Министерство образования и
науки РФ
ФГБОУ ВПО Кубанский государственный
технологический университет
Кафедра производственного
и регионального менеджмента
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №1
По дисциплине «Менеджмент»
Выполнила: студентка группы
12-з э б-эк1
Коновалова В.Ю.
Факультет ЗиДО
Направление 080100
Преподаватель: Алуян В.С.
Краснодар, 2014
Содержание
- Учет психологии и социального
статуса личности в управлении……… 3
- Новое в типах организационных
структур.
Адаптивные структуры управления…………………………………………..8
- Школы менеджмента в последовательности
их развития………………… 14
1.Учет психологии
и социального статуса личности в управлении.
Личность рассматривается в
психологии как носитель сознания и субъект
целенаправленной деятельности. Применительно
к отдельному человеку употребляют три
понятия: «индивид», «личность» и «индивидуальность».
Личность — это сознательный «индивид»,
то есть человек, способный к сознательной
организации и саморегуляции деятельности.
С позиций современного системного подхода
личность рассматривается как целеустремленная
динамическая функциональная система,
характеризующаяся многомерностью и иерархичностью
(Б.Ф. Ломов).
В личности возможно выделить
три основных структурных компонента
и представить личность как единство:
а) социальных образований,
черт и качеств, воспитанных во взаимодействии
с другими людьми
б) индивидуально-психологических
особенностей и свойств
в) биологических структур
Личность – явление социальное.
Ее социальность заключается в том, что
она есть продукт общения людей.
Социальная роль – это шаблон поведения, который
ожидается от человека в конкретной ситуации.
Ролевая функция личности предполагает
пользование правами и исполнение обязанностей.
При этом различаются две разновидности
ролей: конвенциальные и межличностные.
Конвенциальные роли представляют
собой стандартизированные права и обязанности,
например, отца, сына, работника и т.п.
В отличие от конвенциальных
межличностные роли выступают в виде прав
и обязанностей, зависящих от индивидуальных
особенностей членов эталонных групп.
В зависимости от того, как играются межличностные
роли, формируются соответствующие межличностные
отношения и социальные образования. Одни
люди становятся «звездами», приобретают
популярность, авторитет, признание и
уважение. Другие оказываются «отвергнутыми»,
к ним не тянутся, нередко на них даже не
обращают внимание. Между этими полярностями
помещаются середнячки. Часть из них в
разной степени тяготеет к «звездам»,
часть – к «отвергнутым». Как видно, за
каждым человеком закрепляется определенный
социальный статус.
Хотя личность и ее социальный
статус – это единое целое, тем не менее,
выделяется и то, и другое. Когда мы говорим
о личности, то в первую очередь задаем
себе вопрос: что она собой представляет?
Если же речь идет о статусе работника,
то преследуется цель определить ценность
этой личности во мнении других. В связи
с этим социальный статус органически
вплетен в систему общественных отношений.
Он создает работнику уважение, престиж,
репутацию. Все это оказывает влияние
на формирование у работника его личной
определенности.
Человек всегда проявляет свои
индивидуальные качества в процессах
трудовой деятельности и группового взаимодействия.
Рассматривая каждого работника организации
с точки зрения его индивидуально-психологических
свойств, мы подходим к нему как к индивидуальности,
то есть личности, в чем-то сходной с другими
людьми, в то же время своеобразной и неповторимой.
Каждый человек как личность обладает
системой индивидуальных качеств, но одним
людям удается ярко и продуктивно проявить
индивидуальность в своей деятельности,
у других же индивидуальность проявляется
весьма скромно. Знание и учет индивидуальных
качеств людей необходимы руководителю,
менеджеру по персоналу для реализации
индивидуального подхода к сотрудникам,
работникам организации, более успешному
их обучению, адаптации к условиям профессионального
труда и группового взаимодействия, для
оптимального стимулирования и мотивации,
достижения эффективной деятельности
и развития каждого человека и организации
в целом.
Психологическая структура
личности формируется в онтогенезе (процессе
формирования и развития психики отдельного
человека), начиная от природных задатков
и кончая внешними социально и личностно
опосредованными формами поведения.
Эффективность протекания управленческих
процессов связана с двумя видами факторов
деятельности человека в организации:
1.Объективные факторы
связаны с социальными и природными
процессами, с воздействиями людей друг
на друга, организацией производственной
деятельности. К ним относятся:
— рациональная организация
производственной деятельности (четкие
планы, программы, цели, инструкции и др.);
— методика обучения;
— опыт и мастерство руководителя,
его авторитет, управленческий такт;
— содержание и уровень трудности
профессиональных задач для сотрудников;
— организация систематического
контроля и адекватность оценки знаний
и действий сотрудников, оценка их психологической
и деловой готовности к самостоятельной
профессиональной деятельности;
— индивидуальный подход в
общении и воспитании сотрудников.
2.Субъективные факторы успешности
управления персоналом и профессиональной
деятельности — это индивидуальные свойства
личности сотрудников:
— мотивационные установки,
определяющие отношение людей к профессиональной
деятельности, ее целям и результатам;
— уровень предшествующей подготовленности,
профессиональный опыт, тренированность
в решении определенных задач;
— одаренность, общие и специальные
способности;
— психологические свойства
личности (тип нервной системы, работоспособность,
уравновешенность, эмоциональность и
др.);
— характерологические особенности
личности (коммуникативность, организованность,
ответственность, самоконтроль и др.);
— стрессоустойчивость и саморегуляция;
— отношение сотрудника к личности
руководителя, а также к своей рабочей
группе.
Система познавательных процессов
образует сферу интеллекта и является
определяющим компонентом сферы сознания
личности.
К индивидуально-психологическим
свойствам личности относятся темперамент,
характер, направленность и способности.
Темперамент — это сочетание индивидуальных
психофизиологических характеристик
нервной системы человека, определяющих
динамическую сторону поведения. Темперамент
— это совокупность свойств, характеризующих
динамические особенности протекания
психических процессов и поведения человека,
их силу, скорость, возникновение, изменение
и прекращение.
Учет свойств темперамента
важен при осуществлении воздействия
на работника в процессе управления персоналом,
а также для профессионального отбора
людей к тем видам деятельности. Следует
помнить, что, определяя динамические
стороны поведения, деятельности человека,
темперамент не определяет ее социальную
направленность. Поэтому следует говорить
о характеристиках темперамента не как
о положительных или отрицательных, а
как о более или менее благоприятных и
своеобразных в отношении их влияния на
индивидуальный стиль деятельности.
Поскольку темперамент есть
устойчивая природная основа поведения
индивида, следует стремиться не к переделке
типа, а к нахождению для человека с определенным
темпераментом наиболее подходящих способов
реализации его качеств, благоприятных
для конкретного вида деятельности; ибо
каждый человек, занимаясь выполнением
определенных профессиональных задач,
вырабатывает некоторый приемлемый темп
и стиль деятельности.
Особенности нервных
процессов |
Тип темперамента |
Сила |
Уравновешенность |
Подвижность |
Сильный |
Неуравновешенный |
Подвижный |
Холерик |
Сильный |
Уравновешенный |
Подвижный |
Сангвиник |
Сильный |
Уравновешенный |
Инертный |
Флегматик |
Слабый |
Неуравновешенный |
Тормозной (эмоциональный) |
Меланхолик |
Т а б л и ц а 1.1 – Типы темперамента
и их свойства.
В ходе управления персоналом
к представителям указанных типов темпераментов
следует подходить, опираясь на следующие
принципы:
— В подходе к холерику, учитывая
его высокую активность и инициативность.
Он должен быть все время загружен работой,
решением производственных или учебных
задач, иначе он может использовать свою
энергию неадекватно.
— В подходе к сангвинику, обладающему
оптимизмом и жизнерадостностью, общительному
и эмоциональному, но в то же время склонному
к рассеянности и торопливости в выполнении
производственных задач.
— В подходе к флегматику, который
обладает терпеливостью, старательностью,
но надежен только в неторопливом, стабильном
и не стрессовом режиме работы.
— В подходе к меланхолику,
который способен вполне продуктивно
работать только в благоприятных условиях,
надежен в условиях быстрой переадаптации,
нервно-психических перегрузок, эмоционально
травмирующих его.
Характер — это индивидуальное сочетание
устойчивых черт, психических особенностей
человека, обусловливающих типичные для
данного человека способы поведения в
определенных жизненных условиях и обстоятельствах
и определяющих отношение личности к окружающей
действительности.
В отличие от темперамента как
динамической стороны поведения, характер
позволяет оценить содержательную социальную
сторону поведения субъекта, его ценностные
ориентации.
Характер является результатом
индивидуального развития личности в
связи с закреплением в поведении индивида
различных проявлений психических процессов:
познавательных, эмоциональных и волевых.
Потому е связи с генезисом характера
различают три группы черт:
— интеллектуальные черты (критичность,
наблюдательность, мечтательность и др.);
— эмоциональные черты (чуткость,
тщеславие, честность и др.);
— волевые черты (целеустремленность,
принципиальность, настойчивость и др.).
По отношению к уровню нормы
характер может быть:
— нормальным, сбалансированным,
то есть отвечать адекватными реакциями
на различные стимулы;
— акцентуированным, с чрезмерным
проявлением некоторых черт (например,
экзальтированность, неуправляемость
и др.);
— психопатическим, когда некоторые
черты проявляются на уровне патологии.
Направленность личности - это проявление личностных,
деловых, жизненных устремлений и побуждений
человека. Направленность также понимают
как совокупность устойчивых мотивов,
ориентирующих деятельность человека
и относительно независимых от текущей
ситуации. Структура направленности складывается
из следующих компонентов:
— потребности (естественные
и социальные как выражение нужды человека
в определенных объектах, необходимых
для его физического существования и культурного
развития);
— мотивы - «опредмеченная потребность»
(А.Н. Леонтьев) — предмет, материальный
или идеальный, побуждающий и определяющий
выбор деятельности, ради которого он
и осуществляется;
— интересы - форма познавательной
направленности, влияющей на выбор профессии,
занятие определенной должности в коллективе
и т.д.;
— идеалы - ориентация на конкретные
образцы поведения, на эталоны профессиональной
деятельности.
Способности — это свойство личности, определяющее
ее пригодность и готовность к усвоению
и осуществлению определенных видов деятельности,
успешному решению учебных, производственных
и творческих задач.
Являясь необходимым условием
успешного выполнения определенной деятельности,
способности в то же время развиваются
в процессе этой деятельности в связи
с условиями ее организации. Например,
успешность участия сотрудников производственной
группы в деловой игре зависит от их интеллектуальных
способностей: сообразительности, оперативности
памяти и мышления и т.п., но само участие
в деловых играх как формах активного
обучения стимулирует дальнейшее развитие
интеллектуальных качеств, их переход
на более высокий уровень активности.