Управленческие решения и их принятие в условиях неопределенности и риска

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июля 2014 в 22:11, курсовая работа

Описание работы

В данном проекте будут рассмотрены понятия, связанные с принятием решений в различных условиях, некоторые примеры принятия решений в условиях риска, а также методы и модели принятия решений.
Объект исследования: процесс разработки управленческих решений.
Предмет исследования: управленческие риски и особенности разработки управленческих решений в условиях риска.
Цель исследования - изучение процесса разработки и принятия управленческих решений в условиях риска.

Файлы: 1 файл

менеджмент.docx

— 253.50 Кб (Скачать файл)
  • Спекулятивные риски (иногда их еще называют динамическими или коммерческими) характеризуются тем, что могут нести в себе как потери, так и дополнительную прибыль для предпринимателя по отношению к ожидаемому результату. Причинами спекулятивных рисков могут быть изменение конъюнктуры рынка, изменение курсов валют, изменение налогового законодательства и т.д.

Формируя классификацию, связанную с производственной деятельностью, можно выделить следующие риски:

  • Организационные риски - это риски, связанные с ошибками менеджмента компании, ее сотрудников; проблемами системы внутреннего контроля, плохо разработанными правилами работ, то есть риски, связанные с внутренней организацией работы компании.
  • Рыночные риски - это риски, связанные с нестабильностью экономической конъюнктуры: риск финансовых потерь из-за изменения цены товара, риск снижения спроса на продукцию, трансляционный валютный риск, риск потери ликвидности и пр.
  • Кредитные риски - риск того, что контрагент не выполнит свои обязательства в полной мере в срок. Эти риски существуют как у банков (риск не возврата кредита), так и у предприятий, имеющих дебиторскую задолженность, и у организаций, работающих на рынке ценных бумаг
  • Юридические риски - это риски потерь, связанных с тем, что законодательство или не было учтено вообще, или изменилось в период сделки; риск несоответствия законодательств разных стран; риск некорректно составленной документации, в результате чего контрагент в состоянии не выполнять условия договора и пр.
  • Технико-производственные риски - риск нанесения ущерба окружающей среде (экологический риск); риск возникновения аварий, пожаров, поломок; риск нарушения функционирования объекта вследствие ошибок при проектировании и монтаже, ряд строительных рисков и пр.

Помимо вышеприведенных классификаций, риски можно классифицировать по последствиям:

  • Допустимый риск - это риск решения, в результате неосуществления которого, предприятию грозит потеря прибыли. В пределах этой зоны предпринимательская деятельность сохраняет свою экономическую целесообразность, т.е. потери имеют место, но они не превышают размер ожидаемой прибыли.

  • Критический риск - это риск, при котором предприятию грозит потеря выручки; т.е. зона критического риска характеризуется опасностью потерь, которые заведомо превышают ожидаемую прибыль и, в крайнем случае, могут привести к потере всех средств, вложенных предприятием в проект.

  • Катастрофический риск - риск, при котором возникает неплатежеспособность предприятия. Потери могут достигнуть величины, равной имущественному состоянию предприятия. Также к этой группе относят любой риск, связанный с прямой опасностью для жизни людей или возникновением экологических катастроф.

 

    1. Принятие управленческих решений в условиях риска

Принятие решения – это процесс анализа, прогнозирования и оценки ситуации, выбора и согласования наилучшего альтернативного варианта достижения поставленной цели.

Типовой процесс принятия решений включает:

  • предварительное формулирование проблемы;
  • определение целей решения и выбор соответствующих критериев оптимальности;
  • выявление и установление ограничений;
  • составление списка альтернатив и их предварительный анализ с целью исключения явно неэффективных;
  • сбор управленческой информации прогнозирование изменений параметров решения в будущем;
  • точное формулирование поставленной задачи;
  • анализ и выбор метода решения задачи и разработку алгоритма решения;
  • разработку модели решения, позволяющую оценивать эффективность каждой альтернативы;
  • оценку альтернатив и выбор наиболее эффективных;
  • принятие решения;
  • доведение решения до исполнителей;
  • выполнение решения и оценку результата.

При принятии управленческих решений в условиях неопределенности и риска необходимо проводить анализ рисков. Анализ рисков подразделяется на два взаимно дополняющих друг друга вида: качественный, главная задача которого состоит в определении факторов риска и обстоятельств, приводящих к рисковым ситуациям, и количественный, позволяющий вычислить величину отдельных рисков и риска проекта в целом. Исследование риска целесообразно проводить в следующей последовательности:

  • выявление объективных и субъективных факторов, влияющих на конкретный вид риска;
  • анализ выявленных факторов;
  • оценка конкретного вида риска с финансовых позиций, определяющая либо финансовую состоятельность проекта, либо его экономическую целесообразность;
  • установка допустимого уровня риска;
  • анализ отдельных операций по выбранному уровню риска;
  • разработка мероприятий по снижению риска при принятии управленческого решения.

После проведения анализа рисков в процессе разработки управленческого решения используются специальные приемы управления риском.

Вопросами теории управления риском занимается риск-менеджмент. Риск-менеджмент -  специальная форма предпринимательской деятельности. Осуществляют ее профессиональные институты специалистов, страховые компании, финансовые менеджеры

Основные приемы риск-менеджмента при принятии управленческих решений:

  • избежание риска – уклонения от мероприятия, связанного с риском;
  • удержание риска – оставление риска за инвестором;
  • передача риска – передача ответственности за риск, например, страховой компании;
  • снижение степени риска – уменьшение вероятности потерь и сокращение ожидаемого их объема.

Наиболее распространенные приемы для снижения степени риска:

  • диверсификация;
  • получение дополнительной информации о ситуации принятия решения;
  • лимитирование за счет установления предельных сумм расходов, продажи, кредита;
  • самострахование за счет создания натуральных и денежных резервных (страховых) фондов;
  • страхование.

Таким образом, в процессе разработки и принятия управленческих решений в условиях неопределенности и риска менеджер сталкивается с необходимостью проведения анализа существующих рисков, а также осуществления мероприятий, связанных с избежанием, удержанием, передачей рисков или снижения их степени. Кроме того, в условиях неопределенности и риска менеджеру необходимо использовать специальные приемы и методы разработки принятия решений.

 

  1. ПРИНЯТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В УСЛОВИЯХ РИСКА НА ПРИМЕРЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО МОЛОЧНОГО ЗАВОДА

    1. Общая организационная характеристика предприятия

Санкт-Петербургский молочный завод является крупнейшим предприятием в России. На сегодняшний день предприятие перерабатывает до 350 тонн молока в сутки. Благодаря тому, что вся выпускаемая продукция  изготавливается из натурального сырья высокого  качества без добавления консервантов.

На молочном заводе трудятся высококвалифицированные кадры (510 сотрудников). Руководители основного и вспомогательного производства имеют высшее образование и большой практический опыт работы в отрасли. Чёткая подчиненность и слаженность работы всех структур позволяет решать и своевременно устранять возникающие производственные проблемы.

Одно из приоритетных направлений деятельности молочного завода– поддержка областного сельского хозяйства.

Основные виды деятельности завода - переработка молока и производство молочных продуктов, подготовка и внедрение в производство новых молочных продуктов, постоянная работа по повышению качества выпускаемой продукции, расширение рынков сбыта.

Санкт-Петербургский молочный завод в своей деятельности постоянно совершенствует реализацию таких принципов, как;

  • ориентация на потребителя;
  • лидерство руководителя;
  • вовлечение работника;
  • постоянное улучшение;
  • принятие решений основанных на фактах.

Процесс принятия управленческих решений отражается на всех сферах управления, управленческая деятельность в части формирования и реализации решений на предприятии состоит из следующих этапов;

  • обнаружение проблемы;
  • сбор информации об объекте управления;
  • анализ информации и сравнение проблемы с ранее имевшими место в организации;
  • изучение приемов и их последствий;
  • прогнозирование по аналогии с ранее наблюдавшимися последствиями использования изучаемых приемов;
  • оценка вариантов решений;
  • принятие, оформление, доведение до исполнителей, контроль за исполнением решения.

Способом контроля управленческих проблем на молочном заводе служит системный подход - определяющий упорядоченность, структуру и цели решения.

Следующим шагом является выбор различных вариантов, взаимосвязи между компонентами проблемы и факторами оказывающими воздействие на их решение.

Разработкой управленческих решений занимается отдел маркетинговых исследований, отдел статистики. Одобрение данных разработок осуществляется генеральным директором. Другими словами, определенное управленческое решение в данной организации проходит несколько стадий его реализации.

В процессах управления, где решаются сложные проблемы, требующие системного и комплексного подходов огромное значение имеет моделирование.

Решение таких проблем немыслимо без применения информационной модели, которая позволила обеспечить оперативной бесперебойной информационной поддержкой интенсивное развитие бизнеса, обеспечить руководство информационной базой для принятия управленческих решений и значительно снизить зависимость производительности информационной системы от роста оборотов и увеличения объемов хозяйственной деятельности.

Принятие управленческих решений является неотъемлемой частью стратегического и оперативного управления организации. Молочный завод в процессе своей деятельности сталкивается с различного рода проблемами управления, которые, с одной стороны, зависят непосредственно от результатов деятельности, а с другой стороны, от внешних факторов. В связи с тем, что на деятельность молочного завода оказывает влияние большое количество факторов, основными задачами системы управления являются: идентификация, анализ и оценка принятия решений, с последующим предоставлением информации руководству обо всех видах решений для последующего их принятия.

На молочном заводе отношение организации и клиентов регулируется с помощью договоров. Способ оплаты услуг предоставляемых данной организацией осуществляется наличным и безналичным расчетом.

Предприятие постоянно принимает участие в региональных и международных выставках, где продукция, выработанная комбинатом, достойно оценивается медалями.

Общая структура предприятия – совокупность всех производственных, непроизводственных и управленческих подразделений  и предприятий.

Производственная  структура – совокупность производственных подразделений, которые прямо или  косвенно участвуют в производственном процессе.

На молочном заводе структура включает в себя следующие подразделения: основное производство, производственную лабораторию, механический, энергетический, ремонтно-строительный и транспортный цеха, бухгалтерию завода и планово-экономический отдел, отдел снабжения, коммерческий отдел, отдел кадров. В состав основного производства входят консервный, цельномолочный, маслодельный, приемно-аппаратный цеха и цех автоматизированных систем управления.

 Каждая составляющая организационной структуры выполняет свои функции. Отдел сбыта обеспечивает связь с партнёрами. Отдел рекламы – рекламное сопровождение сбыта. Склад организует приём, хранение и отгрузку товарно-материальных ценностей. В сборочном цехе осуществляется сборка деталей в изделие, маркировка и упаковка товара. Сервис-центр предоставляет информационную поддержку клиентам и консультации специалистов. Финансовый отдел отвечает за ведение внутреннего учёта.

Информация о работе Управленческие решения и их принятие в условиях неопределенности и риска