Управление библиотечным персоналом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 10:11, контрольная работа

Описание работы

Люди, входящие в различные формы общественного производства: отрасли, объединения, акционерные общества, предприятия и т.д., целью деятельности которых является выполнение определенных функций являются объектом изучения социологии и психологии управления. Управленческие отношения в различных типах общностей, организаций, социальных институтах и общества в целом являются предметом управления. Другими словами предметом управления является социально-психологическая сторона всего многообразия управленческих отношений охватывающих людей как членов трудового коллектива.

Содержание работы

Введение....................................................................................................................2
1. Специфика библиотечного коллектива. ........................................................3
2. Методы управления............................................................................................7
3. Управление библиотечным персоналом........................................................12
Заключение..............................................................................................................14
Список литературы................................................................................................16

Файлы: 1 файл

менеджмент.doc

— 91.00 Кб (Скачать файл)

 

План:

 Введение....................................................................................................................2

 1. Специфика библиотечного коллектива. ........................................................3

2.  Методы управления............................................................................................7

3. Управление библиотечным персоналом........................................................12

Заключение..............................................................................................................14

Список литературы................................................................................................16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Общество, как известно, представляет собой сложную, многоуровневую, целостную и динамически развивающуюся систему. Неотъемлемым атрибутом любой системы, экономической, технической, социальной – является управление, которое обеспечивает ее сохранение и развитие, упорядочение структуры, взаимодействие с окружающей средой и достижение целей системы. По мере развития производства и научных исследований в области социологии и психологии управления, социологии организации, социальной психологии появились различные подходы к оценке управления как специфической человеческой деятельности управления. В последние годы в России происходят фундаментальные преобразования в управленческой деятельности, в структуре и функциях управления, в процедурах разработки и принятия управленческих решений. В современном обществе происходят глубинные изменения, начиная с социально-политической жизни, и, заканчивая, личной жизнью отдельного человека, то есть идет пересмотр единообразия ценностных ориентаций и смысложизненных установок к свободному выбору жизненной позиции, идеалов, стандартов поведения. В этих условиях идут и изменения всей системы управления, происходит смена управленческих кадров. Но значительная часть новых людей, начинающих профессионально заниматься управленческой деятельностью, не обладает необходимой управленческой грамотностью.

Учитывая важность управления персоналом, представляется необходимым уточнить, какие цели преследует управленческая деятельность такого рода. В современной  литературе, как правило, выделяют организационные  цели менеджмента персонала: традиционно  стоят в центре управления персоналом, да и управления в целом. Обычно их связывают с обеспечением эффективности предприятия. И с этой точки зрения управление персоналом есть деятельность по использованию сотрудников для достижения эффективности организации.

Управление – одна из самых сложных  и вместе с тем самых тонких сфер общественной деятельности (1, с. 345). Это взаимодействие между собой в различных сферах деятельности людей, а человек – существо сложное и многогранное, каждый со своими взглядами, ценностями, моральными, психологическими и психическими устоями. Поэтому можно утверждать, что в процесс управления входят традиционные социально-психологические явления (лидерство, психологический климат, психология общения и т.п.), социально-психологические проблемы трудовой деятельности, влияние стилей руководства (морально психологическое состояние коллектива).

Люди, входящие в различные формы  общественного производства: отрасли, объединения, акционерные общества, предприятия и т.д., целью деятельности которых является выполнение определенных функций являются объектом изучения социологии и психологии управления.

Управленческие отношения в  различных типах общностей, организаций, социальных институтах и общества в  целом являются предметом управления. Другими словами предметом управления является социально-психологическая сторона всего многообразия управленческих отношений охватывающих людей как членов трудового коллектива (6, с. 134).

 

1. Специфика библиотечного коллектива.

В отечественной психологии управления значительное внимание уделялось изучению коллектива. Западная психология не признавала такого понятия, как коллектив, и оперировала понятием малая социальная группа. В последние годы происходит взаимообогащение этих двух направлений исследования и теперь признается наличие и социальной группы, и коллектива в зарубежной и отечественной психологии, а также в менеджменте.

Коллектив – высшая стадия развития организованного сообщества людей, направленная на достижение социально значимых целей и объединяющая своих членов, как самим процессом совместной деятельности, так и её организации, системой стимулирования. (4, с. 411)

Коллектив характеризует  высокая сплочённость в основных или во всех сферах жизнедеятельности, доминирование принципов товарищества в развитии деловых и личностных отношений, преобладание общественного самоопределения над индивидуальным.

Библиотечный коллектив образуют различные структурные сочетания малых групп. Социальная структура может быть представлена такими категориями, как служащие, специалисты, руководители. Важна социально-демографическая структура, в которой выделяются группы по возрасту, национальности. Для управления библиотечным коллективом существенной социально-демографической характеристикой выступает преимущественно женский состав, что требует от руководителя знания психологических особенностей такого рода коллективов. (3, с. 209).

Библиотечный коллектив, имея с другими общие закономерности функционирования и развития, в то же время обладает специфическими особенностями. Многие процессы и в библиотечном обслуживании, в методической и научной работе носят творческий характер, поэтому в коллективе библиотек много людей творческой и исследовательской направленности. Руководство такими людьми всегда связано с большими сложностями.

Исследователи отмечают следующие характерные черты творческой личности:

  • открытость ума;
  • отсутствие конформизма;
  • склонность к самоутверждению;
  • потребность в свободе, стремление работать «по своему расписанию»;
  • неуважение к строго установленным правилам и нормам;
  • способность напряженно работать в течение длительного времени;
  • интерес к неизвестному, желание к рассмотрению необычных идей;
  • потребность в новых впечатлениях;
  • терпимость к ситуациям неопределенности;
  • уровень интеллигентности, превышающий средние показатели;
  • склонность к юмору. (4,с. 412)

Очень важно, чтобы руководитель предоставлял возможность реализации тех качеств, которые обеспечивают перспективу развития библиотеки, одновременно снимая напряженность в межличностных  отношениях в коллективе, создаваемую неординарностью творческой личностью (учеб. новый).

Очевидно, поэтому в  руководстве библиотечным коллективом практически непригодно формальное администрирование, снижающее роль моральных оценок. Понятно, что библиотекари выполняют свои обязанности, не дожидаясь принудительных мер воздействия. Руководитель библиотеки должен постоянно учитывать этот момент и управлять так, чтобы приказы, распоряжения, правила не создавали предпосылок для сковывания творческой инициативы. Отсюда главное требование - высокая нравственность самого руководителя, обеспечивающая и высокий моральный настрой всего коллектива. Не может быть превалирующим авторитарный стиль, когда любое действие библиотекаря предписывается начальством и находится под его неусыпным контролем. Автократ подавляет инициативу, игнорирует творчество. С ростом опыта и честолюбия талантливого библиотекаря руководитель-автократ становится все более раздражающим фактором.

Конфликтные ситуации могут  возникать в коллективе, если руководителем оказывается человек некомпетентный, лишающий библиотечную работу ее творческого содержания. И, наоборот, внимание, чуткость к творческой личности, душевная простота и щедрость делают руководителя признанным лидером коллектива, в котором есть талантливые генераторы идей, активные эрудиты, заинтересованные исполнители (4, с. 412).

В силу специфики такого рода коллективов выделяют две достаточно эффективные формы управления. Первая характеризуется тем, что руководитель — центр организационных и межличностных связей коллектива. Именно на нем замыкаются нити влияний и право принятия решений. Такая форма может быть эффективна: во-первых, со стороны руководителя, обладающего непререкаемым авторитетом, высокой харизмой, во-вторых, и коллективе еще неопытных сотрудников. В таких коллективах сотрудники, признавая авторитет начальника, проявляют лояльность даже к некоторой авторитарности стиля. В нем, как ни парадоксально, усматривается забота о подчиненных, поскольку руководитель берет на себя тяжелые для творческих личностей организационные функции, создавая им соответствующие условия активной работы.

В рамках второй формы  роль руководителя сводится, в основном, к координации деятельности подчиненных, которые получают определенную самостоятельность в осуществлении своих творческих и научных планов Наиболее эффективно такое управление в автономных группах или подразделениях внутри библиотеки, работающих над инновационной, проблематикой; библиотечным маркетингом, компьютеризацией и информатизацией библиотечной деятельности, освоением новых форм библиотечного обслуживания. В данном случае управленческие связи развиваются по горизонтали, когда руководитель воспринимается, в основном, как коллега по работе.

И в том, и в другом варианте ценится руководитель библиотечного  коллектива, чуждый формализма, проявляющий тактичность, справедливость, учитывающий потребности и мотивы подчиненных.

Объективная необходимость наличия этих качеств в библиоменеджере усиливается еще одной специфической особенностью библиотечного коллектива. Статистика свидетельствует, что 91% работающих в библиотеке — женщины Женские коллективы психологически неустойчивы, изначально конфликтны. Бывает так, что причина конфликта уже устранена, а переживания, связанные с этой ситуацией, сохраняются и обсуждаются еще очень долго.

В то же время женские коллективы более стабильны, текучесть кадров в библиотеке, как правило, довольно низкая. Женщины более законопослушны и уважительны по отношению к власти, более устойчивы к стрессовым ситуациям.

Интересно, что в числе  талантов, которыми традиционно на бытовом уровне наделяют мужчин (аналитические способности, способность принимать самостоятельное решение, напористость, лидерские качества, коммуникабельность, способность к саморазвитию), психологи не находят никакой разницы между мужчинами и женщинами. Однако установлено, что женщины имеют более высокие показатели абсентеизма, чем мужчины, уклоняясь от участия в собраниях, совещаниях, других официальных мероприятиях и организационных структурах (4, с. 413)

Таким образом, можно  утверждать, что специфика библиотечных коллективов (преимущественно женский состав и требуемое соответствующим характером  деятельности наличие творческих личностей) предопределяют особенности методики и организации управления, а также совокупность профессиональных и личностных качеств руководителя библиотеки.

 

2. Методы управления

 

Методами управления называется совокупность способов и  приемов целенаправленного воздействия  органов управления библиотекой  на управляемый объект (руководителя библиотеки — на возглавляемый им коллектив (5,с. 33).

Методы управления классифицируют по различным признакам. Выделяют методы прямого и косвенного воздействия — при использовании первых предполагается непосредственный результат воздействия, вторые же направлены на создание условий для достижения высокой эффективности работы. Можно выделить методы формального и неформального воздействий, соотношение которых в практике управления отражает характерные черты стиля управления. Методы неформального воздействия включают воспитательную работу руководителя, психологическую атмосферу его взаимодействия с подчиненными, его поведение в коллективе.

Наибольшее значение имеет классификация  методов управления на основе специфики отношений, складывающихся в процессе совместного труда. По этому признаку различают:

♦ организационные методы (в том числе административные);

♦ экономические методы;

♦ методы правового регулирования.

Организационные методы базируются на таких отношениях между людьми, когда выполнение одной и той же работы возможно в различных условиях, при различных типах организации: жесткого регламентирования, гибкого реагирования, постановки общих задач, допустимого отклонения и др. Использование наиболее действенного для определенных условий типа организационного воздействия на коллектив обеспечивает рациональное выполнение работы, способствует повышению ее эффективности и качества. Организационные методы включают регламентирование, нормирование, инструктирование, методы распорядительного и дисциплинарного воздействий (5, с. 34).

Административные методы управления занимают особое место в такой системе и включают приемы и способы воздействия субъекта управления на объект на основе силы и авторитета власти: законов, указов, постановлений, приказов, распоряжений, указаний, инструкций. Эти методы устанавливают и регулируют обязанности, права, ответственность каждого руководителя и подчиненного.

Особенность административных методов  заключается в том, что они  связаны с властной природой управления: руководители библиотеки наделяются властными полномочиями и вследствие этого могут приказывать своим подчиненным. Каждое нижестоящее звено системы управления организационно подчинено вышестоящему и обязано выполнять его распоряжения.

Основным административным методом управления является метод принуждения, требующий от подчиненных неукоснительного принятия распоряжения вышестоящего органа к исполнению, критика или обсуждение не допускаются. Метод принуждения реализуется в устной или письменной форме. Устный приказ — это "прямее внушение, требующее от руководителя как субъекта власти большой психологической силы. Внушающая сила приказа проистекает из авторитета руководителя как должностного лица. Письменный приказ — это выраженное в письменном виде требование организации, имеющей юридическое право предписывать своим членам определенные действия для решения поставленной задачи. Требования эти вступают в силу при наличии под приказом подписи руководителя. К методам управления, в основе которых лежит принуждение, можно отнести также распоряжение, инструктирование и наставление (5, с. 36).

Информация о работе Управление библиотечным персоналом