Управление адаптацией персонала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 17:58, контрольная работа

Описание работы

Кроме того, способы включения новых сотрудников в жизнь организации могут существенно активизировать творческий потенциал уже работающих сотрудников и усилить их включенность в корпоративную культуру организации.
Для руководителя же информация о том, как организован в его подразделении процесс адаптации новых работников, может многое сказать о степени развития коллектива, уровне его сплоченности и внутренней интеграции.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Понятие адаптации
1.1 Цели адаптации и обоснование ее необходимости
1.2 Виды адаптации
1.3 Этапы адаптации.
Глава 2. Управление адаптацией. Цели и задачи
2.1 Управление адаптацией
2.2 Цели и задачи системы управления адаптацией
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 131.00 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки РФ.

 

Федеральное государственное бюджетное  образовательное учреждение высшего  профессионального образования  «Чувашский государственный университет  имени И.Н.Ульянова»

Экономический факультет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная  работа

 

По дисциплине «Экономика труда»

На тему: «Управление адаптацией персонала»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                      Выполнила студентка  

                                                                                                               I I курса ЗЭК 45-12

                                                                                                            Петрейкина Евгения  

                                                                                                          Георгиевна

                                                                                                         Проверила 

           

 

 

 

Чебоксары

2013

 

 

Содержание:

    Введение

Глава 1. Понятие адаптации

1.1 Цели адаптации и обоснование   ее необходимости

1.2 Виды адаптации

1.3 Этапы адаптации.

Глава 2. Управление адаптацией. Цели и задачи

2.1 Управление адаптацией

2.2 Цели и задачи системы управления адаптацией

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Адаптация – процесс изменения  знакомства сотрудника с деятельностью  и организацией и изменение собственного поведения в соответствии с требованиями среды.

Процедуры адаптации персонала  призваны облегчить вхождение новых сотрудников в жизнь организации. Практика показывает, что 90% людей, уволившихся с работы в течение первого года, приняли это решение уже в первый день своего пребывания в новой организации. Как правило, новичок в организации сталкивается с большим количеством трудностей, основная масса которых порождается именно отсутствием информации о порядке работы, месте расположения, особенностях коллег и т.д. То есть специальная процедура введения нового сотрудника в организацию может способствовать снятию большего количества проблем, возникающих в начале работы.

Кроме того, способы включения новых  сотрудников в жизнь организации  могут существенно активизировать творческий потенциал уже работающих сотрудников и усилить их включенность в корпоративную культуру организации.

Для руководителя же информация о  том, как организован в его  подразделении процесс адаптации  новых работников, может многое сказать  о степени развития коллектива, уровне его сплоченности и внутренней интеграции.

Во многих компаниях адаптации уделяется непростительно мало внимания. Руководители таких компаний считают, что есть инструкции, есть регламенты – чего же ещё нужно? Пусть новичок берёт их, изучает, а что ему непонятно – пусть спрашивает. Проблема здесь в том, что, к сожалению, далеко не каждый человек способен самостоятельно быстро найти всю нужную ему для полноценной работы информацию. Кроме того, здесь очень многое зависит от корпоративной культуры. Конечно, при благожелательном отношении сотрудников компании к новому коллеге он довольно быстро войдёт в курс дела. Однако во многих компаниях отношение к новичкам подчёркнуто пренебрежительное. О какой же эффективной адаптации здесь может идти речь? Совсем другое дело, когда есть продуманная система адаптации, причём существует она не только на бумаге, но и реально работает.

Система адаптации персонала –  это не только пакет документов, регламентирующих порядок мероприятий  по адаптации нового сотрудника. Это, прежде всего люди, которые эти  мероприятия осуществляют: и  те, кто непосредственно помогает новому сотруднику войти в курс дела, и те, кто этот процесс организует и контролирует. И, конечно же, это инструменты, которые они используют в своей работе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Понятие  адаптации 

 

1.1 Цели адаптации и обоснование  ее необходимости

Принципиальные цели адаптации  можно свести к следующему:

    1. уменьшение стартовых издержек, так как пока новый работник плохо знает свое рабочее место, он работает менее эффективно и требует дополнительных затрат;
    2. снижение озабоченности и неопределенности у новых работников;
    3. сокращение текучести рабочей силы, так как если новички чувствуют себя неуютно на новой работе и ненужными, то они могут отреагировать на это увольнением;
    4. экономия времени руководителя и сотрудников, так как проводимая по программе работа помогает экономить время каждого из них;
    5. развитие позитивного отношения к работе, удовлетворенности работой.

Следует сказать, что в отечественных  организациях наблюдается неотработанность механизма управления процессом  адаптации.

Этот механизм предусматривает  решение трех важнейших проблем:

    1. структурного закрепления функций управления адаптацией в системе управления организацией;
    2. организации технологии процесса адаптации;
    3. организации информационного обеспечения процесса адаптации.

Структурное закрепление функций  управления адаптацией может проходить по следующим направлениям:

1. Выделение соответствующего подразделения  (бюро, отдела) в структуре системы  управления персоналом. Чаще всего  функции по управлению адаптацией  входят в состав подразделения по обучению персонала.

2. Распределение специалистов, занимающихся  управлением адаптацией, по производственным  подразделениям предприятия при  сокращении, координации их деятельности  со стороны службы управления персоналом.

3. Развитие наставничества, которое в последние годы на наших предприятиях незаслуженно забыто.

Задача подразделения или специалиста  по управлению адаптацией в области  организации технологии процесса адаптации  являются:

    1. организация семинаром, курсов по различным вопросам адаптации;
    2. проведение индивидуальных бесед руководителя, наставника с новым сотрудником;
    3. интенсивные краткосрочные курсы для руководителей, вновь вступающих в должность; специальные курсы подготовки наставников;
    4. использование метода постепенного усложнения выполняемых новичком заданий;
    5. выполнение разовых общественных поручений для установления контактов нового работника с коллективом; подготовка замены при ротации кадров;
    6. проведение в коллективе специальных ролевых игр по сплочению сотрудников.

 

Информационное обеспечение процесса адаптации заключается в сборе и оценке показателей ее уровня и длительности. Сбор и обработку информации рекомендуется проводить в рамках процедуры текущей деловой оценки персонала. Для отечественных предприятий главная проблема информационного обеспечения адаптации состоит в необходимости накопления нормативных показателей уровня и длительности адаптации. 
Отмечу, что в отечественных организациях наблюдается неотработанность механизма управления процессом адаптации.

Этот механизм требует решения трех важнейших проблем:

- структурного закрепления функций  управления адаптацией в системе  управления организацией;

- налаживания технологии адаптации;

- организации информационного  обеспечения адаптации.

Решение проблемы структурного закрепления функции управления адаптацией может проходить по следующим направлениям:

1. Выделение соответствующего подразделения  (бюро, отдела) в оргструктуре системы  управления персоналом. Чаще всего  функции по управлению адаптацией  входят в состав подразделения по обучению персонала.

2. Направление специалистов, занимающихся  управлением адаптацией, в подразделения  организации при проведении сокращения, координация их деятельности  со стороны службы управления  персоналом.

3. Развитие наставничества, которое  в последние годы в наших организациях незаслуженно забыто.

В задачи подразделения или специалиста  по управлению адаптацией в области  организации процесса адаптации  входят:

  1. организация семинаров, курсов по различным вопросам адаптации;
  2. проведение индивидуальных бесед руководителя, наставника с новым сотрудником;
  3. интенсивные краткосрочные курсы для руководителей, вновь вступающих в должность;
  4. специальные курсы подготовки наставников;
  5. использование метода постепенного усложнения выполняемых новичком заданий;
  6. выполнение разовых общественных поручений для установления контактов нового работника с коллективом;
  7. подготовка замены при ротации кадров;
  8. проведение в коллективе специальных ролевых игр по сплочению сотрудников.

Информационное обеспечение процесса адаптации заключается в сборе и оценке показателей се уровня и длительности. Сбор и обработку информации рекомендуется проводить в рамках процедуры текущей деловой оценки персонала. Для отечественных организаций главная проблема информационного обеспечения адаптации состоит в необходимости накопления нормативных показателей уровня и длительности адаптации.

Изучение отечественного опыта  показало, что специальной службы, которая бы занималась вопросами  профориентации и адаптации в  организации, как правило, не существует. Формально функции по профориентации выполняет менеджер по подготовке кадров, который работает с выпускниками подшефных школ.

 

Вопросами адаптации занимаются отдельные  работники из различных подразделений: инспектор отдела кадров, линейные руководители или коллега по работе. Они стремятся сделать процесс адаптации, приспособления молодых работников к организации как можно более коротким и безболезненным.

Необходимо отметить, что процессы как первичной, так и вторичной  адаптации похожи друг на друга. Они происходят следующим образом. Процесс адаптации непосредственно начинается в отделе кадров при приеме и оформлении на работу. Инспектор отдела кадров проводит небольшую беседу, в которой в общих чертах знакомит с организацией, с отделом или цехом, где предстоит работать новичку.

Затем он провожает нового работника  на его рабочее место и представляет непосредственно руководителю. Тот, в свою очередь, знакомит новичка  с коллективом, с коллегами по работе, с рабочим местом. По своему усмотрению руководитель может прикрепить к новичку наставника из числа более опытных и старших работников.

Как правило, руководитель проводит периодические  беседы с новым работником еще  в течение месяца, интересуясь  о трудностях, которые у него возникают, его успехах, и регулярно делает оценку работы. Контроль за ходом процесса адаптации со стороны отдела кадров не проводится. В некоторых организациях выдаются специальные брошюры (если они имеются) с описанием того или иного вида производства, рабочего места, профессии или должности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Виды адаптации

 

Классификацию адаптации можно  распределить по следующим критериям:

1.  По отношениям субъект-объект:

   -   активная — когда индивид стремится воздействовать на среду с тем, чтобы изменить ее (в том числе и те нормы, ценности, формы взаимодействия и деятельности, которые он должен освоить);

   - пассивная — когда он не стремится к такому воздействию и изменению.

2.  По воздействию на работника:

   - прогрессивная — благоприятно воздействующая на работника; регрессивная — пассивная адаптации к среде с отрицательным содержанием (например, с низкой трудовой дисциплиной).

3.  По уровню:

   - первичная — когда человек впервые включается в постоянную трудовую деятельность на конкретном предприятии; вторичная — при последующей смене работы.

4. В. Волина выделяет также  еще два вида адаптации:

   - адаптация работника в новой должности; адаптация работника к понижению в должности;

Информация о работе Управление адаптацией персонала