Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 10:11, контрольная работа
Люди, входящие в различные формы общественного производства: отрасли, объединения, акционерные общества, предприятия и т.д., целью деятельности которых является выполнение определенных функций являются объектом изучения социологии и психологии управления. Управленческие отношения в различных типах общностей, организаций, социальных институтах и общества в целом являются предметом управления. Другими словами предметом управления является социально-психологическая сторона всего многообразия управленческих отношений охватывающих людей как членов трудового коллектива.
Введение....................................................................................................................2
1. Специфика библиотечного коллектива. ........................................................3
2. Методы управления............................................................................................7
3. Управление библиотечным персоналом........................................................12
Заключение..............................................................................................................14
Список литературы................................................................................................16
Экономические методы управления — это способы воздействия, использующие в своей основе экономические отношения людей и их экономические интересы. Как считают специалисты, проблема сочетания личных, коллективных и государственных интересов всегда относилась к числу самых сложных и включает решение целого ряда задач. Одна из них — установление разумного баланса между фондами распределения и потребления, между фондами заработной платы и поощрительными фондами материального стимулирования.
Экономические методы управления библиотечными системами приобретают в настоящее время особую важность в связи с выдвигаемыми жизнью требованиями к вхождению в рыночные отношения и овладению новыми хозяйственными механизмами, повышению эффективности и качества работы, эффективному использованию ресурсов библиотечной деятельности.
Экономические методы управления
(к числу которых относят
Значение комплексного применения экономических методов управления трудно переоценить. Они помогают ликвидировать уравниловку при оплате труда, ставя величину денежных выплат в зависимость от конкретного вклада библиотечного работника в результаты деятельности библиотеки, позволяют регулировать численность штата и перераспределять трудовые ресурсы в соответствии с производственной необходимостью (5, с. 37)
В связи с возрастанием роли социальных отношений, необходимостью укрепления и оптимального развития библиотечных коллективов особо важными факторами эффективного управления на фоне кризисных явлений в обществе становятся социально-психологические и социально-педагогические методы. Ответственность руководителя за повышение уровня работы с кадрами, профессиональной активности работников библиотеки обусловливает необходимость овладения рекомендациями психологов и социологов по созданию благоприятного морального климата в коллективе и особого фирменного стиля работы библиотеки. Зачастую на практике руководителю приходится разрешать такие вопросы и конфликты в трудовом коллективе, которых можно было бы избежать, если бы расстановка кадров осуществлялась на основе психологического анализа структуры трудовой деятельности на разных участках работы, с учетом психологической структуры ли¬ности работников. Руководители не в полной мере владеют методами активизации деятельности, развития инициативы и творчества членов коллектива, недостаточно используют в своей управленческой практике методы социальной преемственности (традиции, обряды, атрибуты памятных событий), различные виды неформального общения как средства сплочения коллектива и стимулирования его деятельности. Необходимо шире использовать информативное, воспитательное и эмоциональное воздействия личного примера для развития познавательных потребностей и интересов, формирования духовных ценностей и идеалов членов библиотечного коллектива.
Специфика социально-психологических методов заключается в значительной доле использования в процессе управления неформальных факторов, интересов личности, группы и коллектива в делом. В этом смысле особенно важными представляются следующие моменты:
♦ формирование трудовых коллективов с учетом социально-психологических характеристик людей;
♦ сознание
и поддержание благоприятной
социально-психологической
♦ установление и развитие социальных норм поведения;
♦ удовлетворение культурных и социально-бытовых потребностей;
♦ проведение воспитательной работы, необходимой для создания фирменного стиля библиотеки, повышения ее имиджа, авторитета в современном социуме (5, с. 39)
Социально-психологические методы управления опираются, в основном, на нормы морали и основаны на формировании и развитии мнения членов общества относительно общественно и индивидуально значимых нравственных ценностей, нравственных начал в межличностных отношениях коллектива («по вертикали» и «по горизонтали»).
Психологические методы опираются на убеждение как метод воздействия, который способствует закреплению у сотрудников желаемых норм поведения, побуждает их соотносить свои интересы с интересами коллектива и производства. В эту группу методов обычно включают совет, просьбу и внушение, причем следует отметить, что совет основывается на способности руководителя к контакту с подчиненным, профессиональном опыте и авторитете руководителя. Если сотрудник считает своего руководителя компетентным специалистом и профессионалом, совет действует гораздо эффективнее приказа или распоряжения. То же относится и к просьбе.
Руководитель библиотеки, выступающий как организатор делового общения сотрудников коллектива, использует обычно в своей практике все три группы методов, и они накладывают свой отпечаток на содержание и сущность общения и взаимоотношений между руководителем и подчиненными.
Специалисты справедливо отмечают, что на современном этапе задача преодоления кризисных ситуаций требует от систем управления библиотекой:
♦ умения правильно оценивать соотношение целей работы с ограниченными материальными возможностями библиотеки;
♦ осуществлять мониторинг текущего спроса на информацию и прогнозировать его;
♦ определять конкурентоспособность разрабатываемых для пользователей библиотеки услуг и продукции;
♦ искать и использовать новые источники ресурсного обеспечения работы;
♦ внедрять экономически эффективные организационно-управленческие решения и давать оценку результатам деятельности библиотеки (5, с. 40).
В комплексе задач
совершенствования
♦ повышения управленческой культуры руководителей, определяющей и соответствующий фирменный стиль, имидж библиотеки;
♦ высокого качества и своевременного составлении (5, с. 41).
организационно-
3. Управление библиотечным персоналом
Было время, когда считалось, что автоматизированная технология вытеснит библиотекаря из большинства информационных процессов и окончательно утвердит превосходство техники над работником. Однако, хотя компьютер и стал полновластным хозяином во многих технологических и управленческих процессах, роль и значение библиотекаря не упали, а возросли. Человек стал не только самым ценным ресурсом любой организации, но и самым дорогостоящим. Хорошая организация стремится максимально эффективно использовать потенциал своих специалистов, создавая все условия для наиболее полной их отдачи на работе и интенсивного развития их возможностей. В соответствии с этим главная цель системы управления персоналом: обеспечение кадрами, организация их эффективного использования, профессионального и социального развития (2, с. 112).
На смену теории, рассматривающей персонал как издержки, которые надо сокращать, появилась теория управления кадрами. Это означает, что человеческими ресурсами, в соответствии с которой именно кадры представляют собой один из тех ресурсов, которым нужно грамотно управлять, создавать условия для его развития, вкладывать в него средства.
Персонал библиотеки – это категория работников, которым в силу их профессиональных знаний и умений, опыта, компетенции и способностей поручено осуществлять деятельность библиотеки и управлять ею.
Управление персоналом – целенаправленная деятельность руководящего состава библиотеки, включающая разработку концепции и стратегии кадровой политики, методов управления персоналом. Эта деятельность заключается в формировании системы управления персоналом, планирование кадровой работы, определении потребности библиотеки в персонале.
Технология управления персоналом предполагает организацию найма, отбора, приёма персонала, его деловую оценку, мотивацию, организацию труда, обеспечение социального развития (3, с. 215).
Мотивация сотрудников стала занимать одно из центральных мест в управлении персоналом, поскольку она выступает непосредственной причиной их поведения. Ориентация работников на достижение целей организации по существу является главной задачей руководства персоналом.
Мотивация – это сложный комплекс ощущений, зависящий, в первую очередь, от индивидуальных качеств человека. И поскольку хорошая работа библиотеки определяется преимущественно высоким качеством обслуживания, администрация должна очень серьезно решать проблему создания благоприятной рабочей обстановки, способствующей профессиональному росту персонала, и поддерживать усилия каждого члена коллектива, направленные на внедрение новых форм библиотечной работы.
Рассматривая библиотеку как организацию, необходимо признать, что для успешного руководства персоналом в каждой библиотеке должна быть построена собственная система мотивации и стимулирования, учитывающая как внешние факторы (социально-экономические условия деятельности библиотеки), так и характеристики внутренней среды: организационную культуру, специфику библиотечного труда, стиль управления, и, особенно, потребности и индивидуальные типологические свойства личности. Кроме того, следует принимать во внимание и «антистимулы», которые, с одной стороны, выявляют недостатки в системе мотивации и стимулирования, с другой, отражают возможности совершенствования стимулирования персонала. Наиболее значимыми «антистимулами» являются: низкая зарплата неадекватная квалификации работника, затратам и качеству его труда; несоответствующие условия работы; плохой социально-психологический климат в коллективе; несправедливая (по мнению работника) система оценки труда и стимулирования.
Главные рычаги мотивации – стимулы (например, заработная плата) и мотивы (внутренние установки человека). Таким образом, стимул непосредственно ориентирован на потребность, ее удовлетворение, мотив же является главным соединительным звеном, «искрой», которая при определенных условиях проскакивает между потребностью и стимулом. Для возникновения этой «искры» стимул должен быть более или менее осознан и принят работником ((3, с. 214).
Для того чтобы успешно управлять людьми, необходимо мотивировать их труд. Только так можно добиться успеха.
Заключение.
Управление человеческими ресурсами логически приводит к стратегическому взгляду на развитие и использование кадрового потенциала организации. Кадровая политика сегодня рассматривается как целостная стратегия работы с персоналом, объединяющая различные элементы и формы кадровой работы с целью создания высокопроизводительного и высокопрофессионального, сплоченного, ответственного коллектива, способного гибко реагировать на изменения внешней среды.
Цель развития персонала определяется как повышение его образовательного и квалификационного уровня, создающего основу конкурентоспособности и устойчивости библиотеки. Инструментом ее достижения служат качественные преобразования в организации в целом, привнесение в управление персоналом новых элементов и связей, изменяющих содержание и характер трудовой деятельности и отношений работников.
Важнейшей задачей руководителя в управлении коллективом своей организации является повышение продуктивности использования человеческих ресурсов. Один из путей решения этой задачи является - усиление заинтересованности сотрудников в своей работе. Ведь в успешном осуществлении кадровой политики важную роль играет мотивация и стимулирование персонала, повышение его квалификации обеспечение эмоциональной привязанности к учреждению.
Список литературы: