Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2015 в 16:35, реферат
Цель данного реферата – определить особенности управления конфликтами в трудовом коллективе и проанализировать управление конфликтами в трудовом коллективе.
Задачи данной работы следующие:
рассмотреть понятие конфликта, его объект и предмет;
изучить типологии конфликтов;
определить причины конфликтов;
обозначить методы управления конфликтами.
Введение……………………………………………………………………………….
3
Конфликты и их причины в организации……………………………………….
5
Понятие конфликта, его объект и предмет………………………………….
5
Типологии конфликтов………………………………………………………..
7
Причины конфликтов………………………………………………………….
8
Управление конфликтами…………………………………………………………
11
Структурные методы решения конфликтов…………………………………
11
Межличностные стили решения конфликтов……………………………….
12
Заключение……………………………………………………………………………..
14
Литература……………………………………………………………………………...
Содержание
Введение………………………………………………………… |
3 |
|
5 |
|
5 |
|
7 |
|
8 |
|
11 |
|
11 |
|
12 |
Заключение…………………………………………………… |
14 |
Литература…………………………………………………… |
16 |
Введение
Конфликты – одно из важнейших явлений современной жизни. Всем хорошо известно, что жизнь человека в обществе сложна и полна противоречий, которые часто приводят к столкновению интересов как отдельных людей, так больших и малых социальных групп.
Конфликты существуют ровно столько, сколько существует человек, так как возникают они только в процессе общения людей. Большую часть времени человек проводит на работе, взаимодействуя с начальством и подчиненными, общаясь с сослуживцами, строя совместную деятельность с партнерами компании. При таком плотном графике общения возникает масса причин, по которым люди не совсем правильно понимают друг друга, что и приводит к спорам. Если создавшаяся ситуация представляет собой угрозу достижению поставленных целей хотя бы для одного из участников взаимодействия, то возникает конфликт.
Под конфликтом принято понимать активные взаимонаправленные действия каждой из конфликтующих сторон для реализации своих целей (достижение власти, приобретение материальных ресурсов и т.д.), окрашенные сильными эмоциональными переживаниями. По статистике, 75–80% межличностных конфликтов возникает по причине материальной неудовлетворенности отдельных сотрудников, хотя внешне это может проявляться как несовпадение характеров или личных взглядов. Когда люди думают о конфликте, они чаще всего ассоциируют его с агрессией, угрозами, спорами, враждебностью, войной и т.п. В результате, бытует мнение, что конфликт – явление всегда нежелательное, что его необходимо, по возможности избегать и что его следует немедленно разрешать, как только он возникнет.
С одной стороны, конфликты, безусловно, вредны, поскольку нередко ведут к беспорядку, нестабильности, замедляют принятие решений. С другой – они имеют очень серьезное позитивное значение, которое часто не берут в расчет. Представители ранних школ управления считали, что конфликт – это признак неэффективной деятельности организации и плохого управления.
Современная точка зрения заключается в том, что даже в организациях с эффективным управлением некоторые конфликты не только возможны, но даже могут быть и желательны. Конечно, конфликт не всегда имеет положительный характер. В некоторых случаях он может мешать удовлетворению потребностей отдельной личности и достижению целей организации в целом. Надо только управлять конфликтом.
Таким образом, для эффективного решения возникающих проблем каждому человеку необходимо усвоить необходимый уровень теоретических знаний и практических навыков управления конфликтом и стрессом как формой регулирования межличностных отношений, а также знания о причинах возникновения и способах решения конфликтов.
Цель данного реферата – определить особенности управления конфликтами в трудовом коллективе и проанализировать управление конфликтами в трудовом коллективе.
Задачи данной работы следующие:
Конфликт – это всегда сложный и многоплановый социальный феномен, это определенное качество взаимодействия людей, которое выражается в противоборстве между их различными сторонами. Такими сторонами взаимодействия могут выступать индивиды, социальные группы, общности и государства, объединенные теми или иными целями и интересами. Конфликты возникают по самым различным причинам и мотивам: психологическим, экономическим, политическим, ценностным, религиозным и т.д. В том случае, когда противоборство сторон осуществляется на уровне отдельного индивида, такими сторонами выступают различные мотивы личности, составляющие ее внутреннюю структуру [2].
В данном определении отражены необходимые свойства всякого конфликта. Но для более полного его понимания как социального феномена это обобщающее определение нуждается в конкретизации и в более детальном описании необходимых и всеобщих элементов конфликта, его структуры, причин возникновения функций и динамики. Прежде всего, следует отметить, что основой всех конфликтов являются противоречия, возникающие между людьми или внутри структуры самой личности. Именно противоречия и вызывают противоборство между сторонами конфликта. При этом противоречия, вызывающие конфликт, не обязательно носят объективный характер. Они могут быть и субъективными, обусловленными субъективными личностными факторами, или они могут быть вообще мнимыми. Но, если они имеют для человека существенное значение, то могут порождать конфликтную ситуацию. Поэтому иногда конфликт определяют как предельное обострение противоречий между участниками взаимодействия, проявляющееся в их противоборстве. При этом речь идет именно о резком обострении противоречий, поскольку не всякое противоречие вызывает конфликт. На ранней стадии развития противоречия оно может разрешиться и бесконфликтным образом. Кроме того, противоречия могут вообще существовать в бесконфликтной форме.
Также, необходимо отметить, что конфликт – это всегда взаимодействие субъектов. Однако не всякое взаимодействие является конфликтом. Там, где нет противоборства, отсутствуют острые противоречия, сопровождающиеся отрицательными эмоциями, там нет и конфликта. Выяснение сущности конфликта позволяет сделать вывод, что конфликт – это явление социальное, что в нем всегда действуют субъекты, одаренные сознанием, преследующие свои цели и интересы. Всякий конфликт возникает только при наличии его объекта.
Столкновение между индивидами или социальными группами не бывает беспочвенным, а происходит только в том случае, если его участники не могут «поделить» что-то между собой.
Следует различать понятия «объект» и «предмет» конфликта. Та конкретная, материальная или духовная ценность, к обладанию, или пользованию которой стремятся противоборствующие стороны, называется объектом конфликта. Это может быть домовладение, земельный участок, автомобиль или другое имущество, а также социальная реальность в виде должностной вакансии, размера зарплаты – все, что представляет собой объект личных и групповых интересов. А предметом конфликта является та реальная или воображаемая проблема, которая подлежит решению и становится причиной конфликтной ситуации. Этим предметом могут быть жизненные установки, распределение ресурсов, статус личности в организации и т.д.
Можно сказать, что конфликты возникают по поводу какого-либо объекта, но их сущность выражается в предмете конфликта. Поэтому и разрешение или урегулирование конфликта в первую очередь связано с устранением не его объекта, а его предмета.
Необходимость классификации конфликтов продиктована потребностями поиска наиболее эффективного регулирования их различных видов. Классификация зависит от тех критериев, которые берутся за ее основу. Наиболее распространенные типологии конфликтов основаны на таких критериях, как: стороны конфликтов; характер потребностей, ущемление которых вызвало конфликт; направленность конфликта; временные параметры конфликта; результативность конфликтов.
В зависимости от участвующих сторон конфликты делятся на: внутриличностные, межличностные, между личностью и группой, межгрупповые, международные.
В аспекте потребностей, блокирование которых послужило предпосылкой конфликта, они могут делиться на: материальные, статусные – ролевые, духовные.
По направленности конфликты подразделяются на: горизонтальные, возникающие между равными участниками; вертикальные - между подчиненными и начальством; смешанные – конфликты, где представлены и коллеги, и руководители разных уровней.
По временным параметрам конфликты подразделяются на: кратковременные, быстротечные, длительные, продолжающиеся иногда годами и десятилетиями, какими нередко бывают государственные, национальные и религиозные конфликты.
По способу инициации выделяют: объективные (естественные), т.е. возникающие по стихийному стечению обстоятельств в соответствии со складывающейся обстановкой; субъективные (искусственные), специально инициируемые людьми.
По критерию результативности конфликты делятся на: конструктивные, то есть, ведущие к положительным последствиям для организации; деструктивные, когда взаимоотношения между людьми приобретают нецивилизованные формы, ведущие к отрицательным последствиям для организации.
Поэтому важнейшая задача руководителя любого уровня – решение проблем регулирования конфликтов, недопущение их перерастания из конструктивной в деструктивную форму, предотвращение разрастания конфликта.
Все эти типологии основываются на том, что конфликт – это явление социальное, что в нем всегда действуют субъекты, одаренные сознанием, преследующие свои цели и интересы.
В общем смысле причина конфликта – это то явление, которое предопределяет его появление. Но, необходимо отметить, что одно и то же явление вызывает конфликт у одних людей или социальных групп и не вызывает у других. Дело в том, что для одних людей это явление выступает как потребность, а для других – нет. Следовательно, вне потребностей конфликта не существует. Таким образом, то или иное явление только тогда является причиной конфликта, когда оно выступает для его субъектов как потребность.
Но наличие потребности хотя и является необходимым, но еще недостаточным условием возникновения конфликта. Если удовлетворение потребности не затрагивает интересы, ценности и чувства других людей, то конфликта не происходит. Конфликт возникает тогда, когда наблюдается дефицит явлений, выступающих как потребности у людей, вступающих во взаимодействие. Однако оказывается, что и этого необходимого фактора еще недостаточно для возникновения конфликта. Человек (социальная группа, общество) может объективно испытывать в чем-то нужду, но субъективно не осознавать то или иное явление как потребность. И в этом случае оно тоже не становится причиной конфликта. Таким образом, неосознанная потребность не выступает причиной конфликта.
Причиной конфликта является только осознанная потребность, которая выступает как интерес. Однако, опять же, не всякий интерес является причиной конфликта, а только тот, который связан с удовлетворением дефицитных потребностей, из-за овладения которыми и возникает противоречие и происходит столкновение сторон.
Таким образом, конечная причина всякого социального конфликта – это противоречие интересов между его субъектами: индивидами, социальными группами, общностями и обществами.
Любой конфликт – это форма выражения противоречия интересов.
При этом сами интересы могут быть материальными и идеальными, объективными и субъективными. Интересы могут быть как иллюзорными, или ложными, так и реальными, или истинными.
Противоречия интересов как основная причина конфликтов складываются по поводу самых различных факторов, которые можно подразделить на объективные и межличностные.
Объективными факторами могут быть факторы независимые от личностных качеств людей, их сознания и воли, ценностей и пристрастий. Это материальные блага, ресурсы, власть, должность, статус, общественные духовные ценности и так далее.
На уровне организации можно выделить следующие объективные причины конфликта: ограниченность ресурсов, подлежащих распределению; взаимозависимость ответственности и заданий; несогласованность целей разных групп работников; плохие коммуникации; нечеткое распределение прав и обязанностей; некомпетентность, несоответствие персонала занимаемой должности; чрезмерная загруженность сотрудников, превышающая личные возможности; неблагоприятный стиль руководства; плохие условия труда; инновации, нововведения на производстве; недостаточная разработанность правовых норм и процедур; слабая разработанность этических нормативов и отсутствие комитетов или комиссий по этике [2].