Управленческие решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 23:29, курсовая работа

Описание работы

При достижении целей человек, как и организация, сталкивается с различными проблемами. Проблема может возникнуть в двух случаях: во-первых, при отклонении процесса достижения цели от запланированного; во-вторых, при возникновении не учтенных ранее возможностей достижения цели, т.е. проблема рассматривается, как предоставленная возможность.
Любая проблема может иметь несколько способов разрешения или альтернатив. Выбор единственной альтернативы из всего их множества и является принятием решения.
В течение своей жизни человек постоянно принимает различные решения, последствия которых могут сказаться как на его будущем, так и на будущем других людей. Если решение принимает руководитель организации, то последствия этого решения неизбежно сказываются на других людях. Поэтому руководитель всегда несет моральную и материальную ответственность за результаты принимаемых решений.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (4).docx

— 30.86 Кб (Скачать файл)

 

Технология разработки и принятия управленческих решений.

 

    1. Понятие и классификация управленческих решений

При достижении целей человек, как и организация, сталкивается с различными проблемами. Проблема может возникнуть в двух случаях: во-первых, при отклонении процесса достижения цели от запланированного; во-вторых, при возникновении не учтенных ранее возможностей достижения цели, т.е. проблема рассматривается, как  предоставленная возможность.

Любая проблема может иметь  несколько способов разрешения или  альтернатив. Выбор единственной альтернативы из всего их множества и является принятием решения.

В течение своей жизни  человек постоянно принимает  различные решения, последствия  которых могут сказаться как  на его будущем, так и на будущем  других людей. Если решение принимает  руководитель организации, то последствия  этого решения неизбежно сказываются  на других людях. Поэтому руководитель всегда несет моральную и материальную ответственность за результаты принимаемых  решений. Профессор Минцберг установил, что каждый руководитель играет свою роль в межличностном общении, информационных обменах и принятии решений. В области принятия решений Минцберг выделил 4 роли: предприниматель, специалист по исправлению нарушений в работе, распределитель ресурсов и специалист по достижению соглашений. Исходя из этого, управленческое решение – это протекающий во времени мыслительный, эмоциональный и правовой акт по выбору одной из множества альтернатив, совершаемый руководителем в пределах своих полномочий.

Целью управленческого  решения является обеспечение движения к поставленным перед организацией задачам. Поэтому наиболее эффективным управленческим решением является выбор, который будет на самом деле реализован и внесет наибольший вклад в достижение конечной цели.

 

Управленческое  решение можно трактовать с различных точек зрения:

      1. как протекающий во времени процесс, что позволяет вести разговор о его этапах;
      2. как волевой акт руководителя, что позволяет рассматривать решение с психологической точки зрения, с учетом мотивов и мнений, определяющих поведение руководителя;
      3. как предписание к действию, что позволяет оценивать его эффективность;
      4. как средство достижения цели, что позволяет говорить о его оптимальности;
      5. как мыслительный процесс, что позволяет говорить о логичности либо интуитивности его обоснования.

Для принятия управленческого  решения необходимо:

      1. знание проблемной ситуации;
      2. наличие четко сформулированной цели или их множества;
      3. знание множества ограничений;
      4. список альтернатив;
      5. наличие правил выбора альтернатив, т.е. должны быть определены критерий качества решения и функция предпочтения;
      6. знание факторов, которые могут влиять на результат реализации принятого решения;
      7. наличие ресурсов, среди которых одним из важнейших является время, имеющееся у руководителя для принятия решения.

Поскольку руководитель любого уровня принимает решения, то можно  утверждать, что принятие управленческих решений является обязательным элементом  процесса управления, т.е. своеобразной функцией управления, которая необходима для осуществления всех других функций.

Классификация управленческих решений, принимаемых в организации (или классификация проблем организации) проводится по различным критериям.

      1. По содержанию выделяют социальные, экономические, организационные, технические, технологические и др.
      2. По длительности действия выделяют следующие решения:
      • стратегические, которые касаются коренных проблем организации, принимаются в масштабах всей организации и ее внешнего окружения и рассчитаны на длительный период действия, решение перспективных задач;
      • тактические, которые обеспечивают выполнение стратегических решений и по времени не превышают одного года;
      • оперативные, связанные с достижением текущих целей и по времени рассчитанные на период, не превышающий месяца или квартала.
      1. По виду лица, принимающего решение, выделяют:
    • индивидуальные, принимаемые руководителем единолично;
    • коллегиальные, принимаемые коллективным органом управления (например, советом директоров);
    • коллективные, принимаемые всем коллективом организации.
      1. По степени определенности используемой информации решения подразделяются:
    • на решения, принимаемые в условиях определенности, когда информация о проблемной ситуации, целях, ограничениях и последствиях реализации решения является полной и достоверной;
    • на решения, принимаемые в условиях неопределенности, когда информация недостоверна, противоречива или ее количество недостаточно.
      1. По степени уникальности выделяют решения:
    • рутинные, принимаемые руководителем автоматически почти ежедневно;
    • периодические, которые принимаются с определенной чистотой;
    • уникальные, принимаемые руководителем впервые в его практике (уникальность решения субъективна, так как ситуация для одного руководителя являющаяся уникальной, для другого может быть рутинной).
      1. По степени проявления творчества выделяют следующие решения:
    • запрограммированные, когда решение – это реализация определенной последовательности известных руководителю шагов, представляющих собой логические или математические операции;
    • незапрограммированные решения – такие решения требуются тогда, когда руководитель сталкивается с неструктурированной ситуацией, содержащей не известные ему факторы. В этом случае нельзя составить конкретную последовательность шагов, ведущих к принятию обоснованного решения. Поэтому руководитель одновременно разрабатывает процедуру выработки и принятия решения и вырабатывать само решение.
      1. По степени сложности решения подразделяются на простые, принимаемые по одному критерию оценки и выбора альтернатив, и сложные, принимаемые по нескольким, часто противоречивым критериям. Сложные решения являются наиболее распространенными при управлении организацией.
      1. По степени охвата объекта управления, относительно которого они принимаются, выделяют решения общие, охватывающие весь объект; частные, охватывающие некоторые стороны деятельности; локальные, охватывающие только отдельные элементы управляемого объекта (например, решение об отзыве из отпуска какого-либо сотрудника).

 

    1. Этапы процесса принятия управленческих решений

Процесс разработки управленческого  решения включает три основных этапа:

  • подготовку решения;
  • принятие решения;
  • организацию выполнения решения.

В каждой организации осуществляется разработка управленческих решений. И  в каждой организации практика разработки и принятия управленческих решений  имеет свои особенности, определяемые характером и спецификой ее деятельности, ее организационной структурой, действующей  системой коммуникаций, внутренней культурой.

В процессе принятия решений  большое внимание уделяется использованию  методов экспертного оценивания, предназначенных для работы как  с количественной, так и с качественной информацией.

Основное назначение экспертных технологий — повышение профессионализма, а, следовательно, и эффективности  принимаемых управленческих решений.

Возможны разные способы  представления процесса принятия решений, в основу которых положены различные  подходы к управлению: системный, количественный, ситуационный и т. д.

Основное внимание уделяют  ситуационному подходу, поскольку  он наиболее полно отражает проблемы, возникающие при управленческой деятельности, универсален и, по существу, содержит основные методы, связанные  с принятием управленческих решений  и используемые в других подходах.

 

Основные этапы  процесса принятия управленческих решений:

1.

2.

3.

4.

5.

Получение информации о ситуации

Определение целей

Разработка оценочной системы

Анализ ситуации

Диагностика ситуаций

6.

7.

8.

9.

Разработка прогноза развития ситуации

Генерирование альтернативных вариантов  решений

Отбор основных вариантов управляющих  воздействий

Разработка сценариев развития ситуации

10.

11.

12.

13.

Экспертная оценка основных вариантов управляющих воздействий

Коллективная экспертная оценка

Принятие решения ЛПР

Разработка плана действий

14.

15.

Контроль реализации плана

Анализ результатов развития ситуации после управленческих воздействий


 

Подготовка к  разработке управленческого решения.

Первый блок этапов разработки управленческого решения включает такие этапы, как:

  • получение информации о ситуации;
  • определение целей;
  • разработка оценочной системы;
  • анализ ситуации;
  • диагностика ситуации;
  • разработка прогноза развития ситуации.

Разработка управленческого  решения.

В состав второго блока  этапов разработки управленческого  решения входят:

  • генерирование альтернативных вариантов решений;
  • отбор основных вариантов управленческих воздействий;
  • разработка сценариев развития ситуации;
  • экспертная оценка основных вариантов управляющих воздействий.

Принятие решения, реализация, анализ результата.

В третий блок этапов разработки и реализации управленческого решения  включены:

  • коллективная экспертная оценка;
  • принятие решения лицами, наделенными правом принятия решения (ЛПР);
  • разработка плана действий;
  • контроль реализации плана;
  • анализ результатов развития ситуации после управленческих воздействий.

Рассмотрим их более детально.

1. Получение информации  о ситуации.

Современные технологии принятия управленческих решений, в т. ч. возможности  экспертного оценивания, позволяют  при выработке и принятии управленческих решений лицом, принимающим решения (ЛПР) учитывать основные аспекты  взаимодействия "ситуация - ЛПР" за счет возможности использования  качественных и количественных оценок как формализуемых, так и неформализуемых составляющих ситуации, в которой ЛПР осуществляет активные управленческие воздействия.

Для адекватного представления  ситуации, как правило, используются не только количественные данные, но и  данные качественного характера. Это  обеспечивается с помощью широко используемых в процессе принятия решений  экспертных технологий .

Получаемая информация о  ситуации принятия решения должна быть достоверной и достаточно полной.

Информация о работе Управленческие решения