Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2014 в 05:12, контрольная работа
Описание работы
Личность рассматривается в психологии как носитель сознания и субъект целенаправленной деятельности. Применительно к отдельному человеку употребляют три понятия: «индивид», «личность» и «индивидуальность». Личность — это сознательный «индивид», то есть человек, способный к сознательной организации и саморегуляции деятельности. С позиций современного системного подхода личность рассматривается как целеустремленная динамическая функциональная система, характеризующаяся многомерностью и иерархичностью (Б.Ф. Ломов).
Содержание работы
Учет психологии и социального статуса личности в управлении……… 3 Новое в типах организационных структур. Адаптивные структуры управления…………………………………………..8 Школы менеджмента в последовательности их развития………………… 14
С развитием промышленности
управление не могло базироваться на такой
примитивной основе. Тейлор пришел к мысли
организовать труд, который «предполагает
выработку многочисленных правил, законов
и формул, которые заменят собой личные
суждения индивидуального работника и
которые могут быть с пользой применяемы
только после того, как будет произведен
статистический учет, измерение и так
далее, их действия». По мнению Тейлора,
исполнитель был не в состоянии охватить
производственный процесс в целом, тем
более что это постоянно меняющееся действо.
Таким образом, в начале века роль управленца
в решении того, что делать исполнителю,
как делать, в каком объеме, вырастала
неизмеримо и регламентация работы исполнителя
принимала крайние формы.
Генри Форд продолжил идеи Тейлора
в области организации производства. В
системе Тейлора центральное место занимал
ручной труд. Форд заменил ручной труд
машинами, т. е. сделал дальнейший шаг в
развитии системы Тейлора.
Теоретические работы Тейлора
были обоснованы немецким социологом
Максов Вебером, который и выдвинул предпосылки,
что жесткий порядок, подкрепленный соответствующими
(разработанными Тейлором) правилами,
является наиболее эффективным методом
работы.
Типичным для данной школы является
пример исследований Френка и Лилиан Гилберт,
которые с помощью специальных часов -
микрохронометров и кинокамеры выявили
и описали 17 основных элементарных движений
кисти руки, рекомендовав их в последующем
для рациональной организации труда.
Вебер полагал, что функционирующую
организацию можно «разложить» на составные
части и «пронормировать» работу каждой
из них. Такое разделение труда специализирует
персонал и соответственно строит организацию
по линейному признаку (то, есть каждый
отвечает за свои действия лишь перед
вышестоящим начальником). Кроме того,
Вебером были предложены и обоснованы
другие мысли по построению бюрократической
системы. В частности он полагал, что можно
регламентировать и функции, и количество
управленцев.
Вебер вряд ли подозревал, какой
страшной силы мина была заложена в фундаменте
всего этого построения. Бюрократическая
система, как выяснилось, имеет примечательную
особенность – «количество служащих и
объем работы совершенно не связаны между
собой».
Работы, проведенные по проверке
данного вывода, полностью подтвердили
этот блестящий постулат, названный по
имени автора законом Паркинсона. Статические
данные, полученные Паркинсоном, просто
потрясающи.
Проанализировав связь количества
служащих и объема работ Британского адмиралтейства,
Паркинсон пришел к выводу, что «в 1967 г.,
когда от былой мощи английского флота
не осталось и следа, 33000 государственных
служащих едва-едва управляются с флотом,
которого практически нет».
3.2 Классическая
(административная) школа управления
Классическая или административная
школа в управлении занимает отрезок времени
с 1920 по 1950 гг. Родоначальником этой школы
считается Анри Файоль, французский горный
инженер, выдающийся менеджер-практик,
один из основоположников теории управления.
Последователями Файоля, развившими и
углубившими основные положения его доктрины,
являются Линдал Урвик, Л. Гьюлик, М. Вебер,
Д. Муни, Алфред П. Слоун, Г.Черч.
В отличие от школы научного
управления, которая занималась в основном
вопросами рациональной организации труда
отдельного рабочего и повышением эффективности
производства, представители классической
школы занялись разработкой подходов
к совершенствованию управления организацией
в целом.
В работе «Общее и промышленное
управление» Файоль очертил сферу деятельности
администрации, которую можно представить
в виде шести направлений:
1. техническая (технологическая)
деятельность;
2. коммерческая деятельность
(закупка, продажа, обмен);
3. финансовая деятельность
(поиски капитала и эффективное
его использование);
4. защитная деятельность
(защита собственности и личности);
5. бухгалтерская деятельность
(инвентаризация, балансовые ведомости,
издержки, статистика);
6. администрирование (воздействует
только на личный состав, не
оказывая непосредственного влияния
ни на материалы, ни на механизмы).
Основной функцией управления,
его наиболее важной частью Файоль полагал
администрирование.
Им была создана «административная
наука», которая основывалась на 14 положениях-принципах:
1. Разделение труда. Цель
труда – выполнение работы, большей
по объему и лучшей по качеству,
при тех же усилиях. Это достигается
за счет сокращения числа целей,
на которые направлены внимание
и усилия.
2. Полномочия и ответственность.
Ответственность есть составляющая
противоположность полномочия. Где даются
полномочия, там возникает ответственность.
3. Дисциплина. Предполагает
послушание, уважение к достигнутым
соглашениям, справедливо предполагаемые
санкции и т.д.
4. Единоначалие. Работник
должен получать приказ только
от одного непосредственного начальника.
5. Единство направлений.
Каждая группа, действующая в
рамках одной цели, должна быть
объединена единым планом и
иметь одного руководителя.
6. Подчиненность личных
интересов общим. Интересы одного
работника или группы работников
не должны превалировать над
интересами компании или организации
большего масштаба.
7. Вознаграждение персонала.
Для того чтобы обеспечить
верность и поддержку работников,
они должны получать справедливую зарплату
за свою службу.
8. Централизация. Возникает
вопрос о правильной пропорции
между централизацией и децентрализацией.
Это проблема определения меры, которая
обеспечит лучшие возможные результаты.
9. Скалярная цепь –
это ряд лиц, стоящих на руководящих
должностях, начиная от лица, занимающего
самое высокое положение, до руководителя
низового звена. Ошибкой является как
отказ, так и поддержка этой иерархии,
наносящей ущерб интересам бизнеса.
10.Порядок. Место для всего
и все на своем месте.
11.Справедливость. Это сочетание
доброты и правосудия.
12.Стабильность рабочего
места для персонала. Высокая
текучесть кадров снижает эффективность
организации. Посредственный руководитель,
который держится за место, безусловно,
предпочтительнее, чем, выдающийся, талантливый
менеджер, который быстро меняет место.
Система из 14 положений является
не просто гибкой, но допускающей возможность
введения новых положений. Так в современной
литературе к функциям управления чаще
всего относят планирование, организацию,
руководство, учет, контроль и анализ.
Менялся подход к пониманию той или иной
функции, однако в целом, их состав, определенный
еще представителями классической школы,
оставался почти неизменным.
На основе разработок Файоля
и его последователей сформировалась
классическая модель организации, базирующейся
на четырех главных принципах:
· четкое функциональное разделение
труда;
· передача команд и распоряжений
сверху вниз;
· единство распорядительства
(«никто не работает более чем на одного
босса»);
соблюдение «диапазона контроля»
(осуществление руководства ограниченным
числом подчиненных). [4]. Герчикова И.Н.
Менеджмент. М.: ЮНИТИ, 1995. - 378 с.
Все вышеуказанные принципы
построения организации справедливы и
для настоящего времени, несмотря на то,
что достижения НТП наложили на них определенный
отпечаток. Так, широкое использование
в практической деятельности электронно-вычислительной
техники упростило связи между органами
(звеньями) управления в организации за
счет ускорения обработки информации.
3.3. Школа человеческих
отношений и поведенческих наук
Школа человеческих отношений
появилась на рубеже 20-30-х гг. В ее основу
были положены достижения психологии
и социологии, именно поэтому проблема
повышения производительности труда решалась
посредством изучения поведения человека
в трудовом процессе. Ученые понимали,
что, сосредоточив свое внимание на человеке,
они смогут предложить методы эффективного
стимулирования труда.
Первым внимание на людей обратил
Р. Оуэн. Он утверждал, что предприятие
много времени тратит на обслуживание
оборудования (смазка, ремонт и т. п.) и
мало заботится о людях. Поэтому вполне
разумно тратить такое же время и на "уход"
за людьми ("живой машиной"), тогда,
скорее всего, не понадобится "ремонтировать"
людей.
К исходным положениям теории
человеческих отношений относятся:
· люди в основном мотивируются
социальными потребностями и ощущают
свою индивидуальность благодаря отношениям
с другими людьми;
· в результате промышленной
революции и рационализации процесса
сама работа в значительной степени потеряла
привлекательность, поэтому удовлетворение
человек ищет во взаимоотношениях с другими
людьми;
· люди более отзывчивы к социальному
влиянию группы равных им людей, чем побуждением
посредством контроля, исходящего от руководства;
· работник откликается на побуждение
руководителя, если руководитель рассматривается
работником как средство удовлетворения
своих потребностей.
Задача менеджмента на этом
этапе состояла в том, чтобы в дополнение
к формальным отношениям (приказ-подчинение)
между членами групп (коллектива) развивались
плодотворные неформальные контакты.
Неформальные отношения в процессе совместного
труда были признаны весомой организационной
силой, способствующей/препятствующей
реализации корпоративных целей. Поэтому
неформальными отношениями следует управлять.
Если руководство проявляет заботу о своих
работниках, то уровень удовлетворенности
должен возрастать, что ведет к росту производительности
труда.
3.4 Школа науки управления
(количественная школа)
Становление школы науки управления
связано с развитием математики, статистики,
инженерных наук и других смежных с ними
областей знаний. Наиболее известными
представителями этой школы являются
Р. Акофф, Л. Берталанфи, С. Бир, А. Гольдбергер,
Д. Фосрестер, Р. Люс, Л. Клейн, Н. Джорджеску-Реган.
Школа науки управления сформировалась
в начале 50-х гг. и успешно функционирует
и в настоящее время. В ней различают два
главных направления:
1. Рассмотрение производства
как «социальной системы» с
использованием системного, процессного
и ситуационного подходов.
2. Исследование проблем
управления на основе системного
анализа и использования кибернетического
подхода, включая применение математических
методов и ЭВМ.
Системный подход предполагает,
что каждый из элементов, составляющих
систему (рассматриваемую организацию),
имеет свои определенные цели.
Процессный подход основывается
на положении о том, что все функции управления
зависят друг от друга.
Ситуационный подход непосредственно
связан с системным и процессным подходами
и расширяет их применение на практике.
Сущность его заключается в определении
понятия ситуации, под которой подразумевается
конкретный набор обстоятельств, переменных,
оказывающих влияние на организацию в
определенное время.
Заслуга школы науки управления
заключается в том, что она сумела определить
основные внутренние и внешние переменные
(факторы), влияющие на организацию.
Второе направление школы науки
управления связано с развитием точных
наук и, прежде всего, математики. В современных
условиях многие ученые называют это направление
новой школой. [5].
Начало применения математических
методов в экономических исследованиях
в XIX в. связывают с именем французского
экономиста А. Каунота (1801—1877).
Возможность использования
математики для решения экономических
проблем вызвала большой интерес в России.
Ряд крупных специалистов, таких
как В.К.Дмитриев, Г.А.Фельдман, Л.В.Канторович,
внесли большой вклад в разработку и развитие
экономико-математических методов (ЭММ).
Отличительной особенностью
науки управления является использование
моделей. Модели приобретают особенно
важное значение, когда необходимо принимать
решения в сложных ситуациях, требующих
оценки нескольких альтернатив. Таким
образом, 50-е гг. XX в. характеризуются формированием
нового этапа в развитии управленческой
мысли. На основе синтеза идей, выдвинутых
в предшествующие периоды, исследователи
пришли к пониманию необходимости комплексного
подхода к управлению. Кроме того, была
сформулирована идея о том, что управление
— это не только наука, но и искусство.
Список использованной
литературы:
Введение в менеджмент: Учебное
пособие / С.Д. Резник, И.А. Игошина; Под
ред. проф. С.Д. Резника - 2-e изд., доп. - М.:
НИЦ Инфра-М, 2012. - 416 с.
Менеджмент. В 3-х кн. Кн. 3. Управление
семьей, домашним хозяйством, персональный
менеджмент: Избранные статьи / С.Д. Резник.
- М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 263 с.
Психология управления: Учебное
пособие / Э.В. Островский; Всероссийский заочный финансово-экономический
институт. - М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М,
2008. - 249 с.
Шуванов, В. И. Социальная психология управления [Электронный ресурс] : учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Маркетинг», «Коммерция» / В. И. Шуванов. - М.: ЮНИТИДАНА, 2012. - 463 с.
Основы инновационного менеджмента:
учеб. пособие / Государственный университет
- Высшая школа экономики (ГУ ВШЭ); Под ред.
В.В. Коссова. - М.: Магистр, 2009. - 429 с.