Управленческие решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 21:13, контрольная работа

Описание работы

Управленческое решение представляет собой основной вид деятельности руководителя. Самые незначительные пробелы в управленческих решениях могут обернуться потерями как для работников трудового коллектива, так, в конечном счете, и для общества.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
1. Принятие решения как психологическое понятие…………………………..4
2. Психологические аспекты, влияющие на принятие управленческих решений……………………………………………………………………………6
3. Основные психологические уровни принятия решения…………………….9
4. Основные этапы принятия решений…………………………………………13
5. Тесты………………………………………………………………………......18
Литература……………………………………………………………………….19

Файлы: 1 файл

кр упр решения.doc

— 81.50 Кб (Скачать файл)

Третий уровень характеризуется адаптационным типом решений, требующим наличия таких ключевых навыков, как идентификация проблем, систематизированное решение проблем, создание рабочих групп и анализ возможного риска.

На этом уровне возникают  дополнительные трудности, так как  здесь менеджер должен выработать творческое решение, которое в определенном смысле может быть абсолютно новым. Обычно на этом уровне существует набор проверенных возможностей и некоторые новые идеи. Успех менеджера зависит от его личной инициативности и способности сделать прорыв в неизвестное. Менеджер ищет новое решение известной проблемы.

Возьмем, например, отдел  маркетинга. Здесь задача состоит  в создании новых возможностей для  решения хорошо известных проблем. От работников отдела требуются новые  идеи, касается ли это поисков новых  подходов к рекламе или разработки новых путей сбыта продукции. Для того чтобы создать исчерпывающую основу для принятия решения, необходимо прояснить и упростить проблему, а также вести систематический сбор информации.

Четвертый уровень - это инновационный тип решений. Здесь важны такие ключевые навыки, как творческое управление, стратегическое планирование, системное развитие. Для примера возьмем менеджера исследовательского центра, который должен создать что-то новое, выдающееся. В такой ситуации руководителю необходимо найти способы понимать совершенно неожиданные и непредсказуемые проблемы, решение которых зачастую требует способности мыслить нестандартно. Наиболее современные и трудные проблемы могут потребовать создания новой отрасли науки или технологии.

Менеджерам, работающим над принятием решений высокого уровня необходимы и навыки более низкого уровня.

Принятие решений в  кризисных ситуациях. К сожалению, очень часто компании, фирмы попадают в кризисные ситуации. И важной особенностью решений, принимаемых  в кризисных ситуациях, является наличие в них значительной доли риска. Поэтому для улучшения качества решений в условиях кризиса необходимо проводить также так называемый «анализ риска»:

  • выявление возможных вариантов решения конкретной проблемы;

определение наличия  риска в имеющихся вариантах (потенциальных последствий, которые могут наступить в результате реализации каждой из альтернатив, побочных эффектов, способных негативно воздействовать на конечную эффективность предпринимаемых действий).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Основные этапы принятия решения

Существуют различные  классификации ситуаций принятия решения. Поскольку в самом общем виде принятие решения представляет собой  формирование последовательности действий для достижения определенной цели на основе преобразования некоторой информации об исходной ситуации, большинство этих классификаций посвящено: 1) глобальным характеристикам ситуации принятия решения; 2) характеристикам информационной подготовки решения; 3) особенностям детерминации процедуры принятия решения стадией “предрешения”.

К первой группе классификаций  можно отнести, например, классификацию, рассматривающую два типа систем, принимающих решение. Для первого  типа существует единый язык, на котором  могут быть описаны задачи системы  и способы их решения;

для второго типа систем такого языка не существует. Первый тип систем представлен тремя классами: в первых двух классах (А и Б) задана четко сформулированная задача (цель), но способ действия может быть либо задан, либо нет. У третьего класса систем (В) отсутствует четко сформулированная задача (т. е. обязательным условием функционирования такой системы становится формирование целей деятельности).

К этой же группе относится  классификация В. В. Дружинина и  Д. С. Конторова, выделивших три типа ситуаций (систем) принятия решения: информационные, оперативные, организационные.

Информационные решения  должны ответить на вопрос, что истинно, и заключаются в диагностировании ситуации (“распознавании ситуации”, по терминологии авторов).

Оперативные решения  должны ответить на вопрос, как действовать, и состоят в выработке способа управления.

Организационные решения  должны ответить на вопрос, какой должна быть система, организация, и состоят  в определении структуры и  распределении функций в предполагаемой организации.

Касаясь информационной подготовки решения (вторая группа классификаций), Т. Томашевский выделяет четыре типа ситуаций, в которых необходимо принятие решения о действии:

1. Ситуация выбора (фактически  — это классическая ситуация  реакции выбора): “...во всех этих  ситуациях человек должен осуществить выбор (селекцию) сигналов, классифицировать их на такие, которые требуют реакции, и такие, которые ее не требуют”.

2. Сложная ситуация. “Сложными  ситуациями называются такие  ситуации, в которых рабочий должен  одновременно учитывать сведения, получаемые более чем от одного источника информации, либо выполнять более чем одно действие”.

3. Ситуация предпочтения. “Когда различные возможные реакции  имеют для человека неодинаковое  значение, когда по какой-либо  причине он выбирает одно из  двух...”.

4. Вероятностные ситуации. “Такого рода ситуации возникают  в тех случаях, когда работник  выполняет определенные операции  при недостаточном объеме имеющейся  в его распоряжении информации”.

Нетрудно видеть, что  все перечисленные ситуации являются фактически ситуациями выбора.

Иной подход предлагает Ю. Козелецкий. Он выделяет два основных типа ситуаций принятия решения.

1. Закрытые ситуации. В этих ситуациях задано “множество  гипотез о состоянии объекта... и установление диагноза состоит  лишь в определении их вероятности и ее изменении под влиянием постепенно получаемой информации”, и неопределенность в этих ситуациях состоит в том, что “человек не знает, какая гипотеза из известного множества гипотез о состоянии объекта окажется истинной”.

Автор выделяет в этом большом классе закрытых ситуаций узкие и широкие. В первых (простых) имеется всего 2—6 гипотез о состоянии объекта (и, следовательно, такое же количество соответствующих действий), во вторых таких гипотез гораздо больше.

2. Открытые ситуации. Эти ситуации характеризуются, по терминологии автора, “тотальной” неопределенностью: в них “множество действий”, “либо множество гипотез о состоянии объекта, либо ценность результатов не даны эксплицитно”. В связи с этим в процессе принятия решения человек должен “самостоятельно сформулировать множество гипотез по поводу неизвестного состояния объекта”.

К третьей группе классификаций  можно отнести обобщенную модель деятельности оператора, предложенную В. П. Зинченко и Н. И. Майзель. Согласно этой модели, характер информационной подготовки решения (информационного поиска) детерминирует различные типы принятия решения.

Проблема логической формы детерминированности процедуры  принятия решения исходной ситуацией  рассмотрена в работе Л. Фогеля. Автор  разработал шкалу логической сложности процесса принятия решения (дедуктивные, абдуктивные, индуктивные решения, решения, связанные с предвидением) и проиллюстрировал ее примерами автоматов соответствующей логической структуры.

Классификация В. В. Дружинина  и Д. А. Конторова позволяет отнести принятие решения на перцептивно-опознавательном уровне (задачи восприятия и опознания) к информационным решениям, а выработку способа действия при решении оперативных задач — к оперативным решениям.

В общем виде этапы  информационной подготовки решения и процедуры принятия решения могут быть описаны следующим образом.

Информационная подготовка принятия решения сводится к процедурам, объединяемым в две группы: а) поиска, выделения, классификации и обобщения  информации о проблемной ситуации;

б) построения “текущих”  образов или операциональных  концептуальных моделей. Процедура  принятия решения может быть описана  следующими операциями: а) предварительное  выдвижение системы “эталонных гипотез”; б) сопоставление текущих образов (концептуальных моделей) с рядом эталонов и оценка одинаковости (сходства) между ними; в) коррекция образов (моделей), “сообразование” гипотез с достигнутыми результатами;

г) выбор эталонной  гипотезы (или построение ее) или  разработка принципа и программы  действий.

Процесс решения перцептивно-опознавательной задачи, особенно этап информационной подготовки решения, тесно связан с поисковыми операциями — с поиском стимулов, признаков опознаваемых и декодируемых объектов, завершающимся формированием образа объекта.

Таким образом, существенной психологической характеристикой становления перцептивного образа и поисковых операций, его обеспечивающих, является интенсивная аналитико-синтетическая деятельность с вычленением на разных фазах процесса различных признаков объекта.

Аналогичные данные были получены одним из авторов при исследовании восприятия и опознания сложных объектов (зашум-ленных изображений). Выполненные экспериментальные исследования по восприятию зашумленных изображений позволили выдвинуть гипотезу о “сложноступенчатой” природе решения перцептивно-опознавательной задачи в этих условиях. В соответствии с этой гипотезой процесс решения подобной задачи включает:

а) “послойный” анализ, своего рода препарирование структуры  изображений от слоев с крупноразмерными элементами к слоям с мелкоразмерными элементами;

б) ступенчато-этапную  обработку информации в пределах слоя о функционированием аналитико-синтетических  процедур в несколько тактов, циклично;

в) формирование “на выходе”  слоев промежуточных образов  с последующей их интеграцией в итоговый;

г) соотнесение этих образов  с эталонами различного информационного  содержания и определение эталона, изоморфного текущему образцу.

 

5.Тесты

 

1. Процессы принятия  управленческих решений в организациях,

как правило:

a. протекают  в паритетных группах;

b. протекают  в иерархических группах;

c. носят индивидуальный  характер.

Ответ: a. протекают в паритетных группах

 

2. Процесс принятия  управленческих решений начинается  с:

a. формулирования  целей;

b. определения  лица, ответственного за принятие решений;

c. сбора информации  о ситуации;

d. анализа внешней  среды;

e. выявления  проблем.

Ответ: e. выявления проблем

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

1. Карпов А.В. Психология  менеджмента: Учебное пособие. - М., 1999.

2. Литвак Б.Г. Разработка  управленческого решения: Учебник. - М.: Дело, 2004.

3. Менеджмент: теория  и практика в России. Учебник/Под  ред. А.Г. Поршнева, М.Л. Разу, А.В.  Тихомировой. - М.:ИД ФБК-ПРЕСС, 2003.

4. Огарков А.А. Управление организацией: учебник - М.: Эксмо, 2006.

5. Фатхутдинов Р.А. Разработка управленческого решения - М., 1999.

6. Цыгичко В.Н. Руководителю о принятии решений. М.: Инфра-М, 1996.

7. Карданская Н.Л. «Управление  решения», М: 2003

 

 


Информация о работе Управленческие решения