Процесс конкурсного замещения
не может проходить стихийно, он
будет более успешным при
выполнении нескольких правил:
- организация должна быть ориентирована
прежде всего на внутренний конкурс. Лишь
в исключительных случаях можно допускать
к участию в конкурсе внешних претендентов
на управленческие вакансии;
- конкурс на замещение вакантной управленческой
должности должен быть открытым и многоступенчатым.
Правила, по которым проводится конкурсное
замещение, определяются кадровой политикой
каждой конкретной организацией.
Третье. Планирование
индивидуального развития менеджеров.
При планировании индивидуального
развития менеджера следует уделять пристальное
внимание нескольким моментам. Во-первых,
карьерный путь менеджера должен выстраиваться
с точкой зрения его личных предпочтений
м способностей, а также исходя из будущих
потребностей в управленческих кадрах
самой организацией. Во-вторых, конкретные
мероприятия по получению новых знаний
и умений должны планироваться таким образом,
чтобы обеспечить приобретение менеджером
знаний, приоритетных для его следующего
карьерного шага.
Практическая ценность предложенного
подхода в том, что не надо ломать голову
над тем, каким образом и кого следует
включить в список резервистов, поскольку
вводится конкурсное замещение управленческих
должностей. Кроме того, теряет свою актуальность
вопрос – как следует учить резервистов.
Ведь модель управленческой компетенции
позволяет определить структуру знаний,
необходимых менеджеру для запланированного
карьерного шага.
И, наконец, единая цель – развития
менеджмента – связывает воедино
различные процедуры и техники
кадровой работы, обычно используемые
по отдельности. Речь идет о таких известных
процедурах, как ротация кадров, планирования
карьеры, оценка результатов деятельности,
обучение персонала и подготовка резерва.
Создание кадрового резерва
необходимо для более качественного
обеспечения компании подготовленными
сотрудниками, готовыми в случае необходимости
вести не только свой участок работы, но
и другие – по смежным направлениям. Наличие
в кадровом резерве подготовленных специалистов
позволяет компании значительно снизить
затраты на подбор и адаптацию новых сотрудников,
а также построить систему инвестиций
в развитие персонала, что в свою очередь
значительно повышает нематериальную
мотивацию работников и способствует
их закреплению в компании. Кроме того,
наличие подготовленного кадрового резерва
позволяет значительно снизить риски
компании при заболевании ключевых сотрудников
или возникновении других непредвиденных
обстоятельств.
- Этапы работы с резервом.
Работа с резервом предполагает
такие этапы, как:
- анализ потребности в резерве;
- формирование и составление списка резерва;
- подготовку кандидатов.
- Анализ потребности в резерве. Прежде чем начать процедуры формирования
резерва, следует:
- Спрогнозировать изменение структуры аппарата;
- Усовершенствовать продвижение работников
по службе;
- Определить степень обеспеченности резервом номенклатурных должностей;
- определить степень насыщенности
резерва по каждой должности или группе
одинаковых должностей (сколько кандидатур
из резерва приходится на каждую должность
или их группу).
В результате становится возможным
определить текущую и перспективную
потребность в резерве. Для определения
оптимальной численности резерва
кадров необходимо установить:
- потребность предприятия в кадрах
управления на ближайшую или более длительную
перспективу (до пяти лет);
- фактическую численность подготовленного
в данный момент резерва каждого уровня
независимо от того, где проходил подготовку
работник, зачисленный в резерв;
- примерный процент выбытия из резерва
кадров отдельных работников, например
из-за невыполнения индивидуальной программы
подготовки в связи с выездом в другой
район и др.;
- число высвобождающихся в результате
изменения структуры управления руководящих
работников, которые могут быть использованы
для руководящей деятельности на других
участках.
Эти вопросы решаются до формирования
кадрового резерва и корректируются
в течение всего периода работы
с ним.
Для дальнейшего совершенствования
работы по формированию резерва при
составлении списков резерва
необходимо учитывать следующие важнейшие
моменты:
- категории должностей, которые являются
базовыми для создания резерва руководителя
конкретного подразделения, дифференциацию
резерва в зависимости от особенностей
производства;
- возможность подбора заместителей
группы руководителей. При этом определяющими
фактором должно быть мнение об их перспективности
для дальнейшего роста по служебной лестнице
по всем оцениваемым качествам;
- персональную ответственность руководителей
за рациональную расстановку определенной
категории кадров. Например, за расстановку
мастеров и начальников участков в цехе
должен отвечать начальник цеха, за расстановку
начальников цехов – руководитель предприятия,
за расстановку заместителей начальников
цехов и подразделений предприятия –
заместитель руководителя предприятия
по кадрам.
- Формирование и составление списка резерва включает: формирование списка кандидатов в резерв и создание резерва на конкретные должности.
В процессе формирования резерва следует
определить:
1. кого можно и необходимо
включить в списки кандидатов в резерв;
2. кто из включенных в списки кандидатов
в резерв должен пройти обучение;
3. какую форму подготовки применить
к каждому кандидату с учетом его индивидуальных
особенностей и перспективы использования
на руководящей должности.
Для формирования списка резерва используются
следующие методы:
- анализ документальных данных –
отчетов, автобиографий, характеристик,
результатов аттестации работников и
других документов;
- наблюдение за поведение работника
в различных ситуациях (на производстве,
в быту и т.д.);
- оценка результатов трудовой деятельности
– производительности труда, качества
выполняемой работы и т.п., показателей
выполнения заданий руководимым подразделением
за период, который наиболее характерен
для оценки деятельности руководителя;
- метод заданной группировки работников
– сравниваются качества претендентов
с требованиями должности того или
иного ранга: под заданные требования
к должности подбирается кандидат или
под заданную структуру рабочей группы
подбираются конкретные люди. Этот метод
предполагает формирование трех видов
информационных массивов профессиограмм:
всей номенклатуры руководящих должностей,
фактографических данных и критериев
качеств специалистов.
При формировании списков кандидатов
в резерве учитываются такие факторы,
как:
- требования к должности, описание и оценка рабочего места, оценка производительности труда;
- профессиональная характеристика специалиста, необходимого для успешной работы в соответствующей должности;
- перечень должностей, занимая которые работник может стать кандидатом на
резервируемую должность;
- предельные ограничения критериев (образование, возраст, стаж работы
и т.п.) подбора кандидатов на соответствующие
должности;
- результаты оценки формальных требований и индивидуальных особенностей кандидатов на резервируемую должность;
- выводы и рекомендации последней аттестации;
- мнение руководителей и специалистов смежных подразделений, совета трудового коллектива;
- результаты оценки потенциала кандидата (возможный уровень руководства, способность к обучению, умение быстро овладевать теорией
и практическими навыками).
При формировании системы качеств
руководителя в резервируемой должности,
наиболее весомыми факторами и критериями,
подлежащими учету, являются:
- мотивация труда – интерес к профессиональным проблемам и творческому труду, стремление
к расширению кругозора, ориентация на
перспективу, успех и достижения, готовность
к социальным конфликтам в интересах работников
и дела, к обоснованному риску;
- профессионализм и компетентность – образовательный и возрастной цензы, стаж работы, уровень
профессиональной подготовленности, самостоятельность
в приятии решений и умение их реализовать,
умение вести переговоры, аргументировать
свою позицию, отстаивать ее и др.;
- личностные качества и потенциальные возможности – высокая степень интеллигентности,
гибкость, доступность, авторитетность,
тактичность, коммуникабельность, организаторские
склонности, нервно-психическая и эмоциональная
устойчивость, моторные характеристики
и т.д.
На стадии формирования списка резерва
решаются такие задачи, как:
- оценка кандидатов;
- сопоставление совокупности качеств кандидата и тех требований, которые необходимы для резервируемой должности;
- сравнение кандидатов на одну должность и выбор более соответствующего для работы в резервируемой должности.
По результатам оценки и сравнения
кандидатов уточняется и корректируется
предварительный список резерва.
3) Подготовка кандидатов. Для формирования
резерва, как правило, недостаточно
отобрать способных к продвижению
сотрудников – важно правильно
подготовить их к должности и организовать
продвижение.
Для профессиональной подготовки могут
быть использованы следующие методы:
- индивидуальная подготовка под руководством вышестоящего руководителя;
- стажировка в должности на своем и другом предприятии;
- учеба в институте и на курсах в зависимости
от планируемой должности.
Для подготовки резерва разрабатываются
и утверждаются администрацией три
вида программ.
- Общая программа включает теоретическую подготовку – обновление
и пополнение знаний по отдельным вопросам
науки и практики управления производством;
повышение образования кандидатов, зачисленных
в резерве, связанных с их прежней (базовой)
подготовкой; обучение специальным дисциплинам,
необходимым для повышения эффективности
управления производимым. Форма контроля
– сдача экзамена (зачетов).
- Специальная программа предусматривает разделение всего резерва по специальностям. Подготовка, сочетающая теорию и практику, осуществляется по следующим направлениям: деловые игры по общетехническим и специальным проблемам; решение конкретных производственных
задач по специальностям. Форма контроля
– разработка конкретных рекомендаций
по улучшению производства и их защита.
- Индивидуальная программа включает конкретные задачи по повышению уровня знаний, навыков и умений для каждого специалиста, зачисленного
в резерв, по следующим направлениям: производственная
практика на передовых отечественных
и зарубежных предприятиях, стажировка
на резервной должности. Индивидуальные
планы кандидатов разрабатываются непосредственными
начальниками подразделений и утверждаются
руководителями предприятия. Систематический
контроль за выполнением индивидуальных
планов осуществляются руководителем
подразделений и работников службы управления
персоналом, ответственными за подготовку
резерва.
Заключение
Кадровый резерв – группа квалифицированных
работников компании, прошедших предварительный
отбор, специальную подготовку и
являющихся внутренними кандидатами
на замещение вакансий вышестоящих
должностей руководителей.
Можно выделить несколько типологий
кадрового резерва (по виду деятельности,
скорости замещения должностей, уровню
подготовленности и т.д.). в зависимости
от целей кадровой работы можно использовать
либо одну, либо другую типологию.
Своевременное выявление и успешная
подготовка к работе в высокой должности
будущих руководителей является сегодня
важнейшим фактором успеха в конкретной
борьбе. Поэтому современные компании
создают систему подбора, развития и перемещения
будущих руководителей (резерва) и рассматривают
управление этой системой как стратегический
важную задачу.
Список литературы
- Екомасов В.В. Создаем кадровый резерв. (Электронный ресурс)// Кадры предприятия. 2007.№8// http://www.hr-portal.ru/node/573/print
- Лановенко Е. Работа с кадровым резервом (Электронный ресурс)// Справочник кадровика. 2006.№8 //http://www.hr-portal.ru/node/566
- Мурашев М. Кадровый резерв: российская практика (Электронный ресурс)// Кадровый менеджмент.2003.№6//
http:// www.hrm.ru/db/hrm/8C53DA0DA8A1BDF2C3256D470031AA4B/category.html
Тестовое задание.
- Управление персоналом – это…
- управленческие, социально-экономические
отношения, складывающиеся в процессе
совместного труда;
- нет правильного ответа;
- целенаправленное организационное воздействие на людей, работающих в организации (персоналом);
- организация труда и соблюдение этики трудовых отношений.
- Личный состав организаций, включающий всех наемных работников, а также работающих собственников и совладельцев – это…
- Персонал;
- Структура;
- Объект управления;
- Структура персонала организации.