Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 17:58, контрольная работа
Кроме того, способы включения новых сотрудников в жизнь организации могут существенно активизировать творческий потенциал уже работающих сотрудников и усилить их включенность в корпоративную культуру организации.
Для руководителя же информация о том, как организован в его подразделении процесс адаптации новых работников, может многое сказать о степени развития коллектива, уровне его сплоченности и внутренней интеграции.
Введение
Глава 1. Понятие адаптации
1.1 Цели адаптации и обоснование ее необходимости
1.2 Виды адаптации
1.3 Этапы адаптации.
Глава 2. Управление адаптацией. Цели и задачи
2.1 Управление адаптацией
2.2 Цели и задачи системы управления адаптацией
Заключение
Список литературы
Специалисты по управлению адаптацией должны выполнять следующие функции:
- изучение и прогнозирование
конъюнктуры рынка труда,
- наем и отбор персонала с использованием описаний работ, тестирования и интервьюирования работников с целью их лучшей профориентации;
- расстановка кадров по
- отбор лидеров из числа
- организация взаимодействия с
региональной системой
В обязанности менеджера по персоналу входят:
1. ознакомление с организацией, характеристика, условия найма, оплата труда.
2. Представление руководителю, непосредственному начальнику, инструктору по обучению.
3. Организация экскурсии по рабочим местам.
4. Разъяснение условий работы, ознакомление с функциями (совместно с руководителем).
5. Организация обучения (совместно с отделом обучения).
6. Введение
в коллектив, представление сотрудников
(совместное с руководителем).
Для новых работников
организуется специальный курс обучения,
призванный наиболее быстро и рационально
адаптировать их к стилю и методам работы
в организации или в подразделении. Формами
адаптации могут быть лекционные и семинарские
занятия непосредственно в организации:
выездные занятия на специальной учебной
базе с приглашением специалистов и экспертов;
выездной групповой тренинг.
В работе по проведению адаптации новых
работников менеджер по персоналу должен
использовать специально разработанную
программу. Программа адаптации делится
на общую и специализированную. Общая
программа адаптации касается в целом
всей организации и затрагивает следующие
вопросы:
1. Общее представление об
2. Оплата труда в организации.
3. Дополнительные льготы: виды страхования; выходные пособия; пособия по болезни, болезням в семье, пособия по материнству; размер пенсии; возможности обучения на работе.
4. Охрана труда и техника
5. Отношения работников с
6. Служба быта: питание; комнаты
отдыха; другие службы быта.
После реализации общей программы
адаптации проводится специализированная
программа адаптации. Она охватывает вопросы,
связанные конкретно с каким-либо подразделением
или рабочим местом. Обычно эту программу
проводят линейные руководители или наставники.
Эта программа включает в себя следующие
вопросы:
1. Функции подразделения: цели и приоритеты;
организация, структура и функции; взаимоотношения
с другими подразделениями.
2. Обязанности и ответственность;
3. Правила-предписания: правила, характерные только для данного вида работы или данного подразделения; правила техники безопасности; отношения с работниками других подразделений; питание, курение на рабочем месте; телефонные переговоры личного характера в рабочее время.
4. Осмотр подразделения: кнопка пожарной тревоги, входы и выходы; места для курения; места для оказания первой помощи.
5. Представление сотрудникам подразделения.
Данную программу можно
2.2 Цели и задачи системы управления адаптацией
Адаптация работника на производстве,
эффективное управление этим процессом
требуют большой
Службы адаптации работника
могут выступать как
Задачами подразделения или
специалиста по управлению адаптацией
в области организации
· изучать и прогнозировать конъюнктуру рынка труда, проводить мероприятия по адаптации к нему, в том числе соответствующую переструктуризацию кадрового потенциала;
· производить наем и отбор персонала с использованием профессиограмм и описаний работ, тестирования и интервьюирования работников с целью их лучшей профориентации;
· расстанавливать кадры по подразделениям, участкам, рабочим местам с использованием ротаций и внутрипроизводственных перемещений кадров, формировать стабильный трудовой коллектив;
· отбирать лидеров из числа молодых работников, обладающих талантом организатора;
· налаживать взаимодействие с региональными организациями по адаптации на взаимовыгодных условиях.
Для новых работников организуется специальный курс обучения и воспитания, призванный наиболее быстро и рационально адаптировать их к стилю и методам работы в организации или в подразделении.
Заключение
Основная мысль данной работы заключена
в том, что продуманная программа
адаптации новых работников, способствующая
успешному вхождению их в новый
коллектив, является весомым конкурентным
преимуществом компании.
Таким образом, адаптация - процесс активного
приспособления принятого на работу человека
к новой для него среде. Адаптация носит
социальный характер. Суть ее главным
образом сводится к принятию норм и ценностей
новой социальной среды, сложившихся форм
социального взаимодействия (формальных
и неформальных связей, стиля руководства
и т. д.), а также форм и способов предметной
деятельности (например, способы профессионального
выполнения работ). Показателем успешной
адаптации является высокий социальный
статус работника в данной среде, а также
его удовлетворенность этой средой в целом
(например, удовлетворенность работой
и ее условиями, вознаграждениями за труд,
организацией труда и т. д.). Показатели
низкой адаптации - это отклоняющееся
поведение, увольнение работника и т. п.
Процесс адаптации крайне важен, и служба
персонала организации должна уметь им
управлять.
На практике при найме на работу используют целый ряд способов для социализации работника:
- предоставляется исчерпывающая информация о работе, с тем чтобы ожидания работника стали более реалистичными;
- проводится социальное
- проводится собеседование о ценностях, принятых в данной организации;
- проводится инструктаж по
В эту систему включается и та информация, которую работник получает непосредственно в коллективе. Этой информацией, в результате которой работник узнает неписаные правила организации, кому принадлежит реальная власть, каковы шансы на рост оплаты труда, на продвижение и т. д., тоже нужно управлять.
Известно, что нормы, ценности, принятые в неформальных группах, должны соответствовать официальным целям и установкам организации, и это - одно из важных направлений деятельности кадровой службы.
Опыт зарубежных корпораций и фирм по социальной адаптации работников представляет значительный интерес. На предприятиях Германии введение в должность зачастую проходит по следующей схеме. Подготавливается рабочее место для нового сотрудника. Проводятся его представление, а затем производственный инструктаж по четырехступенчатой методике. Первая ступень - работнику разъясняется значение его рабочего места в технологическом, производственном процессе предприятия. Вторая ступень - работнику демонстрируют, как практически нужно выполнять каждый этап трудового процесса. Причем инструктаж проводится в таком темпе, чтобы информация максимально усваивалась. Третья ступень - это работа под руководством инструктора, который должен обращать внимание на целесообразные трудовые приемы и навыки и помогает их исправить. Четвертая ступень - завершение инструктирования и разрешение работать самостоятельно.
На этом завершается процесс вступления в должность. Он должен совпадать с истечением испытательного срока. К этому сроку кадровая служба обязана сделать вывод о том, подходит ли новый работник фирме. По окончании испытательного срока заполняется оценочный лист, в котором фиксируются его результаты.
Список литературы: