Управленческие решения и ИКТ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 15:28, реферат

Описание работы

Цель работы рассмотреть управление образовательным учреждением на основе использованием информационно-коммуникационных технологий. Задачи работы:
1. Определить особенности процесса управления современной школой в условиях информатизации образования.
2. Рассмотреть информационное обеспечение управления школой.

Файлы: 1 файл

ур пьянова.docx

— 62.77 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ 
Современная социокультурная ситуация требует подъема образовательных учреждений (ОУ), связанного с необходимостью их целостного развития по мере перехода из одного качественного состояния в другое. Развитие образовательных учреждений обусловлено процессом информатизации общества, который в последние годы приобрел глобальный характер. Информатизация образования выступает одним из направлений его фундаментализации. Информатизация образования - процесс обеспечения сферы образования методологией и технологией разработки и использования современных информационных технологий, ориентированных на реализацию целей обучения, воспитания и развития, используемых в комфортных, здоровьесберегающих условиях. Одним из направлений информатизации образования является разработка модели управления образовательного учреждения на основе использования средств информационно-коммуникативных технологий. 
Информатизация управления образованием способствует моделированию высокоорганизованной информационной среды, оказывающей влияние на все стороны жизнедеятельности современного общества. 
Цель работы рассмотреть управление образовательным учреждением на основе использованием информационно-коммуникационных технологий. 
Задачи работы:

1. Определить особенности процесса управления современной школой в условиях информатизации образования.

2. Рассмотреть информационное обеспечение управления школой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Управленческие органы в  школе

С целью оптимизации управления жизнедеятельностью школы создают  органы управления, деятельность которых  позволяет учитывать потребности  участников учебно-воспитательного  процесса. Наличие разветвленной структуры управленческих органов в школе требует организации их взаимодействия, координации работы всех подразделений.

В структуру управленческих органов в школе относятся:

- органы коллегиального  управления школой (конференция,  совет школы, педагогический совет,  совещание при директоре, его  заместителях);

- администрация школы  (директор, его заместители по  учебной, научной, воспитательной, хозяйственной деятельности);

- органы общественного  самоуправления: учащихся (учком), учителей (профком, методический совет), родителей (родительский комитет)

Директор школы – это  стратег, разработчик «Общих правил игры», новых идей, на основании которых развивается концепция школы. Предоставление учителям творческой и профессиональной самостоятельности, инициативы, «педагогической предприимчивости».

Концепция внутришкольного управления

1. Повышение уровня сотрудничества  внутри аппарата управления, между  администрацией и учителями, между  педагогами и учащимися. Перевод  внутришкольного управления на  демократическую основу, т.е. включение  в процесс управления учителей  и учащихся. 

2. Глубокое аналитическое  проникновение руководителя в  сущность педагогического явления, в урок, в педагогический процесс для квалифицированной, глубокой оценки труда педагога. 

Управленческая  схема в школе выглядит следующим  образом:

Данная модель позволяет  планомерно, организованно, научно-обоснованно  систематически воздействовать на инновационные, экспериментальные процессы, привлекая к управлению наибольшее количество учителей. Нововведения и положительный опыт работы учителей внедряются через мини – команды, которые формируются для решения определенных задач в определенное время.

3. Обладание руководителем  необходимым объемом знаний, управленческим  опытом, специальной управленческой  подготовкой.

4. Глубокое аналитическое  проникновение руководителя в  сущность педагогического явления, в урок, в педагогический процесс для квалифицированной, глубокой оценки труда педагога.

5. Обладание руководителем  необходимым объемом знаний, управленческим  опытом, специальной управленческой  подготовкой.

При принятии решений и  выполнении управленческих функций  необходимо ориентироваться на следующие принципы управления коллективом:

1. Принцип уважения и  доверия к человеку:

  • уважать личное достоинство человека;
  • предоставлять личности свободу выбора;
  • доверять человеку на основе взаимоуважения;
  • не проявлять к человеку достаточно высокую требовательность;
  • способствовать раскрытию возможностей человека, развитию инициативы;
  • поощрять достижения и личный вклад каждого в дела школы;
  • гарантировать каждому сотруднику и ученику личную защищенность в коллективе.

2. Принцип целостного  взгляда человека:

  • строить свои отношения с учителями не как должностное лицо с подчиненными, а как человек с человеком;
  • вникать в жизнь, духовный мир и стремления сотрудников;
  • делать все возможное, чтобы часы, проведенные на работе, были светлыми и радостными;
  • встречаться с учителями в неформальной обстановке.

3. Принцип сотрудничества:

  • знать и учитывать личные качества учителей;
  • ценить в учителе компетентность, инициативу, ответственность;
  • бережно относится к проявлению любой педагогической целесообразной инициативы.

Этот принцип осуществляется через технологию педагогических взаимодействий. Одна из форм такого взаимодействия – это творческие группы.

Обычно учителя сами объединяются в творческие группы по критерию близости методической темы и с планом работы приходят на заседание научно-методического совета. План работы творческой группы составляется на один год, перспективный – на 3 года. Характер общения между членами группы – неформальный.

Главное внимание в группе – поисковая работа.

Формы занятий – практикумы, теоретические семинары, диспуты  и т.д.

4. Принцип социальной  справедливости:

  • равномерно распределять не только учебную, но и общественную нагрузку среди учителей;
  • систематически освещать в коллективе деятельность администрации;
  • предоставлять педагогам равные «стартовые» возможности;
  • приводить в соответствие заслуги труда педагога с их общественным признанием.

5. Принцип индивидуального  подхода во внутришкольном управлении:

  • глубоко изучать систему работы каждого учителя;
  • систематически повышать качество и глубину педагогического анализа урока учителя;
  • помочь учителю создать свою собственную творческую лабораторию;
  • вселять в учителя профессиональную уверенность;
  • постепенно выравнивать профессиональное мастерство педагогов, доведение отстающих до уровня передовых;
  • учитывать и корректировать временные эмоциональные состояния членов педагогического коллектива;
  • определять для каждого учителя его индивидуальные цели и рубежи их достижения и этим обеспечивать ему путь к успеху.

6. Принцип обогащения  работы учителя:

  • следить за повышением квалификации учителей;
  • проводить семинары, «круглые столы», симпозиумы по проблемам методики преподавания отдельных предметов;
  • проводить с учителями консультации по поводу их сегодняшних и будущих профессиональных потребностей;
  • систематически обсуждать в педагогическом коллективе литературные и поэтические новинки.

7. Принцип личного стимулирования:

  • справедливо использовать моральные и материальные стимулы;
  • иметь хорошо продуманную систему стимулов. Вежливость, улыбка, внимательное и чуткое отношение к человеку – более сильно действующие стимулы, чем награждения;
  • помнить, что стимулы являются действенным инструментом создания в педагогическом коллективе обстановки приподнятости, здорового микроклимата.

8. Принцип единого статуса: все работники школы, учителя и учащиеся независимо от занимаемой должности и положения в школе должны находиться в одинаковых демократических условиях.

9. Принцип перманентного  повышения квалификации:

  • обеспечить постоянное повышение квалификации учителей через работу методических комиссий, творческих семинаров, проблемных творческих групп, самообразовательную работу учителя внутри школы;
  • формировать стимулирующие мотивы развития внутришкольной системы повышения квалификации педагогов.

10. Принцип консенсуса:

  • объективно оценивать точки зрения членов коллектива при обсуждении проблем и принятии решения;
  • четко и логично аргументировать точку зрения и логично аргументировать точку зрения, чтобы ее восприняло большинство в коллективе;
  • осуществлять логический анализ ошибочных суждений, вскрывать противоречия, добиваться пересмотра противоречивых точек зрения;
  • «мобилизировать» мнение наиболее влиятельной части педагогов.

11. Принцип коллективного  принятия решения:

  • принимать коллективное решение только по важным, перспективным, стратегическим вопросам;
  • принимать жизненно важные решения при активном участии тех, кому придется их выполнять;
  • вовлекать в процесс выполнения решения несогласное “меньшинство”.

12. Принцип участия в  управлении учителей и делегирование  полномочий:

  • не привлекать учителей к управлению без их желания;
  • приобщать учителя к управлению, учитывая его индивидуальные особенности;
  • добиваться, чтобы учитель рассматривал участие в процессе управления как акт доверия, как одну из возможностей его профессионального роста;
  • оказывать учителю на порученном ему участке внимание и помощь;
  • добиваться общественного признания результатов управленческой деятельности учителей.

13. Принцип целевой гармонизации:

  • чтобы в школе не делалось – все должно делаться на основе осмысленной, предварительно сформулированной, педагогически целесообразной цели;
  • стремится сформировать целевое единство педагогического коллектива.

14. Принцип горизонтальных  связей: способствовать установлению связей учителей друг с другом для достижения конечного результата – развития личности ребенка.

Данный принцип работает в рамках деятельности школы. Творчески  работающие педагоги объединены в “мини-команды” с определенными задачами.

15. Принцип автономизации  управления:

  • во главе автономных участков управления должны находиться высококвалифицированные педагоги, избираемые на собрании всего коллектива, прошедшие соответствующую подготовку;
  • за эту работу обязательно нужно определить материальное вознаграждение.

16. Принцип постоянного  обновления:

  • любые крупные изменения необходимо заранее готовить, создавая в коллективе определенный психологический настрой;
  • если уверенности в успехе изменений нет, то их лучше не проводить;
  • не бояться сопротивления изменениям со стороны учителей;
  • помнить, что процесс перемен в школе – это процесс перемен во взглядах, методах, решениях организационных проблем и т.д. учителя.

Технология успешного  управления школой состоит из трех основных этапов:

  • сбор информации о состоянии управляемого объекта;
  • ее переработка;
  • выдача командой информации.

Значит, успех управления зависит от наличия внутришкольной системы информации.

Каждый директор школы должен иметь «обязательный минимум информации» о тех людях, которыми он управляет, об их взаимоотношениях и связях, о состоянии, ходе развитии тех процессов, звеньев, участков работы школы, за которые он отвечает и на которые пытается оказывать управленческие воздействия.

Координация - основная задача управленческой деятельности.

Успешное управление - это реализованная цель. Цель – это желаемый и заранее запрограммированный результат, достижимый в будущем.

Информация о работе Управленческие решения и ИКТ