Требования к руководителю в современном обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 20:59, реферат

Описание работы

В различных исторических условиях от руководителя требовались иные качества, так, например, в конце 18-ого - начало 19-го веках, когда уровень безработицы достиг запредельных высот, условия труда были возмутительно невыносимы, а у ворот фабрик толпились люди в надежде на хоть какую-то подработку, от руководителя требовалось быть абсолютным диктатором, поддерживающим свой авторитет надавливая на страх рабочих перед увольнением, сейчас же от руководителя, лично на мой взгляд, требуется прежде всего информированность, ибо мы имеем счастье жить в постиндустриальном (информационном) обществе. Об этом и будет идти речь в данной работе.

Содержание работы

Введение. 3
1.Руководитель. Содержание понятия, роль руководителя, и основные принципы руководства. 4
2.Стили руководства 9
3.Специфика информационного общества. 11
4.Роль руководителя в организации 13
4.1.Роль руководителя в управлении организационной культурой 13
4.2.Роль руководителя в управлении коммуникацией 13
4.3.Роль руководителя в управлении персоналом 14
4.4.Роль руководителя в управлении изменениями 14
5.Руководитель в условиях современности 15
6.Руководители современности. 18
Заключение 20
Список литературы 22
Приложение 23

Файлы: 1 файл

Требования к руководителю в современных условиях1 (2).docx

— 565.15 Кб (Скачать файл)

Российский государственный торгово-экономический университет

Реферат

На тему «требования к руководителю в современных условиях»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                  Выполнил студент 2-ого курса

Факультета социальных технологий

Плохушко Александр Дмитриевич

Проверила - Москвитина М.В.


 

 

 

Москва 2012




 

 

 

Оглавление

 

 

Введение.

 

Постоянно развивающийся современный мир диктует свои требования ко всему окружающему нас, в том числе к стилю руководства и самим руководителям в целом, будь то руководители государства, организации, или любой другой социальной общности.

В различных исторических условиях от руководителя требовались иные качества, так, например, в конце 18-ого - начало 19-го веках, когда уровень безработицы достиг запредельных высот, условия труда были возмутительно невыносимы, а у ворот фабрик толпились люди в надежде на хоть какую-то подработку, от руководителя требовалось быть абсолютным диктатором, поддерживающим свой авторитет надавливая на страх рабочих перед увольнением, сейчас же от руководителя, лично на мой взгляд, требуется прежде всего информированность, ибо мы имеем счастье жить в постиндустриальном (информационном) обществе. Об этом и  будет идти речь в моей работе.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Руководитель. Содержание понятия, роль руководителя, и основные принципы руководства.

 

Руководитель – это должностной статус (положение) человека, который обязан влиять на других (подчиненных) таким образом, чтобы они выполняли работу, порученную фирмой.

Статус определяет поведение и действия руководителя в рамках должностных структур и полномочий. Он характеризует функциональную и социальную роль (модель) поведения руководителя, то есть ожидаемые действия руководителя в различных управленческих ситуациях.

Руководитель в системе управления занимает ключевое положение. Чем сложнее и совершеннее система управления, тем выше и жестче требования к руководителю.

Это верно хотя бы потому, что здесь при возможной ошибке руководителя издержки системы оказываются более существенными.

Справедливо считается: как порядок, так и беспорядок в фирме начинается с руководителя. Известен афоризм: «Фирма не может быть лучше, чем ее руководители».

Определяющая роль руководителя исходит из того, что руководитель – лицо, наделенное полномочиями принимать управленческие решения. Это тот, кто решает, что делать, как делать и несет за это ответственность.

Роль руководителя безлична. Она возлагает на человека определенные обязанности, нормы поведения и предоставляет ему права.

Но каждый человек, приняв роль, относится к ней по-своему. Поэтому качество выполнения роли – дело сугубо индивидуальное.

Важно, чтобы каждый работник знал свои обязанности и хотел бы их выполнять полностью и вовремя. Привести деятельность каждого работника фирмы в соответствие с ее целями и интересами – такова главная задача руководителя-организатора трудового коллектива.

Поведение руководителя должно оцениваться в зависимости от предвосхищения ожидаемых последствий и определенных действий в каждой конкретной обстановке. При этом целесообразно учитывать те факторы, которые регламентируют и регулируют поведение человека.

Умение подчинить отношения интересам дела зависят от ролевых особенностей личности. Роль и сознание человека являются регуляторами его поведения.

Существуют линейные и функциональные руководители.

Линейные руководители возглавляют относительно обособленные производственные и хозяйственные подразделения (фирму, цех, отдел, бюро). Каждый из них посредством приданного ему аппарата управления координирует деятельность своих подчиненных, принимает решения, касающиеся вопросов, определяющих работу его подразделения.

Функциональные руководители – это начальники специализированных функциональных служб всех уровней управления (главный инженер, начальники планово-экономического отдела, отдела труда и зарплаты и т.д.). В их обязанности входит подготовка рекомендаций линейным руководителям для принятия управленческих решений. Такие руководители являются одновременно и линейными по отношению к возглавляемым ими службам.

Успешное функционирование любой организации зависит от того, как менеджеры используют принципы руководства. 
 
            Принципы - это основные положения некой теории, учения, науки. Принципы руководства - это основные положения управленческой науки, касающиеся руководства людьми в процессе совместной деятельности для достижения целей организации.

Основные принципы руководства 
 
           1. Разделение труда. Этот принцип основан на распределении процесса труда на отдельные виды работ или операции. На основе разделения труда организуется процесс управления, разрабатываются организационная структура предприятия для каждого работника. Так конкретизируются исполнители работ по предоставленным им полномочиями и ответственностью. 
            Принципы разделения труда является главным общим принципом административного руководства. 

            2. Ответственность. Менеджер несет всю ответственность за результаты работы организации перед высшим органом управления (собранием акционеров, участников общества, владельцем). В своей деятельности он должен выполнять действующее законодательство и нормативные акты, отвечает за их нарушение. Особую ответственность несет за выполнение соглашений, контрактов и договоров. Менеджер обладает властью над подчиненными работниками, но наличие власти предполагает ответственность, как за свои действия, так и за действия работников. Ответственность является необходимой принадлежностью власти. 
 
          3. Дисциплина. Это важнейшая сила любого человека или коллектива. Это показатель уровня соблюдения установленных норм и правил поведения в организации.

4. Единство  властных полномочий. При выполнении любой работы работник не должен получать распоряжений более, чем от одного руководителя. Если два руководителя осуществляют власть одинакового содержания над одним и тем же подразделением, то сразу же появляются недоразумения, которые могут приводить к конфликту. А чтобы не допустить этого, нужно: или ликвидировать двойственность, или устранить одного из руководителей. Люди не выдерживают двойной власти. Обязательно пристают к одной из них. Об этом принципе в народе говорят: "Вдвоем няньки дитя без глаза". И это верно. 
 
              5. Централизация и делегирование. Централизация предполагает сосредоточение власти в одном центре. Таким центром в организации является руководитель или коллективный орган (правление, президиум и др.). Вопрос централизации является вопросом степени, уровня сосредоточения властных полномочий. Для успешного руководства следует использовать систему делегирования властных полномочий от высшего до низшего уровня управления, от менеджера к подчиненным. Этот принцип повышает самостоятельность выполнения работ и, главное, ответственность за их результаты. 
 
               Чрезмерная централизация, как и чрезмерное делегирование властных полномочий не всегда дают положительные результаты. Об этом принципе можно сказать так: "Один управляющий и единственный план действий для совокупности операций, имеющих общую цель". Это важнейшее условие единства работы, согласованности действий и объединения усилий. 
 
              6. Объективность и научность решений. Успешное руководство возможно только с учетом объективных условий развития общества, отраслевых закономерностей и производственных условий конкретной организации; руководство несовместимо с субъективизмом, который только вредит делу. 

Каждый руководитель на любой ступени иерархии должен принимать решения только на основе объективных обстоятельств и научного предвидения будущего.

7. Единство  интересов работников и предприятия. Этот принцип утверждает, что экономические интересы предприятия и работников должны совпадать. Каждый работник должен получать справедливую долю прибыли от общего результата. Нарушение принципа приводит к незаинтересованности работников в высокопроизводительном труде.

8. Принцип  эффективности и оптимальности предполагает достижение наибольшей эффективности в результате работы коллектива при наибольшей экономии ресурсов. Это возможно только на основе внедрения новейших технологий, совершенствовании организации труда и управления, использовании компьютерной техники.

9. Справедливость. Этот принцип предусматривает справедливые действия руководства. Справедливый менеджер действует беспристрастно по отношению к истине. Справедливое решение принимается без предвзятости на законной и честной основе. Справедливость менеджера - это сочетание доброжелательности с правосудием в принятии управленческих решений.

10. Инициатива. Это руководящая роль в любых действиях, возможность что-то задумать и осуществить.

Инициатива является мощнейшим стимулом человеческой деятельности. Чтобы развивать инициативу, нужно предоставить работнику самостоятельность в выполнении служебных обязанностей, поощрять заслуги.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Стили руководства

 

Под стилем руководства можно понимать общую характеристику способов, с помощью которых происходит взаимодействие руководителей и подчиненных. Он отражает методы работы руководителя, организацию деятельности, взаимоотношения в коллективе, приоритеты, позиции администрации, преобладающую систему ценностей, тип культуры, и проч.

Исторически первым и до сегодняшнего момента, видимо, наиболее распространенным на практике является авторитарный стиль, считающийся универсальным. Он основывается на отдаче подчиненным в приказной форме распоряжений без всяких объяснений их связи с общими целями и задачами деятельности организации. Применяющий его руководитель отдает предпочтение официальному характеру отношений, поддерживает между собой и подчиненными дистанцию, которую те не имеют право нарушить. Но ему нужно обладать достаточной властью, чтобы навязывать свои решения другим.

Авторитаризм характеризуется чрезмерной централизацией полномочий ограничением контактов с подчиненными, пресечением инакомыслия, несамокритичностью руководителя и усиливается преувеличением его представления о своих возможностях, избыточным влечением к внешним атрибутам власти, особенностями личности.

Авторитарный стиль управления более всего характерен для харизматических творческих личностей. Использование его увеличивает единоличную власть руководителя и возможность влияния на подчиненных, обеспечивает максимальную производительность, помогает решению задач в сложных условиях, обеспечивает работу вновь создаваемых коллективов и даже при неумелом его использовании позволяет выполнить задания, особенно когда не хватает времени, если компетентность руководителей значительно выше, чем у подчиненных, или работники не могут прийти к согласию.

Однако порождает многие проблемы в будущем: снижает эффективность труда, производственную дисциплину, инициативу, ухудшает социально-психологический климат, повышает текучесть, не формирует внутренней заинтересованности исполнителей, так как излишние дисциплинарные меры вызывают в человеке страх и злость, уничтожают стимулы к работе.

Применение авторитарного стиля может быть эффективным тогда, когда подчиненные полностью находятся во власти руководителя (например, на военной службе) или безгранично ему доверяют (скажем, как актеры режиссеру или спортсмены тренеру), а руководитель уверен в том, что они не способны самостоятельно действовать правильным образом.

Во многом противоположен авторитарному демократический стиль руководства, который апеллирует к высшим уровням потребностей. Настоящий демократический руководитель пытается сделать обязанности подчиненных более привлекательными, избегает навязывать им свою волю, вовлекает в принятие решений, предоставляет свободу формулировать собственные цели на основе целей организации, что повышает степень мотивации к работе, и в то же время осуществляет довольно жесткий контроль над ними. Таким образом, демократическое руководство характеризуется разделением власти и участием подчиненных в принятии решений.

Руководитель в значительной мере доверяет им, интересуется их мнением, настроениями, советуется с ними, стремится использовать все лучшее, что они предлагают. Среди стимулирующих мер преобладает поощрение, а наказание используется лишь в исключительных случаях. Сотрудники в целом удовлетворены такой системой руководства и обычно стараются оказать своему начальнику посильную помощь и поддержать его в необходимых случаях.

При либеральном стиле руководитель вмешивается, участвует в организации деятельности группы только в том случае, когда члены последней обращаются к нему, причем его вмешательство реализуется в форме совета и объяснения. Членам группы дается полная свобода принимать свои собственные решения. Материалы и информация предоставляется им только тогда, когда об этом они просят сами. Руководители, демонстрирующие такой стиль, замечания делают редко.

 

3.Специфика информационного общества.

 

Для того чтобы разобраться в том, какие требования выдвигаются руководителю в современном обществе, необходимо разобраться в специфике этого общества.

Информационное общество — концепция постиндустриального общества; новая историческая фаза развития цивилизации, в которой главными продуктами производства являются информация и знания.

Отличительные черты:

  • увеличение роли информации, знаний и информационных технологий в жизни общества;
  • возрастание числа людей, занятых информационными технологиями, коммуникациями и производством информационных продуктов и услуг, рост их доли в валовом внутреннем продукте;
  • нарастающая информатизация общества с использованием телефонии, радио, телевидения, сети Интернет, а также традиционных и электронных СМИ;
  • создание глобального информационного пространства, обеспечивающего:

Информация о работе Требования к руководителю в современном обществе