Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2015 в 19:21, контрольная работа
Актуальность темы исследования заключается в возрастающей роли эффективного управления персоналом в условиях современного рынка труда, которая радикально изменилась в XXI веке и требует более детального рассмотрения.
Объектом исследования данного работы являютсятехнологии в отборе кандидатов.
Предметом исследования служат методы, применяемые в организациях при отборе.
ВВЕДЕНИЕ…………………………...……………………………………………….…..3
1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОТБОРА ПЕРСОНАЛА……………….….…4
2. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОТБОРА ПЕРСОНАЛА..……..…………………...8
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ КАДРОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА…………………………………………………………….…….14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................................................................................17
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………......................18
- по заранее подготовленной схеме;
- слабо формализованное;
- выполняемое без специальной подготовки.
Цель беседы любого типа одна — сбор необходимых сведений о личностно-деловых качествах кандидата, проверка документальной информации в непосредственном контакте. Обмен информацией при этом происходит обычно в форме вопросов и ответов. Основные различия между типами беседы заключаются в:
- подходе к беседе проводящего ее представителя фирмы;
- типе информации, которую желает получить представитель фирмы;
- сущности конкретной ситуации.
В беседе типа «а» проводящий собеседование заранее готовит список вопросов и в дальнейшем от него не отклоняется. Многие вопросы имеют перечень готовых вариантов ответа, и сотруднику, проводящему беседу, приходится только отмечать ответы заявителя в заранее предусмотренных графах. Такая беседа имеет очень ограниченный характер, а получаемая информация не дает возможности обеспечить четкую последовательность в беседе. Данный подход стесняет и претендента, который не всегда способен ответить на поставленные вопросы.
Для проведения бесед типа «b» заранее готовятся только основные вопросы, но сотрудник, проводящий беседу может также приготовить и дополнительные вопросы. Хотя этот метод требует большей подготовки от ведущего беседу, он допускает и большую гибкость, чем беседа типа «а». Представитель фирмы может задавать вопросы в тех областях, которые в данном конкретном случае заслуживают большего внимания и важны для данного рабочего места. Однако при менее схематизированных беседах их трудно повторить.
В беседах типа «c» проводящий беседу представитель фирмы готовит лишь список тем, которые следует затронуть. Поскольку подготовка и проведение собеседования является весьма важным элементом в целом в деятельности специалиста по управлению персоналом, данная проблема рассматривается более подробно в третьем параграфе. Заключение по результатам собеседования пишется в произвольной форме, основные его выводы кратко представляются в листе согласования.
Диагностика (освидетельствование) профессиональной пригодности проводится при отборе персонала в процессе найма, а также может осуществляться периодически для работающих сотрудников при их аттестации и отборе в резерв на выдвижение двумя методами. Первый метод ограничивается определением профессиональных способностей кандидата, при втором методе устанавливается соответствие деловых, личностных и профессиональных качеств работника требованиям предполагаемой должности, рабочего места.
Профессиональная пригодность — это соответствие работника по профессиональным качествам требованиям конкретного рабочего места, должностным обязанностям. Обоснованному профессиональному отбору должны предшествовать:
- профессиографические исследования;
- определение списка профессионально важных качеств, необходимых для выполнения соответствующей профессиональной деятельности и подлежащих измерению и оценке (психограмма);
- разработка методик и организационных процедур определения профессиональной пригодности претендентов при отборе в процессе найма;
- организация специального кабинета и подготовка специалистов для проведения профессионального отбора.
Для оценки профессионально важных качеств рекомендуются следующие методы: экзамен, экспертные оценки, психологическое тестирование, инструментальные измерения.
Экзамен — метод, основанный на проверке уровня профессиональных знаний, умений, навыков путем устного или письменного испытания по тест-вопросам (тест - заданиям), составленным по стандартной форме. Методика экзамена включает описание процедур его проведения и оценки результатов.
Экспертные оценки — метод, основанный на обобщении характеристик качеств испытуемого, полученных путем опроса определенного круга лиц, хорошо знающих оцениваемого: непосредственного руководителя, коллег, подчиненных и др. Он включает опрос (интервью, заполнение анкет), обработку и оценку результатов опроса.
Психологическое тестирование — метод психологической диагностики, использующий стандартизированные вопросы и задачи (тесты), имеющие определенную шкалу значений. Он включает набор стандартизированных тестов, адаптированных опросников, процедуру тестирования и оценку результатов.
Инструментальные измерения — метод, основанный на непосредственном измерении качеств (например, скорости реакции) или физиологических параметров с помощью аппаратных средств, описании измерений и интерпретации данных,
Для многих производств требуется специальный медицинский контроль его работников. Поэтому все претенденты на занятие рабочего места проходят медицинский контроль по параметрам, установленным для работников определенных профессий, должностей.
Анализ результатов испытаний и вынесение заключения о профессиональной пригодности. Принятие решения о найме на работу.
На данной стадии отбора специалистами по управлению персоналом совместно с менеджерами, руководством подразделения и отдела, куда должен быть принят работник, анализируются и сопоставляются результаты профессионального отбора всех претендентов на данную должность, прошедших требуемые ступени отбора. Исходя из проведенного анализа, выбирается наиболее пригодный кандидат на вакантную должность (рабочее место), принимается окончательное решение о его найме и оформляются все необходимые документы (контракт, приказ и др.).
Глава 3. Основные направления развития кадрового менеджмента в России
Кадровый менеджмент - это целенаправленная деятельность руководящего состава организации, руководителей и специалистов подразделений системы управления персоналом, включая разработку концепции и стратегии кадровой политики, принципов и методов управления персоналом.6
Целью кадрового менеджмента является удовлетворение потребности организации в человеческих ресурсах и эффективное управление персоналом с учетом индивидуальных квалификационных возможностей каждого работника. Таким образом, кадровый менеджмент имеет не малое значение для конкурентоспособности организации и формирования ее долгосрочной стратегии.
Одним из основных направлений кадровой политики можно выделить управление человеческими ресурсами, которое включает взаимосвязанные элементы или циклы кадрового менеджмента. К этим циклам относят кадровое планирование, формирование кадровой структуры и конкурентноспособного коллектива. При этом отмечается, что кадровый менеджмент предприятия неразрывно связан с организационной структурой и деятельностью предприятия в целом.7
Говоря о циклах кадрового менеджмента, необходимо отметить, что кадровый менеджмент обычно начинается с разработки политики управления персоналом. Для этого этапа характерно формирование структуры управления персоналом и планирования работы кадровой службы.
Следующим этапом является организация эффективного комплектования организации кадрами. На этой стадии кадрового менеджмента проводится поиск, набор и отбор персонала, проведение профессиональной подготовки и повышения квалификации сотрудников.
Завершающим этапом цикла кадрового менеджмента выступает процесс адаптации сотрудников, контроль трудовой дисциплины и проведение политики, направленной на сокращение текучести кадров. Этот этап является одним из основополагающих в системе кадрового менеджмента, так как успешная реализация всех перечисленных мероприятий в сфере управления персоналом является базовым условием обеспечения эффективности деятельности организации.
В современных рыночных условиях повышается интерес к вопросам, связанным с человеческим фактором. Актуальность проблемы работы с кадрами очевидна: человек - основополагающий фактор развития отдельного предприятия и общественного производства в целом. Такая ситуация обусловила формирование качественно новых требований к теории управления персоналом и способствовала появлению психологических исследований в практике кадрового менеджмента.
Важно отметить, что изменения в российской экономике влекут за собой изменения и в управлении персоналом. Теперь к персоналу предъявляются качественно новые профессиональные требования. В силу этого меняются и требования к кадровому менеджеру.
Главными задачами современного менеджера по управлению персоналом стали:8
- предвидеть возможные перемены и своевременно готовить к ним персонал;
- разрабатывать технологии сближения целей и потребностей компании
- работника;
- дать возможность работнику удовлетворить свои потребности не нарушая интересов компании.
Изменения коснулись и статуса менеджера по персоналу. Теперь сложно представить себе успешно функционирующую компанию без квалифицированного управленца персоналом.
Изменение статуса менеджера по персоналу повлекло за собой и изменение функций кадровика. Теперь от него требуют качественный анализ ситуации на рынке труда, мониторинг появления и внедрения конкурентами новых технологий работы с персоналом.
Вместе с тем, необходимо учитывать, что все компании находятся на разных этапах развития, поэтому формирование универсальной системы управления персоналом, которая бы подходила всем компаниям, обречено на провал.
До недавнего времени в России практически не было специалистов в кадровом делопроизводстве. Такая ситуация приводила к тому, что менеджеры по персоналу даже не могли конкретно назвать свои обязанности. Сейчас ситуация меняется. На рынке труда появилось достаточное количество квалифицированных менеджеров по персоналу, которые способны самостоятельно сформировать систему управления персоналом, используя зарубежный опыт. При этом такая система будет разработана индивидуально под каждую организацию и адаптирована к российскому рынку труда.
Таким образом, проанализировав актуальные проблемы кадрового менеджмента мы приходим к выводу, что в ближайшее время приоритетными направлениями управления персоналом в России будут: изменение системы управления в целом, подготовка новой программы обучения сотрудников, формирование комплексной системы развития персонала, перемотивирование сотрудников с личностных, на коллективные цели, ориентация персонала на достижение задач компании, удержание высококвалифицированных кадров.
Заключение
Отбор кадров – это процесс изучения профессиональных и деловых качеств каждого претендента с целью установления его пригодности для выполнения обязанностей на определенном рабочем месте или должности; оценка кандидатов из привлеченного резерва на соответствие требованиям; выбор из совокупности претендентов наиболее подходящего с учетом соответствия его специальности, квалификации, личных качеств и способностей характеру деятельности, интересам организации и его самого.
Сам процесс отбора, как правило, состоит из целой серии ступеней выбора (различных методов), где каждая последующая ступень отсеивает из общей группы до тех пор, пока не останется нужное количество претендентов. Отбор кадров осуществляется по принципу, какой из кандидатов наилучшим образом выполнит определённую работу. Для достижения этой цели в процессе отбора кадров предусмотрены соответствующие методы оценки определённых специфических аспектов, характеризующих кандидата. В большинстве случаев выбирают человека, имеющего наилучшую квалификацию для выполнения фактической работы на занимаемой должности, а не кандидата, который представляется наиболее подходящим для продвижения по службе. Объективное решение о выборе, в зависимости от обстоятельств, основывается на образовании кандидата, уровне его профессиональных навыков, опыте предшествующей работы, личных качествах.
Список использованной литературы
1 Андреев А.Ф. Основы кадрового менеджмента А.Ф.Андреев, Н.В. Гришина, С.Г. Лопатина. - М.: «Юрайт», 2001. – 354 с.
2 Базаров Т.Ю. Оценка управленческого персонала государственных и коммерческих структур Т.Ю.Базаров, Х.А.Беков, Е.А.Аксенова. - М.: Центр Кадровых Технологий – XXI век, 2003. - 312 с.
3 Кравченко К.А. Поиск и отбор персонала: История и современность. Управление персоналом, 2001.- 39 с.
4 Кравченко К.А. Поиск и отбор персонала: История и современность. Управление персоналом, 2001. - 39с.