Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 15:36, курсовая работа
На гербе бухгалтеров изображены: солнце, весы, кривая Бернулли и начертан девиз: «Наука, доверие, независимость». Солнце символизирует освещение бухгалтерским учетом финансовой деятельности, весы - баланс, а кривая Бернулли - символ того, что учет, возникнув однажды, будет существовать вечно.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Концепция бухгалтерской отчетности в Российской Федерации…..6
1.1 Сущность и назначение бухгалтерских отчётов в рыночной экономике…6
1.2 Пользователи бухгалтерской отчётности, адреса и сроки ее представления……………………………………………………………………..9
1.3 Нормативное регулирование бухгалтерской отчётности………………....16
1.4 Состав бухгалтерской отчётности………………………………………….21
Глава 2. Порядок составления и представления бухгалтерской отчетности на примере ООО «Гидротехник»………………………………………………..…26
2.1 Общие сведения об организации………………………………………..…26
2.2 Основные технико-экономические показатели ООО «Гидротехник».......29
2.3 Порядок составления бухгалтерской отчетности в ООО «Гидротехник»…………………………………………………………………...33
Заключение…………………………………………………………...…………..36
Список литературы……………………………………………………………....38
Система нормативного регулирования.
Начиная с 1996г. бухгалтерская отчётность в России регулируется нормативными правовыми актами четырех уровней.
Первый уровень «законодательный». Главную роль в системе указанных правовых актов выполняет Федеральный закон «О бухгалтерском учёте» от 21.11.1996г. №129-ФЗ, в составе которого имеется глава III «Бухгалтерская отчётность», включающая статьи 13-17. Этот закон вступил в действие 21 ноября 1996 г. Появление его связано с положением Конституции Российской Федерации, в соответствии с которым вопросы бухгалтерского учёта находятся в ведении Российской Федерации (ст.71, п. «р») и не входят в сферу совместного ведения Российской Федерации и её субъектов (ст.72 Конституции). Иными словами, субъекты Федерации не вправе утверждать свои правила ведения бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности. Благодаря централизации достигается единообразие методологии и методики бухгалтерского учёта: на всей территории России как едином экономическом пространстве обеспечивается получение одинаково воспринимаемой заинтересованными пользователями отчётной информации по всем организациям независимо от их организационно-правовой формы собственности, места регистрации и видов осуществляемой деятельности. К нормативным документам первого уровня относятся также Гражданский кодекс Российской Федерации, федеральные законы «Об акционерных обществах», «Об обществах с ограниченной ответственностью», «О рынке ценных бумаг», указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства, в которых сформулированы базовые определения и понятия бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности. В порядке исключения к документам первого уровня приравнивается и Положение по ведению бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности в Российской Федерации (утверждено приказом Министерства финансов РФ от 29.07.1998г. №34н, в ред. приказа Министерства финансов РФ от 24.03.2000г. №31н), повторяя нормы Закона «О бухгалтерском учёте», детализирует их, определяя общие подходы к организации бухгалтерского учёта. С практической стороны такой подход оправдан, поскольку ст.165 Бюджетного кодекса Российской Федерации на Министерство финансов РФ возложены полномочия по осуществлению методологического руководства в области бухгалтерского учёта и отчётности юридических лиц страны.
Второй уровень «нормативный». Он представлен положениями (стандартами) по бухгалтерскому учёту. К числу таких документов, прежде всего, относится Положение по бухгалтерскому учёту «Бухгалтерская отчётность организации» (ПБУ 4/99), утвержденное приказом Министерства финансов РФ от 06.07.1999г. № 43н, которое устанавливает состав, содержание и методические основы формирования бухгалтерской отчётности организаций - юридических лиц, кроме кредитных и бюджетных организаций. Для кредитных организаций (банков) состав бухгалтерской отчётности устанавливается Центральным банком Российской Федерации, а для бюджетных организаций - Министерством финансов РФ. Содержание ПБУ 4/99 базируется на нормах, зафиксированных как в Законе «О бухгалтерском учёте», так и в Положении по ведению бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности. Следует подчеркнуть, что ПБУ 4/99 не является нормативным документом при формировании отчётности организации для внутренних целей, отчётности для статистического наблюдения, отчётных форм для представления данных кредитным организациям и отчётной информации для иных специальных целей, если в правилах подготовки такой отчётности не предусматривается использование ПБУ 4/99.
Третий уровень «методический». Он включает документы, на основе которых, по существу, установлен порядок формирования и составления бухгалтерской отчётности. К ним относятся методические рекомендации, инструкции, приказы Министерства финансов РФ:
Переходный период реформирования
экономики выявил избыточность объема
показателей ранее действующих
типовых форм бухгалтерской отчётностей
для субъектов малого предпринимательства
и недостаточность их для крупных
и крупнейших организаций. Поэтому
впервые в российской практике государство
отказалось от централизованного утверждения
типовых форм бухгалтерской отчётности
и перешло к рекомендуемым
формам. Эти условия предоставляют
организациям возможность самостоятельно
формировать отчётные показатели для
внешних пользователей с
Приказом Министерства финансов РФ «О формах бухгалтерской отчётности организаций» предусмотрены три варианта формирования составляющих частей бухгалтерской отчётности - упрощенный, стандартный и расширенный. Кроме того, на практике используется четвертый вариант - организация составляет отчётность в полном соответствии с Международными стандартами финансовой отчётности и не формирует её параллельно по российским правилам. Необходимость выделения вариантов формирования отчётности связана с тем, что разные группы организаций в зависимости от поставленных задач должны по-разному решать проблемы прозрачности при раскрытии итоговой бухгалтерской информации. Можно выделить три группы организаций: первая группа - открытые акционерные общества, акции которых котируются на фондовом рынке; вторая группа - организации, формирующие бухгалтерскую отчётность по расширенному варианту - оставшиеся открытые акционерные общества, а также федеральные и крупные муниципальные государственные унитарные предприятия; третья группа - закрытые акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью и др., за исключением субъектов малого предпринимательства и некоммерческих организаций, которые составляют отчётность по стандартному варианту.
Четвертый уровень «инструктивный». Четвертый уровень нормативного регулирования бухгалтерской отчётности включает указания, инструкции и другие документы в рамках учётной политики самих хозяйствующих субъектов по составу, формам, адресам и срокам представления сегментной отчётности как для внешних пользователей, так и для внутренних целей.
1.4 Состав бухгалтерской отчётности
Закон «О бухгалтерской отчётности», ПБУ 4/99, а также приказ Министерства финансов РФ «О формах бухгалтерской отчётности организаций» от 22.07.2003г. №67н установили составные части бухгалтерской отчётности. Начиная с 1 января 2000г. в годовой бухгалтерский отчёт включаются:
- Бухгалтерский баланс - форма № 1.
- Отчёт о прибылях и убытках - форма № 2.
- Пояснения к отчётности, куда входят: Отчёт об изменениях капитала - форма № 3; Отчёт о движении денежных средств - форма № 4; Приложение к бухгалтерскому балансу - форма № 5; Отчёт о целевом использовании полученных средств - форма № 6.
- Пояснительная записка - текстовая часть бухгалтерского отчёта.
- Аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчётности, если она в соответствии с требованиями законодательства подлежит обязательному аудиту.
Промежуточная бухгалтерская отчётность.
В составе промежуточной бухгалтерской отчётности организация может представлять кроме бухгалтерского баланса (форма № 1) и отчёта о прибылях и убытках (форма № 2) иные отчётные показатели (отчёт о движении средств (форма № 4) и др.), а также пояснительную записку. Субъектам малого предпринимательства, применяющим в соответствии с законодательством Российской Федерации упрощенную систему налогообложения, учёта и отчётности и не обязанным проводить независимую аудиторскую проверку достоверности бухгалтерской отчётности, предоставлено право не представлять в составе годовой бухгалтерской отчётности отчёт об изменениях капитала (форма № 3), отчёт о движении денежных средств (форма № 4), приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5), а также пояснительную записку. Субъектам малого предпринимательства, не применяющим упрощенную систему налогообложения, учёта и отчётности, но обязанным проводить независимую аудиторскую проверку, также предоставлено право не включать в состав годовой бухгалтерской отчётности формы № 3, № 4 и № 5, если отсутствуют соответствующие данные. Следует отметить, что и некоммерческие организации имеют право не включать в годовую отчётность эти же формы. В то же время рекомендуется включать в состав бухгалтерской отчётности форму № 6. Общественным организациям (объединениям), которые не осуществляют предпринимательской деятельности и не имеют кроме выбывшего имущества оборотов по продаже товаров (работ, услуг), разрешено промежуточную отчётность не представлять. Указанным организациям в составе годовой бухгалтерской отчётности также разрешено не представлять формы № 3, № 4, № 5 и пояснительную записку. Годовая или промежуточная бухгалтерская отчётность прилагается к сопроводительному письму организации, оформленному в установленном порядке и содержащему информацию о составе отчётности. Рассмотренные выше элементы бухгалтерского отчёта взаимосвязаны, поскольку отражают разные аспекты одних и тех же хозяйственных операций и явлений. Например, информацию представленную в балансе (форма № 1), дополняют сведения, содержащиеся в отчёте о прибылях и убытках (форма № 2), и наоборот.
Формы бухгалтерской отчётности № 3, № 4 и № 5.
Важное значение для правильного
понимания и интерпретации
«Отчёт об изменении капитала» (форма №3). «Отчёт об изменении капитала» (форма №3) дает возможность получить информацию об источниках формирования собственного капитала за отчётный период и причинах его изменения. Поэлементный анализ данного отчёта позволяет охарактеризовать способность предприятия к самофинансированию и наращению капитала. В зависимости от причин изменения статей отчёта может быть оценен вклад собственного капитала в формирование активов. Следует обратить внимание на неоднозначный подход к рассмотрению причин изменения отдельных статей, включенных в данном отчёте в состав собственного капитала, и учесть это в пояснениях к отчётности. Так, дополнительного раскрытия в пояснительной записке требует информация о существенных суммах движения по такой статье, как «Добавочный капитал», поскольку в её составе объединяются достаточно разнородные экономические элементы, влияние которых на структуру капитала и её изменения может оцениваться по-разному. Отдельного раскрытия требует информация по статьям резервного капитала с тем, чтобы в отчётности была представлена информация о целях его формирования и направлениях использования. Особого внимания заслуживает представление информации по статье «Оценочные резервы», поскольку от её величины зависит значение стоимости чистых активов предприятия.
«Отчёт о движении денежных средств» (форма №4). «Отчёт о движении денежных средств» (форма №4) предназначен для оценки способности организации обеспечить превышение поступлений денежных средств над платежами. При рассмотрении статей отчёта ключевым показателем является результат изменения денежных средств от текущей деятельности, поскольку именно этот показатель характеризует возможность устойчивого дополнительного притока денежных средств на предприятие.
«Приложение к бухгалтерскому балансу» (форма №5). Соответствующие разделы приложения к бухгалтерскому балансу, предусмотренные в форме № 5, раскрывают минимально необходимые сведения о движении заёмных средств, состоянии дебиторской и кредиторской задолженности, состоянии амортизируемого имущества, источниках финансирования долгосрочных инвестиций и финансовых вложений, содержат расшифровку отдельных прибылей и убытков, элементов затрат на производство, а также другую информацию.
Пояснительная записка. В п.4 ст.13 Закона «О бухгалтерском учёте» впервые в России на законодательном уровне установлены основные требования к составлению пояснительной записки, которая является неотъемлемой частью бухгалтерской отчётности организации. В пояснительной записке следует привести краткую характеристику деятельности организации (виды текущей, инвестиционной и финансовой деятельности), основные показатели деятельности и факторы, повлиявшие в отчётном году на хозяйственные результаты деятельности организации, а также решения по итогам рассмотрения годовой бухгалтерской отчётности, то есть существенную информацию, полезную для получения более полной и объективной картины об имущественном и финансовом положении организации.
Глава 2. Порядок составления и представления бухгалтерской отчетности на примере ООО «Гидротехник»
2.1 Общие сведения об организации
Общество с ограниченной ответственностью «Гидротехник», является юридическим лицом, руководствуется в своей деятельности гражданским кодексом Р.Ф.,Ф.З. от 08.02.1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» и уставом.
Полное наименование общества - Общество с ограниченной ответственностью «Гидротехник». Сокращенное наименование общества - ООО «Гидротехник». Место нахождения общества: 428000 Россия, Чувашская республика, г. Чебоксары, пр. И.Я.Яковлева, д.19.
Основными видами деятельности общества являются:
- проектирование