Управленческие решения и ИКТ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 15:28, реферат

Описание работы

Цель работы рассмотреть управление образовательным учреждением на основе использованием информационно-коммуникационных технологий. Задачи работы:
1. Определить особенности процесса управления современной школой в условиях информатизации образования.
2. Рассмотреть информационное обеспечение управления школой.

Файлы: 1 файл

ур пьянова.docx

— 62.77 Кб (Скачать файл)

Главное в управлении – четко видеть цель. Цель вызывает организацию, необходимость программно-целевого планирования и разработки конкретной программы достижения каждой цели.

Главное назначение руководителя – создавать системы: система внутришкольного контроля, система внеклассной и внеурочной воспитательной работы, система работы с родителями и т.д..

Управлять современной школой успешно можно только в том  случае, если подчинять свои действия определенным правилам, четкому режиму. Системный подход к управлению заключается в четком распределении функциональных обязанностей не только среди руководителей, но и среди всех членов педагогического коллектива. При распределении функциональных обязанностей необходимо придерживаться следующих требований:

  • определение обязанностей и прав работников должно быть четким, определенным, оформленным в письменном виде;
  • каждый должен отвечать определенному лицу за результаты своей работы;
  • обязанности должны быть четко расчленены;
  • права решения делегируются вниз в максимально возможной степени.

Чтобы управление было демократичным  и эффективным, а сотрудники интеллектуально росли, необходимо делегирование полномочий.

Делегирование – это проявление доверия, это инструмент включения сотрудника в процесс управления, а следовательно, демократизация последнего.

Одной из важнейших управленческих функций является контроль.

  • оперативность получения информации из структурных подразделений и учебных заведений;
  • снижение прямых и обратных потоков информации;
  • оперативное получение и обработка отчетности;
  • системное хранение и оперативное использование нормативной базы, информации о материально-технической базе, кадровом составе учебных заведений, периодичности прохождения педагогическими кадрами курсов повышения квалификации, опыте работы учебных заведений, педагогов;
  • снижение затрат времени специалистов на осуществление функций анализа, контроля, подготовку текущей информации;
  • унификация компьютерной техники, программной продукции;
  • использование новых форм предоставления информации, новых форм учебных занятий, новых информационных технологий педагогического и управленческого назначения;
  • реализация системы компьютерного сопровождения механизма оценки качества образования;
  • активизация методической работы педагогов за счет широких возможностей компьютерных образовательных сетей. 

В рамках педагогической деятельности в образовательном  процессе компьютер используется:

  • в качестве дидактических средств для моделирования различных объектов и процессов, повышения степени наглядности при изложении учебного материала, проведении лабораторных и практических работ;
  • для систематизации и логического упорядочивания содержания образования, тренировки и контроля знаний;
  • для психолого-педагогического мониторинга для развития учащихся и их здоровьем.  В этом направлении мы применяем как готовые программные продукты, так и созданные учителями-предметниками и учащимися. Это электронные учебники, справочники и базы данных учебного назначения, сборники задач.

Представить учебный материал как систему  ярких опорных образов, наполненных  структурированной информацией, позволяют  мультимедийные презентации, создаваемые  и используемые  учителями-предметниками.

В последние  годы современное обучение невозможно представить без применения ресурсов Интернета. Сеть Интернет несет громадный  потенциал образовательных услуг. По сети осуществляется заказ книг через Интернет-магазины,   связь  с библиотеками, как Федерального значения, так и регионального. Постоянно  ведется работа по изучению образовательных  ресурсов Интернета.

Проблемы внедрения информационных технологий актуальны и для деятельности управленческих кадров. Современные  руководители, чтобы ориентироваться  в нарастающих информационных потоках, должны уметь получать, обрабатывать и использовать информацию с помощью  компьютеров и современных средств  связи. Эффективность управленческой деятельности во многом определяется уровнем подготовки кадров. Ведь использование IT-технологий в административной деятельности позволяет активизировать работу педагогов. Если руководитель образовательного учреждения сам использует информационные технологии в управлении и глубоко осознаёт необходимость их внедрения в  образовательный процесс, то он способен оказать всемерную поддержку  учителю, который в конечном итоге  и формирует личность информационного  общества.

Управленческая  деятельность современного руководителя школы становится всё более интеллектуальной и научной. Руководители применяют IT-технологии при составлении отчетности, формировании баз данных учащихся и  педагогических работников, в делопроизводстве, работе с нормативно-правовыми документами, организации учебно-методической работы и договорной деятельности.

Целью внедрения IT-технологий в процесс  управления школой является повышение  качества и оперативности принимаемых  управленческих решений и переход  на безбумажную технологию работы. Достичь данной цели можно только при соответствующем оснащении  школ компьютерной техникой и свободным  доступом к электронным ресурсам.

Внедрение IT-технологий в управление школой позволяет:

1. Снизить  трудовые затраты на работу  с документами. 

2. Уменьшить  время на принятие управленческих  решений. 

3. Повысить  коммуникативную (информационную) культуру  управления.

Серьёзное влияние информатизации практически на все функции управления объясняется тем, что современное  управление образованием превращается в управление информационными потоками, которое в свою очередь распадается  на целый ряд задач, как технического, так и нравственно-педагогического  свойства:

- обеспечение  надёжной защиты информации;

- определение  круга её потребителей;

- структурирование  информации таким образом, чтобы  каждый пользователь имел доступ  к ней в пределах своей профессиональной  компетенции. 

И, наконец, главное – использование информационных технологий в управлении школой благотворно  сказывается не только на целеполагании, но и на таких управленческих функциях, как планирование, руководство и  контроль, с точки зрения эффективности  и снижения затрат всех видов обеспечивающих ресурсов.

Опыт  работы нашей школы показывает действительную возможность реализации основных задач  информатизации в управленческой деятельности. В настоящий момент все члены  администрации школы, а также  учителя-предметники владеют компьютером  и имеют его в личном пользовании.       

 В настоящее время на рынке  интернет-услуг представлено множество  комплексных информационных систем, где администрация, преподаватели,  ученики и их родители работают  в едином информационном пространстве– «Электронный журнал». В нашей школе используется система «АСУ РСО» – комплексная программная информационная система, объединяющая в единую сеть школы и органы управления образования в пределах города и округа. Система «АСУ РСО» позволяет школам практически полностью автоматизировать управленческую деятельность и учебно-воспитательный процесс. А с другой стороны - Управлению образования - вести оперативный контроль над деятельностью подотчётных ему учреждений. Для того чтобы система «АСУ РСО» начала функционировать, школам города необходимо ежегодно заполнять и корректировать базу данных по своему образовательному учреждению.  Доступ к базе осуществляется по сети Интернет. Удаленный сервер, на котором будут храниться базы всех школ города и округа, размещен в «Ресурсном центре»  г.Новокуйбышевска.

Программа АСУ РСО позволяет  обеспечить разноуровневый доступ к  школьной информации максимальному  числу пользователей (педагогам  и администрации, ученикам, родителям, управлению образованием). АСУ РСО  предоставляет возможность для  сетевого взаимодействия между всеми  пользователями системы (электронные сообщения, форум, доска объявлений, сетевые проекты). Педагогам и ученикам открыта возможность для самореализации в сети (портфолио педагога, портфолио ученика, портфолио проекта). База данных АСУ РСО содержит сведения о школе, учениках и сотрудниках, учебные планы, расписание занятий и школьных мероприятий. Предоставлена возможность для размещения образовательных и информационных ресурсов. Кроме того, это активное участие родителей в учебном процессе и возможность для дистанционного обучения в рамках школьной системы.       

Целью создания данного проекта является обеспечение связи между родителями и школой, информирование родителей и детей о жизни школы, о планах на будущее.      

 Каждый из нас привык, что школьный дневник – это  неотъемлемая часть школьных  принадлежностей.    Однако, современные школьники привыкли пользоваться электронной почтой или смс-сообщениями, они запросто находят всю нужную им информацию в Интернет. И если на протяжении многих лет дневник считался единственным эффективным способом информирования родителей об успеваемости детей, то теперь на смену обычному дневнику приходит дневник электронный.      

 Этап внедрения электронного  школьного дневника самый нужный  для родителей учащихся и самый  сложный для школы. Сложность для школы состоит в том, что:

  • система электронных школьных дневников требует ежедневного обновления;
  • в отличие от программ электронных библиотек, система электронных школьных дневников – платная программа (абонентская плата за смс);
  • система электронных школьных дневников требует настроенности учителей на ежедневную работу с системой по наполнению информацией.

 

       Есть и другие сложности,  стоящие на пути массового  использования систем электронных школьных дневников в школах. Но то, что система электронных школьных дневников необходима и будет в каждой школе – бесспорно.      

Основные возможности  системы:

  1. Ежедневная рассылка SMS-сообщений родителям об успеваемости их детей.
  2. Оперативное реагирование на прогулы учеников (возможность требовать контроля родителей за посещаемостью их детей)
  3. Информирование родителей и детей о предстоящих экзаменах и контрольных работах.
  4. Информация по изменениям в расписании.
  5. Оперативный вызов родителей в школу (они получают сообщение на свой мобильный телефон сразу после его отправки).
  6. Информирование учеников и их родителей о предстоящих школьных мероприятиях.
  7. Информирование о результатах внеурочной деятельности, поощрения.
  8. Приглашение на экскурсии, поездки в театры и пр.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
Внедрение информационных технологий в управлении школы способствует: 
повышению эффективности процесса принятия решений и планирования на основе получения в реальном масштабе времени достоверной информации о состоянии учебно-воспитательного процесса;  
существенному сокращению время реакции управления (принятие решения, постановка задачи, контроля исполнения).  
заменить рутинную, ручную работу по сбору, хранению и обработке информации на работу «умных» машин, что приводит к экономии времени; 
создать долгосрочные, систематизированные банки данных; 
значительно повысить эффективность при обработке больших объемов информации; 
представить информацию в удобно оформленном виде; 
быстро  осуществить поиск необходимых данных. 
Созданная и развернутая модель информационно - аналитической системы позволяет: 
 - Администрации: вести управление по результатам деятельности; принимать эффективные управленческие решения; четко видеть динамику происходящих в школе изменений. 
- Педагогическим работникам: управлять познавательной деятельностью обучаемых; отслеживать результаты обучения и воспитания учащихся;  получить доступ к педагогической информации школы. 
- Представителям учредителя, методическим службам: иметь информацию о деятельности школы и ее развитии. 
- Учащимся и их родителям (законным представителям), представителям общественности: иметь доступ к информации о деятельности школы и результатах образовательного процесса; оказывать влияние на формирование образовательного спроса, развитие школы и качество обучения и воспитания. 
Использование современных информационных технологий в управлении школы – это не просто автоматизация некоторых функций и деловых процессов в учреждениях образования. Речь идет о существенной перестройке работы на базе современных информационных технологий, приводящей к новому качеству оказания государственных услуг. 

 

Список  использованной литературы

 

  1. Ахметзянова В.М. Информационная компетентность  сельских школьников/
  2. Директор сельской школы - № 4, 2009 г.
  3. Директор сельской школы - № 4, 2009 г.
  4. Касимов, Ильяс. Информационные технологии в управлении образованием/
  5. Ильяс Касимов//Педагогическая техника. - № 2, 2005г.
  6. Квашнин Е.Г. Создание единой информационной образовательной среды сельской школы /
  7. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – Москва: Академия, 2002 г.
  8. Справочник руководителя  образовательного учреждения - № 10, октябрь 2010 г.
  9. Черненко О.Н. Информационные технологии в учебном процессе: нормативное обеспечение, рекомендации из опыта работы. – Волгоград:  Учитель, 2008 г.
  10. Якушина Е.В. Современные информационные системы для школы

Информация о работе Управленческие решения и ИКТ