Управленческие отношения в системе общественных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2014 в 18:54, реферат

Описание работы

Целью исследования является определение особенностей и сущности управленческих отношений, характер основных видов управленческих отношений. Для достижения данной цели необходимо поставить следующие задачи исследования:
• определение сущности и значения управленческих отношений;
• выявление факторов и условий управленческих отношений;
• анализирование вариантов взаимодействия подчиненных и руководства

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
1 Управленческие отношения: теоретические основы
1.1 Определение и сущность управленческих отношений.................……….4
1.2 Структура и классификация управленческих отношений……………….4
1.3 Виды отношений управления…………………………………………...…6
2 Технология развития и функционирования
управленческих отношений……………………………………………………8
2.1 Характер и функции управленческих отношений………………………..8
2.2 Развитие управленческих отношений……………………………………..9
2.3 Условия эффективных управленческих отношений…………...……..….9
Заключение…………………………………………………………………….11
Список использованной литературы………………………………………....12

Файлы: 1 файл

Реферат основы теории управления Борзовой.doc

— 82.00 Кб (Скачать файл)

 


 


 

Федеральное государственное образовательное бюджетное             учреждение высшего профессионального образования

«Финансовый университет

при Правительстве Российской Федерации»

(Финансовый университет)

 

                             

Кафедра «Общий менеджмент и управление проектами»

 

 

 

 

Реферат

по дисциплине «Основы теории управления»

на тему:

 

«Управленческие отношения в системе общественных отношений»

 

 

 

   

 

     Выполнила:

студентка группы УПП 1-1

Борзова Т.А.

                                             

                                                                      Научный руководитель:

                                       к.э.н., доцент Чемоданова Ольга  Николаевна

 

 

 

 

 

 

Москва 2013

 

                                              Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

1 Управленческие отношения: теоретические основы

1.1 Определение и сущность управленческих отношений.................……….4

1.2 Структура и классификация управленческих отношений……………….4

1.3 Виды отношений управления…………………………………………...…6

2 Технология развития и функционирования

управленческих отношений……………………………………………………8

2.1 Характер и функции управленческих отношений………………………..8

2.2 Развитие управленческих отношений……………………………………..9

2.3 Условия эффективных управленческих отношений…………...……..….9

Заключение…………………………………………………………………….11

Список использованной литературы………………………………………....12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                       Введение

Управленческие отношения распространяются во всех сферах жизнедеятельности человечества, таких как социальная, духовная, политическая, экономическая. Но управленческие отношения не составная часть общественных отношений, так как характеризуется особой спецификой закономерностями, а также воздействием на организацию жизнедеятельности общества, воздействуя на её субъекты.  

Данная тема очень актуальна в наше время из-за того, что в России в настоящий момент управленческие отношения носят напряжённый характер из-за влияния социальных факторов. Именно управленческие отношения влияют на эффективность работы и стабильность развития организации. В этом и заключается актуальность рассматриваемой темы, так как культура и  климат в организации предопределяет не только особенности взаимоотношений работников друг с другом, но и их индивидуальные личностные изменения, взгляды на различные вопросы, стремления и желания и т.д.

Объектом исследования моей работы является морально-психологический, организационный климат.

Предметом исследования являются управленческие отношения.

Целью исследования является определение особенностей и сущности управленческих отношений, характер основных видов управленческих отношений. Для достижения данной цели необходимо поставить следующие задачи исследования:

  • определение сущности и значения управленческих отношений;
  • выявление факторов и условий управленческих отношений;
  • анализирование вариантов взаимодействия подчиненных и руководства

 

             1 Управленческие отношения: теоретические  отношения

1.1 Определение и сущность управленческих отношений

 

Управленческие отношения - это система  взаимосвязей между субъектами управления, в основе которой лежит заинтересованность одного субъекта в определенном функционировании другого субъекта, на основе вырабатываемых команд, и заинтересованность второго субъекта вести себя соответственно управленческим командам первого для достижения своих целей, поддержания эффективного функционирования, развития и др.[1]

 

Реализуя цели и задачи социального управления, осуществляя выработку и реализацию управленческого воздействия, люди вступают в определенные отношения, которые называются управленческими. Существование управленческих отношений в системе социального управления не вытекает только из необходимости выполнения людьми управленческих функций. Возникновение таких отношений определяется взаимосвязанностью действий участников управления, взаимообусловленностью осуществляемых функций в рамках управляющей системы, обеспечивающей реализацию конкретной цели. Управленческие отношения предполагают единую основу совместной управленческой деятельности людей. Изолированные действия участников управленческого процесса не порождают управленческих отношений.

 

1.2 Структура и классификация  управленческих отношений

 

Управленческие отношения- это отношения, возникающие в процессе управления, существуют объективно и отражают условия и способы

___________________________________________________________

[1]  http://slovari-online.ru

реализации субъектом и объектом управления своих свойств. Они не могут реализоваться в вещественной форме.     

Управленческие отношения как необходимый компонент механизма социального управления, обеспечивающий его функционирование и развитие, имеют свою структуру. Ее содержание характеризует возникающие здесь связи между субъектами управленческой деятельности в процессе реализации целей функционирования и развития объекта управления.

Объектом отношений управления является трудовая деятельность людей. [2] Прежде всего, управленческие отношения выступают как экономические отношения. Субъект управленческой деятельности - это лицо, реализующее управленческие отношения. Субъектом управленческой деятельности может быть только физическое лицо, индивид. Он может выступать и субъектом, и объектом управления, а также выступать одновременно как составная часть и объекта, и субъекта управления. [3]

  Управленческие отношения управления классифицируют по различным классификационным признакам[4] а именно: 
- По сфере распространения: внешние и внутренние. Отношения управления возникают не только между субъектом управления и организацией (ее подразделением), но и между субъектом управления и внешней средой организации;

- По характеру организационных  связей: линейные, функциональные и  смешанные. Они возникают при  распределении управленческой работы (действий) в зависимости от характера воздействия на управляемый объект.

____________________________________________________________________________

[2]  Бабосов Е.М. Социология управления / Е.М. Бабосов. – М.: ТетраСистемс, 2006. – 288 с.( С.6 )

 [3]  Виханский О.С. Менеджмент / О.С. Виханский, А.Н.Наумов. – М.: Экономистъ, 2006. – 670 с.   (С.35)

[4] Граждан В.Д. Социология управления / В.Д. Граждан.–М.: КноРус, 2008.– 508 с. (С.314)

Свое обнаружение они находят при структурировании организации, о чем речь пойдет позже; 
- По количеству носителей отношений управления: межличностные, коллективные и смешанные ("руководитель - группа"). Эти отношения определяют типы связей в коммуникационном процессе; 
- По времени существования: временные и постоянные. Они определяют периодичность течения управленческой работы (периодичность решения задач управления).

1.3 Виды отношений управления 

В качестве основания выделения видов[5]  управленческих отношений выступает многообразный состав социальных элементов и институтов общества, обладающих особыми и общими интересами, особенностями развития, целями. Основными видами управленческих отношений являются отношения централизма и самостоятельности, субординации и координации, ответственности, состязательности.

Отношения централизма и самостоятельности в социальном управлении - вид управленческих отношений, обе стороны которых присущи деятельности субъекта управления. Отношения централизма - это такие связи между вышестоящими и нижестоящими субъектами управленческих отношений по поводу реализации управленческих функций, при которых вышестоящие органы имеют права и обязанности определять содержание и направленность деятельности нижестоящих в соответствии с общей целью развития объекта социального управления. Отношения самостоятельности предполагают наличие у субъектов управленческих отношений прав и


[5]  Зборовский Г.Е. Социология управления: Учеб. пособие / Г.Е. Зборовский. – М.: РАГС, 2004. – 482 с.(C. 320)

обязанностей, которые дают возможность определять содержание и направленность деятельности по реализации своих специфических и общих интересов. Эффективная работа механизма социального управления требует соответствия между централизмом и самостоятельностью.

Отношения субординации и координации - вид управленческих отношений, которые характеризуют место и роль отдельных видов управленческой деятельности относительно друг друга, положение субъектов этой деятельности при осуществлении общей цели управления. Отношения субординации - отношения между субъектами управленческой деятельности, которые выражают непосредственное подчинение одного другому в процессе управления единым объектом, вертикальные связи между ними. Отношения координации выражают связи несоподчиненных непосредственно субъектов управленческой деятельности, координация характеризуется согласованием в ходе реализации своих и общих целей.

Отношения ответственности в управлении - связи между субъектами управленческой деятельности по выполнению взаимных прав и обязанностей в процессе достижения единой цели. Ответственность выступает как форма объективной зависимости между субъектами управленческих отношений в условиях общественного разделения труда.

Отношения состязательности в социальном управлении - зависимость управленческой деятельности от характера противодействия особых интересов самостоятельных субъектов управления, стремящихся к достижению одной и той же общественно значимой цели (занятие руководящей должности, избрание в депутаты, конкурентная продажа товара и т.п.).

 

 

 

 

2. Технология развития и функционирования управленческих отношений

2.1 Характер и функции управленческих  отношений

Управленческие отношения являются неотъемлемым элементом социальной жизнедеятельности в любом обществе, их содержание и характер зависят от конкретно-исторического этапа его развития. Складывающиеся производственные отношения придают управленческой деятельности определенную социальную направленность. В классовом обществе эта деятельность и порождаемые ею управленческие отношения имеют классовый характер, так как люди, включенные в них, являются представителями определенных социальных групп, реализуют соответствующие интересы. Здесь проявляется необходимая причинно-следственная связь законов общественного развития и отношений управления. Социалистические управленческие отношения призваны гармонизировать интересы субъектов управления, направлять их действия на реализацию целей и задач развития общества. Управленческие отношения обеспечивают воспроизводство системы общественных отношений, развитие ее в соответствии с определенными целями деятельности людей. [6] 

Управленческие отношения решают общую задачу обеспечения функционирования и развития присущих отдельным сферам отношений путем упорядочения, организации деятельности субъектов управления, осуществляющих это обеспечение. В таком качестве управленческие отношения являются неотъемлемым элементом механизма социального управления. [7]  Их функционирование и развитие объективно обусловлены закономерностями самой управленческой деятельности и по сущности не

зависят от ее конкретного содержания. 

__________________________________________________________________

[6]  Лукичёва Л.И. Управление организацией: учеб. пособие-3-е издМ.:Омега-Л,2006-360 с (С.215)

[7] Бабосов Е.М. Социология управления /– М.: ТетраСистемс,2006.С288(С.11)

2.2 Развитие управленческих отношений   

 

Развитие управленческих отношений объективно обусловлено закономерностями самой управленческой деятельности и по сущности не зависит от ее конкретного содержания. Соотношение управленческих функций, прав и обязанностей по их выполнению должно обеспечивать взаимное воздействие, единство и независимость особых интересов субъектов управления. В этом случае процесс их взаимодействия направлен на поиск оптимального участия каждого в осуществлении решения, сочетания в его содержании и общих, и особых целей. Возникающая в результате этого система управленческих отношений окажется способной непрерывно совершенствоваться и перестраиваться в соответствии с изменяющимися условиями общественного развития, освобождаться от возникающих бюрократических наслоений, возможность которых объективно заложена в относительной обособленности субъекта и объекта управления. [8]

 

2.3 Факторы и условия эффективных  управленческих отношений

 

Можно выделить пять самых важных факторов[9] , влияющих на удовлетворенность работой и мотивацию, предопределяющих эффективность управленческих отношений:

  • многообразие предъявляемых работой требований к мастерству (самовыражение). На практике речь идет о том, насколько люди могут использовать на работе свои сильные качества, о соответствии

__________________________________________________________________

[8] Виханский О.С. Менеджмент / О.С. Виханский, А.Н.Наумов. – М.: Экономистъ, 2006. – 670 с. (С.46)

[9] Аширов Д.А., Управление персоналом./М.:Московский международный институт эконометрики, информатики,финансов и права, 2003.-135с.(С.43)

     требований, предъявляемых работой, и уровня своего мастерства;           

  • ясность содержания задачи и передаваемое ею чувство отождествления с работой (работа как она есть);
  • представление о значении задачи для организации (ценность, статус). Собственное ощущение важности работы и предположение о том, как другие представляют себе твою работу, образуют в совокупности центральный фактор мотивации;
  • обратная связь. Положительное или отрицательное подкрепление, полученное от начальника, коллег по работе или подчиненных и связанное с успешностью работы, увеличивает удовлетворенность работой;
  • самодеятельность. Возможность работать самостоятельно, сбалансированность власти и ответственности. То же самое можно выразить и другими словами: самодисциплина – это цена свободы.          

Информация о работе Управленческие отношения в системе общественных отношений