Управление коммуникациями в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 17:05, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы обусловлена тем, что коммуникация предоставляет средства для выработки и исполнения решений, осуществления обратной связи и корректировки целей и процедур деятельности организации в соответствии с требованиями ситуации. Поэтому и менеджеры, и исполнители должны понимать основные концепции и способы применения коммуникационных технологий и быть способными принимать важные решения относительно их использования.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Понятие и сущность коммуникации в организации
1.1 Коммуникации и их значение в процессе деятельности организации
1.2 Внутренние коммуникации
1.3 Внешние коммуникации
Глава 2. Управление коммуникациями в компании «Евросеть»
2.1. Общая характеристика компании «Евросеть»
2.2 Внешние коммуникации в компании «Евросеть»
2.3. Внешние коммуникации в компании «Евросеть»
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Управление коммуникациями в организации.doc

— 219.50 Кб (Скачать файл)

Управление коммуникациями в организации (курсовая)

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

Введение

 

Глава 1. Понятие и сущность коммуникации в организации

 

1.1 Коммуникации и их  значение в процессе деятельности  организации

 

1.2 Внутренние коммуникации 

 

1.3 Внешние коммуникации

 

Глава 2. Управление коммуникациями в компании «Евросеть»

 

2.1. Общая характеристика  компании «Евросеть» 

 

2.2 Внешние коммуникации  в компании «Евросеть» 

 

2.3. Внешние коммуникации  в компании «Евросеть» 

 

Заключение

 

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

 

Коммуникации в организационном  контексте включают взаимодействие между людьми. Внутренние коммуникации играют особую роль в групповой динамике. Без коммуникаций нет общения, обмена информацией, а без этого не может  быть и группы. Таким образом, коммуникации выступают как определяющее условие для формирования группы и ее жизнедеятельности.

 

Актуальность данной темы обусловлена тем, что коммуникация предоставляет средства для выработки  и исполнения решений, осуществления  обратной связи и корректировки целей и процедур деятельности организации в соответствии с требованиями ситуации. Поэтому и менеджеры, и исполнители должны понимать основные концепции и способы применения коммуникационных технологий и быть способными принимать важные решения относительно их использования.

 

Все виды управленческой деятельности основаны на обмене информацией, поэтому коммуникации и называют связующими процессами. Руководителю приходится осмысливать большие  объемы информации, среди которой  есть информация, не влияющая на процесс управления. Поэтому в работе делается акцент на эффективность коммуникаций, т.е. обмен информацией, которая оказывает непосредственное влияние на управление организацией. Эффективный менеджер – это тот, кто из общего потока коммуникаций умеет быстро отобрать эффективные, т.е. полезные для процесса управления.

 

Объект работы, компании «Евросеть».

 

Предметом работы является совершенствование коммуникаций на компании «Евросеть».

 

Целью курсовой работы является изучение коммуникаций, и их использование в менеджменте, разработка эффективных коммуникаций в современных условиях на примере компании «Евросеть».

 

Для достижения поставленной цели в работе решались следующие  задачи:

 

1. Изучение теоретических  основ и современных тенденций  понятий и сущности коммуникаций в организации;

 

2. Проанализировать деятельность  предприятия компании «Евросеть»  исследовав систему коммуникаций  предприятия и разработка мероприятий  по совершенствованию коммуникаций  в компании «Евросеть».

 

Гипотеза курсовой работы - доказать, что внутренние и внешние коммуникации необходимы для нормального развития и функционирования организации.

 

Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения.

 

В первой части работы рассматривается теоретический  материал, касающийся этапов и элементов коммуникационного процесса, виды коммуникационных сетей.

 

Во второй – краткая  характеристика исследуемой организации, анализ этапов коммуникационного процесса в компании «Евросеть» и анализ коммуникационных сетей в данной организации. А так же рассматриваются мероприятия по улучшению коммуникационного процесса в компании.

 

Теоретическая и практическая значимость курсовой работы заключается  в том, что научные положения  и выводы, относящиеся к управлению внутренних и внешних коммуникаций можно применить для другой организации или предприятия.

 

 

 

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ КОММУНИКАЦИИ В ОРГАНИЗАЦИИ

 

 

 

1.1. Коммуникации и  их значение в процессе деятельности  организации

 

 

 

Современный отрезок  пути развития коммуникации как социологического, психологического, межкультурного, экономического феномена заставляет взглянуть на этот процесс в первую очередь с точки зрения потребности общественного производства, в котором традиционные факторы (земля, труд, капитал) действуют только при условии эффективного использования коммуникации.

 

Под коммуникациями понимается обмен информацией, знаниями, интеллектуальной собственностью. В процессе специализации  управленческого труда коммуникации выделились в самостоятельный вид  профессиональной деятельности, цель которых – формирование и эффективное развитие всех видов капитала организации. Достигается эта цель с помощью применения специальных коммуникационных технологий, методов, инструментов, механизмов.

 

Коммуникации играют особую роль в групповой динамике. Без коммуникаций нет общения, а без общения не может быть и группы. Таким образом, коммуникации выступают как определяющее условие для формирования группы и ее жизнедеятельности.

 

Поэтому менеджеру надо хорошо знать средства коммуникации, уметь правильно ими пользоваться в процессе общения, преодолевать коммуникативные барьеры непонимания.

 

Работа менеджера любого уровня невозможна без отлаженной системы  коммуникаций. Под коммуникацией  понимается процесс передачи информации от одного человека к другому с помощью приборов, жестов, речи или в письменной форме. Менеджер обменивается информацией с руководителями, коллегами, подчиненными и потребителями. Он ставит резолюции на документах и записывает свои замечания, отправляет и получает сообщения по электронной почте, просматривает отчеты, готовит презентации, проводит собрания групп, произносит речи и сообщает о своих решениях другим людям [3, С.213].

 

Путем коммуникаций информация передается руководителям, а решения  – их исполнителям. Без коммуникаций не может быть организации, так как без них невозможно обеспечить координацию деятельности людей. Оценки показывают, что до 80% времени руководителей всех уровней расходуется на те или иные коммуникации. Но осуществляются они далеко не эффективно: 75% американских, 63% английских и 85% японских руководителей считают коммуникации главным препятствием на пути достижения эффективности их организациями.

 

Коммуникации являются важнейшим связующим процессом  в менеджменте. Благодаря коммуникациям  обеспечивается связь между организацией и средой, взаимодействие всех функций управления и согласованность принимаемых решений. В каждой организации осуществляется множество коммуникаций

 

В целом коммуникации можно разделить на две большие  группы – формальные и неформальные. Формальные – это предписанные коммуникации, которые должны иметь место в процессе управления. Их специально проектируют, описывают, анализируют, совершенствуют. Это основные коммуникации в менеджменте. В них входит обмен информацией организации со средой, а также внутренние коммуникации, протекающие по восходящему и нисходящему направлению, по вертикали, горизонтали и диагонали управления. Содержание горизонтальных и диагональных сообщений имеет в основном координационный характер, а вертикальных – преимущественно приказной.

 

Все коммуникации являются либо межличностными (между людьми), либо организационными (между уровнями и структурными подразделениями  внутри предприятия, фирмы, между самой  компанией и организациями в  ее внешнем окружении). Организационные коммуникации также осуществляются людьми, но их необходимость и содержание диктуются потребностями организаций и их подразделений в обмене информацией с другими организациями и подразделениями.

 

Удельный вес неформальных коммуникаций значительно ниже по сравнению с формальными, их специально не предусматривают при разработке процессов управления, зачастую они возникают спонтанно и, как правило, не обсуждаются, хотя о факте их существования знает каждый работник организации.

 

В американском менеджменте считается, что эффективный руководитель должен знать каналы неформальных коммуникаций в своей компании, скорость прохождения по ним информации и уметь использовать эти каналы в определенных ситуациях. Например, когда нужно провести преобразования, и руководителю важно знать, как на них могут отреагировать сотрудники, использование намеренной утечки информации и знание реакции на грядущие изменения работников позволит предотвратить принятие неправильных решений. Или когда нужно быстро получить информацию о настроении (намерениях, возможных действиях и пр.) определенных групп работников можно умело воспользоваться каналами слухов. Но руководитель должен быть очень искусным в вопросах неформальных коммуникаций, так как граница между этичным и неэтичным поведением очень тонкая, а ее нарушение может стать фатальным для авторитета руководителя и общей психологической обстановки в компании.

 

Как уже было отмечено, все коммуникации происходят с участием человека. Умение говорить, слушать, писать и читать является важнейшим качеством менеджера, отражающим его способности к коммуникации. Процесс управления, эффективность совместного труда во многом зависят от того, как менеджер может принять и интерпретировать поступающие к нему данные, и отправить необходимую информацию всем, кто с ним связан общей деятельностью. В целом эти требования сводятся к тому, что менеджер должен уметь строить эффективные процессы коммуникаций в организации [8, С.127-134].

 

Коммуникации по своей  природе - это контакт, связь с  целью обмена идеями, мнениями и информацией в устном или письменном виде посредством символов или действий. Передаваемая информация должна быть значима для участников коммуникации. Цель коммуникации - добиться от принимающей стороны точного понимания отправленного сообщения. В коммуникациях всегда участвуют элементы, без которых коммуникационный процесс не может происходить [9, С.124].

 

По крайней мере, необходимо два лица - отправитель и получатель.

 

Отправитель - это любой индивид (сотрудник), имеющий определенные идеи, намерения, информацию и цель коммуникации.

 

Отправитель формулирует смысл  того, что и почему он хочет передать другому участнику процесса коммуникации.

 

Кодирование - перевод информации отправителя в комплекс коммуникационных символов (слов, действий, выражения лица и т.п.). Основной формой кодирования выступает язык коммуникаций.

 

Сообщение - информация, которую отправитель  передает желаемому получателю, формируется  в результате кодирования. Отправитель  ставит своей целью выражение  сообщения в вербальной или невербальной форме.

 

Каналы, по которым передается сообщение  в организации, различны. Информация может передаваться путем личного  общения, телефонных переговоров, групповых  встреч, передачи сообщений по факсу, докладных и служебных записок, документов, графиками производства и отгрузки продукции и т.д.

 

Получатель - индивид, воспринимающий сообщение отправителя.

 

Декодирование - процесс превращения  сообщения в имеющую смысл  форму. Коммуникация успешна, когда  получатель получил и понял отправленное сообщение. Чем ближе декодированное сообщение к намерению, выраженному отправителем, тем более эффективна коммуникация.

 

Не следует отождествлять отправку сообщения и его передачу. Передача осуществляется только в случае, когда  получатель реально получил сообщение.

 

Результаты декодирования зависят  от навыков, установок, знаний, ожиданий, социокультурной среды получателя.

 

Обратная связь - присутствует, когда  получатель демонстрирует реакцию  на полученное сообщение. Это может  быть любой сигнал получателя отправителю - кивок, подразумевающий понимание вопроса, быстрый ответ по электронной почте и т.д. Дает возможность отправителю установить, получено ли сообщение и вызвало ли оно ожидаемую реакцию.

 

Когда адресат, получивший сообщение, отвечает отправителю, роли сторон изменяются. Между ними формируется взаимный информационный поток, реакция каждой стороны выражается в обратной связи на сообщение. В этом случае устанавливается двусторонний, коммуникативный процесс, который представлен на рисунке 1.

 

 

 

 

По видам коммуникации различают:

 

По субъекту и средствам коммуникаций

 

А) Межличностные;

 

Б) Коммуникации с помощью технических  средств, информационных технологий.

 

По форме общения

 

А) Вербальные;

 

Б) Невербальные.

 

По каналам общения

 

А) Формальные;

 

Б) Неформальные.

 

По организационному признаку (по пространственному расположению каналов)

 

А) Вертикальные;

 

Б) Горизонтальные;

 

В) Диагональные.

 

По направленности общения

 

А) Нисходящие;

 

Б) Восходящие.

 

Межличностные коммуникации - коммуникации, осуществляемые между людьми в ситуациях «лицом к лицу» и в группах с помощью слов и несловесных средств общения.

 

Коммуникации, осуществляемые с помощью технических средств, информационных технологий в современных  условиях приобретают важнейшее  значение. Осуществляются с помощью электронной почты, телекоммуникационных систем, управленческих информационных технологий (УИС) и др. Менеджеры с помощью УИС могут, например, обратиться к другим сотрудникам за информацией, нужной для решения проблем, а могут также изучить литературу о современных достижениях в какой-либо интересующей их области.

 

Вербальные коммуникации - коммуникации, осуществляемые с помощью  устной речи как системы кодирования.

 

Большую часть рабочего времени многие менеджеры тратят на личное общение с другими индивидами. Достоинствами устных коммуникаций являются быстрота, спонтанность и возможность широкого использования невербальных сигналов одновременно со словами. По данным А. Мейрабиана лишь 7% сообщений определено их вербальным содержанием, 93% имеет невербальную природу, из которых 38% определено модуляцией голоса, а 55% - выражением лица.

 

Невербальные коммуникации - сообщения, посланные отправителем без использования устной речи как  системы кодирования, с помощью  жестов, мимики, поз, взгляда, манер и т.д. Они выступают как средства коммуникации в той степени, в которой их содержание может быть интерпретировано другими. С помощью вербальных коммуникаций передается информация, а невербальные коммуникации передают отношение к партнеру по сообщению [2, С.224].

Информация о работе Управление коммуникациями в организации