Управление инновационным процессом в условиях рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 19:25, реферат

Описание работы

Особенности инновационного процесса как объекта управления определяются тем, что он в большей степени, чем другие элементы НТП, связан с товарно-денежными отношениями, опосредующими все стадии его реализации. Это обстоятельство убедительно проявляется в условиях регулируемой рыночной экономики в развитых странах. Основное количество инновационных процессов реализуется здесь частными компаниями разного уровня и масштаба. Данные процессы выступают не как самостоятельная цель, а как средства для лучшего решения производственных и коммерческих задач компаний добивающихся высокой прибыльности.
Целью данной работы является исследование особенностей управления инновационным процессом в условиях рынка.

Содержание работы

Введение
1. Инновационный процесс как объект управления
2. Современные особенности развития инновационных процессов
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 33.04 Кб (Скачать файл)

Управление инновационным  процессом в условиях рынка

 

Содержание

Введение

1. Инновационный процесс  как объект управления

2. Современные особенности  развития инновационных процессов

Заключение

Список литературы

 

Введение

Научно-технический прогресс, как основополагающий фактор интенсивного и стабильного развития национальной экономики, требует комплексного подхода  для своей реализации - объединения  науки, техники, экономики, предпринимательства  и управления.

Особенности инновационного процесса как объекта управления определяются тем, что он в большей  степени, чем другие элементы НТП, связан с товарно-денежными отношениями, опосредующими все стадии его  реализации. Это обстоятельство убедительно  проявляется в условиях регулируемой рыночной экономики в развитых странах. Основное количество инновационных  процессов реализуется здесь  частными компаниями разного уровня и масштаба. Данные процессы выступают  не как самостоятельная цель, а  как средства для лучшего решения  производственных и коммерческих задач  компаний добивающихся высокой прибыльности.

Целью данной работы является исследование особенностей управления инновационным процессом в условиях рынка.

Объектом исследования выступает  инновационный процесс.

 

1. Инновационный процесс  как объект управления

Инновационный процесс - это  процесс преобразования научного знания в инновацию, который можно представить  как последовательную цепь событий, в ходе которых инновация вызревает  от идеи до конкретного продукта, технологии или услуги и распространяется при  практическом использовании. В отличие  от НТП инновационный процесс  не заканчивается внедрением, т.е. первым появлением на рынке нового продукта, услуги или доведением до проектной  мощности новой технологии. Этот процесс  не прерывается и после внедрения, ибо по мере распространения (диффузии) новшество совершенствуется, делается более эффективным, приобретает  ранее неизвестные потребительские  свойства. Это открывает для него новые области применения и рынки, а следовательно, и новых потребителей, которые воспринимают данный продукт, технологию или услугу как новые  именно для себя. Таким образом, этот процесс направлен на создание требуемых  рынком продуктов, технологий или услуг  и осуществляется в тесном единстве со средой: его направленность, темпы, цели зависят от социально-экономической  среды, в которой он функционирует  и развивается.

Основой инновационного процесса является процесс создания и освоения новой техники (технологий) - ПСНТ. Техника - совокупность вещественных факторов производства (средств и предметов  труда), в которых материализованы  новые знания и умения человека. Технология - совокупность приемов  и способов изготовления и применения техники и преобразования природных  веществ в продукты промышленного  и бытового применения.

ПСНТ начинается с фундаментальных  исследований (ФИ), направленных на получение  новых научных знаний и выявление  наиболее существенных закономерностей. Цель ФИ - раскрыть новые связи между  явлениями, познать закономерности развития природы и общества безотносительно  к их конкретному использованию. ФИ делятся на теоретические и  поисковые. Результаты теоретических  исследований заключаются в научных  открытиях, обосновании новых понятий  и представлений, создании новых  теорий. К поисковым относятся  исследования, задачей которых является открытие новых принципов создания изделий и технологий; не известных  ранее свойств материалов и их соединений; методов анализа и  синтеза. В поисковых исследованиях  обычно известна цель намечаемой работы, более или менее ясны теоретические  основы, но отнюдь не конкретные направления. В ходе таких исследований находят  подтверждение теоретические предположения  и идеи. Приоритетное значение фундаментальной  науки в развитии инновационных  процессов определяется тем, что  она выступает в качестве генератора идей, открывает пути в новые области  знания. Но положительный выход ФИ в мировой науке составляет лишь 5%. В условиях рыночной экономики  заниматься этими исследованиями не могут себе позволить отраслевая и тем более заводская наука. ФИ должны финансироваться за счет бюджета государства на конкурсной основе и частично могут использовать внебюджетные средства.

Наука в России, а если более широко - сфера идей, как  правило, носила чисто утилитарный  характер и никогда не представляла ценности сама по себе. Развитие получали только те идеи, поддерживались только те направления науки, которые могли  привести к какому-нибудь конкретному  результату. Если ситуация изменится  и будет цениться и поощряться всякое знание, даже если оно не несет  сиюминутной пользы, то тогда будет  дан толчок развитию всей нации. Но нужно время и определенные условия, чтобы эта истина проникла в общественное сознание. ФИ - будущее науки и, в  полном смысле слова, завтрашний день России.

В публикациях крупных  ученых назван ряд конкретных причин сложившегося положения в фундаментальной  науке, одной из которых считается  отсутствие механизмов объективной  оценки научных результатов, измерения  уровня фундаментальности вклада отдельных  ученых и научных коллективов.

Второй стадией ПСНТ являются прикладные исследования (ПИ). Они направлены, на исследование путей практического  применения открытых ранее явлений  и процессов. Научно-исследовательская  работа (НИР) прикладного характера  ставит своей целью решение технической  проблемы, уточнение неясных теоретических  вопросов, получение конкретных научных  результатов, которые в дальнейшем будут использованы в качестве научно-технического задела в опытно-конструкторских  работах. Кроме того, ПИ могут быть самостоятельными научными работами. Информационные работы - научные работы, направленные на улучшение поиска и  совершенствование анализа научно-технической  информации. Важнейшей составной  частью информационных работ являются патентные исследования. Организационно-экономические работы направлены на совершенствование организации и планирование производства, разработку методов организации труда и управления, методов классификации и оценки эффективности научных работ и т.д. Научно-учебные работы - деятельность по подготовке научной работы аспирантов, студентов и т.д. Под опытно-конструкторскими работами (ОКР) понимается применение результатов ПИ для создания (или модернизации, усовершенствования) образцов новой техники, материала, технологии. ОКР - завершающая стадия научных исследований, это своеобразный переход от лабораторных условий и экспериментального производства к промышленному производству. К ОКР относятся: разработка определенной конструкции инженерного объекта или технической системы (конструкторские работы); разработка идей и вариантов нового объекта; разработка технологических процессов, т.е. способов объединения физических, химических, технологических и других процессов с трудовыми в целостную систему (технологические работы). Таким образом, целью ОКР является создание (модернизация) образцов новых изделий, которые могут быть переданы после соответствующих испытаний в серийное производство или непосредственно потребителю.

Завершающей стадией сферы  науки является освоение промышленного  производства новых изделий, которое  включает научное и производственное освоение: проведение испытаний новой (усовершенствованной) продукции, а  также техническую и технологическую  подготовку производства.

На стадии освоения выполняются  опытные, экспериментальные работы на опытной базе науки. Их цель - изготовление и отработка опытных образцов новых продуктов и технологических  процессов.

Экспериментальные работы направлены на изготовление, ремонт и обслуживание специального (нестандартного) оборудования, аппаратуры, приборов, установок, стендов, макетов и т. п., необходимых для  проведения научных исследований и  разработок Помимо этих работ опытные  производства выполняют различные  работы и услуги, непосредственно  не относящиеся к НИОКР (ремонтные  работы, типографские услуги и т. д.), и осуществляют выпуск мелкосерийной  продукции.

Опытная база науки - совокупность опытных производств, выполняющих  опытные, экспериментальные работы. Опытная база науки является составной  частью научного потенциала страны, ее состояние и использование характеризуют  способность науки осуществлять опытную проверку результатов научных  исследований и разработок с целью  обеспечения непрерывности инновационного процесса. Опытная база включает трудовые и материально-технические ресурсы, предназначенные для проведения опытных, экспериментальных работ. Опытные производства могут быть различных организационных форм - завод, цех, мастерская, опытно-экспериментальное  подразделение, опытная станция  и т.п.; иметь различное местонахождение, разную степень хозяйственной самостоятельности, находясь на балансе научной организации  или являясь юридическим лицом.

В целом по промышленности лишь 5% организаций самостоятельно занимаются НИОКР. Состояние экспериментальной  базы и инфраструктуры научно-технической  деятельности является неудовлетворительным. Свыше 40% научных организаций в  области машиностроения не имеют  экспериментальной базы. К факторам, тормозящим освоение инновации в  промышленности, относятся прежде всего  нехватка собственных финансовых ресурсов, высокие ставки по кредитам коммерческих банков, сжатие внутреннего спроса и экономический риск освоения новой  продукции.

После стадии освоения начинается процесс промышленного производства (ПП). В производстве знания материализуются, а исследование находят свое логическое завершение. Инновационные предприятия, как правило, выполняют ОКР по договорам с промышленными предприятиями. Заказчики и исполнители взаимно  заинтересованы в том, чтобы результаты ОКР были внедрены в практику и  приносили доход, т. е. были бы реализованы  потребителю. Если все пройдет благополучно, то промышленное предприятие вновь  будет заинтересовано в заключении договора с этой научной организацией. Таким образом, для научной организации  удачно выполненная работа гарантирует  стабильные заказы, рабочие места  для сотрудников с соответствующей  оплатой труда. В этом заключается  стимул ускорения и качественного  выполнения прикладных НИР и ОКР. В рыночных экономических условиях не надо никого директивно принуждать.

Понятие «инновационный цикл»  предполагает наличие обратной связи  между потребителем нового товара и  научной сферой. Инновационные циклы  могут быть различной протяженности  в зависимости от того, к какой  стадии научного поиска обращается потребитель  с целью совершенствования способа  удовлетворения своей потребности. Как известно, на современном мировом  рынке технологий основным требованием  является минимизация инновационного цикла. В России, наоборот, он продолжает удлиняться. Это произошло еще  и потому, что из-за недостаточности  финансирования науки имеет место  интеллектуальное истощение страны, вызванное в первую очередь эмиграцией многих тысяч ученых, квалифицированных  специалистов.

 

2. Современные особенности  развития инновационных процессов

развитие инновационный  процесс рынок

Наиболее эффективным  направлением научно-технического развития экономики выступает инновационный  процесс, реализация которого предполагает, что инновация, являясь продуктом  интеллектуальной деятельности, изначально нацелена на практический, коммерческий результат.

В общем виде инновационный  процесс состоит из трех фаз:

разработка нового продукта (услуги, технологии);

промышленное освоение;

коммерциализация его  результатов.

Главная его особенность  заключается в том, что сама идея, дающая толчок производству инновационного продукта, является уже не результатом  так называемой «чистой науки», а  выступает как практически направленная инновационная идея, предусматривающая  получение конкретного экономического эффекта.

Длительное время в  отечественной теории и практике управления основное внимание уделялось  процессам управления, в том числе  и научно-технического развития, применительно  к стабильному плановому производству, с устоявшейся номенклатурой  продукции и достаточно консервативной производственно-технической базой. Нововведениям же уделялось спорадическое  внимание, поскольку они плохо  вписывались в директивную экономику. В тот период инновационному процессу была присуща локальность и кратковременность, а его реализация осуществлялась преимущественно на основе использования  административных методов.

В СССР в отраслях гражданского назначения предложение нововведений в весьма ограниченной степени ориентировалось  на реальные общественные потребности. Координирующая роль в управлении инновационным  процессом принадлежала отраслевым ведомствам, которые зачастую способствовали возникновению противоречий в деятельности между отраслевыми НИИ и промышленными  предприятиями. Создав опытный образец, НИИ не имели серьезных стимулов к его промышленному освоению; предприятия же, в свою очередь, стремились избежать перестройки сложившейся  производственной структуры, поскольку  это приводило к ухудшению  текущих результатов, а плановые задания по уровню обновления продукции  носили подчинительный характер по отношению  к жестким параметрам объемных показателей  производства1. Межотраслевая диффузия технологий была развита очень слабо  и представляла собой довольно редкое явление. По мнению многих ученых, отсутствие конкуренции, игнорирование адекватных сигналов потребительского спроса в  результате планового предложения  ресурсов и ценообразования, имевшая  место организационно-управленческая специфика привели к тому, что  создание экономически эффективных  нововведений было скорее случайным  явлением, нежели конечной целью инновационного процесса. Фактически в инновационной  сфере складывалась ситуация, получившая название «диктат производителя».

В отраслях военно-промышленного  комплекса концепция создания нововведений была несколько иной. Можно утверждать, что в данной сфере присутствовали необходимые элементы прогрессивных  подходов к управлению инновационными процессами. Во-первых, поддерживалась конкурентная среда, поскольку разработка новых однотипных образцов вооружения обычно поручалась нескольким конструкторскими бюро и оборонным предприятиям одновременно. Затем проводилась сравнительная  оценка образцов, отбирались лучшие для  серийного производства и, соответственно, организации-лидеры. Во-вторых, потребители  вооружения имели значительно большие  права в определении своих  потребностей, чем потребители гражданского сектора экономики. При этом представители  Вооруженных Сил имели полномочия на контроль и активное участие во всех этапах создания новшества. В-третьих, хотя и в несколько специфических  формах, процесс создания новых видов  вооружений был «открыт» для жесткой  мировой конкурентной борьбы, поскольку  параметры новой военной техники  подвергались тщательному сопоставлению  с зарубежными аналогами. В целом, не принимая в расчет вопросы экономической  эффективности инновационного процесса в ВПК, можно отметить, что в данной сфере сохранялись высокие темпы НТП и присутствовала конкуренция.

В наше время, в условиях становления рыночных отношений  в России, интенсификация инновационных  процессов, особенно в наукоемких отраслях, должна являться характерной чертой развития современной экономики. По данным Министерства промышленности, науки и технологий РФ, мировой  рынок высокотехнологичной продукции  составляет 2 триллиона 300 миллиардов долларов - 50-55 макротехнологий. Из них 39% приходится на долю США, 30% - Японии, 16% - Германии. Несмотря на то что в России сосредоточено 12% ученых всего мира, ее доля на этом рынке меньше 0,5%. По расчетам Минпромнауки Россия способна претендовать на 12-17% макротехнологий. Одной из основных проблем, усложняющей  развитие инновационной деятельности, по мнению представителей крупных российских компаний и финансовых институтов, являются трудности организации  и управления инновационными процессами в хозяйствующих субъектах.

Причины подобных проблем  являются следствием недооценки сложности  и важности инновационных процессов, как базовых составляющих развития национальной экономики, регуляторов  ее стабильного функционирования. Негативную роль во многом сыграла неготовность и неприспособленность отечественного промышленного сектора в переходный период к нововведениям как факторам обеспечения конкурентоспособности  в условиях рыночного хозяйствования. В значительной степени это было обусловлено различиями в подходах к управлению ИП в плановой и рыночной экономике.

Информация о работе Управление инновационным процессом в условиях рынка