Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2013 в 17:51, контрольная работа
Характерной особенностью систем организации инноваций является наличие и преобладание в них неопределенности и риска в достижении конечных результатов, большой доли вероятностных процессов. Сюда же можно отнести использование персонала, подготовленного к осуществлению творческих функций, обеспечивающих поиск новых идей в сфере конкретных интересов и специализации учреждения, предприятия, их разработку, материальное воплощение и реализацию в своей или любой другой отрасли народного хозяйства и управление этими процессами.
2)косвенно воздействующие на работу предприятия (состояние экономики, научно-технический прогресс, политические, демографические, природные и культурные факторы).
Проблемы, возникающие в процессе управления внешней средой (рис. 3.2), — это сложность, подвижность, неопределенность и взаимосвязанность. Под сложностью внешней среды понимается о факторов, на которые предприятие обязано реагировать в целях своего выживания, а также уровень вариаций каждого фактора. Подвижность (или динамичность) — это скорость, с которой происходят изменения в среде. Неопределенность зависит от количества и точности информации, которой располагает предприятие по поводу конкретного фактора внешней среды. Взаимосвязанность — это уровень силы, с которой изменение одного фактора воздействует на другие факторы внешней среды.
Управление инновационной
2.2. Внешняя среда и ее влияние на инновационную деятельность фирмы
Внешняя среда не может быть постоянной. Следовательно, нужно выделить среду, параметры которой изменяются медленно, и такую, которая меняется резко и непредсказуемо.
"Чарльз Ф. Сэйбл и Джейн Е. Прокоп в своей работе «Стабилизация через реорганизацию», а также Майкл Хаммер и Джеймс Чампи в книге «Реорганизация корпорации» пишут, что примерно до г. внешняя среда организаций была устойчивой, редко происходили какие-либо глобальные катаклизмы и изменения в ней были незначительными, т.е. можно говорить о существовании «спокойной »внешней среды. Менеджеры того времени должны были организовать систему управления предприятием таким образом, чтобы вались неопределенные обстоятельства. А именно:
длительные циклы жизни товаров;
наличие большого времени на разработку новых продуктов (технологий, услуг);
цены — главное условие в кооперации;
увеличение размеров компаний с пирамидальной структурой;
наличие в составе компании собственных экспертных подразделений;
массовое производство;
содержание больших складских помещений для сырья и готовой продукции.
Примерно с конца 70-х — начала 80-х гг. ситуация стала усложняться. Среди многих причин был и стремительный научно-технический прогресс, который повлиял на изменчивость внешней среды.
Повышенная неустойчивость и непредсказуемость являются признаками изменчивой внешней среды, поэтому поведение менеджеров очень усложняется по сравнению с их действиями в «спокойной» среде. Правила, согласно которым организации должны функционировать, быстро и непредсказуемо меняются. В таких условиях на первое место выходит способность организаций к повышенной приспособляемости и выживанию. Таким образом, предприятие выигрывает от привлечения компетентных специалистов, которые приобрели знания и опыт, решая проблемы управления на других предприятиях.
Изменчивая среда предъявляет свои требования предприятиям, которые вынуждены им подчиняться. Если менеджеры фирмы, какими бы сильными они ни были, не учтут изменения в окружающей среде и вовремя не изменят свою позицию, то через некоторое, довольно небольшое, время уже будет поздно что-либо предпринимать и прежние позиции будут проиграны более современным конкурентам.
Основные требования, предъявляемые изменчивой внешней
средой к предприятиям:
уменьшение размеров;
реорганизация;
постоянное отслеживание ситуации во внешней среде;
немедленная реакция на изменения, произошедшие во внешней среде;
налаживание ритмичного производства.
Между организацией и внешней средой должна существовать разделяющая граница. Для нормального функционирования предприятия как живущей системы менеджерам необходимо управлять его взаимодействием с внешней средой. Граница создается как физическая составляющая (ограничивает рамками здания), так и организационная (отличия в уровнях заработной платы, социальных условий) кроме того, и в сознании людей (имидж организации, гордость принадлежностью к ней).
К внутренним факторам, влияющим непосредственно на инновационную деятельность предприятия, относятся:
наукоемкость производства и наличие исследовательских, опытно-конструкторских подразделений, экспериментальных производств;
степень глубины переработки первичного сырья;
уровень получаемой добавленной стоимости;
длительность
длительность цикла обращения;
наличие непрерывных производств;
тип производства на отдельно взятом предприятии отрасли (массовое, крупносерийное, серийное, мелкосерийное или индивидуальное производство);
влияние фактора сезонности на производственную активность отрасли;
энергоемкость производства;
фондоемкость производства;
технический уровень производства;
уровень качества продукции;
наличие экологически вредных производств;
износ оборудования и основных фондов;
уровень диверсификации производства в отрасли;
уровень квалификации работников;
возможность применения в производстве технологий экономии и сбережения;
приближенность к
прочие.
Несмотря на многообразие конкретных форм организации инновационных процессов, можно выделить основные группы факторов, которые влияют на формирование инновационной деятельности фирмы (табл. 3.1).
Эффективность работы инновационной фирмы зависит от способности находить потребителя результатов своей деятельности и удовлетворять его запросы. Потребители, решая, какие инновации(товары или услуги) необходимы и по какой цене, тем самым определяют результаты деятельности фирмы. Таким образом, необходимо удовлетворения потребностей покупателей влияет на взаимодействия фирмы с поставщиками материалов и трудовых ресурсов. Многие фирмы ориентируют свои структуры на крупные группы потребителей, от которых они зависят в большей степени[4].
Таблица 3.1
Факторы, влияющие на развитие инновационной деятельности
Группа факторов |
Факторы, |
Факторы, — способствующие |
1 |
2 |
3 |
Экономические, технологические |
Недостаток средств для финансирования инвестиционных проектов; слабость материальной, научно- технической базы и устаревшая технология; отсутствие резервных мощностей |
Наличие резерва финансовых, материально-технических средств, прогрессивных технологий; необходимой хозяйственной и научно- технической инфраструктуры |
Политические, правовые |
Политическая нестабильность; ограничения, возникающие со стороны анти- монопольного, налогового, амортизационного, патентно-лицензионного законодательства; криминогенная обстановка |
Законодательные меры (льготы),
поощряющие инновационную деятельность,
государственная поддержка |
Организационно- управленческие |
Функционально- ориентированные организационные структуры; излишняя централизация; авторитарный стиль управления; преобладание вертикальных потоков информации; ведомственная замкнутость; трудность меж- отраслевых и меж- организационных взаимодействий; жесткость в планировании; ориентация на краткосрочную окупаемость; сложность согласования интересов участников инновационных процессов; доминирование интересов текущего производства
|
Процессно-ориентированные организационные структуры; демократичный стиль управления; преобладание горизонтальных потоков информации; самопланирование; допущение корректировок; децентрализация, автономия, формирование целевых, проблемных групп; реинжиниринг постановка систем управления качеством с использованием международных стандартов ИСО-9000; материальное поощрение за инновационную деятельность
|
Социально-психологические и культурные
|
Сопротивление новшествам,
которые могут вызвать такие
последствия, как изменение статуса,
необходимость поиска новой работы,
перестройка устоявшихся
|
Моральное поощрение, общественное признание; обеспечение возможностей само- реализации; освобождение творческого труда. Нормальный психологический климат в трудовом коллективе
|
Конкуренты — внешний фактор,
влияние которого можно оспаривать.
Руководство каждой фирмы четко
понимает, что если не удовлетворять
нужды потребителей столь же эффективно,
как это делают конкуренты, то
предприятию долго не продержаться на
рынке. Во многих случаях не потребители,
а как раз конкуренты определяют, какого
рода результаты деятельности можно продать
и какую цену при этом запросить. Значимыми
переменными среды косвенного воздействия
являются: инновация, состояние экономики,
политическая обстановка и социокультурные
факторы.
Технологические нововведения влияют
на: эффективность, с которой товары можно
изготавливать и продавать; скорость устаревания
продукта; способы собирания, хранения
и распределения информации; выбор услуг
и новых товаров, которые ожидают потребители
от фирмы.
Состояние мировой экономики влияет
на стоимость всех вводимых ресурсов
и способность потребителей покупать
определенные товары и услуги. То или
иное конкретное экономическое изменение
может оказать положительное воздействие
на одни фирмы и отрицательное на другие.
Социальные и культурные
факторы, в числе которых преобладают
жизненные установки, ценности и традиции,
влияют на отношение людей к своей фирме,
а также на результаты труда— продукцию
или услуги.
Некоторые аспекты
обстановки представляют для руководителей
фирм особое значение. Например: настроения
администрации города (района), политика
законодательных органов в отношении
инновационной деятельности. Или элемент
политической обстановки это группы особых
интересов. Большое значение для фирм,
осуществляющих инновационную деятельность
с другими странами, имеет фактор политической
стабильности для каждой фирмы очень важным
является отношение к ней местной власти
той территории, где она функционирует.
Это фактор среды косвенного воздействия
(если не говорить о факторе действий федеральных
властей), так как почти везде местная
администрация принимает конкретные законы
по отношению к бизнесу, определяющие,
где и как можно развернуть деятельность
того или иного предприятия[6].
2.3.Управление маркетингом в инновационной среде
Инновационный процесс может осуществляться различными путями. Выбор наиболее эффективного пути в каждом конкретном случае зависит от таких условий и факторов, как: характер технологии, рынок конечной продукции, потенциал фирмы, экономический климат, степень компетентности руководства. В любом случае имеет место последовательность многогранных и многоэтапных процессов, осуществляемых различными группами, динамичное взаимодействие многих людей, подразделений и организаций. Вместе с тем успех всегда связан с преодолением препятствий и сопротивления, поэтому инновации невозможны без инициативы и настойчивости, а также крупных затрат в области производственных, человеческих, организационных и социальных факторов.
Сутью инновации всегда был и
есть постоянный эксперимент. Планы, исследования,
продуманное распределение
Дифференциация рынков, достижений технологического прогресса в производстве продукции и услуг, появление новых конкурентов вынуждают фирмы разрабатывать инновационную стратегию соответственно постоянно меняющейся внешней среде; нацеливать начинающих предпринимателей на небольшие рынки; созвать совершенно независимые команды, работа которых ведет к крашению производства продукции товаров и услуг прежде, чем сделают конкуренты; рассматривать каждый потенциальный, новый или существующий товар как эксперимент, который необходимо постоянно модифицировать; осуществлять децентрализацию управления, создание небольших по масштабам, независимых подразделений. Вместе с тем наряду с ориентацией на рынок необходимо учитывать побочные эффекты инновационного процесса.
Маркетинговая оценка инновационной деятельности предприятия является важным условием успеха проводимых мероприятий. Сформулировать конкретные цели, отражающие инновационный процесс, нелегко, но сделать это необходимо, чтобы привязать к ним стимулирование инновационного процесса. Такие цели должны быть едиными для всех подразделений предприятия, связанных с инновационной деятельностью[3].
Фирма в рамках стратегического управления и планирования разрабатывает комплексную стратегию развития предприятия которая включает базовую и функциональные стратегии. Базовая - задает общие направления развития предприятия. Функциональные — разрабатываются по основным сферам деятельности предприятия. Они углубляют, уточняют базовую стратегию и способствуют ее реализации. В рамках базовой стратегии фирмы можно выделить следующие функциональные стратегии: производственная, инновационная, маркетинговая, финансовая, информационная, социально-экономическая, экологическая, стратегия внешнеэкономической деятельности.
В современных условиях развития российской промышленности особое внимание в инновационной деятельности маркетинг уделяет анализу стратегии, в рамках которой реализуются инновационные процессы предприятия. Эффективная разработка и внедрение инноваций позволяют предприятию успешно функционировать в уже освоенных областях и открывают возможности выхода на новые направления. Особую роль это приобретает в условиях рыночной экономики, характеризующейся быстрым изменением конъюнктуры рынка и активной конкурентной борьбой фирм.
В процессе разработки, внедрения и реализации инновационного маркетинга задействованы практически все основные функциональные подразделения предприятия. Согласованность их действий со службой маркетинга необходима для эффективности выполнения этапов инновационной стратегии.