Управление депозитными операциями коммерческого банка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 20:32, курсовая работа

Описание работы

Важнейшей составляющей всей банковской политики является политика формирования ресурсной базы. Формирование ресурсной базы в процессе осуществления банком пассивных операций исторически играло первичную и определяющую роль по отношению к его активным операциям. Основная часть банковских ресурсов, как известно, образуется в процессе проведения депозитных операций банка, от эффективной и правильной организации которых зависит, в конечном счете, устойчивость функционирования любой кредитной организации.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы формирования депозитных операций коммерческого банка …………………………………………………………...4
1.1 Нормативное регулирование осуществления депозитных операций коммерческого банка ……………………………………………………………4
1.2 Понятие и классификация депозитных операций коммерческих банков ……………………………………………………………………………6
Глава 2. Управление депозитными операциями коммерческого банка.12
1.1 Формирование депозитной политики и управление депозитными операциями коммерческого банка …………………………………………….6
1.2 Анализ рынка депозитов коммерческих банков …………….……..22
Заключение ……………………………………………………………….29
Библиографический список ……………………………………………..30

Файлы: 1 файл

Курсовая Банковский менеджмент 5 курс.docx

— 421.72 Кб (Скачать файл)

Гарантией успешного управления депозитными  операциями являются взаимовыгодные отношения  между банком и клиентом. Чтобы  увеличить депозитные привлечения, банк должен тщательным образом и  постоянно изучать интересы и  запить вкладчиков — юридических  и физических лиц. Важно, чтоб банк предоставлял вкладчикам самые удобные формы  депозитного обслуживания, которые  бы возводили к минимуму затрату  ими времени.

Учитывая  опыт развития банковской системы России, выделим из типичной организационной  структуры кредитной организации  те подразделения, которые так или иначе участвуют в процессе формирования ресурсной базы коммерческого банка. Одновременно выделим функциональные обязанности каждого из этих подразделений.

1. Департамент  (управление) пассивных операций:

    • отдел по работе с юридическими лицами — поиск потенциальных клиентов, предложение им банковских услуг, сбор необходимых для открытия расчетного счета документов, формирование юридического дела клиента, заключение договоров банковского счета;
    • депозитный отдел — заключение договоров по привлечению срочных депозитов от юридических лиц, открытие соответствующих депозитных счетов, контроль за поступлением денежных средств по данным договорам, своевременное и правильное начисление и уплата процентов.

2. Управление  ценных бумаг:

    • отдел по работе с банковскими векселями — заключение договоров покупки векселей банка, открытие соответствующих счетов, контроль за поступлением денежных средств, оформление и выдача векселей клиентам;
    • отдел по работе с депозитными сертификатами — заключение договоров покупки депозитных сертификатов банка, открытие соответствующих счетов, контроль за поступлением денежных средств, оформление и выдача сертификатов клиентам;

3. Управление  межбанковского кредитования и  корреспондентских отношений —  расчет лимитов взаимного межбанковского  кредитования с предоставлением  соответствующих документов, заключение  договоров, открытие соответствующих  счетов и контроль за поступлением средств, установление корреспондентских отношений с другими кредитными организациями путем сбора документов, необходимых для открытия счетов ЛОРО и НОСТРО.

4. Бухгалтерия  банка:

    • отдел учета активно-пассивных операций — осуществление бухгалтерских проводок по привлечению и возврату средств клиентов, контроль за сроками исполнения обязательств, правильностью и своевременностью уплаты процентов по привлеченным ресурсам;
    • отдел частных вкладов — оформление договоров банковских вкладов физических лиц, сберегательных книжек, открытие соответствующих счетов, составление приходных и расходных кассовых ордеров, своевременная выплата средств по истекшим договорам либо переоформление их на новый срок, правильное начисление и выплата процентов по вкладам, осуществление соответствующих бухгалтерских проводок;
    • кассовый узел, хранилище — прием и выдача наличных денежных средств по вкладам частных лиц, надлежащее оформление данных операций, учет и хранение бланков пенных бумаг и форм строгой отчетности, бухгалтерское и кассовое оформление выдачи вышеназванных документов сотрудникам других подразделений банка.

5. Управление  пластиковых карт, процессинговый  центр:

    • заключение договоров обслуживания «чиповых» и магнитных карт, установка банкоматов и POS-терминалов, открытие карточных счетов, эмиссия и текущее обслуживание пластиковых карт.

6. Юридическое  управление:

    • разработка и составление типовых и индивидуальных договоров по привлечению средств клиентов, юридическое сопровождение текущих сделок.

7. Планово-экономическое  управление:

    • определение стратегии и тактики формирования ресурсов, установление процентных ставок по привлекаемым средствам, согласование структуры активов и пассивов по срокам и ставкам.

Приведенный перечень структурных подразделений  банка, обеспечивающих формирование ресурсной  базы, не является детальным и точно  отражающим названия данных служб. Модель организационного построения и структурирования является индивидуальной для каждой кредитной организации. Однако неизменной остается тесная взаимосвязь служб банка, занятых привлечением ресурсов. Это объясняется тем, что только слаженная работа всех отделов и согласованная схема их взаимодействия помогают добиться желаемых результатов. В своей деятельности службы банка, участвующие в формировании его ресурсной базы, опираются на законы РФ, подзаконные и нормативные акты РФ, инструкции ЦБ РФ, а также на внутрибанковские инструкции, определяющие порядок и схему взаимодействия всех банковских подразделений.

Следует также отметить, что при управлении депозитными операциями и в целом  банковскими пассивами необходима особая организационная структура, которая может носить название финансового  комитета или комитета по управлению активами и пассивами (КУАП). В его  функции должна входить разработка методик и регламентов по управлению активами и пассивами, а также  осуществление мониторинга и  контроля над реализацией данного  процесса.

Поскольку каждый банк разрабатывает депозитную политику, то главный вопрос не только в том, есть ли она у банка, но и  в ее качестве (степени соблюдения принципов депозитной политики, в  частности ее эффективности и  оптимальности). Организация депозитных взаимоотношений банка с клиентами  определяется многими факторами, включая  размер банка, квалификацию банковских работников, отвечающих за оформление депозитных сделок, виды депозитов  и др.

Работники ресурсных отделов должны быть ознакомлены  с банковской депозитной политикой, особенно с требованиями по заполнению и ведению документации и с  методами привлечения депозитов. Хорошо организованная система с четким ведением регистрации и бухгалтерии  имеет решающее значение.

Обоснованный  анализ рынка и процесс привлечения  ресурсов в сочетании с систематическим  мониторингом состояния депозитов  являются необходимыми элементами процесса сохранения и увеличения депозитного портфеля и, следовательно, жизнеспособности самого банка.

Одним из способов увеличения объема привлекаемых ресурсов является разнообразие вкладов  для различных слоев населения  в зависимости от социального  уровня, а также суммы и срока  хранения вклада. При этом банки  должны учитывать требования и возможности  различных категорий вкладчиков — от пенсионеров и студентов  до бизнесменов и людей среднего достатка. Для достижения этой цели кредитные организации предлагают такие виды вкладов, как пенсионные, студенческие и т.д., по которым банки  предлагают льготные повышенные проценты. Немаловажными факторами в процессе привлечения депозитов являются скорость и простота оформления вклада (заключение договора, открытие счета). Договоры банковских вкладов могут  быть как стандартной формы, так  и индивидуальными в зависимости  от категории клиента, суммы и  срока вносимого депозита.

Усиливающаяся в банковской среде конкуренция  заставляет кредитные организации  прибегать в процессе борьбы за вкладчика  и к таким методам, как предоставление полного комплекса услуг, связанных  с обслуживанием счета конкретного  клиента. При этом предлагается проведение дополнительных операций, таких, как  оформление пластиковых карт, продажа  дорожных чеков, конвертация по льготному  курсу, ускоренные переводы денежных средств клиента, осуществление коммунальных платежей и т.д. Развитие широкого комплекса банковских услуг значительно повышает привлекательность кредитной организации в глазах имеющихся и потенциальных вкладчиков и способствует расширению ресурсной базы коммерческого банка.

 

Анализ рынка депозитов коммерческих банков

Большинство россиян из тех, кто в принципе доверяет банковским депозитам, предпочитают хранить свои сбережения в крупнейших банках страны. Достаточно посмотреть рейтинг банков по объемам депозитов  физических лиц, и станет сразу понятно, причем «поименно», о каких именно кредитных организациях идет речь. Парадокс заключается в том, что популярность этих банков не всегда вызвана действительно хорошими предложениями по депозитам. Речь, безусловно, идет о величине процентной ставки, а она в банках покрупнее, как правило, несколько ниже, чем в более мелких. Разница может доходить до 5 п.п., а это, с учетом годовой инфляции, довольно много.

И, тем  не менее, основным фактором при выборе банка для открытия депозита остается его надежность. Иными словами, большинство наших граждан несут деньги в тот банк, который, по их же мнению, является надежным. При этом размер процентной ставки отходит на второй и даже на третий план. Впрочем, довольно интересно, что именно наши сограждане понимают под «надежностью» банка. Согласно уже другому опросу, наиболее надежные банки в России - это банки с госучастием, ну, или самые крупные. Какие именно банки у нас ассоциируются с государством, вполне понятно.

Наоборот, на первых строчках большинства таблиц разместились как раз кредитные  организации, не входящие даже в первую сотню крупнейших. Например, в рейтинге по краткосрочным депозитам (сроком на один месяц), первые места буквально  оккупировал «АйМаниБанк» со своим вкладом «Автокопилка». Согласно официальной информации банка, этот вклад дает возможность получения доходности в размере 10.5% годовых. В рейтинге крупнейших он занимает 216 место.

Гораздо больше предложений на срок в 1 год, что в принципе и понятно. Для  большинства розничных клиентов именно такой период нахождения средств  во вкладе считается наиболее интересным.

 

 

 

 

Таблица 1 Лучшие ставки по депозитам



В целом, самые высокие ставки по-прежнему находятся в диапазоне от 11% до 12%, что полностью соответствует  рекомендациям Центрального банка  России (об ограничении максимальных процентных ставок по вкладам)

Постепенно  остывающий рынок потребительского кредитования снижает спрос банков на дорогие средства вкладчиков-физлиц. Ввиду отсутствия острой потребности  в депозитах населения, большинство  банков во втором квартале 2013 года заметно  снизило процентные ставки.

Результаты  первого квартала, который традиционно  отмечается слабой динамикой притока  средств вкладчиков-физических лиц, в 2013 году оказались заметно лучше, чем в предыдущие годы. Прирост объема средств населения в банковской системе РФ в первом квартале 2013 года составил 3.4% или 487.9 млрд. руб., что больше, чем в аналогичных периодах 2012 и 2011 годов, когда эти показатели были равны 0.95% и 2.04% соответственно. С учетом эффекта валютной переоценки в первых кварталах 2012 и 2011 годов, когда рубль укреплялся относительно основных мировых валют, реальный прирост был на уровне 2.4% и 2.6%, а в 2013 году – 3.3%.

Ускорение динамики вкладов в начале 2013 года, по мнению экспертов РИА Рейтинг, связано с тем, что реальные процентные ставки, предлагаемые кредитными организациями по депозитам, продолжают расти и находятся на привлекательном для вкладчиков уровне. Доходность многих депозитных продуктов даже у крупных банков превышает уровень инфляции на 4-5 процентных пункта. Это в конечном итоге повышает склонность населения к сбережению. На изменение предпочтений потребителей больше сберегать, чем тратить в начале года, также указывает тот факт, что в первом квартале 2013 года темпы роста оборота розничного рынка сократились в два раза по сравнению с январем-мартом 2012 года, несмотря на достаточно быстрый рост реальных располагаемых доходов населения.

Предлагать  очень высокую доходность депозитов  для госбанков затруднительно, так  как высокомаржинальные рынки кредитования почти полностью заняты «частниками». При этом уже на протяжении нескольких лет вкладчики явно демонстрируют предпочтение доходности, а не высокой надежности госбанков. С одной стороны, снижение концентрации на рынке вкладов – это плюс для банковской системы, а с другой, гонка ставок, и как следствие удорожание фондирования на рынке, снижает прибыль кредитных организаций и ведет к росту рисков в банковской системе.

Стоит отметить, что на рынке вкладов постепенно образуется новый тренд. Если раньше наиболее активно средства населения  привлекали банки, которые его же кредитовали, то в настоящее время  очень высокие темпы роста  вкладов демонстрируют также  кредитные организации, чьими основными  заемщиками выступают юридические  лица. При этом причины быстрого роста одинаковы – высокие  процентные ставки по депозитам. Данные банки готовы платить своим вкладчикам по максимально возможным ставкам  рынка, так как, скорее всего, нацелены на кредитование малого и среднего бизнеса, где проценты по кредитам сейчас зачастую находятся на уровне рынка  потребительского кредитования.

Прирост депозитов физических лиц в российской банковской системе сильно замедлился. Если в первой половине 2013 года увеличение средств населения на счетах в  банках оказалось наибольшим за последние  три года, то в третьем квартале рост депозитов был на уровне 2%, что  заметно ниже результата 2-го квартала текущего года. Если сравнивать с результатом 2012 года, то номинально прирост в 3-м  квартале оказался выше в этом году, однако на эти цифры значительное влияние оказала валютная переоценка. В 2012 году из-за укрепления рубля реальный (очищенный от колебаний валютных курсов) прирост составил 2.6% (номинально 1.8%), а в текущем году соответственно 1.8%. Таким образом, замедление динамики притока средств физических лиц наблюдается не только квартал к кварталу, но и год к году.

За январь-сентябрь 2013 года объем вкладов населения  в банках увеличился на 12% или на 1.7 трлн рублей, достигнув 15.9 трлн руб. Из-за замедления темпов роста вкладов доля депозитов физических лиц в пассивах банковской системы начала сокращаться, и на 1 октября 2013 года составила 29.3%, что меньше максимума этого года на 0.3 процентного пункта.

Снижение  темпов роста можно объяснить  несколькими тенденциями. Во-первых, по мнению экспертов РИА Рейтинг, из-за повышения тарифов на коммунальные услуги в третьем квартале объем свободных средств у населения, из которых можно сформировать сбережения, заметно сократился. Кроме того, в третьем квартале люди часто проводят свои отпуска, а 1-го сентября начинается новый учебный год. Все это требует значительных расходов, поэтому объем сбережений сокращается. Во-вторых, по причине быстрого охлаждения рынка потребительского кредитования банки стали меньше нуждаться в фондировании, что привело к тому, что процентные ставки по вкладам стали заметно снижаться. Снижение процентных ставок, в свою очередь, снизило склонность к сбережению, что и отразилось на уменьшении темпов роста депозитов. Третьей возможной причиной, негативно повлиявшей на темпы роста вкладов, является торможение экономки.

Информация о работе Управление депозитными операциями коммерческого банка