Управленческое решение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 23:47, реферат

Описание работы

Принятие решений составляет суть управленческого процесса, его исходную и наиболее ответственную стадию. Управленческое решение представляет собой обдуманный вывод о необходимости осуществить какие-то действия ( либо, наоборот, воздержаться от них), связанные с достижением целей организации и преодолением стоящих перед ней проблем. Это процесс выбора из множества имеющихся альтернатив ( целей, способов действия и проч.) наиболее предпочтительной. Поэтому принятие решения выступает как процесс, требующий организации и управления.

Файлы: 1 файл

Управленческое решение..docx

— 34.39 Кб (Скачать файл)

                      Управленческое решение

Алгоритм принятия управленческого  решения

  • Управленческое решение
  • Требования к решению
  • Виды решений
  • Понятие проблемы
  • Классификация проблем
  • Этапы выработки рационального решения
  • Критерии решения
  • Реализация решений
  • Условия эффективности решений

Понятие управленческого  решения

Принятие решений составляет суть управленческого процесса, его исходную и наиболее ответственную стадию. Управленческое решение представляет собой обдуманный вывод о необходимости  осуществить какие-то действия ( либо, наоборот, воздержаться от них), связанные с достижением целей организации и преодолением стоящих перед ней проблем. Это процесс выбора из множества имеющихся альтернатив ( целей, способов действия и проч.) наиболее предпочтительной. Поэтому принятие  решения  выступает как процесс, требующий организации и управления.

Кроме того, решением можно считать:

  • Последовательность действий по достижению поставленной цели;
  • Нечто отражающее такое достижение (объект, состояние и др.);
  • Психологическую реакцию на раздражитель;
  • Управленческий акт, выраженный в письменном или устной форме и регламентирующий те или иные действия, состояния, изменения и проч.

В последнем случае решение содержит постановку целей и описание средств  их  достижения и служит основой  организации практической деятельности людей.

В зависимости от уровня управляющего субъекта могут меняться сфера обязательного  применения его решений и круг объектов, на которые оно распространяется.

Решения, особенно в крупных организациях, затрагивают интересы множества  людей. Это требует их тщательно  и всесторонней подготовки, на которую  уходит много сил и средств.

Тем не менее успеха достичь удается  не всегда из – за невозможности  учесть все факторы, предопределяющие результат ( например, непредсказуемость проведения исполнителей), и воздействовать на них.

( На один факторы, например  на подчинённых, можно влиять  непосредственно, на другие –  лишь опосредованно, через смежные  с ним, третьи просто приходится  « принимать к сведению» и  стараться их нейтрализовать либо застраховаться от них.)

Эффективное  решение  должно быть:

  • Простым и логичным;
  • Приемлемым, для большинства членов организации;
  • Экономичным (затраты на его подготовку и осуществление меньше результата);

Своевременным (чтобы успеть приостановить отрицательное развитие ситуации или использовать открывающиеся возможности);

  • Ориентированным на стратегические цели и задачи (при сохранении свободы тактического маневра);
  • Устраняющим причины, а не следствие проблемы.

На эффективность решение оказывает  влияние следующие факторы:

Понятность проблемы и причинно следственных связей между ней и  ситуацией в которой принимаются  решения ( определяет разрыв между рациональным и приемлемым решением, которые отнюдь не являются лучшим).Характер взаимоотношений внутри организаций; Занимаемое автором решение должность. Личностные моменты ( эмоции, иллюзия легкости, осторожность в следствие высокого уровня значимости  и т.д.); Наличие времени; Степень риска ( последние два момента противоречат друг другу менее рескованые решение требуют больше времени на подготовку и реализацию); Основа полагающие принципы, каковыми могут быть использование общепринятых норм ( правда не ясна каких); Действия исходя из пользы большинства. Приближение к цели (ее бывает трудно определить); Достижение выгоды вопрос чей.

Четкое распределение подготовительной работы и возложение персональной ответственности на конкретных лиц; Решение должны примяться теми и там где для этого существуют оптимальные условия (приютом решении принятое на одном уровне управление, становится задачей на более низком). Иными словами продукт управленческого труда одного уровня является предметом труда для другого. Наличие четких правил, определяющих порядок  разработки  осуждении, утверждении , сроки реализации или отмены решения; Нормативов, инструкций и прочь; Учет требуемых для реализации решения ресурсов, степени влияния решения на другие функции и сферы деятельности организации ее партнеров ( желательные и нежелательные скрытые и явные последствия  могут возникнуть и при отказе от принятия решения ); Действующего законодательства, этических норм и др.Исходя из этого определяются возможность и целесообразность работы над решением , его цели и приоритеты. 

Виды управленческих решений

управленческие решения можно рассматривать с разных точек зрения.

  1. По степени влияния на будущее организации они делятся на стратегические и тактические.

Первые определяют основные пути её развития, вторые - конкретные  способы  продвижения по ним. Обычно стратегические решения ( скажем, о выходе на новый рынок) приримаются на высшем уровне управления, а тактические ( например, о ремонте оборудования) – на низовых.

  1. По степени самостоятельности решения подразделяются на инициативные и предписанные.

Первые принимаются руководством организации под воздействием обстоятельств, вторые конкретизируют поступающие  сверху (  например, от головной фирмы) указания.

  1. По масштабам решения могут быть глобальными , затрагивающими всю организацию в целом, и локальными, касающимися только одной её части ( стороны деятельности). Реализация глобальных решений, доля, которых, как считается, составляет около трети, как правило, нуждается в высокой степени энтузиазма и вовлечённости работников.
  2. В соответствии с времённым горизонтом можно говорить о перспективных решениях, последствии которых будут ощущать длительное время ( например, об изыскании средств для выплаты заработной платы).
  3. В зависимости от конкретной продолжительности периода реализации принято выделять долгосрочные (свыше 5лет), среднесрочные ( от года до 5 лет) и краткосрочные ( до одного года) решения.

Долгосрочные решения обычно имеют  прогнозный характер, ибо касаются будущей ситуации, которую не всегда можно точно просчитать. Они наиболее рискованны и могут так и остаться на бумаге, если предположения не оправдаются.

Среднесрочные решения находят  воплощение уже в обязательных для исполнения планах и программах, в соответствии с которыми осуществляют конкретные мероприятия. В чрезвычайных обстоятельствах   они могут корректироваться.

  1. В соответствии со степенью предопределенности результата различают вероятности и детерминированные (однозначные) решения, которые сравнительно редки.

Вероятностные решения  принимаются в условиях неопределённости, на основе частичной информации, причём не всегда действительно необходимой  ( в то же время и избыточная информация не обязательно может улучшить результатов, вероятности наступления которых не всегда можно оценить, тогда лишь перечисляются ожидаемые последствия. Такие решения допускают корректировку на непредвиденности, ошибки, столкновение с другими интересами.

  1. По степени регламентированности выделяют контурные решения (предоставляют широкую свободу исполнителям) ; структурированные (допускают инициативы во второстепенных вопросах); алгоритмизированные, где инициатива исключена.
  2. По направленности воздействия решения могут быть внешние (касаются окружения) или внутренние.
  3. По степени обязательности исполнения они подразделяются на директивные, рекомендательные и ориентирующие, что зависит, например, от уровня принятия, сроков действия, степени важности.

Директивные решения обычно разрабатываются  высшими инстанциями в стабильных условиях по поводу наиболее важных проблем  организации и требуют обязательного  исполнения.

Рекомендательные готовятся совещательными органами (различного рода комитетами или комиссиями) Их исполнения желательного, но не обязательно, поскольку те, к  кому эти решения относятся, формально  не подчиняются тем, кто их принимает.

Наконец, ориентирующие решения  предназначены для ориентирующих  субъектов. Ориентирующими, по сути можно выделить и прогнозные решения, являющие, регулирующие, активизирующие и контролирующие решения.

  1. По степени сложности решения разделяются на простые, сложны и уникальные.
  2. По методам выработки различаются шаблонные и творческие.
  3. В зависимости от числа разработчиков решения делятся на индивидуальные и коллективные.
  4. По широте охвата выделяются общие и специальные решения. Первые касаются одинаковых для всех вопросов (например, о времени начала и окончания рабочего дня) и вносят в деятельность организации элемент стабильности. Вторые относятся к узким проблемам, присущим только одному субъекту.
  5. С точки зрения предопределённости решения принято долить на запрограммированные и незапрограммированные.

К принятию первых приводит или логика развития ситуации, когда иного выхода нет, или её стандартность, обусловливающая  выбор в соответствии с готовым правилами и процедурами лишь момента начала действий и степени их интенсивности.

Незапрограммированными решения принимаются в новых или неопределённых обстоятельствах, если требуемые шаги трудно заранее точно расписать. Они определяют набор и последовательность предстоящих действий и требуют творческого подхода, интегрирующего данный анализ, опыт, искусство и чутье менеджера.

  1. По способу влияния на объект решения можно разделить на прямые  и косвенные. Первые воздействуют непосредственно на него, вторые – на создание таких условий, под влиянием которых он сам изменит в нужную сторону своё поведение.
  2. По сфере реализации решения могут быть связаны с производством, сбытом, научными исследованиями и. т. П.
  3. По форме решения бывают правовыми и внеправовыми.

 

  1. По содержанию решения в рамках организации бывают техническими, экономическими, социальными.
  2. По степени полноты и достоверности используемой информации выделяют.
    • Решения, принимаемые в условиях полной определённости;
    • Решения, принимаемые в условиях частичной определённости;
    • Решения, принимаемые в условиях полной неопределённости.
  1. С точки зрения подходов к разработке можно говорить о:
    • Эвристическом решении предполагающем свободным научным поиском подходящего варианта;
    • Нормативном, исходящем из требований стандарту;
    • Прецедентном, учитывающим имеющимся опыт;
    • Синоптическом  использующим формализованные и математические модели.
  1. По способам принятие выделяют интуитивные, адаптационные и рациональные решения.

Интуитивные решения основываются на предположении руководителя, что  его выбор правилен (интуиция –  способность предугадывать, предполагать,  предвидеть.) на него влияет так называемая «шестое чувство», своего рода озарение, посещающее наиболее опытных менеджеров, обладающим широким кругозором.

Адаптационное решение основывается на общих знаниях, здравом смысле – осмысленном опыте жизни, профессиональной деятельности, обострённом чувстве реальности. Оно предполагает осуществление  тех шагов (с поправкой на сегодняшний  день), которые в аналогичной ситуации в прошлом были успешными . Положительной стороной такого решения является простота и оперативность принятия, однако оно страдает рядом пороков.

Недостатков обоих видов являются их субъективность, обусловленная особенностями  личности принимающего решения, глубиной понимания им ситуации и проблемы. Рациональное решения предполагает использование научных методов  и объективных критерий. Но полный рационализм также не возможен.

Таким образом, на практике любые решения  содержит элементы и иррациональности субъективизма. Это предъявляет  определённые требования к личности того, кто эти решения принимает.

Выявление и анализ проблем

В основе рационального решения  лежат наитие или прежний эмпирический опыт, а объективный анализ условий в которых организация действует на стоящий момент и которые предположительно будут иметь место в перспективе. Такое решение готовится, и приниматься в несколько этапов, обычно на основе плана.

Процесс разработки и принятие рационального  решения начинается с анализа  непорядочного массива данных об общий ситуации (чем она стабильна, тем легче анализ осуществить). В  результате выявляются границы, которых, существует проблемы (так называемые проблемное поле) и проявляются их симптомы (ничего не объясняющие признаки).

Информация о работе Управленческое решение