Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2014 в 20:45, контрольная работа
Очевидно, каждому из нас приходилось сталкиваться с конфликтными ситуациями. Конфликты проявляются в деятельности всех социальных институтов, социальных групп, во взаимоотношениях между людьми. Человек не может избежать их. Он может решить участвовать в выработке решений или оставить это другим. Поэтому руководителю, да и каждому культурному человеку необходимо иметь хотя бы элементарные представления о конфликтах, способах поведения при их возникновении. К сожалению, для большинства людей характерно неумение находить достойный выход из них. Кроме того, как только возникает конфликт, а он всегда связан с эмоциями, мы начинаем испытывать дискомфорт, напряжение, которые могут привести даже к стрессовым ситуациям, нанося тем самым ущерб здоровью участников конфликта.
5. Очень важно иметь
достаточный запас энергии и
силы воли для решения сложных
ситуаций – это одно из
6. Вам необходимо понять и принять, что серьезные перемены, в том и числе негативные, – неотъемлемая часть жизни.
7. Помните, что стрессогенными
жизненными ситуациями быстрее
и лучше овладевают те, кто
умеет использовать методы
8. Активный образ жизни
способствует созданию в
9. Для ослабления негативного
воздействия стрессовой
10. Преодолеть стрессогенные
жизненные ситуации могут
Стрессовое напряжение. Итак, стресс – это напряженное состояние организма, т.е. неспецифический ответ организма на предъявленное ему требование (стрессовую ситуацию). Под воздействием стресса организм человека испытывает стрессовое напряжение. Рассмотрим различные состояния человека, которые могут сигнализировать о наличии в организме внутреннего напряжения. Сознательная оценка способна перевести эти сигналы из сферы эмоциональной (чувства) в сферу рациональную (разум) и тем самым ликвидировать нежелательное состояние.
Признаки стрессового напряжения:
1. Невозможность сосредоточиться на чем-то.
2. Слишком частые ошибки в работе.
3. Ухудшается память.
4. Слишком часто возникает чувство усталости.
5. Мысли часто улетучиваются.
6. Довольно часто появляются боли (голова, спина, область желудка).
7. Повышенная возбудимость.
8. Работа не доставляет прежней радости.
9. Потеря чувства юмора.
10. Резко возрастает количество выкуриваемых сигарет.
11. Пристрастие к алкогольным напиткам.
12. Пропадает аппетит – вообще потерян вкус к еде.
Если вы обнаружили у себя признаки стрессового напряжения организма, то необходимо внимательно изучить его причины.
Причины стрессового напряжения:
1. Гораздо чаще вам приходится делать не то, что хотелось бы, а то, что нужно, что входит в ваши обязанности.
2. Вам постоянно не
хватает времени – не
3. Вас что-то или кто-то подгоняет, вы постоянно куда-то спешите.
4. Вам начинает казаться,
что все окружающие зажаты
в тисках какого-то
5. Вам постоянно хочется спать – никак не можете выспаться.
6. Вы видите чересчур много снов, особенно когда очень устали за день.
7. Вы очень много курите.
8. Потребляете алкоголя больше, чем обычно.
9. Дома, в семье, у вас постоянные конфликты.
10. Постоянно ощущаете неудовлетворенность жизнью.
11. Влезаете в долги, даже не зная, как с ними расплатиться.
12. Вы не чувствуете уважения к себе – ни дома, ни на работе.
Здесь приведены не все причины стрессового напряжения. Каждый человек должен сам проводить анализ своего состояния и выявлять причины стрессового напряжения. Предрасположенность к стрессовому напряжению можно определить с помощью теста приведённого в (приложении 2).
3.2. Как управлять, чтобы повысить производительность и понизить уровень стресса.
Идеальным будет такое положение, когда производительность находится на возможно более высоком уровне, а стресс – на возможно более низком. Чтобы достичь этого, руководители должны научиться справляться со стрессом в самих себе.
Рассмотрим пример, в котором обсуждается вопрос о том, как руководители могут помочь снизить уровень стресса своих сотрудников. Люди, страдающие от чрезмерного стресса на работе, могут попытаться применить следующие методы.
1. Разработайте систему приоритетов в своей работе. Оцените свою работу следующим образом: «должен сделать сегодня», «сделать позднее на этой неделе» и «сделать, когда будет время».
2. Научитесь говорить
«нет», когда достигнете предела,
после которого вы уже не
можете взять на себя больше
работы. Объясните своему начальнику,
что понимаете важность
3. «Наладьте особенно
эффективные и надежные
4. Не соглашайтесь с
вашим руководителем или кем-
5. Сообщите своему руководителю
или сотрудникам, когда вы почувствуете,
что ожидания или стандарты
оценки не ясны (неопределенность
ролей). Скажите им, что вы несколько
неуверенны относительно ряда
конкретных, связанных с заданием
вопросов и хотели бы иметь
возможность обсудить эти
6. Обсудите чувство скуки
или отсутствие интереса к
работе со своим руководителем.
Еще раз учтите, не следует
становиться в положение
7. «Найдите каждый день
время для отключения и отдыха.
Закройте дверь на пять минут
каждое утро, поднимите и обоприте
на что-нибудь ноги, полностью
расслабьтесь и выбросите
Босс может стать для подчиненного лучшей защитой от стресса
Многих боссов обвиняли в том, что они были причиной расстройства здоровья у подчиненных, и восхваляли многих благожелательных супругов как утешителей при стрессе. Однако результаты новых исследований оспаривают правильность обоих стереотипов: босс может стать существенной защитой против стресса, в то время как, по утверждению некоторых исследований, поддержка семьи может только ухудшить дело.
Результаты дают надежду на изменение восприятия связей между работой, семьей и стрессом. «Стереотипным является взгляд, согласно которому крепкая домашняя основа представляет собой убежище, противостоящее бессердечному миру», – говорит Аарон Бек, специалист-психиатр в области стресса. – «Но даже самая благожелательная семья не может дать вам средство справиться со стрессом, связанным с работой, а ваш босс может это сделать».
Значение новых исследований в том, что они выходят за пределы очевидных фактов, – будто начальник обладает властью над чувствами подчиненного – чтобы более конкретно проанализировать последствия взаимоотношений между начальником и подчиненным.
Результаты исследований могут иметь большие последствия и изменить стиль управления, поскольку указывают на то, что не так важна личность начальника, – доброжелательный или сдержанный он человек – как его отношение к подчиненным, когда они решают свои проблемы. С точки зрения одной из исследователей, Сьюзан Уэлетт Кобасы, в настоящее время профессора психологии Школы последипломного образования, университета города Нью-Йорка: «Наиболее эффективный начальник – это тот, кто спрашивает себя: «Как я могу заставить моих подчиненных чувствовать себя такими же эффективными, как и я?» Он не собирается выполнять за них работу, но дает им понять, что доверяет им самим хорошо выполнить эту работу».
Другие исследователи стресса согласны с этим. Психолог Кеннет Пеллетье утверждает: «Босс – существенная фигура в том, как чувствуют себя его подчиненные и пострадает ли их здоровье. Одним из ключевых будет решение начальника – давать ли подчиненным почувствовать, что они самостоятельно выполняют свою работу».
Надежный начальник защищает своих подчиненных от ненужных проблем. Например, если в подразделении фирмы назревают перемены в высших эшелонах власти, нет никакой необходимости, чтобы работник услышал об этом прежде, чем это произойдет.
К другим факторам, связанным с понижением вероятности стресса, относятся соблюдение надлежащего режима питания, поддержание себя в форме с помощью физических упражнений и достижение общего равновесия в жизни.
3.3. Сопоставление стрессового и низкострессового стилей жизни.
Стрессовый стиль жизни |
Нестрессовый стиль жизни |
Испытывает хронический неослабевающий стресс |
Допускает наличие «творческого» стресса в определенные периоды напряженной деятельности |
Попадает в одну или несколько непрекращающихся стрессовых ситуаций |
Имеет «пути спасения», позволяющие хотя бы временно отстраниться и расслабиться |
Тяжело преодолевает стрессовые межличные отношения (например, трудности в семье, осложнение отношений с супругой, любовницей, боссом, сотрудниками) |
Отстаивает собственные права и потребности; устанавливает низкострессовые отношения взаимного уважения; тщательно выбирает друзей и завязывает взаимоотношения, которые являются ободряющими и спокойными |
Участвует в неинтересной, скучной, раздражающей или иным образом неприятной и неблагодарной работе |
Участвует в интересной, благодарной, стоящей работе, которая обеспечивает подлинное вознаграждение |
Испытывает постоянную нехватку времени; слишком много нужно сделать за данный отрезок времени |
Сохраняет стимулирующую рабочую нагрузку, где периоды перегрузки и кризисов уравновешиваются периодами «передышки» |
Беспокоится по поводу потенциально неприятных наступающих событий |
Уравновешивает опасные события полезными целями и положительными событиями, к которым следует стремиться |
Обладает пагубными для здоровья привычками (например, в питании, курит, выпивает, испытывает недостаток физических упражнений, в плохой физической форме) |
Сохраняет хорошую физическую форму, хорошо питается, очень редко употребляет алкоголь и табак или совсем не употребляет |
Поглощен одним видом жизненной деятельности (например, работой, общественной деятельностью, зарабатыванием денег, одиночеством или физической деятельностью) |
Вкладывает энергию в различные виды деятельности, что в целом приносит чувство удовлетворения (например, в работу, общественную деятельность, отдых, уединение, культурные мероприятия, семью и близких знакомых) |
Считает, что трудно просто «хорошо провести время», расслабиться и насладиться какой-нибудь кратковременной работой |
Находит удовольствие в простой деятельности, не чувствуя необходимости оправдывать наигранное поведение |
Воспринимает отношения между полами как неприятные, неблагодарные или общественно «запрограммированные» (например, путем интриг, стремления «заманить») |
Наслаждается полной и кипучей сексуальной жизнью, прямо выражая свой «сексуальный аппетит» |
Воспринимает жизнь как серьезную трудную ситуацию; отсутствует чувство юмора |
Наслаждается жизнью в целом; может смеяться над собой; имеет хорошо развитое чувство юмора |
Соглашается с выполнением угнетающих неблагодарных социальных ролей |
Проводит жизнь, относительно свободную от ролей; способен выражать естественные потребности, желания и чувства без оправдания |
Воспринимает тяжелые или стрессовые ситуации пассивно; страдает молча |
Настойчиво пытается изменить по возможности напряженные ситуации; пересматривает невозможные для выполнения сроки; избегает ненужных напряженных ситуации; эффективно распределяет время |
Чтобы управлять другими, достигая при этом высокой производительности труда и низкого уровня стресса, мы предлагаем следующее.
1. Оцените способности, потребности
и склонности ваших работников
и попытайтесь выбрать объем
и тип работы для них, соответствующие
этим факторам. Как только они
продемонстрируют успешные
2. Разрешайте вашим работникам
отказываться от выполнения
3. Четко опишите конкретные зоны полномочий, ответственности и производственных ожиданий. Используйте двустороннюю коммуникацию и информацию своих подчиненных.
4. Используйте стиль лидерства,
соответствующий требованиям
5. Обеспечьте надлежащее вознаграждение за эффективную работу.
6. Выступайте в роли наставника по отношению к вашим подчиненным, развивая их способности и обсуждая с ними сложные вопросы.
Заключение
Подводя итог своей работе, можно сделать следующие выводы.
Конфликт означает несогласие сторон, при котором одна сторона пытается добиться принятия своих взглядов и помешать другой стороне сделать то же самое.
Потенциальные причины конфликта – совместно используемые ресурсы, взаимозависимость заданий, различия в целях, различия в восприятии и ценностях, различия в стиле поведения и биографиях людей, а также плохая коммуникация. Люди часто не реагируют на ситуации потенциальных конфликтов, если эти ситуации связаны с минимальными личными потерями или угрозами.
Чрезмерный стресс может быть вызван слишком большим или слишком маленьким объемом работы, конфликтом ролей, неопределенностью ролен, скукой, физическими факторами и различными событиями личного характера.
Нельзя допускать победы стресса над собой. Надо терпеливо, с желанием готовить себя к сложным жизненным ситуациям, которые обязательно нам встретятся и на работе, и в личной жизни.
Информация о работе Управление конфликтами, стрессами и организационными изменениями