Управление конфликтами, стрессами и организационными изменениями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2014 в 20:45, контрольная работа

Описание работы

Очевидно, каждому из нас приходилось сталкиваться с конфликтными ситуациями. Конфликты проявляются в деятельности всех социальных институтов, социальных групп, во взаимоотношениях между людьми. Человек не может избежать их. Он может решить участвовать в выработке решений или оставить это другим. Поэтому руководителю, да и каждому культурному человеку необходимо иметь хотя бы элементарные представления о конфликтах, способах поведения при их возникновении. К сожалению, для большинства людей характерно неумение находить достойный выход из них. Кроме того, как только возникает конфликт, а он всегда связан с эмоциями, мы начинаем испытывать дискомфорт, напряжение, которые могут привести даже к стрессовым ситуациям, нанося тем самым ущерб здоровью участников конфликта.

Файлы: 1 файл

Менеджмент.docx

— 69.34 Кб (Скачать файл)

6. Маневрирование с целью  уменьшения сопротивления переменам  означает выборочное использование  информации или составление четкого  графика деятельности и мероприятий, чтобы оказать желаемое воздействие  на подчиненных. Например, один руководитель  может попросить другого посмотреть  предложение, поскольку он уже  получил «добро» у высшего  начальства. Хотя первый руководитель  не получил этого одобрения  у руководства корпорацией, он  надеется, что, заручившись согласием  различных руководителей своего  уровня, он или она смогут затем  заявить высшему руководству: «Мы  все согласны с этим предложением, и нам остается получить лишь  ваше согласие».

7. Принуждение есть угроза  лишить работы, продвижения, повышения  профессиональной квалификации, повышения  заработной платы или назначения  на новую должность с целью  получения согласия на перемены.

 

3. Природа стресса.

 

Стресс – обычное и часто встречающееся явление. Мы все временами испытываем его – может быть, как ощущение пустоты в глубине желудка, когда встаем, представляясь в классе, или как повышенную раздражительность или бессонницу во время экзаменационной сессии. Незначительные стрессы неизбежны и безвредны. Именно чрезмерный стресс создает проблемы для индивидуумов и организаций. Стресс является неотъемлемой частью человеческого существования, надо только научиться различать допустимую степень стресса и слишком большой стресс. Нулевой стресс невозможен. Тот тип стресса, который рассматривается в данной работе, определяется как чрезмерное психологическое или физиологическое напряжение. Исследования показывают, что к физиологическим признакам стресса относятся язвы, мигрень, гипертония, боль в спине, артрит, астма и боли в сердце. Психологические проявления включают раздражительность, потерю аппетита, депрессию и пониженный интерес к межличным и сексуальным отношениям и др. Снижая эффективность и благополучие индивидуума, чрезмерный стресс дорого обходится организациям. Многие проблемы сотрудников, которые отражаются как на их заработке и результатах работы, так и на здоровье и благополучии сотрудников, коренятся в психологическом стрессе. Стресс прямо и косвенно увеличивает затраты на достижение целей организаций и снижает качество жизни для большого числа трудящихся.

 

3.1 Причины стресса.

 

Стресс может быть вызван факторами, связанными с работой и деятельностью организации или событиями личной жизни человека.

Организационные факторы.

Рассмотрим те факторы, действующие внутри организации, которые вызывают стресс:

1. Перегрузка или слишком  малая рабочая нагрузка, т.е. задание, которое следует завершить за  конкретный период времени. Работнику  просто поручили непомерное количество  заданий или необоснованный уровень  выпуска продукции на данный  период времени. В этом случае  обычно возникает беспокойство, фрустрация (чувство крушения), а  также чувство безнадежности  и материальных потерь. Однако  недогрузка может вызвать точно  такие же чувства. Работник, не  получающий работы, соответствующей  его возможностям, обычно чувствует  фрустрацию, беспокойство относительно  своей ценности и положения  в социальной структуре организации  и ощущает себя явно невознагражденным.

2. Конфликт ролей. Конфликт  ролей возникает тогда, когда  к работнику предъявляют противоречивые  требования. Например, продавец может  получить задание немедленно  реагировать на просьбы клиентов, но, когда его видят разговаривающим  с клиентом, то говорят, чтобы  он не забывал заполнять полки  товаром. Конфликт ролей может  также произойти в результате  нарушения принципа единоначалия. Два руководителя в иерархии  могут дать работнику противоречивые  указания. Например, директор завода  может потребовать от начальника  цеха максимально увеличить выпуск  продукции, в то время как начальник  отдела технического контроля  требует соблюдения стандартов  качества. Конфликт ролей может  также возникнуть в результате  различий между нормами неформальной  группы и требованиями формальной  организации. В этой ситуации  индивидуум может почувствовать  напряжение и беспокойство, потому  что хочет быть принятым группой, с одной стороны, и соблюдать  требования руководства – с  другой.

3. Неопределенность ролей. Неопределенность ролей возникает  тогда, когда работник не уверен  в том, что от него ожидают. В отличие от конфликта ролей, здесь требования не будут  противоречивыми, но и уклончивы  и неопределенны. Люди должны  иметь правильное представление  об ожиданиях руководства –  что они должны делать, как  они должны делать и как  их после этого будут оценивать.

4. Неинтересная работа. Некоторые  исследования показывают, что индивидуумы, имеющие более интересную работу, проявляют меньше беспокойства  и менее подвержены физическим  недомоганиям, чем занимающиеся  неинтересной работой. Однако взгляды  на понятие «интересная» работа  у людей различается: то, что кажется  интересным или скучным для  одного, совсем не обязательно  будет интересно другим.

5. Существуют также и  другие факторы. Стресс может  возникнуть в результате плохих  физических условий, например, отклонений  в температуре помещения, плохого  освещения или чрезмерного шума. Неправильные соотношения между  полномочиями и ответственностью, плохие каналы обмена информацией  в организации и необоснованные  требования сотрудников друг  к другу тоже могут вызвать  стресс. Идеальным будет такое  положение, когда производительность  находится на возможно более  высоком уровне, а стресс –  на возможно более низком. Чтобы  достичь этого, руководители и  другие сотрудники организации  должны научиться справляться  со стрессом в самих себе. Как  же управлять, чтобы повысить  производительность и понизить  уровень стресса?

Люди, страдающие от чрезмерного стресса на работе могут попытаться применить следующие методы:

1. Разработайте систему  приоритетов в своей работе. Оцените  свою работу следующим образом: «должен сделать сегодня», «сделать  позднее на этой неделе» и  «сделать, когда будет время».

2. Научитесь говорить  «нет», когда достигнете предела, после которого вы уже не  можете взять на себя больше  работы. Объясните своему начальнику, что понимаете важность задания. Затем опишите конкретные приоритетные  работы, над которыми в настоящее  время работаете. Если он настаивает  на выполнении нового задания, спросите, какую работу вы должны  отложить до завершения нового  задания.

3. Наладьте особенно эффективные  и надежные отношения с вашим  начальником. Поймите его проблемы  и помогите ему понять ваши. Научите вашего начальника уважать  ваши приоритеты, вашу рабочую  нагрузку и давать обоснованные  поручения.

4. Не соглашайтесь с  вашим руководителем или кем-либо, кто начинает выставлять противоречивые  требования (конфликт ролей). Объясните, что эти требования тянут вас  в противоположных направлениях. Попросите устроить совещание  со всеми заинтересованными сторонами, чтобы выяснить вопрос. Не занимайте  обвинительно-агрессивной позиции; просто объясните, какие конкретные  проблемы создают для вас противоречивые  требования.

5. Сообщите своему руководителю  или сотрудникам, когда вы почувствуете, что ожидания или стандарты  оценки вашего задания не ясны (неопределенность ролей). Скажите  им, что вы несколько неуверенны  относительно ряда конкретных, связанных  с заданием вопросов и хотели  бы иметь возможность обсудить  эти вопросы с ними.

6. Обсудите чувство скуки  или отсутствие интереса к  работе со своим руководителем. Еще раз учтите, не следует  становиться в положение жалующегося. Объясните, что вы сторонник требующей  отдачи сил работы и хотели  бы иметь возможность принять  участие в других видах деятельности.

7. Найдите каждый день  время для отключения и отдыха. Закройте на пять минут дверь  каждое утро, поднимите и обоприте  на что-нибудь ноги, полностью  расслабьтесь и выбросьте работу  из головы. Обратитесь к приятным  мыслям или образам, чтобы освежить  мозг. Уходите время от времени  из конторы, чтобы сменить обстановку  или ход мыслей. Не обедайте  там и не задерживайтесь подолгу  после того, как вам следовало  бы уже идти домой или заняться  другой работой.

К другим факторам, связанным с понижением вероятности стресса, относятся соблюдение надлежащего питания, поддержание себя в форме с помощью физических упражнений и достижение общего равновесия в жизни.

Чтобы управлять другими, достигая при этом высокой производительности труда и низкого уровня стресса, мы предлагаем следующее:

1. Оцените способности, потребности  и склонности ваших работников  и попытайтесь выбрать объем  и тип работы для них, соответствующие  этим факторам. Как только они  продемонстрируют успешные результаты  при выполнении этих задач, повысьте  им рабочую нагрузку, если они  того желают. В подходящих случаях  делегируйте полномочия и ответственность.

2. Разрешайте вашим работникам  отказываться от выполнения, какого-либо  задания, если у них есть для  этого достаточные основания. Если  необходимо, чтобы они выполнили  это задание, объясните, почему это  нужно, и установите приоритеты  в их работе, чтобы дать необходимое  время и ресурсы для выполнения  дополнительного задания.

3. Четко опишите конкретные  зоны полномочий, ответственности  и производственных ожиданий. Используйте  двустороннюю коммуникацию и  информацию своих подчиненных (обратную  связь).

4. Используйте стиль лидерства, соответствующий требованиям данной  ситуации.

5. Обеспечьте надлежащее  вознаграждение за эффективную  работу.

6. Выступайте в роли  наставника по отношению к  вашим подчиненным, развивая их  способности и обсуждая с ними  сложные вопросы.

Личностные факторы. На жизненном пути нас поджидает множество событий и потрясений, способных вызвать стресс. В большинстве своем они являются неотъемлемой частью нашей жизни, поэтому избежать их или обойти просто невозможно. Важно знать, какие события и в каких случаях особо стрессогенны, – это поможет смягчить негативные последствия. Полученные в результате многочисленных исследований данные свидетельствуют об определенной связи между вызывающими стресс жизненными ситуациями и началом развития различных заболеваний. Они позволяют сделать вывод, что вызывающее стресс событие или явление может быть одним из многочисленных факторов нашей повседневной жизни, способствующих возникновению различных психических отклонений и психосоматических заболеваний.

Если снова просмотреть перечень жизненных ситуаций и событий, способных вызвать стресс, то увидим, что некоторые из них являются положительными и благоприятно влияют на нашу жизнь (свадьба, личный успех, рождение ребенка, успешная сдача экзаменов). Кроме того, в течение жизни мы испытываем и другие положительные ощущения: к примеру, радость (окончание школы, института, встреча с друзьями и родными, победа любимой команды), любовь, творческий подъем (вдохновение), достижение выдающегося спортивного результата и т.п. Однако стрессовое напряжение способны вызвать как положительные, так и отрицательные ситуации. Чтобы как-то различать источники стрессов, да и сами стрессы, положительные получили название эвстресс, отрицательные – дистресс, или просто стресс. Некоторые жизненные ситуации, вызывающие стресс можно предвидеть. Например, смену фаз развития и становления семьи или же биологически обусловленные изменения в организме, характерные для каждого из нас.

Другие ситуации неожиданны и непредсказуемы, особенно внезапные (несчастные случаи, природные катаклизмы, смерть близкого человека). Существуют еще ситуации, обусловленные поведением человека, принятием определенных решений, определенным ходом событий (развод, смена места работы или места жительства и т.п.). Каждая из подобных ситуаций способна вызвать душевный дискомфорт. В этой связи человеку необходимы хорошие адаптационные способности, которые помогут пережить самые тяжелые жизненные ситуации, выстоять в самых жестких жизненных испытаниях. Эти адаптационные способности мы и сами можем в себе воспитать, и совершенствовать с помощью различных упражнений.

Вот несколько выводов, отвечающих на вопрос, как можно своевременно подготовиться к стрессогенному событию или жизненной ситуации и ослабить их негативное воздействие на организм:

1. Прежде всего, необходима  достаточная информация о возможности  наступления подобных ситуаций.

2. Продумайте, как предупредить  конкретные жизненные опасности, чтобы не возникла ожидаемая  критическая ситуация, или попытайтесь  найти способы ее смягчения.

3. Не спешите делать  преждевременные скоропалительные  выводы, не принимайте решений  сгоряча, в состоянии нервозности  или истерии, до того как ожидаемые  события начались. Не пытайтесь в преддверии самого события, исходя из своих предположений, делать поспешные умозаключения – ведь в ваших мыслях и воображении уже имеется достаточное количество материала, способного продиктовать далеко не всегда правильное решение.

4. Помните, что большую  часть вызывающих стресс ситуаций  вы способны решить сами, не  прибегая к помощи специалистов.

Информация о работе Управление конфликтами, стрессами и организационными изменениями