Управленческое решение: понятие и виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2014 в 18:55, реферат

Описание работы

Для написания своего реферата мною была выбрана тема: «Управленческое решение: понятие и виды.», поскольку именно принятие таких решений является основой всей деятельности менеджера.
Процесс разработки управленческих решений стал предметом самостоятельного исследования с возникновением современной науки об управлении в начале XX века.

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 51.37 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации

 

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

 

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ»

 

Кафедра управления в социальной сфере и социального страхования

 

Специальность: менеджмент организации в шоу-бизнесе

Форма обучения: очная

 

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Теория менеджмента»

на тему: «Управленческое решение: понятие и виды».

 

 

 

 

 

Выполнила:

студентка 1 курса группы МШБ

Калинина Е.В.

 

Руководитель:

доцент, к.э.н. Лаас Н.И.

 

 

 

 

 

 

Москва, 2013 
Оглавление.

 

 

 

Введение.

 

Для написания своего реферата мною была выбрана тема: «Управленческое решение: понятие и виды.», поскольку именно принятие таких решений является основой всей деятельности менеджера.

Процесс разработки управленческих решений стал предметом самостоятельного исследования с возникновением современной науки об управлении в начале XX века. В этот период завершилось формирование организаций современного типа, которые отличаются от старого ростом количества руководителей, наделением каждого профессиональной обязанностью по принятию управленческих решений в соответствии с делегированными полномочиями,  наличием специалистов, не являющихся руководителями, но которым делегированы эти же полномочия, а также коллективность и рациональность разработки управленческого решения.

Процесс разработки управленческих решений — один из наиболее важных управленческих процессов, это постоянная и ответственная работа. От обеспечения его эффективности в значительной степени зависит успех всего предпринятого менеджером дела. Изучение этого вопроса поможет руководителю, владеющему технологиями выработки, принятия и реализации управленческого решения, осуществить эффективное управление организацией в сложной, постоянно изменяющейся экономической обстановке. Поскольку принятые решения касаются не только самого менеджера, но и других людей и всей организации, понимание природы и сути решений такого рода чрезвычайно важно для каждого, кто хочет добиться успеха в области управления.

Предметом изучения реферата является управленческое решение, а целью – рассмотрение его основных черт и видов, что поможет руководителям наиболее успешно принять эффективное решение и реализовать его в жизнь. 
1.Понятие управленческого решения.

Необходимость в разработке любого решения возникает при осознании проблемной ситуации. Наличие проблемы можно представить как различие между желаемым положением дел и реальным, которое определяется при помощи типовых представлений о ситуации. В организации часто возникают проблемы, требующие принятия управленческого решения. Деятельность руководителя связана с подготовкой, принятием и реализацией таких решений.

Под управленческим решением подразумевается определенное действие менеджера, при чем оно может выражаться как активным поведением, так и воздержанием со стороны руководителя от ряда шагов.

Управленческое решение - выбор из множества альтернатив наилучшего рационального решения руководителем в рамках его должностных полномочий и компетенции и направленный на достижение целей организации.

Объектом управленческого решения, т.е. тем, на что оно направлено, является система или операция. Субъектом управленческого решения, т.е. тем, кто его принимает, выступает управляющая подсистема организации: это может быть как группа людей, ответственных за принятие решения, так и индивид1.

Процесс принятия решения – неотъемлемый элемент работы менеджера любого звена, который составляет основу управления. Поэтому для того, чтобы повысить эффективность управленческого решения, нужно знать его некоторые особенности и определенные ограничения, которые делают невозможным принятие строго разумного решения руководителями.

 

2.Особенности и отличия управленческого решения от других видов решений.

В процессе какой-либо деятельности возникают ситуации, когда человек или группа людей сталкивается с необходимостью выбора одного из нескольких возможных вариантов действия. Результат этого выбора будет являться решением. Таким образом, решение – это выбор альтернативы. Ежедневно люди принимают сотни решений от самых простых до самых сложных, даже не задумываясь о процессе его принятия. Но в управлении принятие решения — более систематизированный процесс, чем в частной жизни. В связи с этим стоит выделить основные отличия между управленческими решениями и другими видами решений2:

1)цели - субъект управления принимает  решение исходя не из своих  собственных потребностей, а в целях решения проблем организации;

2)последствия – менеджер выбирает направление действий не только для себя, но и для организации в целом и ее работников, и его решения могут существенно повлиять на жизнь многих людей;

3)разделение труда - в организации  одни работники (менеджеры) заняты  решением возникающих проблем  и принятием решений, а другие (исполнители) - реализацией уже принятых решений;

4)профессионализм  - в управлении  организацией принятие решений - сложный, ответственный и формализованный  процесс, требующий профессиональной подготовки.

Любое решение, и управленческое в том числе, имеет субъективную сторону, т.к. менеджер осознанно применяет свои знания и опыт на практике. Практически каждое отражает индивидуальность руководителя, принявшего его, и систему его ценностей. Роль человеческого фактора проявляется в двух аспектах: во влиянии личностных характеристик на процесс разработки решения и личностных оценках уже существующего решения.

На принятие решений особенно влияют следующие факторы:

1)особенности мышления (творческие способности, логика); особенно важными параметрами мышления являются глубина (поиск причинно-следственных связей внутри анализируемой ситуации, при этом человек может абстрагироваться от окружающих элементов), широта (умение оценить роль анализируемой ситуации в общей сфере деятельности), скорость (время принятия решения) и гибкость (своевременный и обоснованный переход на новые методы разработки и реализации решения);

2)мотивация (степень заинтересованности в принятии тех или иных решений);

3)личностные особенности (стрессоустойчивость, уровень самооценки, темперамент, внушаемость, эмоциональность, воля);

4)деловые качества (ответственность, настойчивость, самостоятельность, коммуникабельность);

5)ценности и установки, склонность к конкретным действиям;

6)этические принципы (справедливость, честность, внимание к людям), а также оптимизм (руководители берутся за рискованные, но полезные работы и часто доводят до положительного результата кажущиеся безнадежными проекты) и пессимизм (базируется на заниженной расчетной оценке своих возможностей и возможностей организации; однако они также нужны для принятия взвешенных решений и сбалансированности подходов к решениям);

7)профессионализм, практика  – наличие опыта и возможность  скорректировать стереотипные подходы для разработки решений к данной ситуации. 

Существуют психологические барьеры, которые мешают выявлению проблем на стадии выработки управленческого решения.3 К таким барьерам относятся:

1)сужение поля зрения – руководители часто не замечают то, чего подсознательно не хотят замечать, т.е. в расчет берется не вся информация;

2)недостаточный объем  информации, который ведет к поспешным  и ошибочным выводам, т. к. при этом исключаются альтернативы действий;

3)распыление внимания  на частности в ущерб целому  – внимание руководителя может цепляться к частным вопросам, не имеющим первостепенной важности в отличие от главной проблемы, и на них уходит большая часть мыслительных операций и времени;

4)ложные установки –  ограничивают широту мышления  и гибкость руководителя (негативизм, неоправданные опасения).  

Чтобы максимально избежать этих проблем, управленческое решение должно быть научно обоснованным, т.е. приниматься менеджером на основе знания объективных законов и научного предвидения их действия и развития в будущем.

 

3.Требования  к управленческим решениям.4

Решения должны удовлетворять ряду требований, из которых наиболее существенными являются:

1)выполнимость – выдача  заданий, которые невозможно выполнить, становятся неэффективными, т.к. ожидаемый результат не будет получен;

2)своевременность – непродуктивны  преждевременные и запоздалые  решения, однако для выработки действенного решения может не хватать времени, поэтому следует отдавать приоритет следующим двум принципам:

   а)лучше вовремя  принять недостаточно обоснованное  решение, чем с опозданием —  хорошо обоснованное;

   б)лучше принять  несвоевременное решение, чем не  принять никакого;

3)оптимальность – выбор  в каждой конкретной ситуации  лучшего из всех вариантов  с учетом наблюдающихся ограничений  по времени, ресурсам и пр.; чтобы  управление в целом было оптимальным, каждое решение должно быть  оптимальным или близким к  нему;

4)законность – соответствие  действующим законодательным и  нормативным актам;

5)полномочность – строгое  соблюдение руководителем прав  и полномочий, которые ему предоставлены высшим уровнем управления;

6)справедливость – несправедливые  решения снижают трудовую и  общественную значимость тех, к кому такие решения применяются, вызывают конфликты, негативно влияют на морально-психологическую обстановку, снижают авторитет руководителя;

7)непротиворечивость –  решения не должны содержать  противоречивых мыслей в рассуждениях  и не должно противоречить  остальным решениям;

8)простота, краткость и  ясность изложения – позволяют  исключить возможность неправильного понимания решения, сократить время на уяснение содержания, особенно если решение зафиксировано в устной форме.

Однако решение, соответствующее этим требованиям, может быть неэффективным, т.к. могут выявляться субъективные недостатки решений, которые появляются из-за психологических характеристик руководителя. Такими недостатками являются:

1)предвзятость – возникает, когда учитывается аналогичная  ситуация, имевшая место ранее, но  отбрасываются факторы, характерные  для данной;

2)замена действительного  желаемым – происходит из-за  чрезвычайного оптимизма, недооценки  наблюдающихся трудностей;

3)перестраховка – страх  ответственности за возможные  неблагоприятные последствия принятых  решений, неполнота и небольшая  надежность используемой информации;

4)половинчатость – ставятся  значимые цели, но для их осуществления  выделяются недостаточные средства, дающие решить проблему лишь отчасти.

Перечисленные субъективные недостатки решений вредоносны для разрешения ситуации, поэтому руководителю необходим самоконтроль. Также нежелательно увеличение числа уровней управления в организации, т.к. это приведет к искажению информации при подготовке решения, распоряжений, идущих от субъекта управления, запаздыванию информации, которую получают исполнители.

 

4.Классификация управленческих решений.  5

Классификация решений систематизирует характеризующие их ситуации, т.е. информацию и процедуры, необходимые для правильного анализа проблемы и принятия эффективного решения. Существует классификация управленческих решений по:

  1. масштабам воздействия:
    1. комплексные/глобальные – затрагивают все процессы на предприятии, определяют качественные изменения в организации, их принятие требует специальной подготовительной работы;
    2. частные/локальные – касаются отдельных сторон работы организации;
  2. направлению воздействия:
    1. внутренние –  внутри организации как системы;
    2. внешние –  выходящие за пределы организации; направлены на связи организации с субъектами внешней среды;
  3. прогнозируемым свойствам:
    1. с определенным результатом/детерминированные – возможность прогнозирования последствий с полной уверенностью в правильности принятого руководителем решения;
    2. с вероятностным исходом – последствия этих решений могут быть оценены неоднозначно при помощи теории вероятности и на основе опыта и интуиции;
    3. в условиях риска – существует вероятность возникновения неблагоприятного результата и ущерба;
  4. количеству лиц, принимающих решения:
    1. индивидуальные/личные – принимаются отдельным руководителем в пределах установленных полномочий;
    2. коллективные –  подготавливаются группой лиц, ответственных за принятие решений;
  5. характеру процесса принятия решения:
    1. интуитивные – основано на способности руководителя предвидеть развитие ситуации и предполагать возможность достижения, качество результата на основе его чутья;
    2. адаптивные – принимаются на основе имеющихся у менеджера профессиональных знаний, личных умений и жизненного опыта;
    3. рациональные - принимаются на основе последовательного экономического анализа, обоснования и оптимизации;
  6. характеру личностных характеристик менеджера:
    1. уравновешенные – результат предварительного анализа условий и требований задачи, на основе чего обосновывается и проверяется исходная идея, с которой приступают к разрешению проблемной ситуации;
    2. импульсивные – формулируется исходная идея, но отсутствует стадия обоснования и проверки;
    3. инертные - результат неуверенного и осторожного поиска, процесс принятия решений занимает много времени по обоснованию и проверке выбора решения;
    4. рискованные – импульсивные действия в условиях неопределенности и риска, не предполагающие обоснования;
    5. осторожные – характеризуются тщательностью выработки решения менеджером во избежание ошибок;
  7. новизне принятия решения:
    1. запрограммированные/формализованные/алгоритмические – существует предельно детализированная последовательность действий в строго определенных ситуациях, тем самым снижается вероятность ошибки, уменьшается время на принятие решения;
    2. незапрограммированные/неформализованные/эвристические – принимаются в ситуациях, которые в определенной степени новы, внутренне не структурированы или  сопряжены с неизвестными факторами, заранее нельзя предусмотреть последствия каждой идеи;
  8. повторяемости проблемы:
    1. традиционные - необходимо сделать выбор из уже имеющихся альтернатив, т.к. проблема неоднократно встречалась в практике управления;
    2. нетипичные – генерация новых альтернатив в новой и не имеющей проработанной системы принятия решений ситуации для организации;
  9. сфере деятельности:
    1. экономические - хозяйственные решения в ходе деятельности организации;
    2. организационные - разрешение проблем организации производства и удовлетворения производственных потребностей предприятия;
    3. технические - решают проблему выбора технологии производства продукции, технического оснащения производственных подразделений фирмы и их совершенствования;
    4. коммуникативные - мероприятия по установлению, поддержанию и совершенствованию связей организации с субъектами внешней среды и между элементами организационной структуры самого предприятия;
  10. продолжительности периода внедрения:
    1. краткосрочные – до 1 года;
    2. среднесрочные - от 1 года до 5 лет;
    3. долгосрочные - более 5 лет;
  11. сроку действия:
    1. оперативные –  носят корректирующую роль в ходе производственной деятельности организации, касающиеся внезапно возникающих и необходимых в быстром разрешении проблем;
    2. тактические – ориентированые на кратко- и среднесрочную перспективу проблемы производственно-технического характера;
    3. стратегические – обеспечение выполнения организацией ее цели, выживания в условиях жесткой конкуренции;
  12. целям:
    1. коммерческие – осуществление действий, направленных на достижение определенного экономического эффекта;
    2. некоммерческие - направлены на улучшение микроклимата организации;
    3. уровню управления:
    4. высшего уровня – разработка перспективных планов, формулирование целей, адаптация организации к переменам, управление отношениями между организацией и внешней средой;
    5. среднего уровня – управление и координация внутри организации;
    6. низшего уровня - обеспечение эффективной работы без срывов в производстве продукции или оказании услуг;
  13. способу передачи до соответствующих исполнителей и заинтересованных лиц:
    1. вербальные (недокументированные);
    2. письменные (документированные);
    3. электронные (кодированные);
  14. обратимости:
    1. корректируемые/гибкие - решения, алгоритмы реализации которых предусматривают различные варианты действий в зависимости от возникающих условий;
    2. некорректируемые/жесткие — имеют единственный вариант реализации при любых условиях и состоянии субъектов и объектов управления;
  15. степени обязательности выполнения:
    1. рекомендательные - не носят обязательного характера;
    2. директивные - обязательны для всех, принимаются высшим руководством;
  16. количеству критериев выбора:
    1. однокритериальные - выбор наилучшей альтернативы производится только по одному критерию;
    2. многокритериальные - выбранная альтернатива должна удовлетворять одновременно нескольким параметрам;
  17. сложности реализации:
    1. простые — решения, реализуемые выполнением одного действия;
    2. сложные — решения, реализуемые при выполнении некоторой совокупности взаимосвязанных действий:
      • алгоритмизированные — четко определены последовательность действий и сроки выполнения;
      • размытые - слабоструктурированные действия и сроки их выполнения.

Информация о работе Управленческое решение: понятие и виды