Управленческий анализ в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 12:12, реферат

Описание работы

Целью данной работы является изучение теоретических основ организации и проведения управленческого анализа. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть сущность и цели управленческого анализа;
- рассмотреть принципы, методы и основные этапы проведения управленческого анализа;
- рассмотреть информационное обеспечение управленческого анализа.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………
3
1. Сущность и цели управленческого анализа……………………………..
4
2. Принципы и методы проведения управленческого анализа……………
7
3. Направления и основные этапы управленческого анализа……………..
11
4. Информационное обеспечение управленческого анализа……………...
13
Заключение…………………………………………………………………...
15
Список использованной литературы………………………………………..

Файлы: 1 файл

Управленческий анализ в организации.doc

— 150.00 Кб (Скачать файл)


Содержание

Введение………………………………………………………………………

3

1. Сущность и цели управленческого анализа……………………………..

4

2. Принципы и методы проведения управленческого анализа……………

7

3. Направления и основные этапы управленческого анализа……………..

11

4. Информационное обеспечение управленческого анализа……………...

13

Заключение…………………………………………………………………...

15

Список использованной литературы………………………………………..

16


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

При разработке стратегии  предприятия менеджеры должны исследовать  внешнюю среду и ситуацию внутри предприятия. Необходимо идентифицировать те внутренние переменные, которые могут рассматривать как сильные и слабые стороны предприятия, оценить их важность и установить, какие из этих переменных могут стать основой конкурентных преимуществ. Для этого проводится управленческий анализ деятельности предприятия. Он играет существенную роль в развитии бизнеса, т.к. предприятия проводят комплексный анализ внутренних ресурсов и возможностей предприятия, направленный на оценку текущего состояния бизнеса, его сильных и слабых сторон, выявляет стратегические проблемы. В этом заключается актуальность данной темы реферата.

Важность и необходимость  проведения управленческого анализа  определяется также изменением управления в переходной экономике, постепенным  переходом от производственной к  маркетинговой ориентации управления в сочетании с изменением логики планирования. В современных условиях, когда предприятия ограничены в возможностях расширения ресурсного потенциала, анализ внутренних возможностей и ресурсов предприятия должен стать отправной точкой разработки стратегии предприятия и планирования его деятельности.

Целью данной работы является изучение теоретических основ организации и проведения управленческого анализа. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть сущность и цели управленческого анализа;

- рассмотреть принципы, методы и основные этапы проведения управленческого анализа;

- рассмотреть информационное обеспечение управленческого анализа.

В процессе написания работы автор использовал учебники и учебные пособия таких авторов как: В. Д. Маркова, С. А. Кузнецова, И. Н. Герчикова, И. В. Сергеев, Н. К. Мамыров, Р. А. Фатхутдинов и др.

1. Сущность  и цели управленческого анализа

Управленческий анализ - это процесс комплексного анализа внутренних ресурсов и возможностей предприятия, направленный на оценку текущего состояния бизнеса, его сильных и слабых сторон, выявление стратегических проблем [4].

Конечной целью управленческого  анализа является предоставление информации менеджерам и другим заинтересованным лицам для принятия адекватных стратегических решений, выбора стратегии, которая в наибольшей степени соответствует будущему предприятия. По сути, управленческий анализ является второй частью SWOT-анализа, связанной с выявлением сильных и слабых сторон деятельности предприятия. Разделение стратегического анализа на две части (анализ внешней среды и управленческий анализ) связано с тем, что за их проведение должны отвечать разные службы предприятия. Если анализ внешней среды является функцией маркетинга, то проведение управленческого анализа строго не закреплено за функциональными службами предприятия. Пока только в коммерческих банках имеется специальная структура, частично отвечающая за управленческий анализ, — служба внутреннего аудита.

Управленческий анализ является частью стратегического менеджмента, направленной на выявление и детальное понимание стратегически важных аспектов деятельности предприятия, стратегических проблем. В процессе такого анализа необходимо выявить соответствие внутренних ресурсов и возможностей предприятия стратегическим задачам обеспечения и поддержания конкурентных преимуществ предприятия, задачам удовлетворения будущих потребностей рынка. Следовательно, имея внутреннюю направленность по объекту (внутренняя деятельность предприятия), управленческий анализ, тем не менее, ориентирован на требования внешней среды. Нацеленность на перспективу, на соответствие внешним требованиям и стратегическим задачам предприятия отличает управленческий анализ от существовавшего в советский период анализа хозяйственной деятельности [10] .

Необходимость проведения управленческого анализа определяется несколькими факторами:

- во-первых, он необходим при разработке стратегии развития предприятия и в целом для реализации эффективного менеджмента, поскольку является важным этапом управленческого цикла;

- во-вторых, он необходим для оценки привлекательности предприятия, с точки зрения внешнего инвестора, определения позиции предприятия в национальных и иных рейтингах;

- в-третьих, управленческий анализ позволяет выявить резервы и возможности предприятия, определить направления адаптации внутренних возможностей предприятия к изменениям условий внешней среды.

Систему целей управленческого  анализа можно представить следующим  образом:

- оценка места предприятия  на рынке данного товара: определение   организационно-технических возможностей  предприятия;

- выявление конкурентоспособности  продукции, емкости рынка;

- анализ ресурсных  возможностей увеличения объема  производства и продаж за счет  лучшего использования основных  факторов производства: средств  труда, предметов труда и трудовых ресурсов;

- оценка возможных  результатов производства и реализации  продукции и путей ускорения  этих процессов.

- принятие решений  по ассортименту и качеству  продукции, запуску в производство  новых ее образцов;

- выработка стратегии  управления затратами на производство щ отклонениям, по центрам затрат, центрам ответственности;

- определение политики  ценообразования;

- анализ взаимосвязи  объема продаж, затрат и прибыли  с целью управления безубыточностью  производства.

Основными задачами управленческого  анализа являются:

- оценка хозяйственной  ситуации;

- выявление положительных  и отрицательных факторов и  причин действующего состояния;

- подготовка принимаемых  управленческих решений;

- выявление и мобилизация  резервов повышения эффективности  хозяйственной деятельности [8].

Таким образом, от правильности и результативности внутренней управленческого  учета и анализа зависит основной результат — прибыль, которая  затем становится объектом финансового (внешнего) анализа

Важность и необходимость  проведения управленческого анализа определяется также изменением парадигмы управления в переходной экономике постепенным переходом от производственной к маркетинговой ориентации управления в сочетании с изменением логики планирования. В современных условиях, когда предприятия ограничены в возможностях расширения ресурсного потенциала, анализ внутренних возможностей и ресурсов предприятия должен стать отправной точкой разработки стратегии предприятия и планирования его деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Принципы и методы проведения управленческого анализа

В основе управленческого  анализа деятельности предприятия  должны лежать следующие общеметодологические принципы:

- системный подход, в соответствии с которым предприятие рассматривается как сложная система, действующая в среде открытых систем и состоящая в свою очередь из ряда подсистем;

- принцип комплексного анализа всех составляющих подсистем, элементов предприятия;

- динамический принцип и принцип сравнительного анализа: анализ всех показателей в динамике, а также в сравнении с аналогичными показателями конкурирующих фирм;

- принцип учета специфики предприятия (отраслевой и региональной).

В соответствии с выделенными принципами управленческий анализ деятельности предприятия осуществляется по уровням принятия управленческих решений и разработки стратегии. Ранее было выделено три уровня принятия управленческих решений и соответственно три уровня анализа: корпоративный, конкурентный (деловой, или бизнес-уровень) и функциональный. Сложность проведения анализа заключается в том, что управленческие решения этих уровней тесно взаимосвязаны и вместе с тем имеют иерархическую структуру.

Методы управленческого  анализа чрезвычайно разнообразны, что объясняется широким .спектром стоящих перед ним задач.

Ретроспективный анализ осуществляется посредством сравнения  фактических результатов с бюджетными и выявления причин возникших  отклонений.

В рамках краткосрочного перспективного анализа исследуются  прогнозное соотношение прибыли, затрат и объемов продаж, доходы и расходы будущих периодов, анализируется поведение приростных, релевантных показателей и т.д. Особое значение при этом имеет информация, собранная системе «директ-костинг». Она позволяет планировать маржинальный доход (сумму покрытия) по отдельным видам продукции, заказам, направлениям деятельности, организации в целом и оценивать его потенциальную способность к покрытию постоянных расходов организации [7].

Решение многих задач  управленческого анализа возможны лишь при использовании методов:

- экономико-математического моделирования;

- методы статистики;

- экономического анализа;

- экономико-математические методы;

- построения имитационных моделей и систем, позволяющих прогнозировать финансовые результаты в условиях неопределенности и риска.

Возможности применения статистических методов для целей прогнозирования, глубоко проработанные российскими учеными, давно и успешно используются в хозяйственной практике отечественных предприятий. В условиях антикризисного управления производственно-хозяйственной деятельностью организаций особую актуальность приобретает параметрический анализ, содержание и возможности которого также глубоко проработаны отечественными учеными.

С развитием информационных технологий все более востребованными становятся разнообразные интеллектуальные системы, позволяющие, например, анализировать результаты финансово-хозяйственной деятельности организации, оценивать ее финансовое состояние, осуществлять экспертизу инвестиционных проектов, управлять бизнес-процессами (закупок, реализации и т.д.), моделировать их.

Развитие информационных технологий позволяет воспользоваться  для целей проведения управленческого  анализа результатами исследований в области построения имитационных моделей, способных решать слабоструктурируемые задачи. Имитационное моделирование предоставляет возможность экспериментировать с производственно-финансовыми процессами (существующими или предполагаемыми) в тех случаях, когда делать это на реальном объекте либо невозможно, либо не целесообразно, а именно:

- описать поведение системы;

- построить теории и гипотезы, которые могут объяснить наблюдаемое поведение;

- использовать эти теории для предсказания будущего поведения системы, т.е. тех воздействий, которые могут быть вызваны изменениями в системе или изменениями способов ее функционирования.

Имитационное моделирование  в значительной степени опирается  на теории вычислительных систем, математику, теорию вероятностей и статистику. В процессе построения имитационной модели вместе с тем могут применятся регрессионный и корреляционный виды анализа. Имеющиеся в этой области научные результаты также необходимо использовать в системе управленческого учета.

Результаты стратегического  анализа оказывают серьезное  воздействие на будущее положение  организации, а потому нуждаются  в глубоком предварительном исследовании перспектив деятельности организации в соответствующей экономически среде. Приемы и методы краткосрочного прогнозного анализа, основанные, прежде всего на разделении издержек на постоянные и переменные, теряют свою силу в длительной перспективе. Это связано с тем, что расширение временного периода планирования (масштабной базы) вносит существенные коррективы в поведение затрат. Издержки, постоянные в краткосрочном периоде, в более удаленной перспективе оказываются переменными, и наоборот [2].

Стратегический управленческий анализ основан на иных, отличных от рассмотренных ранее, подходах и  принципах: принимаются во внимание различные факторы, обусловленные  состоянием внешней среды (внеучетные источники информации): рынки товаров и .услуг, процентные ставки и котировки валют, устанавливаемые государственными и коммерческими организациями, экономический бум, высокий уровень инфляции, спад производства, усиление конкуренции и т.д. Серьезное место в стратегическом анализе отводится учету дополнительных расходов на повышение качества и временному фактору как источникам дополнительного преимущества в конкурентной борьбе.

Информация о работе Управленческий анализ в организации