Учет социального статуса личности в управлении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2014 в 05:12, контрольная работа

Описание работы

Личность рассматривается в психологии как носитель сознания и субъект целенаправленной деятельности. Применительно к отдельному человеку употребляют три понятия: «индивид», «личность» и «индивидуальность».
Личность — это сознательный «индивид», то есть человек, способный к сознательной организации и саморегуляции деятельности. С позиций современного системного подхода личность рассматривается как целеустремленная динамическая функциональная система, характеризующаяся многомерностью и иерархичностью (Б.Ф. Ломов).

Содержание работы

Учет психологии и социального статуса личности в управлении……… 3
Новое в типах организационных структур.
Адаптивные структуры управления…………………………………………..8
Школы менеджмента в последовательности их развития………………… 14

Файлы: 1 файл

менеджмент.docx

— 75.61 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки РФ

ФГБОУ ВПО Кубанский государственный технологический университет

Кафедра производственного и регионального менеджмента

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №1

 

 

По дисциплине «Менеджмент»

 

 

 

Выполнила: студентка группы 12-з э б-эк1

Коновалова В.Ю.

Факультет ЗиДО

Направление 080100

Преподаватель: Алуян В.С.

 

 

 

Краснодар, 2014

 

Содержание

  1. Учет психологии  и социального статуса личности в управлении………     3
  2. Новое в типах организационных структур. 

Адаптивные структуры управления…………………………………………..8

  1. Школы менеджмента в последовательности их развития………………… 14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Учет психологии  и социального статуса личности в управлении.

Личность рассматривается в психологии как носитель сознания и субъект целенаправленной деятельности. Применительно к отдельному человеку употребляют три понятия: «индивид», «личность» и «индивидуальность».

Личность — это сознательный «индивид», то есть человек, способный к сознательной организации и саморегуляции деятельности. С позиций современного системного подхода личность рассматривается как целеустремленная динамическая функциональная система, характеризующаяся многомерностью и иерархичностью (Б.Ф. Ломов).

В личности возможно выделить три основных структурных компонента и представить личность как единство:

а) социальных образований, черт и качеств, воспитанных во взаимодействии с другими людьми

б) индивидуально-психологических особенностей и свойств

в) биологических структур

Личность – явление социальное. Ее социальность заключается в том, что она есть продукт общения людей.

Социальная роль – это шаблон поведения, который ожидается от человека в конкретной ситуации. Ролевая функция личности предполагает пользование правами и исполнение обязанностей. При этом различаются две разновидности ролей: конвенциальные и межличностные.

Конвенциальные роли представляют собой стандартизированные права и обязанности, например, отца, сына, работника и т.п.

В отличие от конвенциальных межличностные роли выступают в виде прав и обязанностей, зависящих от индивидуальных особенностей членов эталонных групп. В зависимости от того, как играются межличностные роли, формируются соответствующие межличностные отношения и социальные образования. Одни люди становятся «звездами», приобретают популярность, авторитет, признание и уважение. Другие оказываются «отвергнутыми», к ним не тянутся, нередко на них даже не обращают внимание. Между этими полярностями помещаются середнячки. Часть из них в разной степени тяготеет к «звездам», часть – к «отвергнутым». Как видно, за каждым человеком закрепляется определенный социальный статус.

Хотя личность и ее социальный статус – это единое целое, тем не менее, выделяется и то, и другое. Когда мы говорим о личности, то в первую очередь задаем себе вопрос: что она собой представляет? Если же речь идет о статусе работника, то преследуется цель определить ценность этой личности во мнении других. В связи с этим социальный статус органически вплетен в систему общественных отношений. Он создает работнику уважение, престиж, репутацию. Все это оказывает влияние на формирование у работника его личной определенности.

Человек всегда проявляет свои индивидуальные качества в процессах трудовой деятельности и группового взаимодействия. Рассматривая каждого работника организации с точки зрения его индивидуально-психологических свойств, мы подходим к нему как к индивидуальности, то есть личности, в чем-то сходной с другими людьми, в то же время своеобразной и неповторимой. Каждый человек как личность обладает системой индивидуальных качеств, но одним людям удается ярко и продуктивно проявить индивидуальность в своей деятельности, у других же индивидуальность проявляется весьма скромно. Знание и учет индивидуальных качеств людей необходимы руководителю, менеджеру по персоналу для реализации индивидуального подхода к сотрудникам, работникам организации, более успешному их обучению, адаптации к условиям профессионального труда и группового взаимодействия, для оптимального стимулирования и мотивации, достижения эффективной деятельности и развития каждого человека и организации в целом.

Психологическая структура личности формируется в онтогенезе (процессе формирования и развития психики отдельного человека), начиная от природных задатков и кончая внешними социально и личностно опосредованными формами поведения. 

Эффективность протекания управленческих  процессов связана с двумя видами факторов деятельности человека в организации:

1.Объективные факторы  связаны с социальными и природными  процессами, с воздействиями людей друг на друга, организацией производственной деятельности. К ним относятся:

— рациональная организация производственной деятельности (четкие планы, программы, цели, инструкции и др.);

— методика обучения;

— опыт и мастерство руководителя, его авторитет, управленческий такт;

— содержание и уровень трудности профессиональных задач для сотрудников;

— организация систематического контроля и адекватность оценки знаний и действий сотрудников, оценка их психологической и деловой готовности к самостоятельной профессиональной деятельности;

— индивидуальный подход в общении и воспитании сотрудников.

2.Субъективные факторы успешности управления персоналом и профессиональной деятельности — это индивидуальные свойства личности сотрудников:

— мотивационные установки, определяющие отношение людей к профессиональной деятельности, ее целям и результатам;

— уровень предшествующей подготовленности, профессиональный опыт, тренированность в решении определенных задач;

— одаренность, общие и специальные способности;

— психологические свойства личности (тип нервной системы, работоспособность, уравновешенность, эмоциональность и др.);

— характерологические особенности личности (коммуникативность, организованность, ответственность, самоконтроль и др.);

— стрессоустойчивость и саморегуляция;

— отношение сотрудника к личности руководителя, а также к своей рабочей группе.

Система познавательных процессов образует сферу интеллекта и является определяющим компонентом сферы сознания личности.

К индивидуально-психологическим свойствам личности относятся темперамент, характер, направленность и способности.

Темперамент — это сочетание индивидуальных психофизиологических характеристик нервной системы человека, определяющих динамическую сторону поведения. Темперамент — это совокупность свойств, характеризующих динамические особенности протекания психических процессов и поведения человека, их силу, скорость, возникновение, изменение и прекращение.

Учет свойств темперамента важен при осуществлении воздействия на работника в процессе управления персоналом, а также для профессионального отбора людей к тем видам деятельности. Следует помнить, что, определяя динамические стороны поведения, деятельности человека, темперамент не определяет ее социальную направленность. Поэтому следует говорить о характеристиках темперамента не как о положительных или отрицательных, а как о более или менее благоприятных и своеобразных в отношении их влияния на индивидуальный стиль деятельности.

Поскольку темперамент есть устойчивая природная основа поведения индивида, следует стремиться не к переделке типа, а к нахождению для человека с определенным темпераментом наиболее подходящих способов реализации его качеств, благоприятных для конкретного вида деятельности; ибо каждый человек, занимаясь выполнением определенных профессиональных задач, вырабатывает некоторый приемлемый темп и стиль деятельности.

 

Особенности нервных процессов

Тип темперамента

Сила

Уравновешенность

Подвижность

Сильный

Неуравновешенный

Подвижный

Холерик

Сильный

Уравновешенный

Подвижный

Сангвиник

Сильный

Уравновешенный

Инертный

Флегматик

Слабый

Неуравновешенный

Тормозной (эмоциональный)

Меланхолик


 

Т а б л и ц а  1.1 – Типы темперамента и их свойства.

 

В ходе управления персоналом к представителям указанных типов темпераментов следует подходить, опираясь на следующие принципы:

— В подходе к холерику, учитывая его высокую активность и инициативность. Он должен быть все время загружен работой, решением производственных или учебных задач, иначе он может использовать свою энергию неадекватно.

— В подходе к сангвинику, обладающему оптимизмом и жизнерадостностью, общительному и эмоциональному, но в то же время склонному к рассеянности и торопливости в выполнении производственных задач.

— В подходе к флегматику, который обладает терпеливостью, старательностью, но надежен только в неторопливом, стабильном и не стрессовом режиме работы.

—  В подходе к меланхолику, который способен вполне продуктивно работать только в благоприятных условиях, надежен в условиях быстрой переадаптации, нервно-психических перегрузок, эмоционально травмирующих его.

Характер — это индивидуальное сочетание устойчивых черт, психических особенностей человека, обусловливающих типичные для данного человека способы поведения в определенных жизненных условиях и обстоятельствах и определяющих отношение личности к окружающей действительности. 

В отличие от темперамента как динамической стороны поведения, характер позволяет оценить содержательную социальную сторону поведения субъекта, его ценностные ориентации.

Характер является результатом индивидуального развития личности в связи с закреплением в поведении индивида различных проявлений психических процессов: познавательных, эмоциональных и волевых. Потому е связи с генезисом характера различают три группы черт:

— интеллектуальные черты (критичность, наблюдательность, мечтательность и др.);

— эмоциональные черты (чуткость, тщеславие, честность и др.);

— волевые черты (целеустремленность, принципиальность, настойчивость и др.).

По отношению к уровню нормы характер может быть:

— нормальным, сбалансированным, то есть отвечать адекватными реакциями на различные стимулы; 

— акцентуированным, с чрезмерным проявлением некоторых черт (например, экзальтированность, неуправляемость и др.);

— психопатическим, когда некоторые черты проявляются на уровне патологии.

Направленность личности  - это проявление личностных, деловых, жизненных устремлений и побуждений человека. Направленность также понимают как совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность человека и относительно независимых от текущей ситуации. Структура направленности складывается из следующих компонентов:

— потребности (естественные и социальные как выражение нужды человека в определенных объектах, необходимых для его физического существования и культурного развития);

— мотивы - «опредмеченная потребность» (А.Н. Леонтьев) — предмет, материальный или идеальный, побуждающий и определяющий выбор деятельности, ради которого он и осуществляется;

— интересы - форма познавательной направленности, влияющей на выбор профессии, занятие определенной должности в коллективе и т.д.;

— идеалы - ориентация на конкретные образцы поведения, на эталоны профессиональной деятельности.

Способности — это свойство личности, определяющее ее пригодность и готовность к усвоению и осуществлению определенных видов деятельности, успешному решению учебных, производственных и творческих задач.

Являясь необходимым условием успешного выполнения определенной деятельности, способности в то же время развиваются в процессе этой деятельности в связи с условиями ее организации. Например, успешность участия сотрудников производственной группы в деловой игре зависит от их интеллектуальных способностей: сообразительности, оперативности памяти и мышления и т.п., но само участие в деловых играх как формах активного обучения стимулирует дальнейшее развитие интеллектуальных качеств, их переход на более высокий уровень активности.

Информация о работе Учет социального статуса личности в управлении