеры должны быть
способны вдохновлять других
своим энтузиазмом и обязательствами
и способностью общаться и
разделять этот энтузиазм с
другими. Лидерство означает взаимодействие,
создание команд и управление ими.
В самом общем смысле
лидерство включает следующие
действия:
планирования (поиск всей доступной
информации для определения задач и целей
группы);
инициация (инструктаж группы,
распределение задач; установка стандартов
группы);
контроль (поддержка стандартов
группы, обеспечение прогресса; принятия
решений);
поддержка (выражение признания
индивидуального вклада; поощрения, создание
духа товарищества, уменьшение напряженности
с помощью юмора);
информирование (разъяснение
задач и планов; постоянное информирование
группы; подведения итогов идей и предложений);
оценивания (проверка выполнимости
идей, испытания возможных последствий;
оценки производительности группы, помощь
группе в самооценке)6.
Статус лидера может
совпадать с формальными полномочиями
менеджера. В таком случае менеджер сочетает
в себе и руководящую должность, и фактического
лидера, но отношения лидера и должностных
полномочий могут не совпадать и даже
вступать в противоречие друг с другом,
тогда возникает есть конфликтная ситуация,
которую нередко приходится наблюдать
в практике управления коллективами В
связи с этим у менеджера появляются два
варианта избежать конфликта: или достичь
в своей практической деятельности лидерства,
возможно, если исследовать и понять причины
и движущие силы возникновения такого
статуса, или построить отношения с неформальным
лидером таким образом, чтобы они не вели
к конфликту, а еще лучше, чтобы они дополняли
и усиливали формальную деятельность
менеджера. Это одна из важных сторон искусства
управления.
Сущность лидерства - умение
самостоятельно принимать решения в рамках
идейно структурированной системы, а не
зависит от решения или мнения одного
человека, а также умение самому быть автором,
генератором идеи и воплощать ее в ж жизненно.
Лидерство - искусство, венец
управленческой деятельности. Власть
лидера основывается на знании подчиненных,
умении поставить себя на их место, анализировать
ситуацию, определять последствия своих
действий, стремлении к совершенствованию,
способности вселять в подчиненных уверенность,
потому что поведение подчиненных зависит
от руководителя лидера.
Лидерство как специфический
тип отношений управления основывается
на процессе социального действия.
В отличие от собственно управления, лидерство
предполагает наличие в организации последователей,
а не подчиненных7.
2. Подходы к изучению лидерства
Существующие в настоящее время
теории лидерства можно классифицировать,
используя две переменные или два измерения
- динамику поведения и уровень ситуационности.
Динамика поведения отражает то, как рассматривается
лидер - в статике (анализ лидерских качеств)
или в динамике (анализ образцов лидерского
поведения). В первом случае лидерство
рассматривается как наличие врожденных
черт, которые позволяют ему быть эффективным.
Поведенческий подход основан на выводах,
сделанных из наблюдения действий лидера.
Второе измерение связано с уровнем или
степенью принятия ситуационности за
основу анализа в рамках того или иного
подхода. Комбинация двух переменных приводит
в конечном счете к выделению четырех
типов подходов изучения лидерства в организации8.
Первый тип включает подходы,
основанные на анализе лидерских качеств
(теории лидерских качеств, теория Дугласа
Мак-Грегора).
Второй тип рассматривает лидерство
как набор образцов поведения, присущих
лидеру в любом организационном окружении
(исследования Мичиганского университета
и университета штата Огайо, системы управления
Лайкерта и управленческая Блейка и Моутона).
Третий тип предполагает изучение
лидерских качеств, но уже в зависимости
от конкретной ситуации (концепции ситуационного
лидерства: Бидлера, Херсея-Бланшарда,
Хауза-Митчелла, Стинсона-Джон- сона, Врума-Йеттона-Яго).
Четвертый тип представляет
ряд новых подходов, вновь изучающих лидерские
качества, но уже в связи с конкретной
ситуацией (причинно-следственный подход
или «атрибутивная» теория, концепции
лидера-преобразователя и харизматического
лидера). В этих подходах делается попытка
определить набор качеств и образцов поведения,
необходимых лидеру в специфическом организационном
контексте9.
3. Традиционные концепции лидерства
Несмотря на то, что лидеры и
лидерство всегда оказывают значительное
влияние на ход развития мировой истории,
тщательное их изучение началось примерно
столетие назад. Ранние исследования предполагали,
что в любой ситуации лидер должен обладать
определенными качествами.
3.1 Теория лидерских качеств
Первые исследования
пытались выявить качества, которые
отличают «великих людей» в истории от
масс. Исследователи верили, что лидеры
имели какой-то уникальный набор достаточно
устойчивых и не меняющихся во времени
качеств. Этот подход базировался на вере,
что лидерами рождаются, а не становятся.
Исследования выявили
предельно длинный список обнаруженных
лидерских качеств. Ральф Стогдили в 1948
г., а Ричард Манн в 1959 г. попытались обобщить
и сгруппировать все лидерские качества.
Стогдили пришел к выводу, что в основном
пять качеств характеризуют лидера:
ум или интеллектуальные способности;
господство или преобладание
над другими;
уверенность в себе;
активность и энергичность;
знание дела10.
Однако эти пять
качеств не объяснили появление
лидера. Многие люди с такими качествами
так и остались последователями. Практика
не подтвердила, что наличие ума является
главной предпосылкой для лидерства. Но
исследования продолжались, и наиболее
интересный результат был получен известным
американским консультантом Уореном Беннисом,
исследовавшим 90 успешных лидеров. Он
определил четыре группы лидерских качеств:
1) управление вниманием
или способность так представить
сущность результата, цели и т. д., чтобы
это было привлекательным для последователей;
2) управление значением
или способность так передать значение
созданного образа, идеи или видения, чтобы
они были поняты и приняты последователями;
3) управление доверием
или способность построить свою деятельность
с таким постоянством или последовательностью,
чтобы получить полное доверие;
4) управление собой
или способность настолько хорошо
знать свои сильные и слабые стороны,
чтобы для усиления своих слабых сторон
умело привлекать другие ресурсы и других
людей11.
Беннис предлагает лидерам
делиться властью в организации для создания
организационной среды, которая должна
вселять в людей силу и энергию через качество
работы и самоотдачу. Последующее изучение
привело к выделению четырех групп лидерских
качеств: физиологические, психологические
или эмоциональные, умственные или интеллектуальные,
личностно-деловые.
К физиологическим
относятся такие качества, как рост, вес,
фигура, внешний вид, здоровье. И хотя можно
предположить, что существует определенная
взаимосвязь между этими качествами и
лидерством, но тем не менее история подтверждает,
что индивиды с отклонениями в меньшую
сторону могут вырасти до размеров очень
влиятельных фигур мировой истории.
Психологические
или эмоциональные качества проявляются
на практике главным образом
через характер человека. Они
имеют как наследственную, так
и приобретенную основу. Длинный
список качеств, появившийся в
результате исследований, показал,
что большинство из них так
и не получило подтверждения
практикой своей связи с лидерством.
Изучение умственных
и интеллектуальных качеств и
их связи с лидерством показали,
что уровень этих качеств у
лидеров выше, чем у не лидеров.
Однако последующие исследования показали,
что корреляция между этими качествами
и лидерством недостаточно сильна. Так,
если средний интеллектуальный уровень
последователей невысок, то быть для лидера
слишком умным – значит сталкиваться
с множеством проблем.
Личностно-деловые
качества носят в большей степени
характер приобретенных и развитых
у лидера навыков и умений
в выполнении своих функций. Их
значимость для успеха возрастает
по уровням организационной иерархии.
Теория лидерских
качеств страдает рядом недостатков. Во-первых,
перечень потенциально важных лидерских
качеств оказался практически бесконечным.
По этой причине стало невозможным создать
«единственно верный» образ лидера, а
следовательно, заложить какие-то основы
теории. Во-вторых, по различным причинам
не удалось найти связь между рассмотренными
качествами и лидерством.
В итоге, можно
сделать заключение, что подход,
изучающий лидерские качества, несомненно,
интересен, но, к сожалению, до сих
пор не принес ощутимой пользы
практике. Однако он служил толчком
к появлению и развитию других
концепций лидерства и оказался
сдерживающим средством в переоценке
поведенческих и ситуационных
основ лидерства12.
3.2 Концепции лидерского поведения
Изучение образцов поведения,
присущих лидерам, началось накануне второй
мировой войны и продолжалось до середины
60-х годов. Объектом исследований при этом
стало лидерское поведение, а не лидерские
качества. Важным являлось то, что данная
концепция предполагала возможность подготовки
лидеров по специально разработанным
программам. Направления исследований
– от поиска объектов на вопрос, кто является
лидером, к ответу на вопрос, что и как
лидеры делают. Ниже будут рассмотрены
наиболее известные концепции.