Управление инновационной средой фирмы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2013 в 17:51, контрольная работа

Описание работы

Характерной особенностью систем организации инноваций является наличие и преобладание в них неопределенности и риска в достижении конечных результатов, большой доли вероятностных процессов. Сюда же можно отнести использование персонала, подготовленного к осуществлению творческих функций, обеспечивающих поиск новых идей в сфере конкретных интересов и специализации учреждения, предприятия, их разработку, материальное воплощение и реализацию в своей или любой другой отрасли народного хозяйства и управление этими процессами.

Файлы: 1 файл

Контрольная работа инновационный менеджер.doc

— 366.00 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и  науки Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Российский государственный профессионально-педагогический университет»

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине

«ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ»

На тему: Управление инновационной средой фирмы

 

Специальность

080801.65

Прикладная информатика (в экономике)


 

 

Выполнил

   

Проверил

   

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Екатеринбург, 2013

 

 

 

 

 

Содержание

 

 

 

Введение

Понятие "управление инновационной средой" в широком  смысле характеризует способы упорядочения и регулирования действий отдельных  личностей и автономных групп  сотрудников, ориентированных на достижение путем совместных и скоординированных  действий целей по созданию и реализации в социально-культурной, научно-технической, производственной, оборонной и экономической  сферах деятельности людей инноваций  любого вида и направленности, разной степени новизны и сложности, практической ценности и эффективности. При этом инновационная деятельность во всех отраслях народного хозяйства  и жизни общества характеризуется  исключительным динамизмом, высокими темпами морального устаревания  полученных результатов и соответственно появлением и реализацией все  новых инноваций. Здесь отсутствует  строго пропорциональная зависимость  между затратами труда и средств  и достигаемыми результатами.      

Характерной особенностью систем организации инноваций  является наличие и преобладание в них неопределенности и риска  в достижении конечных результатов, большой доли вероятностных процессов. Сюда же можно отнести использование  персонала, подготовленного к осуществлению  творческих функций, обеспечивающих поиск  новых идей в сфере конкретных интересов и специализации учреждения, предприятия, их разработку, материальное воплощение и реализацию в своей  или любой другой отрасли народного  хозяйства и управление этими  процессами.      

В связи с прогрессирующим разделением  и кооперацией труда, умножением числа и усложнением инноваций  на основе познания законов природы, развитием общества и повышением его требований к широкому внедрению  во все сферы жизни эффективных  технологий создания и использования  инноваций.

1.Управление инновациями

1.1. Определения инновации

Инновации, или нововведения, — это создаваемые (осваиваемые) новые или усовершенствованные технологии, виды товарной продукции или услуг, а также организационно-технические решения производственного, административного, коммерческого или иного характера, способствующие продвижению технологий, товарной продукции и услуг на рынок.

Деятельность, обеспечивающая создание и реализацию инноваций, носит название инновационной деятельности. В зависимости от объектов инновационной деятельности на производстве можно выделить следующие виды инноваций:

продуктовые — новые товары и услуги;

маркетинговые — новые рынки, способы продвижения товаров на рынок, сбытовой деятельности и т.д.;

технические — новые или более совершенные виды средств труда;

технологические — новые материалы, технологические процессы, приемы и методы работы и т.д.;

организационные — новые решения в области организации производства, управления, труда;

социальные — повышающие уровень социального развития и социального обеспечения работников производства;

комплексные — новые решения, обеспечивающие комплексный подход к развитию и совершенствованию различных элементов производственной системы.

В зависимости от значимости инноваций  для производства их можно подразделить на крупные, средние и мелкие. Так, крупные технические инновации основаны на открытиях и крупных изобретениях и формируют новые поколения техники; средние служат базой для создания новых моделей и модификации существующей техники, а также расширяют область их применения; мелкие улучшают производственные или потребительские параметры существующей техники на основе использования мелких изобретений и рационализаторских предложений[3].

1.2. Функции управления инновациями

Как и любой производственный процесс, инновационная деятельность требует  для своего эффективного осуществления управления этой деятельностью. Управление инновациями на современном производстве — это важнейшая составная часть управленческой деятельности вообще связанная с обеспечением развития производства, совершенствованием всех его элементов и подсистем.

Управление  инновациями предполагает формирование соответствующей системы управления, т.е. форм и методов управления инновационной деятельностью, которые в значительной мере определяются характером осуществляемых нововведений.

Центральное место среди последних занимают продуктовые инновации, определяющие в конечном счете содержание работ по созданию других видов инноваций. Вместе с тем, в настоящее время все большее и самостоятельное значение приобретают инновации в других областях, прежде всего, в социальной, что связано с необходимостью создания «потенциала успеха» для решения проблем, которые могут возникнуть в будущем.

Рис. 1 Функции управления инновациями

В соответствии с этапами хозяйственного цикла современного предприятия, к  функциям управления инновациями (в основе которых лежат инновации продуктового типа), которые неразрывно связанным с функциями управления производством в целом, следует отнести (см. рис. 1): анализ внешней и внутренней среды предприятия, разработку стратегии, управление научными исследованиями и разработками (ИР), управление освоением и производством, управление реализацией (сбытом, обращением). Данные функции фактически отражают инновационный цикл современного предприятия, т.е. комплекс работ по созданию и реализации нововведений[5].

Основное направление анализа внешней среды — исследование рынка производимой продукции и оказываемых услуг (т.е. маркетинговые исследования); результатами такой работы обычно являются: формирование основных количественных и качественных требований к продукции (услугам), определение круга ее возможных потребителей, областей сбыта, форм и способов реализации. На данном этапе проводится также изучение возможностей предприятия по производству необходимых товаров (оказанию услуг), т.е. проведение анализа внутренней среды предприятия, подготовленности экономической, организационно-технической и социальной подсистем, разработка соответствующих рекомендаций. Имеющиеся противоречия между возможностями предприятия и требованиями внешней среды разрешаются на основе разработки и реализации стратегии предприятия.

Под стратегией предприятия в общем случае понимается совокупность перспективных целей его деятельности и способов их достижения. В состав перспективных целей включаются как общие показатели хозяйственной деятельности предприятий (рост прибыли, объема производства и продаж, увеличение доли на рынке и т.д.), так и инновационные задачи, затрагивающие различные стороны деятельности предприятия, которые подлежат изменению и совершенствованию[7].

На этапе научных исследований конкретизируются требования к качественным характеристикам продукции (услуг), выявляются возможности предприятия по реализации этих требований, определяются перспективы деятельности в этом плане. Предварительная материализация результатов научных исследований осуществляется на основе опытно-конструкторских, опытно-технологических работ и других разработок. Научные исследования и разработки, как правило, выполняются специализированными подразделениями предприятия (НИИ, конструкторско-технологическими бюро, лабораториями и т.д.). К их проведению могут привлекаться сторонние организации, составляющие научно-производственную инфраструктуру предприятий, включая научно- исследовательские институты и высшие учебные заведения. Наука в данном случае выступает и как источник инновационных идей, и как ресурс решения проблем, которые могут возникнуть в любом звене инновационного цикла.

Исследования и разработки связаны  с интеллектуальной собственностью в виде открытий, изобретений, рационализаторских предложений. Защита интеллектуальной собственности осуществляется патентованием изобретений, регистрацией стандартов на продукцию предприятия, торговых марок, реализацией авторских прав и т.п.

Управление освоением и производством  новой продукции предполагает выполнение комплекса функций, связанных с развертыванием производства новой или модернизированной продукции, обеспечением нормального хода производственного процесса и его обслуживанием. Особое значение на этапе производства имеют вопросы обеспечения выпуска продукции в соответствии с выработанными на предыдущих этапах требованиями.

Управление реализацией обычно предусматривает решение задач «продвижения» товаров и услуг (реклама, «паблик рилейшнз», персональные продажи, стимулирование сбыта и др.), «товародвижения» (движение товаров и услуг от производителей к потребителям, включая заключение договоров на поставку), послепродажного обслуживания, регулирования цен, контроля за использованием (потреблением) и т.д. Через функции реализации и исследования рынка осуществляется «обратная связь» между производителем и потребителем, которая обеспечивает непрерывность инновационного цикла. Этим инновационный цикл отличается, в частности, от комплекса работ по подготовке производства новых изделий, который заканчивается освоением их в производстве[3].

1.3.Объекты и субъекты управления инновациями

В реализации различных функций  управления инновациями особое место принадлежит субъектам управления инновациями. В общем случае, такими субъектами (субъектами реализации отдельных инновационных функций) могут выступать: руководители различного уровня, выполняющие общие функции управления в рамках инновационного цикла; менеджеры по инновациям, отвечающие за реализацию инновационного цикла по различным видам новшеств; конструкторские и технологические подразделения; подразделения подготовки производства, координации работ; служба управления качеством; специальные конструкторские и (или) технологические бюро с опытным производством; другие научно-производственные фирмы, научно-исследовательские институты, высшие учебные заведения и т.д.

В связи с возрастанием роли управленческой деятельности, особое значение для повышения ее эффективности приобретают инновации в сфере управления предприятием (организацией).

Объектами инновационной деятельности в этой сфере (объектами совершенствования управления) обычно выступают: структура управления предприятием, система работы с кадрами, маркетинг, методы выполнения управленческих работ и организация труда работников управления, использование современных информационных технологий на базе современной компьютерной техники и коммуникационных средств.

Инновационный цикл в сфере управления предполагает проведение научных исследований, разработок, их реализацию (использование) и контроль за результатами применения. При этом возможно использование самых разнообразных форм развития этой деятельности:

функционального управления (форм и методов работы руководящего персонала предприятия, отдельных управленческих подразделений и служб);

целевого управления (целевых подсистем  управления: персоналом, инновациями, качеством, ресурсами и т.д.);

системы управления в целом (комплексная рационализация управления).

С точки зрения субъекта рационализации совершенствование управления может  осуществляться собственными силами предприятия, с привлечением сторонних организаций  и лиц, с использованием смешанных  форм. Работы по рационализации управления могут осуществляться:

как текущая работа по управлению (совершенствование форм и методов  управленческой работы в рамках отдельных  подразделений и служб);

на плановой основе (с использованием текущих и перспективных планов, в том числе планов организационно-технических мероприятий, бизнес-планирования организационного развития);

с использованием программно-целевого управления;

с использованием специальных форм[5].

Глава 2. управление инновационной средой

2.1. Инновационная предпринимательская среда

Инновационная предпринимательская  среда — сложившаяся определенная социально-экономическая, организационно-правовая и политическая среда, обеспечивающая или тормозящая развитие инновационной деятельности. Ее можно подразделить на (рис. 3.1):

внешнюю среду — совокупность хозяйствующих субъектов и движущих сил, оказывающих влияние на инновационную деятельность, но не прямо и непосредственно, а через элементы макросреды. В данном случае факторы, участвующие в формировании внешней среды, делятся на факторы прямого и косвенного воздействия;

внутреннюю  среду — совокупность активных субъектов  и сил, действующих на возможности  фирмы устанавливать и поддерживать с целевыми клиентами отношения успешного сотрудничества. Внутренняя среда представлена силами, имеющими непосредственное отношение к самой фирме и ее возможностям.

Результаты  деятельности инновационного предприятия  в значительной степени определяются как его внешней, так и внутренней средой.

Всё  множество  факторов внешней среды можно  объединить в две группы:

1)непосредственно  влияющие на работу предприятия  (законы и учреждения государственного  регулирования, поставщики сырья,  материалов, оборудования, энергии,  комплектующих изделий, потребители  продукции, конкуренты, как существующие, так потенциальные занимающиеся выпуском однотипной продукции и товаров заменителей; торговые, финансовые, транспортные и прочие посредники);

Информация о работе Управление инновационной средой фирмы