МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное
бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Сибирский государственный
аэрокосмический университет
имени академика
М.Ф. Решетнева»
________________Международная
высшая школа бизнеса________________
___ _кафедра Международного
кадрового и проектного управления __
РЕФЕРАТ
_______________по дисциплине
Управление персоналом ____________
на тему: Управление адаптацией
персонала .
Выполнил(а) студент(ка)
группы БЭ-01
очной формы
обучения
_____Шатанова Д. А.______
(Ф.И.О.)
Руководитель:
Лячин
М.А. _
(ученая степень, ученое
звание, Ф.И.О.)
Дата сдачи: «_____»_________20___г.
Дата защиты: «_____»_________20___г.
Оценка:_________________
______________________
(подпись руководителя)
Красноярск 2014 г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Адаптация персонала в организации
является необходимым звеном кадрового
менеджмента. Действительно, становясь
работником конкретного предприятия,
новичок оказывается перед необходимостью
принять организационные требования:
режим труда и отдыха, положения, должностные
инструкции, приказы, распоряжения администрации
и т. д. Он принимает также совокупность
социально-экономических условий, предоставляемых
ему предприятием. Он вынужден по-новому
оценить свои взгляды, привычки, соотнести
их с принятыми в коллективе нормами и
правилами поведения, закрепленными традициями,
выработать соответствующую линию поведения.
Каждый руководитель в процессе
работы с персоналом сталкивается с проблемой
адаптации новых сотрудников в компании.
В последнее время многие организации
все больше уделяют внимания политике
адаптации. Отлаженная система адаптации
позволяет удержать на рабочем месте новых
сотрудников.
Актуальность проблемы заключается
в том, что процесс адаптации в организации
является стрессовым для новых сотрудников.
Если система адаптации в компании не
выстроена, не формализована, то, как показывает
практика, наибольшее количество сотрудников
увольняется в период испытательного
срока.
Цель работы – рассмотреть
особенности управления адаптации персонала
в организациях.
Задачи реферата:
- рассмотреть понятие адаптации и ее виды;
- рассмотреть классификацию
работников и подходы к адаптации;
- рассмотреть процесс управления
адаптацией в организации.
Понятие
адаптации персонала и ее виды
Под адаптацией понимается
процесс знакомства сотрудника с деятельностью
организации и выработки собственного
поведения в соответствии с требованиями
среды, другими словами, установление
взаимоотношений между работником и организацией
на первом этапе совместной работы. Основу
такого взаимодействия, как правило, составляет
то, что, становясь работником конкретного
предприятия, новичок оказывается перед
необходимостью принять организационные
требования (режим труда и отдыха, ряд
положений, должностные инструкции, приказы,
распоряжения и многое другое). С другой
стороны, работник имеет целый комплекс
ожиданий, реализацию которых он связывает
с конкретной организацией. Если эти ожидания
(или их часть) не оправдываются, то может
возникать неудовлетворенность работой
в целом либо ее отдельными сторонами.
Таким образом, адаптация –
это процесс приспособления индивида
к социальной среде организации, эффективность
которого определяется соотношением его
профессиональных качеств с уровнем потребности
организации в них.[2]
Статистика показывает нам,
что наибольшее количество уволившихся
новичков приходится на первые 6 месяцев
работы.[8]
Рисунок 1 – Удельный вес уволившихся
новичков
Целью системы адаптации является
снижение издержек организации, которое
происходит за счет факторов:
- Ускорение процесса вхождения
нового сотрудника в должность;
- Сокращение уровня текучести
кадров[4]
Поступая на работу, новый сотрудник
включается в систему внутриорганизационных
отношений. В любой организации существует
совокупность требований, норм, правил
поведения, определяющих социальную роль
человека в группе как работника, коллеги,
подчиненного или руководителя. От человека,
занимающего одну, две или несколько таких
позиций, ожидается соответствующее поведение.
Процесс адаптации будет идти тем успешнее,
чем в большей степени нормы и ценности
коллектива становятся нормами и ценностями
отдельного сотрудника. Заметим, что адаптация
является продолжением процедуры подбора
персонала.
В современных условиях организация
предъявляет жесткие требования к новичку
в части сроков адаптации, иногда вообще
не отводя времени на этот этап. В то же
время от успеха адаптации зависит последующая
отдача и стабильность положения работника
в организации, его отношение к труду.
В течение жизни человеку часто приходится
адаптироваться: смена места учебы, работы,
рабочего места, состава коллектива, изменение
состояния здоровья, семейного положения
и т. д. При этом процесс адаптации двусторонний,
т. е. взаимодействие: как новичок приспосабливается
к новым трудовым и психологическим факторам,
так и трудовая группа, руководство приспосабливаются
к новичку, отводят ему ту или иную социальную
роль, устанавливают статус, включают
в систему взаимодействия, иногда производят
ролевое перераспределение в группе.
Социологи различают три взаимосвязанных
аспекта трудовой адаптации:
- профессиональный аспект заключается
в овладении умениями и навыками, развитием
некоторых личностных качеств, требуемых
новым рабочим местом, таких как ответственность,
деловитость, внимательность. Зачастую
работник должен приобрести и контекстуальные
навыки, определяемые особенностями организации
и разделения труда, применяемым оборудованием
и технологией. Объективными
факторами успешности и скорости профессиональной
адаптации могут служить имеющаяся у работника
квалификация, образование и опыт, а субъективными
— отношение его к профессии, ожидания,
связанные с новым рабочим местом. Важную
роль играет и политика предприятия в
вопросах управления персоналом, наличие
программ и механизмов, обеспечивающих
поддержку новичку, например наставничество;
- психофизиологический аспект
трудовой адаптации связан с освоением
психофизиологических и санитарно-гигиенических
условий труда. Основным объективным показателем
динамики этого процесса является степень
утомляемости работника, изменение производительности
его труда во время смены, а субъективными
— оценка работником самочувствия, условий
труда, его тяжести;
- социально-психологический
аспект адаптации на производстве связан
с включением работника в систему взаимоотношений
коллектива, освоением его традиций, норм,
правил и других элементов субкультуры,
а также с привыканием работника к социальной
роли и статусу, которые ему устанавливает
группа. Динамику этого процесса определяют
личностные свойства работника, его характер,
стиль деятельности, воспитание, уровень
притязаний, степень совпадения культур
прежнего и нового коллективов. Способствует
ускорению адаптации грамотное руководство,
заботящееся о сплочении коллектива и знающее, как этого добиться [1].
Грамотная, основанная на чётком
представлении о требуемых и предъявляемых
качествах работников профориентационная
и адаптационная деятельность службы
управления персоналом способствует прохождению
этого этапа с максимальной скоростью
и минимальными потерями.
Классификацию адаптации можно
разделить по следующим критериям:
1. По отношениям субъект-объект:
1.1. активная - когда индивид
стремится воздействовать на среду с тем,
чтобы изменить ее (в том числе и те нормы,
ценности, формы взаимодействия и деятельности,
которые он должен освоить);
1.2. пассивная - когда он не стремится
к такому воздействию и изменению.
2. По воздействию на
работника:
2.1. прогрессивная - благоприятно
воздействующая на работника;
2.2. регрессивная - пассивная
адаптации к среде с отрицательным содержанием
(например, с низкой трудовой дисциплиной).
3. По уровню:
3.1. первичная - когда человек
впервые включается в постоянную трудовую
деятельность на конкретном предприятии;
3.2. вторичная - при последующей
смене работы.
Здесь можно выделить еще три
вида адаптации:
- адаптация работника в новой
должности;
- адаптация работника к понижению
в должности;
3.2.3. адаптации после увольнения.
(например, в начале 80-х гг. в США отмечались
волны увольнений и досрочного выхода
на пенсию. Чтобы каким-то образом поддержать
увольняемых, большинство крупных компаний
-- около 60% -- не просто увольняли работников,
а пытались помочь им найти новые рабочие
места, организовывали программы переподготовки
и повышения квалификации.)
4. По направлениям:
4.1. производственная;
4.2. непроизводственная.
Последний критерий классификации
является определяющим для более широкой
подклассификации. Наиболее наглядно
ее можно представить в виде схемы.[3]
Производственная адаптация
включает в себя такие понятия как профессиональная,
психофизиологическая, социально - психологическая,
экономическая, санитарно-гигиеническая
и организационно-административная.
Непроизводственная адаптация
направлена на общение с коллегами
по производству и адаптация
во время отдыха.[9]
Наглядно классификация представлена
на рисунке 2.
Рисунок 2 – Классификация адаптации
по направлениям[3]
Таким образом, трудовая
адаптация персонала — взаимное приспособление
работника и организации, основывающееся
на постепенном включении работника в
процесс производства в новых для него
профессиональных, психофизиологических,
социально-психологических, организационно-административных,
экономических, санитарно-гигиенических
и бытовых условиях
труда и отдыха.
Классификация
работников и используемые подходы к адаптации
В зависимости от способностей
персонала к адаптации можно выделить
следующие его категории: «динозавры»,
«крысы», «обезьяны».
«Динозавры» — это «моногамные»
работники, когда-то получившие определенные
стереотипы поведения в организации и
реализующие их на новом рабочем месте.
Однако если стереотипы поведения меняются,
то «динозавр» не может адаптироваться,
и с ним приходится расставаться.
«Крысы» — это работники, которые
производят большое впечатление на новых
работодателей своей энергией, быстротой
вхождения в курс дела и массой новых идей.
Такой сотрудник в кратчайшие сроки узнает
имена сослуживцев, политический расклад
сил организации, историю взаимоотношений
внутри коллектива, выявляет центры власти
и свободно оперирует сведениями. Высокая
адаптивность «крысы» позволяет работодателю
впасть в иллюзию, что наконец-то найден
идеальный сотрудник — инициативный и
все схватывающий налету. Именно «крысы»
чаще всего становятся «незаменимыми»,
«особо приближенными», «поверенными»
и т.д. Однако «крыса» всегда действует
только в своих интересах. «Крыса» ищет
«нору» в организации, при необходимости
изгоняет из нее прежнего обитателя и
начинает перетаскивать туда все, что
может представлять ценность: деньги,
статус, власть и т.д. Уходя из организации,
такой работник уносит все «накопленное».
«Обезьяна» — оптимальный тип
работника с точки зрения адаптации. Это
работники, которые приспосабливаются
к существующим правилам игры и нормам
поведения, начиная их поддерживать. При
необходимости они способны перестроиться
вместе с организацией. Если в организации
преобладают «обезьяны», то это хорошая
защита от «крыс» и гарантированная жизнеспособность
деятельности.[9]
Чтобы процесс адаптации был
более эффективным необходимо применять
разные подходы к адаптации персонала
в зависимости от сотрудника. Продолжительность адаптации
будет зависеть не только от перечисленных
типов работников, но и оттого, как в организации
управляют этим процессом.
Организации, принимающие на
работу нового работника, используют «оптический»,
«армейский», «партнерский» подходы к
адаптации.
«Оптический» подход обычно
выражается в словах «начинайте работать,
мы на вас посмотрим, а там будем обсуждать
оплату и полномочия». Как правило, такие
работодатели считают, что рынок рабочей
силы перенасыщен специалистами любой
квалификации и любого специалиста можно
легко заменить. Такой подход может быть
оправдан для определенного круга специальностей,
где ситуация на рынке труда именно такова.
Но даже в этом случае необходимо понимать,
что «оптический» подход дает кандидату
ощущение несерьезности организации и
отсутствия заинтересованности в его
работе.
«Армейский» подход заключается
в выражении «трудно в учении, легко в
бою». На протяжении испытательного срока
новому работнику создаются дополнительные
трудности в виде особо сложных и ответственных
заданий. При этом его не знакомят с существующими
наработками и не дают никаких объяснений.
Иногда организации, исповедующие такой
подход, ограничивают период работы с
каждым сотрудником испытательным сроком,
а затем принимают на работу нового работника.
Чаще всего это не жесткая «потогонная»
система, а действительно попытка отобрать
самых лучших работников, которая в конечном
итоге может привести к негативным последствиям.
Работник, прошедший испытательный срок
в подобной организации, либо расслабляется
после прохождения испытания и считает,
что уже обеспечил себе спокойное существование,
либо сознательно или бессознательно
будет «мстить» за несправедливое жесткое
отношение. Кроме того, в организациях
«армейского» типа неизбежна «дедовщина»,
т.е. жизнь каждого вновь принятого работника
будет еще сложнее. В итоге организация
может быть вообще отрезана от притока
новых сил. Жесткое дисциплинарное отношение
к вновь принимаемым работникам имеет
смысл только в том случае, если вся политика
в области персонала носит такой же характер
и сотрудник не заметит окончания испытательного
срока.