Управление конфликтами в трудовом коллективе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2014 в 18:34, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ конфликтных ситуаций и управление ими в трудовом коллективе.
Исходя из цели работы можно выделить следующие задачи:
1) раскрыть понятие конфликта;
2) систематизировать типы конфликтов;
3) выявить причины возникновения конфликтов;
4) представить методы и стили разрешения конфликтов.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………… ….3
1.Общая теория конфликта………………………………………………...….5
1.1 Понятие конфликта………………………………………………….…….5
1.2 Типы конфликтов………………………………………………….….….6
1.3 Причины конфликтов…………………………………………………. ….7
2.Методы и стили разрешения конфликтов ……..….……………………....9
Заключение………………………………………………………………… ...14
Список использованных источников………………………….………….....16

Файлы: 1 файл

Конфликты 16 стр.doc

— 93.00 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

«МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

им. Н.П. ОГАРЕВА»

 

Экономический факультет

 

Кафедра менеджмента

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

Вариант № 31

 «Управление конфликтами в трудовом коллективе»

 

 

 

      Выполнила: студентка 2 курса ЗФО

       направления менеджмент

                                                                                                  Синицына Елена Сергеевна

 

 

   Принял: доцент

                                                                                              Черкасова Оксана Васильевна

 

                                                                                                   ______________________

                                                                                                                                                                            отметка о зачете

 

 

 

 

 

 

Саранск 2014

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………… ….3

1.Общая теория конфликта………………………………………………...….5

1.1 Понятие конфликта………………………………………………….…….5

1.2  Типы  конфликтов………………………………………………….….….6

1.3 Причины конфликтов…………………………………………………. ….7

2.Методы и стили разрешения конфликтов ……..….……………………....9

Заключение………………………………………………………………… ...14

Список использованных источников………………………….………….....16

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Конфликт – это важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе. Это форма отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями. Существенная сторона социального конфликта состоит в том, что эти субъекты действуют в рамках некоторой более широкой системы связей, которая модифицируется под воздействием конфликта.

Социология конфликта исходит из того, что конфликт есть нормальное явление общественной жизни; выявление и развитие конфликта в целом полезное и нужное дело. Не стоит вводить людей в заблуждение с помощью мифа о всеобщей гармонии интересов. Общество достигнет более эффективных результатов в своих действиях, если не будет закрывать глаза на конфликты, а будет следовать определенным правилам, направленным на регулирование конфликтов.

Поскольку всякая организация есть своего рода объединение людей для совместной деятельности, в развитии их внутренних отношений наблюдаются определенные общие черты или признаки, понимание которых чрезвычайно важно.

Одна из таких общих черт состоит в том, что всякая организация проходит в своем развитии через серию внутренних конфликтов, она не может существовать без внутренней напряженности и без столкновений между определенными позициями, представленными в ней, между группировками людей.

Вся совокупность конфликтов, связана с методами управления ею. Управление - деятельность по разрешению конфликтов ради тех целей и задач. Руководитель призван разрешать частные конфликты, возникающие между подразделениями, между управляющими и работниками, между производителями и потребителями продукции, производителями и поставщиками исходных материалов, он рассматривает в качестве целей своей управленческой деятельности.

Тема данной работы имеет особую актуальность в настоящее время, так как сейчас особое внимание уделяется вопросам наиболее эффективного управления конфликтами в трудовом коллективе.

Целью данной работы является анализ конфликтных ситуаций и управление ими в трудовом коллективе.

Исходя из цели работы можно выделить следующие задачи:

1) раскрыть понятие конфликта;

2) систематизировать  типы конфликтов;

3) выявить причины возникновения конфликтов;

4) представить методы и стили разрешения конфликтов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                             

 

 

 

 

1. Общая теория конфликтов

 

1.1. Понятие конфликта

Как у многих понятий у конфликта имеется множество определений и толкований. Одно из них определяет конфликт как отсутствие согласия между двумя или более сторонами, которые могут быть конкретными лицами или группами. Каждая сторона делает все, чтобы была принята ее точка зрения или цель, и мешает другой стороне делать то же самое.

Когда люди думают о конфликте, они чаще всего ассоциируют его с агрессией, угрозами, спорами, враждебностью, войной и т.п. В результате, бытует мнение, что конфликт – явление всегда нежелательное, что его необходимо, по возможности избегать и что его следует немедленно разрешать, как только он возникнет.

Под конфликтом понимается столкновение противоположно направленных тенденций в психике отдельного человека, во взаимоотношениях людей, их формальных и неформальных объединений, обусловленное различием взглядов, позиций, целей. В организации конфликт всегда выливается в определенное поведение, действия, нарушающие интересы других.

Для конфликтов часто характерна неопределенность исхода, что обусловлено несовпадением интересов участников, их психологическими различиями, случайными обстоятельствами. Но тем не менее в ряде случаев последствия конфликтов прогнозируемы.

Обычно человек вступает в конфликт лишь в значимой для себя ситуации, когда не видит возможности ее изменить (иногда из солидарности). Но в большинстве случаев он старается не осложнять отношений и сохранять сдержанность.[1,с.177]

 

         

 

 

          1.2. Типы конфликтов

Классифицировать конфликты можно следующим способом:

1. Внутриличностный конфликт –  этот тип конфликта может принимать, различные формы из них наиболее распространена форма ролевого конфликта, когда одному человеку предъявляются противоречивые требования по поводу того, каким должны быть результаты его работы. Такой конфликт может возникнуть при низкой удовлетворенности работой, малой уверенностью в себе и в организации, а также со стрессом.

2. Межличностный конфликт –  это самый распространенный тип  конфликта. Чаще всего это борьба  руководителей за ограниченные  ресурсы, капитал или рабочую силу, время использования оборудования или одобрение проекта. Каждый считает, что он должен убедить вышестоящее руководство выделить ресурсы ему, а не другому.

Межличностный конфликт также может проявляться и как столкновение личностей. Люди с разными чертами характера, взглядами и ценностями иногда просто не в состоянии ладить друг с другом.

3. Конфликт между личностью и  группой. Этот конфликт займет  позицию, отличающуюся от позиции группы.

4. Межгрупповой конфликт. Организация  состоят из множества формальных  и неформальных групп. Неформальные группы, считают, что руководитель относится к ним несправедливо, могут крепко сплотиться и попытаться «расстаться» с ним снижением производительности.

Ещё конфликты классифицируются по степени проявления: скрытой и открытой.

Скрытые конфликты обычно затрагивают двух людей, которые до поры до времени стараются не показывать, что конфликтуют. А затем скрытый конфликт превратиться в открытый, когда у одного из них «сдают» нервы.

С точки зрения причин конфликтной ситуации выделяется три типа конфликтов. Первый — это конфликт целей. В этом случае ситуация характеризуется тем, что участвующие в ней стороны по-разному видят желаемое состояние объекта в будущем. Существует много методов разрешения таких конфликтов. Второй — это конфликт, вызванный тем, что участвующие стороны расходятся во взглядах, идеях и мыслях по решаемой проблеме. Разрешение таких конфликтов требует большего времени, чем разрешение конфликтов, связанных с противоречием целей. И наконец, третий — это чувственный конфликт, появляющийся в ситуации, когда у участников различны чувства и эмоции, лежащие в основе их отношений друг с другом как личностей. Люди просто вызывают друг у друга раздражение стилем своего поведения, ведения дел, взаимодействия.Такие конфликты труднее всего поддаются разрешению, так как в их основе лежат причины, связанные с психикой личности.[2,с.409]

 

1.3. Причины конфликтов

У всех конфликтов есть несколько причин. Основными причинами конфликта являются ограниченность ресурсов, которые нужно делить, взаимозависимость заданий, различия в целях, различия в представлениях и ценностях, различия в манере поведения, в уровне образования, а также плохие коммуникации.

Распределение ресурсов. Даже в самых крупных организациях ресурсы всегда ограничены. Руководство должно решить, как распределить материалы, людские ресурсы и финансы между различными группами, чтобы наиболее эффективным образом достигнуть целей организации. Выделить большую долю ресурсов какому-то одному руководителю, подчиненному или группе означает, что другие получат меньшую долю от общего количества. [8,с.249]

Таким образом, необходимость делить ресурсы почти неизбежно ведет к различным видам конфликта.

Взаимозависимость задач. Возможность конфликта существует везде, где один человек или группа зависят в выполнении задачи от другого человека или группы. Поскольку все организации являются системами, состоящих из взаимозависящих элементов, при неадекватной работе одного подразделения или человека взаимозависимость задач может стать причиной конфликта.

Различия в целях. Возможность конфликта увеличивается по мере того, как организации становятся более специализированными и разбиваются на подразделения. Это происходит потому, что специализированные подразделения сами формулируют свои цели и могут уделять большее внимание их достижению, чем целей всей организации.

Различия в представлениях и ценностях. Представление о какой-то ситуации зависит от желания достигнуть определенной цели. Вместо того чтобы объективно оценивать ситуацию, люди могут рассматривать только те взгляды, альтернативы и аспекты ситуации, которые, по их мнению, благоприятны для их группы и личных потребностей. Эта тенденция была выявлена в исследовании, где руководители отдела сбыта, кадровые службы и службы связи с клиентами попросили решить одну проблему. И каждый считал, что с проблемой может справиться только его функциональное подразделение.

Различия в ценностях – весьма распространенная причина конфликта. Конфликты часто возникают в университетах между факультетами, ориентированными на образование.

Конфликты также часто зарождаются в организациях здравоохранения между административным персоналом, который стремится к эффективности и рентабельности, и медицинским персоналом, для которого большей ценностью является качество оказываемой больным помощи.

Неудовлетворительные коммуникации. Плохая передача информации является как причиной, так и следствием конфликта. Она может действовать как катализатор конфликта, мешая отдельным работникам или группе понять ситуацию или точки зрения других. Если руководство не может довести до сведения подчиненных, что новая схема оплаты труда, увязанная с производительностью, призвана не «выжимать соки» из рабочих, а увеличить прибыль компании и ее положение среди конкурентов. Подчиненные могут отреагировать таким образом, что замедлят темп работы. Другие распространенные проблемы передачи информации, вызывающие конфликт, - неоднозначные критерии качества, неспособность точно определить должностные обязанности и функции всех сотрудников и подразделений, а также предъявление взаимоисключающих требований к работе. Эти проблемы могут возникнуть или усугубляться из-за неспособности руководителя разработать до сведения подчиненных точное описание должностных обязанностей.

 

                       2. Методы и стили разрешения конфликтов

 

Существует несколько эффективных способов управления конфликтной ситуацией. Их можно разделить на две категории: структурные и межличностные.

Руководителям не стоит считать причиной конфликтных ситуаций простое различие в характерах. Конечно, это различие может явиться причиной конфликта в каком-то конкретном случае, но оно - лишь один из факторов, которые могут вызвать конфликт.

Руководитель должен начать с анализа фактических причин, а затем использовать соответствующую методику. Уменьшить возможность конфликта можно, применяя методики разрешения конфликта.[10,с.42]

 Структурные методы  разрешения конфликта

          Разъяснение требований к работе. Одним из лучших методов управления, предотвращающий дисфункциональный конфликт, - разъяснение того, какие результаты ожидаются от каждого сотрудника и подразделения. Здесь должны быть упомянуты такие параметры как уровень результатов, который должен быть достигнут, кто предоставляет и кто получает различную информацию, система полномочий и ответственности, а также четко определены политика, процедуры и правила. Причем, руководитель уясняет все эти вопросы не для себя, а с тем, чтобы его подчиненные хорошо поняли, чего ждут от них и в какой ситуации.

Координарные и интеграционные механизмы. Еще один метод управления конфликтной ситуацией - это применение координационного механизма. Один из самых распространенных механизмов - цепь команд. Как еще давно отмечал Вебер и представители административной школы, установление иерархии полномочий упорядочивает взаимодействие людей, принятие решений и информационные потоки внутри организации.[9,с.115]

Если два или более подчиненных имеют разногласия по какому-то вопросу, конфликта можно избежать, обратившись к их общему начальнику, предлагая ему принять решение, принцип единоначалия облегчает использование иерархии для управления конфликтной ситуацией, так как подчиненный прекрасно знает, чьим решениям он должен подчиняться.

В управлении конфликтной ситуацией очень полезны средства интеграции, такие как управленческая иерархия, использование служб, осуществляющих связь между функциями: межфункциональные группы, целевые группы и межотдельские совещания. Исследования показали, что организации, которые поддерживали нужный для них уровень интеграции, добились большей эффективности, чем те, которые не сделали этого.

Общеорганизационные комплексные цели. Это еще один структурный метод управления структурной ситуацией. Эффективное осуществление этих целей требует совместного усилия двух или более сотрудников, групп или отделов. Идея, которая заложена в эти высшие цели – направить усилия всех участников на достижение общей цели.

Информация о работе Управление конфликтами в трудовом коллективе