Традиционные концепции лидерства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 15:57, реферат

Описание работы

Успех организации в значительной мере определяется эффективностью руководства и активностью руководителей. Близкими по значению словами к ним являются слова лидерство и лидер.
Интерес к природе лидерства люди проявляли с древнейших времен, но систематическое и целенаправленное изучение лидерства началось только со времени Тейлора. Несмотря на разнообразные исследования, не существует единого мнения на то, что такое лидерство и как оно должно изучаться.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Определение понятия лидерства. 4
2. Подходы к изучению лидерства 7
3. Традиционные концепции лидерства 9
3.1 Теория лидерских качеств 9
3.2 Концепции лидерского поведения 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 18

Файлы: 1 файл

Менеджмент.рефер.docx

— 312.81 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

Реферат

 

Традиционные концепции лидерства

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Успех организации в значительной мере определяется эффективностью руководства и активностью руководителей. Близкими по значению словами к ним являются слова лидерство и лидер.

Интерес к природе лидерства люди проявляли с древнейших времен, но систематическое и целенаправленное изучение лидерства началось только со времени Тейлора. Несмотря на разнообразные исследования, не существует единого мнения на то, что такое лидерство и как оно должно изучаться.

Лидерство - это тип управленческого воздействия (в данном случае между лидером и последователями), основанный на наиболее эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей. Из этого и других определений лидерства следует, что лидерство является функцией лидера, последователей и ситуационных переменных. Лидерство, как и власть, - это, прежде всего, потенциал, имеющийся у человека.

Целью данной работы является проанализировать традиционную концепцию лидерства. Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:

  • дать определение понятию «лидерства»;
  • рассмотреть подходы, которые применяются для изучения лидерства;
  • рассмотреть теории лидерских качеств;
  • выделить основные концепции лидерского поведения.

 

 

1. Определение понятия лидерства.

Вопрос лидерства вызывали интерес людей с давних времен. Однако систематическое, целенаправленное и широкое изучение лидерства началось только с Ф. Тейлора. Было проведено много исследований, но еще нет полного согласия по поводу того, что такое лидерство и как его следует изучать.

 В ходе изучения  проблемы лидерства ученые предложили  много определений этого понятия.

 Согласно Дж. Терри лидерство - это воздействие на группы людей, способствует достижению общей цели.

 Р. Танненбаум, И. Вешлер и Ф. Массарик определяли лидерство как межличностное взаимодействие, что проявляется в какой-то ситуации с помощью коммуникационного процесса и направленное на достижение целей организации.

 Г. Кунц и С. О'Доннелл, Дж. Терри считают, что лидерство связано с воздействием на людей, которые стремятся достичь общей цели1.

 Существуют и другие  определения, по сути правильные  и дополняют друг друга:

 Лидерство - процесс направления и влияния действиями членов группы связанными с задачей, оно включает людей, неодинаков распределение власти среди членов группы, влияние на подчиненных различными методами2.

 Лидерство - это один из механизмов интеграции групповой деятельности, когда индивид или часть группы объединяет и направляет действия всей группы на достижение целей предприятия3.

 Лидерство - это способность влиять на поведение других людей, стихийно и неофициально выдвигают из своей среды на роль лидера личность, в равной (или почти равной) им за служебным статусом, признавая а ней такое право основывается на неформальных психологически-эмоциональных отношений4.

 Лидерство - это тип управленческого взаимодействия, которая основана на сочетании различных источников власти в зависимости от конкретной ситуации и направленный на побуждение людей для достижения общих целей5.

 Исходя из всех вышеназванных определений, можно сформулировать обобщенное, согласно которому, лидерство - это тип управленческого взаимодействия, основанный на наиболее эффективном для данной ситуации сосуществовании различных источников власти и направленный на достижение целей организации

 Лидеры должны быть  способны вдохновлять других  своим энтузиазмом и обязательствами  и способностью общаться и  разделять этот энтузиазм с  другими. Лидерство означает взаимодействие, создание команд и управление ими.

 В самом общем смысле  лидерство включает следующие  действия:

  • планирования (поиск всей доступной информации для определения задач и целей группы);
  • инициация (инструктаж группы, распределение задач; установка стандартов группы);
  • контроль (поддержка стандартов группы, обеспечение прогресса; принятия решений);
  • поддержка (выражение признания индивидуального вклада; поощрения, создание духа товарищества, уменьшение напряженности с помощью юмора);
  • информирование (разъяснение задач и планов; постоянное информирование группы; подведения итогов идей и предложений);
  • оценивания (проверка выполнимости идей, испытания возможных последствий; оценки производительности группы, помощь группе в самооценке)6.

 Статус лидера может  совпадать с формальными полномочиями  менеджера. В таком случае менеджер сочетает в себе и руководящую должность, и фактического лидера, но отношения лидера и должностных полномочий могут не совпадать и даже вступать в противоречие друг с другом, тогда возникает есть конфликтная ситуация, которую нередко приходится наблюдать в практике управления коллективами В связи с этим у менеджера появляются два варианта избежать конфликта: или достичь в своей практической деятельности лидерства, возможно, если исследовать и понять причины и движущие силы возникновения такого статуса, или построить отношения с неформальным лидером таким образом, чтобы они не вели к конфликту, а еще лучше, чтобы они дополняли и усиливали формальную деятельность менеджера. Это одна из важных сторон искусства управления.

Сущность лидерства - умение самостоятельно принимать решения в рамках идейно структурированной системы, а не зависит от решения или мнения одного человека, а также умение самому быть автором, генератором идеи и воплощать ее в ж жизненно.

 Лидерство - искусство, венец управленческой деятельности. Власть лидера основывается на знании подчиненных, умении поставить себя на их место, анализировать ситуацию, определять последствия своих действий, стремлении к совершенствованию, способности вселять в подчиненных уверенность, потому что поведение подчиненных зависит от руководителя лидера.

 Лидерство как специфический  тип отношений управления основывается  на процессе социального действия. В отличие от собственно управления, лидерство предполагает наличие в организации последователей, а не подчиненных7. 

2. Подходы к изучению лидерства

Существующие в настоящее время теории лидерства можно классифицировать, используя две переменные или два измерения - динамику поведения и уровень ситуационности. Динамика поведения отражает то, как рассматривается лидер - в статике (анализ лидерских качеств) или в динамике (анализ образцов лидерского поведения). В первом случае лидерство рассматривается как наличие врожденных черт, которые позволяют ему быть эффективным. Поведенческий подход основан на выводах, сделанных из наблюдения действий лидера. Второе измерение связано с уровнем или степенью принятия ситуационности за основу анализа в рамках того или иного подхода. Комбинация двух переменных приводит в конечном счете к выделению четырех типов подходов изучения лидерства в организации8.

Первый тип включает подходы, основанные на анализе лидерских качеств (теории лидерских качеств, теория Дугласа Мак-Грегора).

Второй тип рассматривает лидерство как набор образцов поведения, присущих лидеру в любом организационном окружении (исследования Мичиганского университета и университета штата Огайо, системы управления Лайкерта и управленческая Блейка и Моутона).

Третий тип предполагает изучение лидерских качеств, но уже в зависимости от конкретной ситуации (концепции ситуационного лидерства: Бидлера, Херсея-Бланшарда, Хауза-Митчелла, Стинсона-Джон- сона, Врума-Йеттона-Яго).

Четвертый тип представляет ряд новых подходов, вновь изучающих лидерские качества, но уже в связи с конкретной ситуацией (причинно-следственный подход или «атрибутивная» теория, концепции лидера-преобразователя и харизматического лидера). В этих подходах делается попытка определить набор качеств и образцов поведения, необходимых лидеру в специфическом организационном контексте9.

 

 

3. Традиционные концепции лидерства

Несмотря на то, что лидеры и лидерство всегда оказывают значительное влияние на ход развития мировой истории, тщательное их изучение началось примерно столетие назад. Ранние исследования предполагали, что в любой ситуации лидер должен обладать определенными качествами.

3.1 Теория лидерских качеств

 

  Первые исследования  пытались выявить качества, которые отличают «великих людей» в истории от масс. Исследователи верили, что лидеры имели какой-то уникальный набор достаточно устойчивых и не меняющихся во времени качеств. Этот подход базировался на вере, что лидерами рождаются, а не становятся.

   Исследования выявили  предельно длинный список обнаруженных лидерских качеств. Ральф Стогдили в 1948 г., а Ричард Манн в 1959 г. попытались обобщить и сгруппировать все лидерские качества. Стогдили пришел к выводу, что в основном пять качеств характеризуют лидера:

  • ум или интеллектуальные способности;
  • господство или преобладание над другими;
  • уверенность в себе;
  • активность и энергичность;
  • знание дела10.

   Однако эти пять  качеств не объяснили появление  лидера. Многие люди с такими качествами так и остались последователями. Практика не подтвердила, что наличие ума является главной предпосылкой для лидерства. Но исследования продолжались, и наиболее интересный результат был получен известным американским консультантом Уореном Беннисом, исследовавшим 90 успешных лидеров. Он определил четыре группы лидерских качеств:

   1) управление вниманием  или способность так представить  сущность результата, цели и т. д., чтобы это было привлекательным для последователей;

   2) управление значением  или способность так передать значение созданного образа, идеи или видения, чтобы они были поняты и приняты последователями;

   3) управление доверием  или способность построить свою деятельность с таким постоянством или последовательностью, чтобы получить полное доверие;

   4) управление собой  или способность настолько хорошо  знать свои сильные и слабые стороны, чтобы для усиления своих слабых сторон умело привлекать другие ресурсы и других людей11.

   Беннис предлагает лидерам делиться властью в организации для создания организационной среды, которая должна вселять в людей силу и энергию через качество работы и самоотдачу. Последующее изучение привело к выделению четырех групп лидерских качеств: физиологические, психологические или эмоциональные, умственные или интеллектуальные, личностно-деловые.

   К физиологическим относятся такие качества, как рост, вес, фигура, внешний вид, здоровье. И хотя можно предположить, что существует определенная взаимосвязь между этими качествами и лидерством, но тем не менее история подтверждает, что индивиды с отклонениями в меньшую сторону могут вырасти до размеров очень влиятельных фигур мировой истории.

   Психологические  или эмоциональные качества проявляются  на практике главным образом  через характер человека. Они  имеют как наследственную, так  и приобретенную основу. Длинный  список качеств, появившийся в  результате исследований, показал, что большинство из них так  и не получило подтверждения  практикой своей связи с лидерством.

   Изучение умственных  и интеллектуальных качеств и  их связи с лидерством показали, что уровень этих качеств у  лидеров выше, чем у не лидеров. Однако последующие исследования показали, что корреляция между этими качествами и лидерством недостаточно сильна. Так, если средний интеллектуальный уровень последователей невысок, то быть для лидера слишком умным – значит сталкиваться с множеством проблем.

   Личностно-деловые  качества носят в большей степени  характер приобретенных и развитых  у лидера навыков и умений  в выполнении своих функций. Их  значимость для успеха возрастает  по уровням организационной иерархии.

   Теория лидерских  качеств страдает рядом недостатков. Во-первых, перечень потенциально важных лидерских качеств оказался практически бесконечным. По этой причине стало невозможным создать «единственно верный» образ лидера, а следовательно, заложить какие-то основы теории. Во-вторых, по различным причинам не удалось найти связь между рассмотренными качествами и лидерством.

   В итоге, можно  сделать заключение, что подход, изучающий лидерские качества, несомненно, интересен, но, к сожалению, до сих  пор не принес ощутимой пользы  практике. Однако он служил толчком  к появлению и развитию других  концепций лидерства и оказался  сдерживающим средством в переоценке  поведенческих и ситуационных  основ лидерства12.

3.2 Концепции лидерского поведения

Изучение образцов поведения, присущих лидерам, началось накануне второй мировой войны и продолжалось до середины 60-х годов. Объектом исследований при этом стало лидерское поведение, а не лидерские качества. Важным являлось то, что данная концепция предполагала возможность подготовки лидеров по специально разработанным программам. Направления исследований – от поиска объектов на вопрос, кто является лидером, к ответу на вопрос, что и как лидеры делают. Ниже будут рассмотрены наиболее известные концепции.

Информация о работе Традиционные концепции лидерства