Трудовой коллектив в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 00:45, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – рассмотреть трудовой коллектив как неотъемлемую часть организации.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. раскрыть понятие трудового коллектива и определить его сущность;
2. определить принципы и методы построения стабильного трудового коллектива;
3. определить важность руководителя в трудовом коллективе;
4. рассмотреть коллектив как социально-психологическую характеристику групповой деятельности.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………… 3
1. Трудовой коллектив и его роль в современных условиях…………... 4
1.1. Понятие трудового коллектива, его сущность и функции…………... 4
1.2. Принципы и методы построения стабильного трудового коллектива……………………………………………………………….
10
1.3. Место руководителя в трудовом коллективе……………………........ 16
2. Трудовой коллектив как главный ресурс организации…………........ 20
2.1. Конфликты в трудовом коллективе………………………………....... 20
2.2. Коллектив как социально-психологическая характеристика групповой деятельности………………………………………………..
26
Заключение…………………………………………………………........ 32
Список литературы……………………………………………………... 33

Файлы: 1 файл

Трудовой коллектив в организации.doc

— 176.00 Кб (Скачать файл)

 

Продолжение таблицы.

Анкетирование Параметрический

Моделирования

Опытный

Творческих

совещаний

 
 
 
 
Изучение  документов Функционально-стоимостной  анализ Коллективного блокнота

Контрольных вопросов

 
 
 
 
Функционально-стоимостной  анализ Главных компонент

Балансовый

Корреляцион-ный  и

регрессионный анализ

Опытный

Матричный

Метод 6-5-3

Морфологичес-кий

Анализ

Функционально-стоимостной  анализ  
 
 

    Раскроем  сущность некоторых из методов.

    Системный анализ служит методическим средством  системного подхода к решению проблем совершенствования системы управления персоналом. Системный подход ориентирует исследователя на изучение системы управления персоналом в целом и составляющих ее компонентов: целей, функций, организационной структуры, кадров, технических средств управления, информации, методов управления людьми, технологии управления, управленческих решений; на выявление многообразных типов связей этих компонентов между собой и внешней средой и сведение их в единую целостную картину. Внешней средой для управления персоналом являются не только другие подсистемы системы управления данной организации (например, подсистема управления внешними хозяйственными связями и т.п.), но и внешние организации (поставщики и потребители, вышестоящие организации и т.п.). [8]

 

       1.3. Место  руководителя в  трудовом коллективе.

 

    Процессы  руководства и руководитель являются неотъемлемыми элементами организации. Руководство – это доминирующее и направляющее влияние на поведение членов организации для достижения организационных и личных целей, опирающееся на властную позицию и авторитет. На эффективность руководства влияют следующие его компоненты:

  • руководитель, обладающий необходимыми для управления людьми качествами;
  • властная, командная позиция (руководящая должность), располагающая ресурсами влияния;
  • авторитет и связанные с ним отношения неформального влияния;
  • группа, подчиненные, обладающие индивидуальными особенностями и находящиеся в системной взаимозависимости и интерактивном взаимодействии;
  • общая цель и конкретизирующие ее задачи;
  • организация (организационная структура), упорядочивающая и усиливающая руководящее воздействие;
  • внешняя среда, в которой осуществляется руководство;
  • ситуация, отражающая динамичные, относительно изменчивые во времени факторы, которые влияют на руководство.

    Важнейшим компонентом эффективного руководства  является лидерство (от англ. leader – ведущий, вождь). Руководитель, обладающий всеми качествами лидера – идеальный глава организации, способный обеспечить наивысшие достижения. Роли и функции руководителя определяют его место в трудовом коллективе.И. Ансофф указывает четыре основные роли руководителя:

  • роль лидера, обладающего высоким авторитетом и способностью влиять на других людей;
  • роль администратора – эта роль предполагает способность руководителя контролировать положение дел, принимать решения и добиваться их реализации, организовывать и координировать действия подчиненных, обеспечивать порядок, соблюдение правовых и административных норм и распоряжений;
  • роль планировщика – главные задачи этой роли – оптимизация будущей деятельности организации посредством анализа тенденций изменений как самой организации, так и окружающей ее среды; определение управленческих альтернатив и выбор наилучших из них; концентрация ресурсов на главных направлениях деятельности организации. Планировщик должен иметь аналитический склад ума, быть методичным в работе и ориентироваться на будущее;
  • роль предпринимателя – выступая в этой роли, руководитель должен быть экспериментатором, находить новые виды деятельности, нестандартные решения, наиболее соответствующие ситуации, должен быть готовым к определенному предпринимательскому риску, при этом минимизируя его. [10]

    Более детально место руководителя в организации  раскрывается в следующих десяти ролях:

    "мыслитель"  – общее осмысление положения  дел в подразделении, поиск оптимальных способов решения проблем;

    "организатор"  – координация работы сотрудников; 

    "штабной  работник" – обработка управленческой  информации и составление документации;

    "кадровик" – отбор, расстановка, оценка  персонала; 

    "воспитатель"  – обучение и мотивация персонала; 

    "снабженец"  – обеспечение группы всем  необходимым для трудовой деятельности;

    "общественник" – участие в качестве ведущего  на заседаниях и совещаниях, работа с общественными организациями;

    "инноватор"  – внедрение передовых методов  труда и научно-технических достижений  в производство;

    "контролер"  – контроль за соблюдением  организационных норм и качеством продукции;

    "дипломат" – налаживание связей с другими учреждениями и их представителями.

    Социальные  роли руководителя детализируются и  проявляются в его функциях. Множество  конкретных функций руководителя можно  объединить в две основные функции: 1) достижение групповой цели; 2) сплочение  группы и забота о ее сохранении. Вторая функция имеет глубокое социально-психологическое содержание, оценка и использование которого позволяют существенно повысить эффективность деятельности и авторитет руководителя. В содержание функции сплочения группы входит решение задач, связанных с обеспечением оптимальности и постоянства состава членов команды, с налаживанием внутригрупповых отношений, в том числе отношений членов группы с руководителем. К числу таких задач относятся:

  • обнаружение и устранение эмоциональной напряженности в групповых отношениях;
  • оповещение о групповых нормах, правилах игры (например, о честности и искренности во взаимоотношениях) и своевременное напоминание о них;
  • защита и ободрение "тихих" членов команды, торможение стремления чрезмерно активных сотрудников к доминированию и притеснению более скромных;
  • предупреждение и разрешение конфликтов;
  • защита отдельных сотрудников от тех, кто ущемляет их личное достоинство;
  • развитие здорового коллективизма, взаимного доверия и солидарности, доброжелательности и стремления к поиску компромиссов;
  • всяческая поддержка групповых собраний;
  • внимательное и терпимое отношение к сотрудникам при решении вопросов, возникающих при совместной работе в команде (правильно понимания общих целей, возможностей, проблем и т.д.);
  • мотивация сотрудников;
  • инициирование конструктивной критики.

    Функции руководителя выступают, кроме того, мерой оценки его индивидуальных качеств и способностей эффективно работать. [12]  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Трудовой коллектив как главный ресурс организации

      2.1. Конфликты в трудовом  коллективе

 

    Конфликт (от лат. conflictus - столкновение) - столкновение противоречивых или несовместимых интересов. Конфликт - это элемент человеческой деятельности и существования. В жизни работников организации могут возникать конфликты: производственные, политические, национальные, социальные, семейные и т.д.

    Конфликт  означает несогласие сторон, при котором  одна сторона пытается добиться принятия своих взглядов и помешать другой стороне, сделать то же самое.

    При ответе на вопрос о пользе и вреде  конфликта необходимо разобрать две формы конфликтов:

  • деструктивные (разрушительные, вредные);
  • конструктивные (созидательные, полезные).

    Деловые взаимоотношения конфликтного характера  могут проявляться в трёх формах: содержательные, социальные и коммунальные взаимодействия.

    Содержательные  взаимодействия в конфликте проявляются  тогда, когда обсуждаются сугубо рабочие вопросы, сравнивается имеющаяся информация по проблеме, анализируется логическая "цепочка" и оттачиваются аргументы.

    Социальные  взаимодействия проявляются в деловом  конфликте тогда, когда руководитель апеллирует к своему статусу и  ответственности, использует свою официальную власть и возможности. В этом случае он может сказать: "Я принимаю решение, потому что отвечать буду именно я и никто другой" или "Моё решение в этом конфликте будет основным, потому что ответственность лежит на мне".

    Коммунальные  взаимодействия, возникающие в конфликте, проявляются в том, что люди взаимодействуют друг с другом примерно так: "Ты – такой…" - "Ты сам такой…". Коммунальные взаимодействия содержат личные оценки оскорбительного характера, направленные на снижение уверенности другого человека. [14]

    В деструктивном конфликте люди "застревают" на коммунальных "склоках", обсуждение личных недостатков друг друга и не захватывают в поле своего взаимодействия собственно те проблемы, которые и вызвали данное напряжение. Борьба протекает горячо, интенсивно и стремительно. Возникают многочисленные искажение смыслов и проекции. Конфликтующие стремятся защититься преимущественно при помощи силовых методов, унижая и оскорбляя друг друга. Они выстраивают коммуникативные барьеры, устраивают "засады", спешат нападать первыми – это жестокая "война", в которой есть победители и побеждённые, "раненые" (получившие психологическую травму) и "убитые" (отказавшиеся от активной позиции, сломленные и подавленные).

    Деструктивный конфликт, безусловно, вреден, поскольку  он не способствует успешному поиску способов решения проблемы и в то же время разрушает отношения между людьми – от неприятия друг друга, до полного разрыва. По существу, деструктивный конфликт – конфликт бессмысленный, потому что проблема остаётся нерешённой, а отношения могут быть надолго испорчены.

    Конструктивный  деловой конфликт строится на содержательных и социальных взаимодействиях: руководитель и сотрудники обсуждают рабочие проблемы, в то же время управленческий работник использует свой должностной статус для сохранения влияния на ситуацию.

    Конструктивный  конфликт во многих деловых ситуациях является нужным и полезным.

    Во-первых, в процессе обсуждения проясняются  позиции людей, поскольку при  отстаивании своего мнения они подыскивают  основания и аргументы. При таком выяснении позиций люди начинают более ясно осознавать свои собственные цели и интересы, а также цели и интересы партнёров.

    Во-вторых, при конструктивном конфликте, который, как правило, протекает в напряжённой  ситуации, но без крика и взаимных упрёков, за короткое время организуется интенсивный поиск эффективного решения проблемы. Более того, при конструктивном конфликте основное внимание участников направлено на поиск решения сложных вопросов, а не взаимное подавление друг друга.

    Итак, существуют два основных критерия для  оценки того, какой тип конфликта  имеет место:

  • конфликт является деструктивным (разрушающим), если отношения между людьми не улучшились, а ухудшились вплоть до разрыва. Конструктивный или созидательный, творческий конфликт способствует улучшению отношений и углубление взаимопонимания;
  • конфликт является деструктивным, если проблема, его вызвавшая, осталась не решённой. При конструктивном конфликте обязательно должно быть найдено решение проблемы.

    Следовательно, можно сделать важный вывод: необходимо всячески избегать коммунальных взаимодействий в ситуации конфликта.

    Чтобы деловой конфликт протекал конструктивно, необходимо следовать таким рекомендациям:

  • при обсуждении профессиональных проблем важно, чтобы оба партнёра были настроены на понимание друг друга, а не на борьбу с целью отстаивания только своей позиции и давления на партнёра;
  • в деловом конфликте не рекомендуется отступать от предметно-содержательного обсуждения проблемы и "переходить на личности". Если в качестве аргумента необходимо апеллировать к своему должностному статусу и правам руководителя, необходимо следить за тем, чтобы этот аргумент не перешёл в коммунальные взаимодействия, связанные с упрёками и оскорблениями;
  • нежелательно смотреть на своего партнёра как на врага, впадать в безудержный гнев, злость и мщение. Необходимо чувствовать опасность коммунальных взаимодействий и избегать их, поскольку они ведут к разрушительному и бессмысленному конфликту.

Информация о работе Трудовой коллектив в организации