Управление человеческими ресурсами в современной организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 16:57, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: исследование основ управления человеческими ресурсами в современных организациях.
Задачи:
Рассмотреть сущность человеческих ресурсов;
Определить концепцию управления человеческими ресурсами;
Рассмотреть практические аспекты управления человеческими ресурсами в контексте современного рынка.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………... 3
Глава 1. Сущность и характеристики человеческих ресурсов……………5
Глава 2. Концепция управления человеческими ресурсами в организации……………………………………………………………….… 9
Глава 3. Практические аспекты управления человеческими ресурсами…21
Заключение……………………………………………………………………32
Список использованных источников………………………………….…... 34

Файлы: 1 файл

Управление человеческими ресурсами.doc

— 167.00 Кб (Скачать файл)

Оглавление:

 

Введение……………………………………………………………………... 3

Глава 1. Сущность и характеристики человеческих ресурсов……………5

Глава 2. Концепция управления человеческими ресурсами в организации……………………………………………………………….… 9

Глава 3. Практические аспекты управления человеческими ресурсами…21

Заключение……………………………………………………………………32

Список использованных источников………………………………….…... 34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Современный этап развития всех стран мира, включая Россию, характеризуется как переходный от индустриальной эпохи к постиндустриальной, когда взамен ограниченной концепции экономического роста предлагаются новые подходы в экономике – организационный, социальный, психологический и др., в которых человек рассматривается во всей совокупности его качественных характеристик. В связи с этим актуальность приобрела проблема определения места человека в системе ресурсов организации. Уделили внимание вопросам совершенствования, обновления и поиска новых подходов, концепций, идей в области управления человеческими ресурсами как ключевыми ресурсами современных организаций. Социальная значимость темы определяется тем, что создавшаяся в нашей стране ситуация изменения экономической и политической систем одновременно несут как большие возможности, так и серьезные угрозы для каждой личности, устойчивости её существования, вносят значительную степень неопределенности в жизнь практически каждого человека.

Основная часть жизни  человека протекает в организованной трудовой деятельности. В этой ситуации управление персоналом организации становиться особо значимым, поскольку оно оказывает непосредственное влияние на процессы формирования и развития личностного потенциала сотрудников, обеспечивает его профессиональную реализацию, адаптацию к внешним и внутренним условиям производственной среды.

Человеческие ресурсы  организации приводят в движение, организуют взаимодействие всех остальных  ресурсов, в этом заключается их ключевая и стратегическая роль. В  производственной системе все ресурсы  находятся во взаимосвязи, и только в результате их взаимодействия достигается экономическая эффективность.

Главная отличительная  особенность человеческих ресурсов состоит в том, что люди наделены интеллектом, и в отличие от машин  их участие в производственном процессе носит не механический, а сознательный, эмоциональный характер.

Поскольку только человек  обладает творческим, предпринимательскими способностями, то в отличии от других ресурсов продуктивность этих способностей не имеет видимых пределов. Именно в человеческих ресурсах скрыты наибольшие резервы для повышения эффективности функционирования организации.

Основным структурным  подразделением по управлению персоналом является отдел кадров, на который  возложены функции по приему и  увольнению работников, а также по организации их обучения, повышения квалификации и переподготовки. Службы управления персоналом, пока имеют низкий организационный статус, являются слабыми в профессиональном отношении. В силу этого они не выполняют целый ряд задач по управлению персоналом и обеспечению нормативных условий его работы.

Управление персоналом приобретает особую значимость: оно  позволяет обобщить и реализовать  целый спектр вопросов адаптации  человека к внешним условиям, учет личностного фактора в построении системы управления персоналом организации.

Объект работы – человеческие ресурсы в современной организации.

Предмет – аспекты управления человеческими ресурсами в современной организации.

Цель работы: исследование основ управления человеческими ресурсами в современных организациях.

Задачи:

  • Рассмотреть сущность человеческих ресурсов;
  • Определить концепцию управления человеческими ресурсами;
  • Рассмотреть практические аспекты управления человеческими ресурсами в контексте современного рынка.

 

Глава 1. Сущность и характеристики человеческих ресурсов.

Человеческие ресурсы - специфический и важнейший из всех видов ресурсов организации. Как фактор экономического развития человеческие ресурсы - это работники, которые имеют определенные профессиональные знания и навыки,  могут использовать их в трудовом процессе.

Человеческие ресурсы  организации включают в себя всех ее работников, которые вносят свой вклад в деятельность организации. Это сложная  система, включающую в себя взаимосвязанные и взаимозависимые подсистемы создания, использования и развития трудовых ресурсов.1

Управление  человеческими ресурсами - человеческий аспект управления предприятием и отношений работников со своими компаниями.

Цели подсистемы управления формированием человеческих ресурсов.

1) своевременное и  качественное обеспечение предприятия  соответствующими кадрами;

2) создание условий  для максимальной реализации  способностей работников и достижения  целей организации.

Задачи подсистемы управления формированием человеческих ресурсов

-  прогнозирование  и планирование потребности в  работниках;

          - анализ спроса и предложения на рынке труда;

          -  привлечение, подбор и отбор  кадров;

         - адаптация вновь прибывших работников;

- повышение качества  деятельности работников;

-  повышение качества  деятельности организации в целом;

- развитие инициативности и новаторства.

С целью увеличения эффективности  использования человеческих ресурсов, особенно на крупных предприятиях, создается отдел кадров, который  занимается разработкой возникающих  потребностей в работниках, их набором  и отбором.

При формировании кадрового  состава учитывается численность  работников, характер выполняемых работ, социально-демографические характеристики,  квалификационный уровень человеческих ресурсов.

Наиболее распространенным методом оценки эффективности человеческих ресурсов является анализ издержек. При таком подходе используются понятия первоначальных и восстановительных издержек.2

Первоначальные издержки включают расходы на поиск, привлечение  и адаптацию новых кадров. Восстановительные  издержки - это текущие затраты на повышение уровня квалификации, компетентности, мотивации работников и замену одних сотрудников другими. Периодическое повышение квалификации кадров является неотъемлемым фактором успешной работы предприятия. Эффективность использования человеческих ресурсов определяется наличием качественной информационной базы, компетентностью сотрудников и осознанием важности данного вопроса управлением предприятия. Необходимо постоянное совершенствование знаний и навыков сотрудников.

Условия успешного управления человеческими ресурсами:

1) четкость и достижимость  поставленных целей; 

2) глубина, объективность  и комплексность анализа воздействия  на систему управления человеческими  ресурсами и организацию в  целом; 

3) ясность и взаимосвязанность  планов работы организации, а также обеспеченность их всеми видами ресурсов;

4) соответствие уровня  квалификации персонала выполняемой  работе;

5) совместное участие  предельно большого количества  сотрудников в разработке и  реализации стратегических планов;

6) высокое качество контроля реализации стратегического плана и требований оценки его социально-экономической эффективности;

7) внедрение и использование  современных средств труда и  технологий;

8) делегирование полномочий, создание гибких условий труда.  Необходимо обогащать труд, особенно создавать социально-психологический климат, недостаток которого способствует формированию высокой степени конфликтности между сотрудниками.

Факторы оценки профессионализма управления человеческими ресурсами: 1) профессиональная подготовка работников; 2) компетентность и мотивация профессиональной деятельности; 3) организационная среда реализации профессионализма.

В связи с расширением  и усложнением системы управления человеческими ресурсами в России возникает необходимость совершенствования системы подготовки руководителей, создания условий проявления профессионализма. Правительство проводит с этой целью активную политику.

1. Рабочие занимаются  созданием материальных ценностей  или услуг производственного  характера.

Они в свою очередь  подразделяются на: основных, непосредственно занятых созданием товара (услуги), и вспомогательных, занятых обслуживанием рабочих мест и оборудования.

2. Служащие - это работники,  занимающиеся преимущественно умственным  трудом.

Классификация служащих:

1) руководители образуют администрацию и подразделяются на: руководителей всего предприятия (высшее звено), руководителей подразделений (среднее звено), руководителей, работающих с непосредственными исполнителями (низшее звено);

2) специалисты занимаются  разработкой указаний, отданных руководителями (экономисты, бухгалтеры, инженеры, юристы и др.);

3) другие работники  занимаются подготовкой, обработкой, учетом, контролем и архивацией  документов (секретари-референты, кассиры,  техники и т. д).

Структура персонала характеризуется профессиональным и квалификационным составом и компетентностью. Профессия (специальность) - это совокупность знаний и умений, приобретенных в процессе специальной подготовки и позволяющих выполнять соответствующие виды деятельности.

Квалификация - это объем знаний, позволяющий выполнять определенный уровень работ. Компетентность - это степень приобретенных человеком профессиональных качеств.3

 

Сущность эффективности  функционирования системы управления человеческими  ресурсами  заключается  в предоставлении работникам возможности получения и повышения образования, ротации кадров и делегировании полномочий, планировании и развитии карьеры и многом другом.

Эффективность работы предприятия  обусловливается не только количеством  человеческих ресурсов, но и соответствием квалификации и способностей работников занимаемым ими должностям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Концепция  управления человеческими ресурсами  в организации.

Концепция управления персоналом основывается на представлении о  месте человека в организации.

Основные аспекты:

1) Экономический - дал  начало использованию трудовых  ресурсов. Ведущее место осталось  технологиям.

- Единство руководства

- Строгая иерархия

- Дисциплина

- Подчинение индивидуального  общему

- Баланс между властью  и её ответственностью

2) Органический. Состоит  из двух концепций (управления  персоналом предприятия и управление  человеческими ресурсами) - потребности,  мотивы, а также понимание, что  предприятие - это собрание частей, соединенных линией управления  в виде контроля.

3) Гуманистический. Предприятие, как - гуманистический центр с присущей ему организационной культурой.

Организационная культура - представление о цели и ценностях, присущих данному предприятию, специфики  поведения персонала и администраторов, способов реагирования на окружающую нас жизнь.

Рассмотрим основные типы управления, в которых нашли  отражение основополагающие принципы современной концепции управления человеческими ресурсами.

 Управление по результатам. Можно определить как процесс, направленный на достижение поставленных задач и результатов, в котором: с помощью процесса планирования определяются в разных интервалах времени устремления организации и ее членов (другими словами, требования к результатам и ожидаемые результаты); настойчивое осуществление планов подкрепляется сознательным ежедневным управлением делами, людьми и окружением; результаты оцениваются для принятия решений, ведущих к проведению последующих мероприятий. Эта система управления с заданием результатов при децентрализованной организации руководства. Задачи делегируются рабочим группам и определяется достижение конкретных результатов. Такая система имеет различные этапы задания результатов, этапы измерения результатов и этапы контроля результатов. Делегированные из центра задачи контролируются на основе их сравнения с полученными результатами.

Управление по результатам - это система не только управления, но и мышления и поведения членов организации. Авторы этой концепции  Т. Санталайнен, Э. Воутилайнен, П. Поренне  и Й. Ниссинен4  считают, что залогом успеха корпоративных стратегий является желание работников достичь определенных результатов. Поэтому целевое управление делает основной упор на мотивацию человеческих ресурсов, обеспечение сотрудничества между всеми членами трудового коллектива, развитие работников, постоянное обогащение труда.

Информация о работе Управление человеческими ресурсами в современной организации